АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-18184/2018
10 октября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена октября 2018 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2018 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатовой К.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюакционерного общества "АЛЬЯНСГРУПП ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 20.10.2015)
к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 29.12.2012)
об отмене постановления № 05-178/2018 по делу об административном правонарушении в области долевого строительства от 14.08.2018
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился, извещен;
от ответчика – ведущий консультант отдела ФИО1 по доверенности от 07.11.2017 №52/14, сроком действия 1, служебное удостоверение.
установил:
Акционерное общество «АЛЬЯНСГРУПП ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО» (далее - заявитель, общество, АО «АЛЬЯНСГРУПП ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО») обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.08.2018 № 05-178/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Заявитель в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте проведения предварительного судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд, в соответствии с частью 1 статьи 136 АПК РФ, проводит предварительное судебное заседание в отсутствие заявителя.
Суд, с учетом отсутствия возражений от представителей сторон относительно перехода из предварительного судебного заседания в судебное разбирательство с рассмотрением дела по существу, признает дело подготовленным к судебному разбирательству и в порядке п. 5 ст. 136 и п. 4 ст. 137 АПК РФ, завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.
Заявитель по тексту заявления указал, что 14.08.2018 Инспекцией вынесено постановление №05-178/2018 с нарушением требований законодательства Российской Федерации и пропуском срока давности привлечения к административной ответственности. Также указал, что административным органом не учтено внесение изменений от 20.02.2018 в проектную декларацию, согласно которой продлен срок на строительство до 30.12.2018. В связи с чем полагает, что срок о внесении изменений в разрешительную документацию застройщика заявителем не нарушен.
Административный орган в судебном заседании требования заявителя оспорил, по тексту письменного отзыва указал, что срок для привлечения к административной ответственности инспекцией не пропущен. Считает, что в действиях АО «АЛЬЯНСГРУПП ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
При рассмотрении материалов дела, суд установил, что на основании мотивированного представления от 21.05.2018 № 05/22/18 и распоряжения руководителя инспекции от 21.05.2018 № 328-п, в период с 13.06.2018 по 18.06.2018 инспекцией проведена внеплановая проверка соблюдения АО «АЛЬЯНСГРУПП ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО» обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ) при строительстве объекта: «17-ти этажный жилой дом со встроенными офисными помещениями в районе ул. Крестьянской в г. Уссурийске», расположенного по адресу: <...>.
Уведомлением от 21.05.2018 № 52-05-06-2590 инспекция известила общество о проведении внеплановой проверки, которое направило заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении на адрес фактического местонахождения юридического лица. Уведомление получено 28.05.2018 АО «АльянсГрупп Инвестиции и Строительство» (согласно росписи от 28.05.2018 ФИО2 в получении уведомления от 21.05.2018 № 52-05-06-2590).
В ходе проверки было установлено, что согласно, информации содержащейся в проектной декларации по вышеуказанному объекту, размещённой на официальном сайте http://dol.minstroyrf.ru/ и на официальном сайте застройщика, в разделе 12.3 (информация о кадастровом номере и площади земельного участка, на котором осуществляется строительство (создание)) указано два участка 25:34:017001:1092 и 25:34:017001:12872.
Вместе с тем, согласно разрешения на строительство №25-311000-203-2016 от 31.05.2016, кадастровый номер участка на котором планируется осуществлять строительство - 25:34:017001:1092.
Кроме того, в разделе 15.1 (О количестве в составе строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости жилых помещений и нежилых помещений), указано количество нежилых помещений 151, в том числе 30 машино-мест и 121 нежилое помещение.
Однако, согласно проектной документации на строительство вышепоименованного объекта от 2017 года, шифр - Э 1502-КЖ2 изм. 1, количество нежилых помещений составляет 2.
Таким образом, проектная декларация, размещенная на официальном сайте http://dol.minstroyrf.ru/, утвержденном приказом Минстроя России от 10.01.2018 N 3/пр, а также на официальном сайте застройщика http://alliancegroupdom.ru/ содержит не достоверную информацию.
Согласно, изменений № 11 в проектную декларацию в 5 редакции, направленных в инспекцию 20.02.2018 (вх. № инспекции 52-1394 от 20.02.2018), срок разрешения на строительство от 31.05.2016 № 25-311000-203-2016 продлен до 30 декабря 2018 года, при этом дата внесения соответствующих изменений в разрешение на строительство 8 февраля 2018года.
Таким образом, АО «АльянсГрупп Инвестиции и Строительство» нарушен срок внесения и опубликования изменений в проектную декларацию.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки.
По факту совершения административного правонарушения в отношении АО «АлъянсГрупп Инвестиции и Строительство» 18.06.2018административным органом составлен протокол по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Определением от 06.07.2018 Инспекцией регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 31.07.2018 в 11 часов 00 минут и было получено АО «АлъянсГрупп Инвестиции и Строительство» - (согласно росписи на уведомлении от 09.08.2018 ФИО3 в получении определения).
14.08.2018 Инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края вынесла постановление №05-178/2018, которым АО «АЛЬЯНСГРУПП ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав, что оно не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ законность оспариваемого постановления в полном объеме, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела общество привлечено по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ, за нарушения пункта 3 части 2 статьи 3.1, частей 4,5, 6 статьи 19 Закона № 214-ФЗ.
