ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-18035/13 от 07.10.2013 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                       Дело № А51-18035/2013

14 октября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2013 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2013 года .

          Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Карандашовой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Грабовой О.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Анаис-Лтд» (ИНН 7195967,  ОГРН 1027739624615, дата гос.регистрации 21.10.1997)

к  Управлению Федерального Казначейства по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата гос.регистрации 27.08.1993), Администрации городского округа ЗАТО город Фокино (ИНН<***>, ОГРН<***>, дата гос.регистрации 28.12.1998)

о признании незаконными действий  государственных органов, обязании совершить действия,

при участии:

от заявителя: до перерыва - адвокат Юрченко  Л.А., доверенность от 2.07.2013 со спец.полн,  пост., после перерыва -  ФИО1, доверенность  77 АА  9033586 от 07.06.2013 со спец.полн., пост.,

от администрации  городского  округа  ЗАТО г.Фокино: начальник  юридического  отдела ФИО2, доверенность от  29.05.2013 № 24-дов со спец.полн., пост., начальник   финансового управления  городского  округа  ЗАТО г.Фокино ФИО3,  доверенность от  25.09.2013 № 47-дов. со спец.полн., пост.,

от  УФК по Приморскому краю: главный казначей отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов  ФИО4, доверенность от 23.09.2013 № 20-11-30/56 на предст.интересов, пост, главный специалист-эксперт  Пак  А.И., доверенность от 27.05.2013 № 20-11-30/42 на предст.инт., пост.,

установил: ООО «Анаис-Лтд» обратилось в суд с заявлением, просит признать не законными действия Управления  Федерального  казначейства по Приморскому краю и администрации  городского округа  ЗАТО г.Фокино по не исполнению решения суда по делу А51-1525/2011 от 02.08.2012г., обязать Управление Федерального казначейства по Приморскому краю приостановить  операции по  расходованию средств на всех лицевых счетах должника,  включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений: «Отдел культуры городского округа ЗАТО г.Фокино», «Финансовое управление  городского округа ЗАТО г.Фокино», «Управление единого заказчика администрации  городского  округа ЗАТО  г.Фокино», «Управление муниципальной собственности городского округа ЗАТО г.Фокино» до момента исполнения  должником своих  обязательств  по исполнительному листу № 004683895 в полном объеме, обязать Администрацию городского  округа  ЗАТО г.Фокино в десятидневный срок с даты  принятия  решения  предоставить  необходимую информацию  Управлению Федерального  казначейства по Приморскому краю о  структурных подразделениях органа местного самоуправления.

                   В ходе рассмотрения  спора заявитель  уточнил 2 и 3 требования, попросив изложить  их в редакции, указанной в  заявлении об уточнении исковых требований.

          Заявитель  в судебном заседании уточнил, что его требование относительно  обязания  предоставить  структуру администрации  основано на  приказе Федерального казначейства 24н от 29.12.2012.

          УФК по Приморскому краю требования  заявителя оспорило, ссылаясь на то, что в перечне  городского округа  ЗАТО г.Фокино отсутствуют структурные (обособленные) подразделения  администрации и, соответственно, им не открыты  лицевые счета в Управлении. В пределах предоставленных  органам Федерального казначейства  полномочий, отделом № 34 Управления приняты все меры  в отношении должника – администрации.

          Администрация  городского  округа  ЗАТО г.Фокино  полагает исковые требования незаконными, поскольку должником по судебному решению является  муниципальное образование, исполнительные листы должны направляться  взыскателем в  финансовый  орган  муниципального  образования – Финансовое  управление  городского  округа  ЗАТО город Фокино. Ответчик  также указал, что  отдел культуры городского  округа ЗАТО город Фокино, Управление  образования администрации  городского  округа ЗАТО город Фокино, Управление  единого заказчика администрации  городского  округа ЗАТО город Фокино,  Управление  муниципальной собственности городского  округа ЗАТО город Фокино,  Финансовое управление городского  округа ЗАТО город Фокино являются юридическими лицами и не являются  обособленными структурными подразделениями  администрации  городского округа ЗАТО город Фокино.

          Выслушав доводы заявителя и возражения ответчиков, суд считает, что требования  ООО «Анаис-Лтд» подлежат удовлетворению частично в силу следующего.

РешениемАрбитражного  суда Приморского края от 12.05.2011 по делу № А51-1525/2011 с городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края в лице Муниципального учреждения администрация городского округа ЗАТО город Фокино (ИНН <***>, ОГРН <***>) за счет казны городского округа город Фокино в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Анаис-Лтд» (ИНН <***>, ОГРН <***>) взыскано 88 535 601 руб. 47 коп. основного долга.

          Определением суда от 02.08.2011 по делу № А51-1525/2011на стадии исполнения судебного  акта Арбитражным судом Приморского края было утверждено мировое соглашение, достигнутое между Обществом с ограниченной ответственностью «Анаис-ЛТД» (истец) и городским округом ЗАТО г. Фокино в лице администрации городского округа ЗАТО город Фокино (ответчик).

