АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-18144/2016
12 сентября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2016 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2016 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовым В.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело позаявлениюИнспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 29.12.2012, место нахождения: Приморский край, Владивосток, ул. Светланская 22)
к автономной некоммерческой организации "Спортивный клуб острова Русский" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 13.12.2010, место нахождения: Приморский край, Владивосток, ул. Снеговая 64)
о привлечении к административной ответственности
при участии: стороны не явились, извещены;
установил:Инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее – Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении автономной некоммерческой организации "Спортивный клуб острова Русский" (далее – АНО «СК острова Русский», спортивный клуб) к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ по протоколу об административном правонарушении № 288 от 07.07.2016.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В связи с этим дело рассматривается в их отсутствие по имеющимся материалам в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.
Согласно доводам Инспекции, изложенным в заявлении, собранным административным материалом установлен факт (событие) совершения ответчиком административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьей 19.5 КоАП РФ. Поскольку в его действиях усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьей 19.5 КоАП РФ, Инспекция просит привлечь правонарушителя к административной ответственности за совершенное правонарушение.
Ответчик письменный отзыв не представил, пояснений по факту вменяемого административного правонарушения не дал.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
04.08.2015 в Инспекцию поступило обращение гражданина с просьбой провести проверку в отношении АНО «СК острова Русский» по факту строительства базы «Novikcountryclub», расположенного по адресу: г.Владивосток, остров Русский, пос.Мелководный.
На основании данного обращение Инспекций издано распоряжение №761-п от 12.10.2015 о проведении в отношении АНО «СК острова Русский» документарной проверки, в рамках которой были запрошены следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; копию разрешения на строительство (оригинал на обозрение); материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов; схема планировочной организации земельного участка, схемы, отображающие архитектурные решения; цветовое решение фасада; сведения об инженерном оборудовании, сводный план инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта к инженерным сетям; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект производства работ); копию заключения экспертизы проектной документации; копию договора генерального подряда, подряда (услуг); приказы на лиц ответственных за производство работ, ведение технического надзора, ведения строительного контроля.
В ходе проведения 07.12.2015 документарной проверки пояснения и запрещенные документы представлены не были, в связи с чем составлен акт №761-п и выдано предписание №01/509/15 с требованием в срок до 07.03.2016 устранить нарушения градостроительного законодательства и представить запрошенные документы.
01.03.2016 АНО «СК острова Русский» обратилось в Инспекцию с ходатайством о продлении срока исполнения предписания на три месяца, которое было удовлетворено, срок продлен до 07.06.2016.
На основании распоряжения от 06.06.2016 № 259-п Инспекцией в период с 04.07.2016 по 07.07.2016 была назначена внеплановая выездная проверка АНО «СК острова Русский» с целью проверки исполнения предписания №01/509/15 от 07.12.2015.
В ходе данной проверки административный орган установил, что предписание №01/509/15 от 07.12.2015 не исполнено в полном объеме.
Результаты данной проверки зафиксированы в акте № 259-п от 07.07.2016.
24.12.2015 по факту невыполнения АНО «СК острова Русский» предписания №01/509/15 от 07.12.2015, Инспекцией составлен протокол по делу об административном правонарушении №288, в котором ее действия квалифицированы в соответствии с ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Материалы административного дела в порядке пункта 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения вопроса о привлечении АНО «СК острова Русский» к административной ответственности.
Суд, рассмотрев материалы дела, считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, административная ответственность предусмотрена за неисполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.
Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По правилам пункта 1 части 1 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется, в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Согласно пункту 1 части 2 этой же статьи предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.
В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Пунктом 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 №54, установлено, что задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушения соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В связи с указанным, законность соответствующего правоприменительного акта выступает важным квалифицирующим признаком административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Кроме того, при решении вопроса о наличии в деянии ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, суду необходимо установить, в частности, законность возложения на лицо обязанности по исполнению требований предписания, было ли известно ответчику о возложении на него обязанности совершить действия, указанные в предписании, в установленный данным предписанием срок, имелась ли у него объективная возможность исполнить предписание об устранении нарушений.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Как установлено судом из материалов дела, согласно предписанию № 01/509/2015 от 07.12.2015, АНО «СК острова Русский» в срок 07.06.2016 (с учетом продления) обязана была представить следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; копию разрешения на строительство (оригинал на обозрение); материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов; схема планировочной организации земельного участка, схемы, отображающие архитектурные решения; цветовое решение фасада; сведения об инженерном оборудовании, сводный план инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта к инженерным сетям; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект производства работ); копию заключения экспертизы проектной документации; копию договора генерального подряда, подряда (услуг); приказы на лиц ответственных за производство работ, ведение технического надзора, ведения строительного контроля.
