ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-18386/10 от 10.05.2011 АС Приморского края

*!9I8D0C-bcaaae!

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-18386/2010

16 мая 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 16 мая 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Колтуновой Н.В.,
 при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовой С.В.
 рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива «Уссуриец»

к Управлению по координации правоохранительной деятельности Приморского края, Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края

третье лицо: Управление государственной службы занятости населения Приморского края

об оспаривании решения

при участии:

от заявителя – ФИО1, паспорт <...>, доверенность от 22.12.2010 сроком на 1 год

от Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края – ФИО2, удост № 223, доверенность 2350 от 18.11.2010 сроком на 1 год

от МВК - ФИО3, удост № 118, доверенность № 11 от 13.10.2010 сроком на 1 год.

от Управления государственной службы занятости населения Приморского края – ФИО4, доверенность № 254 от 19.01.2011

установил: Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив «Уссуриец» обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края об отклонении заявки на привлечение 50-ти иностранных работников строительных специальностей, оформленного Протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края №10/1 от 25.06.2010 и обязании Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края восстановить нарушенное право путем включения заявки СПССК «Уссуриец» в предложение Приморского края по объемам квот на 2011г. (требования уточнены в соответствии со ст. 49 АПК РФ).

Обосновывая заявленные требования, представитель кооператива пояснил, что Правилами о порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ от 22.12.2006 №783 установлены основания, по которым объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично решением межведомственной комиссии. Между тем основания, указанные в оспариваемом решении не соответствуют закону.

Представитель ответчика по заявленным требованиям возразил, пояснил, что основанием отклонения заявки кооператива послужило наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ.

Управление государственной службы занятости населения Приморского края в письменном отзыве, представленном в дело, пояснило, что в связи с наличием возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе подготовки или переподготовки безработных граждан, отклонение заявки СПССК «Уссуриец» на привлечение иностранных работников в 2011 году решением Межведомственной комиссией по привлечению иностранных работников на территории Приморского края является правомерным.

При рассмотрении дела судом установлено, что 20.04.2010 кооператив обратился в Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год. Согласно заявки кооператива указывалось на наличие 50 вакантных мест по следующим рабочим специальностям: каменщик, штукатур, плотник и отделочник ж/б изделий.

25.06.2010 состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края, на котором было принято решение об отклонении заявок работодателей, планирующих привлечение иностранных работников в 2010 году, в том числе заявки СПССК «Уссуриец».

Решение было оформлено протоколом №10/1 от 25.06.2010, о чем 09.09.2010 письмом №25-02-38/1948 кооператив был проинформирован Управлением по координации правоохранительной деятельности Приморского края.

При этом Управлением было указано на то, что частичное сокращение количества привлекаемых иностранных работников осуществлено по решению межведомственной комиссии по вопросам привлечения иностранных работников на территорию Приморского края в соответствии с заключениями о целесообразности привлечения иностранных работников органов исполнительной власти Приморского края, курирующих соответствующую отрасль экономики, и с учетом приоритетного права трудоустройства российских граждан.

Не согласившись с решением межведомственной комиссии, посчитав, что оно не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы кооператива в сфере предпринимательской деятельности, СПССК «Уссуриец» обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд не находит заявленные требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1 названного Закона).
  Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 18 указанного Закона определено, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.

Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ).

Процедура определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование соответствующих квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации регулируется Правилами "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 5 Правил в целях организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в субъектах РФ решением высших должностных лиц субъектов определяются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Указанные органы власти рассматривают заявки работодателей и готовят соответствующее заключение и информацию на межведомственные комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников.

Функции по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Приморском крае возложены на Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края. Согласно пункту 8.5 Положения об управлении по координации правоохранительной деятельности Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007г № 197-па управление организует и координирует работу по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Приморском крае на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

В целях формирования квот на 2011 год, управлением по координации правоохранительной деятельности Приморского края в соответствии с Правилами осуществлены сбор заявок работодателей, обобщение заявок, а также обобщение заключений заинтересованных с исполнительной власти субъектов РФ. По результатам обобщения и сбора информации уполномоченным органом направлены соответствующие документы и материалы в МВК.

В соответствии с пунктом 15 Правил согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах РФ межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников, образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов РФ.