          По ходатайству заявителя в связи с неисполнением  ответчиком условий мирового  соглашения, Арбитражным судом  Приморского края 20.09.2012 выдан исполнительный лист серия АС № 004683895, который  был предъявлен на исполнение в отделение  по городу Фокино УФК по Приморскому краю.

          Отделение  по городу Фокино УФК по Приморскому краю с 26.12.2012 приостановило  операции  по расходованию средств на  лицевом счете должника (администрации городского  округа  ЗАТО г.Фокино); операции по расходованию средств на расчетных счетах структурных подразделений администрации указанного городского округа Управлением Федерального казначейства приостановлены не были со ссылкой на  отсутствие в предоставленном  Перечне городского  округа  ЗАТО  г.Фокино структурных (обособленных) подразделений администрации, которым открыты счета в Управлении.

          Заявитель оспорил действия администрации муниципального  образования  и   УФК по Приморскому краю в суде, посчитав, что  5 структурных подразделений администрации городского  округа  ЗАТО г.Фокино с правами  юридического лица: управление образования,  отдел культуры,  финансовое управление, управление единого заказчика и управление муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино  имеют лицевые счета в УФК по Приморском краю.

Пунктами 1, 2,3 ст. 242.5 Бюджетного  кодекса РФ предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 ст. 242.5 Бюджетного  кодекса РФ, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, как следует из  п.7 ст. 242.5 БК РФ, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Как следует из представленных в материалы дела:  решения Думы  городского  округа ЗАТО город Фокино «Об утверждении  структуры администрации  городского  округа ЗАТО город Фокино» от 31.01.2013 № 11-МПА, решения Думы городского  округа ЗАТО город Фокино «О внесении  изменений  в решение Думы городского округа ЗАТО город Фокино от 31.01.2013 № 11-МПА «Об утверждении  структуры администрации  городского  округа ЗАТО город Фокино» от 28.02.2013 № 29-МПА, решения Думы городского  округа ЗАТО город Фокино «О внесении  изменений  в решение Думы городского округа ЗАТО город Фокино от 31.01.2013 № 11-МПА «Об утверждении  структуры администрации  городского  округа ЗАТО город Фокино» от 28.03.2013 № 40-МПА, решения Думы городского  округа ЗАТО город Фокино «Об утверждении Положения  об Управлении  единого  заказчика  администрации городского  округа ЗАТО  город Фокино» от 31.01.2013 № 19-МПА, решения Думы городского  округа ЗАТО город Фокино «О внесении  изменений  в решение Думы городского округа ЗАТО город Фокино от 31.01.2013 № 19-МПА «Об утверждении Положения  об Управлении  единого  заказчика  администрации городского  округа ЗАТО  город Фокино» от 28.03.2013 № 42-МПА, решения Думы городского  округа ЗАТО город Фокино «Об утверждении Положения  об Отделе культуры администрации городского  округа ЗАТО  город Фокино» от 28.02.2013 № 30-МПА, решения Думы городского  округа ЗАТО город Фокино «Об утверждении Положения  об Финансовом управлении городского  округа ЗАТО  город Фокино» от 28.02.2013 № 32-МПА, решения Думы городского  округа ЗАТО город Фокино «Об утверждении Положения  «Об Управлении муниципальной собственности городского  округа ЗАТО  город Фокино» от 28.03.2013 № 41-МПА, в структуру администрации  городского  округа ЗАТО  город Фокино входят, в том числе: управление образования с правом юридического лица,  отдел культуры с правом юридического лица,  финансовое  управление с правом юридического лица, управление единого заказчика с правом юридического лица,  управление  муниципальной собственности  городского округа ЗАТО город Фокино с  правом юридического лица.

Данным юридическим лицам, как следует из перечня участников бюджетного процесса городского округа ЗАТО  город  Фокино по состоянию на  18.09.2013 и информации  об открытых лицевых счетах по ТОФК 2034  по состоянию на  18.09.2013, заявлений  на открытие  лицевых счетов, были открыты лицевые счета в Отделении  по г.Фокино  Управления  Федерального  казначейства  по Приморскому краю. Согласно п.9 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства (приложение к приказу Казначейства России от 29.12.2012 N 24н, далее – Порядка), открытие лицевых счетов участникам бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (муниципального образования, территориального государственного внебюджетного фонда) осуществляется в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, включенным в Перечень участников бюджетного процесса по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, в связи с чем суд считает, что ссылка УФК по Приморскому краю на невключение указанных структурных подразделений в Перечень участников бюджетного  процесса не соответствует п.9 Указанного порядка.

Суд также учитывает, что согласно решению Арбитражного  суда Приморского края от 12.05.2011 по делу № А51-1525/2011, требования подлежат удовлетворению за счет казны городского округа город Фокино, в состав которой, согласно положениям ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации,  входят средства местного бюджета и  иное муниципальное  имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и  учреждениями. Финансирование  лицевых счетов указанных заявителем  структурных подразделений ответчика осуществляется за счет средств местного бюджета.