Часть 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 23 Закона № 214-ФЗ инспекция, как уполномоченный орган вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в установленный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона № 214-ФЗ предусмотрено, что застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с названным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Закона № 214-ФЗ застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений, ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных п.6 ч.1 ст. 20 (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату) настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 19 Закона № 214-ФЗ вышеуказанные изменения (ч. ч. 4, 5 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ) подлежат размещению на официальном сайте застройщика и направляются застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона (Инспекция РСН и КДС Приморского края), с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указанном в части 2 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию. Такие изменения подлежат направлению застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона (Инспекция РСН и КДС Приморского края).
Приказом Минстроя России от 10.01.2018 № 3/пр «Об определении официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предназначенного для заполнения застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, электронной формы проектной декларации" официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предназначенным для заполнения застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, электронной формы проектной декларации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, с 28.01.2018 определен сайт http://dol.minstroyrf.ru.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3.1 Закона 214-ФЗ, на официальном сайте застройщика в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением средств участников долевого строительства, в электронном виде должна быть размещена проектная декларация, а также внесенные в нее изменения.
Согласно, информации содержащейся в проектной декларации по вышеуказанному объекту, размещённой на официальном сайте http://dol.minstroyrf.ru/ и на официальном сайте застройщика, в разделе 12.3 (информация о кадастровом номере и площади земельного участка, на котором осуществляется строительство (создание)) указано два участка 25:34:017001:1092 и 25:34:017001:12872.
Вместе с тем, согласно разрешения на строительство №25-311000-203-2016 от 31.05.2016, кадастровый номер участка на котором планируется осуществлять строительство - 25:34:017001:1092.
Кроме того, в разделе 15.1 (О количестве в составе строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости жилых помещений и нежилых помещений), указано количество нежилых помещений 151, в том числе 30 машино-мест и 121 нежилое помещение.
Однако, согласно проектной документации на строительство вышепоименованного объекта от 2017 года, шифр - Э 1502-КЖ2 изм. 1, количество нежилых помещений составляет 2.
Согласно, изменений № 11 в проектную декларацию в 5 редакции, направленных в инспекцию 20.02.2018 (вх. № инспекции 52-1394 от 20.02.2018), срок разрешения на строительство от 31.05.2016 №25-311000-203-2016 продлен до 30 декабря 2018, при этом дата внесения соответствующих изменений в разрешение на строительство 8 февраля 2018.
Опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений - запрещено законом и влечет административную ответственность.
Таким образом, проектная декларация, размещенная на официальном сайте http://dol.minstroyrf.ru/, утвержденном приказом Минстроя России от 10.01.2018 № 3/пр, а также на официальном сайте застройщика http://alliancegroupdom.ru/ содержит не достоверную информацию, а также АО «АльянсГрупп Инвестиции и Строительство» нарушен срок внесения и опубликования изменений в проектную декларацию
Факт допущенных нарушений части 2 статьи 14.28 КоАП РФ подтверждается материалами дела.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства о долевом участии в строительстве и невозможности размещения достоверной информации в силу объективных, не зависящих от него причин, заявитель в суд не представил.
При таких обстоятельствах, вывод административного органа о доказанности состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, является обоснованным.
Оспариваемое обществом постановление вынесено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Исключительных оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ малозначительного судом не усматривается в силу следующих обстоятельств.
На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Следовательно, совершение правонарушения впервые, отсутствие вреда, устранение нарушения являются смягчающими ответственность обстоятельствами, но не освобождают заявителя от административной ответственности за совершенное правонарушение.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, является формальным и для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
Допущенные обществом правонарушения по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ посягает на государственный порядок правоотношений в сфере долевого строительства многоквартирных домов и представляют угрозу охраняемых законом общественным отношениям, которые в рассматриваемом случае заключаются в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, являющемся основополагающим и обязательным условием осуществления деятельности в области строительства.
Кроме того, данная позиция, отражена в Обзоре судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» (утв. Президиумом Верховного суда РФ 19.07.2017).
Между тем, суд считает необходимым снизить размер административного штрафа наложенного по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ по постановлению от 14.08.2018 № 05-178/2018, подлежащего взысканию с общества, до 100 000 рублей в связи со следующим.
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении юридическому лицу административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из материалов дела следует, что ранее общество не привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, доказательств обратного в нарушение требований ст. 65 АПК РФ заявителем в материалы дела не представлено, указанные обстоятельства также не установлены судом из оспариваемого постановления.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность административным органом в материалы дела не предоставлено.
В соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ минимальный размер штрафа определен 200 000 рублей.
Учитывая размер административного штрафа, которому подвергнут заявитель, а также обстоятельства правонарушения, суд полагает, что наложенный штраф не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, а связи с чем, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление от 14.08.2018 № 05-178/2018 в части размера санкции и снизить размер административного штрафа до 100 000 рублей. В остальной части постановление является законным и обоснованным.
В силу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать незаконным и изменить постановление от 14.08.2018 № 05-178/2018 по делу об административном правонарушении, вынесенное Инспекцией регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в части назначения акционерному обществу "АЛЬЯНСГРУПП ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 20.10.2015) наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, в размере, превышающим 100 000 (сто тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья Беспалова Н.А.