Из протокола об административном правонарушении №288 от 07.07.2016 следует, что АНО «СК острова Русский» вменяется в вину неисполнение в срок до 07.06.2016 предписания №01/509/15 от 07.12.2015.
Оценив данные обстоятельства в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с материалами дела, суд приходит к выводу о том, что материалами дела состав вменяемого административного правонарушения не доказан, в силу следующего.
По правилам частей 1, 2 статьи 51 ГрК РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
По правилам частей 1, 2 статьи 51 ГрК РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 ГрК РФ наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация готовится на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 ГрК РФ). Частью 1 статьи 49 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 названной статьи.
Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Анализ названных норм права показывает, что застройщик вправе приступить к строительству либо к реконструкции объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство (реконструкцию) такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
При этом предоставление застройщиком предусмотренных в статье 51 ГрК РФ документов, необходимых для строительства (реконструкции) является обязательным и исполнение такой обязанности необходимо совершить перед началом строительства (реконструкции).
Как установлено судом, предписание от 07.12.2015 №01/509/15 выдано по результатам проведения документарной проверки по факту непредставления спортивным клубом запрошенной документации.
При этом из представленных Инспекцией в материалы дела фотоматериалов к акту проверки от 07.07.2016 №259-п следует, что работы на объекте не ведутся, рабочие и строительная техника отсутствует.
Из ходатайства АНО «СК острова Русский» от 01.03.2016 о продлении срока исполнения предписания судом установлено, что в настоящий момент земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:674, на котором расположен указанный выше многофункциональный комплекс, имеет целевое назначение для строительства объектов Дальневосточного Государственного университета и конференц-центра и находится в собственности Российской Федерации.
В границах указанного выше земельного участка также расположены иные объекты недвижимости, которые закреплены на праве хозяйственного ведения за Дальневосточным Государственным университетом. Под данными объектами сформирован земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:63579, площадью 7100 кв.м., в границы которого в том числе входит многофункциональный комплекс.
В настоящий момент заключается договор аренды в отношении указанного выше земельного участка, а также четырех отдельностоящих объектов капитального строительства, для целей организации спортивной гребной базы для студентов. Данный договор будет заключен в течение марта 2016 года на срок не менее трех лет.
Кроме того, в производстве Арбитражного суда Приморского края имеется дело №А51- 40899/2013 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о сносе самовольной постройки - указанного многофункционального комплекса, в рамках которого судом будет дана оценка обстоятельствам, является ли указанный объект капитальным сооружением или нет.
Оценив данные обстоятельства в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с материалами дела, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания полагать, что предписание от 07.12.2015 №01/509/15, выданное по результатам документарной проверки направлено на устранение нарушения, выразившегося в осуществлении строительных работ спорного объекта капитального строительства при отсутствии указанных документов, поскольку, актом проверки от 07.07.2016 №259-п, факт осуществления строительных работ объекта капитального строительства не зафиксирован.
Из содержания акта поверки и выданного на его основании предписания от 07.12.2015 №01/509/15 не усматривается на прекращение каких нарушений и их последствий было направлено требование о предоставлении разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, положительного заключения экспертизы проектной документации и общего журнала работ и исполнительной документации.
Следовательно, требование Инспекции в срок до 07.06.2016 предоставить разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, положительное заключение экспертизы проектной документации, общий журнал работ и исполнительную документацию, при отсутствии фактического осуществления обществом строительных работ на спорном объекте, противоречит положениям статей 49, 51 ГрК РФ.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 № 309-КГ15-209 по делу № А07-7616/2014.
Следовательно, предписание от 07.12.2015 №01/509/15 в части непредставления запрошенных документов, не соответствует принципу исполнимости.
В связи с чем в действиях АНО "СК острова Русский" отсутствует состав вменяемого правонарушения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии события квалифицируемого в соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ административного правонарушения и об отсутствии оснований для привлечения АНО "СК острова Русский" к административной ответственности.
На основании изложенного, заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении заявленного требования о привлечении автономной некоммерческой организации "Спортивный клуб острова Русский"к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ по протоколу № 288 от 07.07.2016.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Чугаева И.С.