Должником по исполнительному документу является муниципальное образование  в лице администрации  городского округа ЗАТО город Фокино, что соответствует тексту решения от 12.05.2011 по делу № А51-1525/2011 и п.п.1 и 2 постановления Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений. Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.

Исходя из изложенного, суд считает, что указанные юридические лица являются структурными (обособленными) подразделениями  администрации городского  округа ЗАТО город Фокино в смысле ст. 242.5 БК РФ, в связи с чем отказ Управления Федерального казначейства по Приморскому краю от приостановления операций по лицевым счетам данных  структурных подразделений является незаконным, поскольку не соответствует положениям ст. 242.5 Бюджетного  кодекса РФ.

Суд считает, что  требование  заявителя о приостановлении  операций по  лицевым счетам: Финансового управления городского округа ЗАТО город Фокино, Управления муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино,      Управления единого заказчика администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Управления образования администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Отдела культуры городского округа ЗАТО город Фокино соответствует требованиям ст. 242.5 Бюджетного  кодекса и подлежит удовлетворению.

Суд считает, что неисполнение администрацией городского  округа ЗАТО город Фокино (неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также нарушение должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу) решения суда по делу А51-1525/2011 также является нарушением ст. 242.5 БК РФ.

Ссылка ответчика на ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации  судом отклоняется, поскольку в указанной статье не дается понятие «структурное (обособленное) подразделение».

          Вывод ответчика о необходимости применения положений  ч.4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку указанные положения не  подлежат применению  в случае исполнения  судебных актов о взыскании  денежных средств в порядке субсидиарной ответственности  главных распорядителей  средств местного бюджета.

В удовлетворении  требований  об обязании Администрации городского округа ЗАТО город Фокино в десятидневный срок с даты принятия решения предоставить Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю утвержденную структуру Администрации городского округа ЗАТО город Фокино суд отказывает по следующим основаниям.

          Пунктами 89 и 90 Порядка предусмотрено, что заполнение Перечня участников бюджетного процесса осуществляется финансовым органом муниципального образования, орган Федерального казначейства при приеме от финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) Перечня участников бюджетного процесса проверяет его на соответствие форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, правильность его формирования в соответствии с требованиями пункта 89 настоящего Порядка и отсутствие исправлений.

          Исходя из изложенного, суд считает, что предоставление Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю утвержденной структуры Администрации городского округа ЗАТО город Фокино не предусмотрено Порядком, иного нормативного обоснования  заявленных требований заявителем суду не представлено.

          Расходы по уплате государственной  пошлины  относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Суд, руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Признать не законными действия Управления  Федерального  казначейства по Приморскому краю и администрации  городского округа  ЗАТО г.Фокино по не исполнению решения суда по делу А51-1525/2011 от 02.08.2012г. как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Управление Федерального казначейства по Приморскому краю приостановить операции по расходованию средств до исполнения решения  Арбитражного суда Приморского края по делу А51-1525/2011 от 02.08.2012г. на лицевых счетах:

1. Финансовое управление городского округа ЗАТО город Фокино: лицевой счет ГРБС, РБ – 01203012050, лицевой счет ПБС – 03203012050, лицевой счет АДБ – 04203012050, лицевой счет АИВФДБ- 08203012050.

2. Управление муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино: лицевой счет ПБС – 03203012590, лицевой счет АДБ – 04203012590, лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении -05203012590, лицевой счет АДБ – 04202012590, лицевой счет АДБ – 04201012590.

3.       Управление единого заказчика администрации городского округа ЗАТО город Фокино :-лицевой счет - ГРБС, РБС - 0120201770 -лицевой счет ПБС – 03203201770, -лицевой счет АДБ – 04203201770.

4. Управление образования администрации городского округа ЗАТО город Фокино : -лицевой счет - ГРБС, РБС - 01203202060 -лицевой счет ПБС – 03203202060,-   лицевой счет АДБ – 04203202060.

5. Отдел культуры городского округа ЗАТО город Фокино : -лицевой счет - ГРБС, РБС – 012032002050 -лицевой счет ПБС - 03203202050-лицевой счет АДБ – 04203202050.

В удовлетворении  требований  об обязании Администрации городского округа ЗАТО город Фокино в десятидневный срок с даты принятия решения предоставить Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю утвержденную структуру Администрации городского округа ЗАТО город Фокино отказать.

Взыскать с Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в пользу  общества с ограниченной ответственностью «Анаис-Лтд» государственную пошлину по заявлению на 1 000 (одна тысяча) рублей; в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Взыскать с администрации  городского округа  ЗАТО город Фокино в пользу  общества с ограниченной ответственностью «Анаис-Лтд» государственную пошлину по заявлению на 1 000 (одна тысяча) рублей; в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

  Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

                    Судья                                                         Карандашова Е.В.