По правилам п. 17 раздела II Правил, межведомственные комиссии ежегодно до 10 июля рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.

Перечень материалов направляемых уполномоченными органами субъектов РФ на рассмотрение комиссии определен п. 16 Правил, а именно:

а) сведения о потребности работодателей в рабочей силе для замещения в
 предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными
 работниками;

б) заключения органов исполнительной власти субъектов Российской
 Федерации о целесообразности заявленных работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников;

в) заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей
 территориальными органами Федеральной миграционной службы;

г) информацию государственных инспекций труда о нарушениях
 трудового законодательства, допущенных в предыдущем и текущем годах
 работодателями, предусматривающими привлечение иностранных работников,
 а также об устранении выявленных нарушений;

д) информацию о результатах оценки эффективности использования
 иностранной рабочей силы в предыдущем году.

По решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично при наличии возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (п. 18 Правил).

В соответствии с п. 15 Правил постановлением Губернатора Приморского края от 22.02.2007 №40-пг создана комиссия, утверждено Положение о комиссии и ее состав.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что, к заседанию межведомственной комиссии, которое состоялось 25.06.2010г., управлением по координации правоохранительной деятельности Приморского края (уполномоченным органом) были представлены материалы в отношении СПССК «Уссуриец», а именно:

- заявка работодателя о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год от 26.04.2010г.;

- отрицательное заключение департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (как органа исполнительной власти Приморского края, осуществляющего управление в области сельского хозяйства) о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников;

- отрицательное заключение управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю;

- отрицательное заключение управления государственной службы занятости населения Приморского края;

- информация Государственной инспекции труда в Приморском крае.

Отклоняя заявку кооператива, комиссия, руководствуясь Правилами и положениями Закона N 115-ФЗ, исходила из приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда в Приморском крае и возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ.

При этом судом установлено, что заявитель не использовал возможность удовлетворить потребность в рабочей силе за счет российских граждан.

Так по информации, предоставленной КГКУ «Центр занятости населения города Уссурийска», СПССК «Уссуриец» подал сведения о наличии вакантных рабочих мест по специальностям каменщик, штукатур, плотник, отделочник ж/б изделий 16.12.2009 и 21.12.2010 вх.1928 .

11 февраля 2010 года, председателем СПССК «Уссуриец» ФИО5 подано на имя директора КГУ «ЦЗН города Уссурийска» заявление об отказе от предоставления государственной услуги в подборе необходимых работников по заявленным сведениям о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей).

За период с 11.02.2010 по 25.06.2010 т.е. на дату принятия решения Межведомственной комиссией по привлечению иностранных работников на территорию Приморского края заявитель по вышеуказанным специальностям в службы занятости не обращался.

В то же время комиссией было учтено, что по запрашиваемым заявителем строительным специальностям имеются безработные граждане Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также ситуацию на рынке труда Приморского края, наличие безработных и ищущих работу граждан по ряду профессий, по которым предполагается привлечение иностранных работников, Управлением государственной службы занятости по Приморскому краю было предложено заявки работодателей, не использовавших возможность укомплектования рабочих мест за счет российских работников (не подавших сведения о вакансиях в ЦЗН), отклонить (письмо от 15.06.2010 №30-т-6/2600а).
  Таким образом, комиссия сделала обоснованный вывод о наличии возможности удовлетворения потребности кооператива в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в связи с чем правомерно отказала в удовлетворении заявки кооператива.

По правилам части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку решение Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края об отклонении заявки на привлечение 50-ти иностранных работников строительных специальностей, оформленного Протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края №10/1 от 25.06.2010 соответствует положениям действующего законодательства, оснований для удовлетворения требований заявителя у арбитражного суда не имеется.

В связи с тем, что оспариваемое решение судом не признано незаконными, основания для возложения на ответчика обязанности удовлетворить заявку СПССК «Уссуриец» о привлечении иностранных работников на территории Приморского края в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ у суда также отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л :

В удовлетворении требований СПССК «Уссуриец» о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края об отклонении заявки на привлечение 50-ти иностранных работников строительных специальностей, оформленного Протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края №10/1 от 25.06.2010 и обязании Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края восстановить нарушенное право путем включения заявки СПССК «Уссуриец» в предложение Приморского края по объемам квот на 2011г. отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Колтунова Н.В.