ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-18399/2023 от 25.12.2023 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                              Дело № А51-18399/2023

25 декабря 2023 года

Резолютивная часть решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.12.2023.

Мотивированное решение изготовлено на основании заявления НАО «ОПТИКОМ» от 18.12.2023.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Тихомировой Н.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению непубличного акционерного общества «ОПТИКОМ»  (ИНН  <***>,  ОГРН <***>, дата государственной регистрации 09.03.2005)

к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 15.04.2005)

о признании незаконным постановления

установил: непубличное акционерное общество «ОПТИКОМ» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни (далее – ответчик, таможенный орган) № 10702000-2120/2023 от 26.09.2023.

            В обоснование заявленных требований представитель общества по тексту заявления указал, отнесение таможенным органом данных товаров к сфере действия ТР ТС 019/2011 со ссылкой на указанную маркировку необоснованно, поскольку указанная производителем информация не позволяет сделать вывод о наличии у рассматриваемых товаров защитных свойств, соответствующих группе защиты «от воды и растворов нетоксичных веществ», включая такое свойство, как «водонепроницаемость». То обстоятельство, что рассматриваемые перчатки изготовлены из латекса, само по себе не свидетельствует о возможности использования данных изделий для защиты рук от воды и растворов нетоксичных веществ.

            Представитель таможенного органа в письменном отзыве, представленном в материалы дела, заявленные требования оспорил, указал, что общество при подаче ДТ не представило документ о соответствии товара требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» TP ТС 019/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878.

Из материалов дела судом установлено, что 28.03.2022 во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни, декларантом - НАО «ОПТИКОМ» поданы декларации на товары  № 10702070/280322/3110222, в которой с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления иностранного товара заявлен товар (Товар №1): перчатки из вулканизованной резины - из латекса, хозяйственные, предназначены для защиты рук при выполнении хозяйственных бытовых работ:

1. Латексные перчатки, размер М, 12 шт. (пар) в упаковке, всего 13600 упаковок, 680 коробок, производитель: «ZHANGJIAGANGFEI'EEMULSIONPRODUCTSCO., LTD», товарный знак: OPTILINE, артикул: 27-2129, количество: 163200 пар.

2.Латексные перчатки, размер L, 12 шт. (пар) в упаковке, всего 18400 упаковок, 920 коробок, производитель: «ZHANGJIAGANGFEI'EEMULSIONPRODUCTSCO., LTD», товарный знак: OPTILINE, артикул: 27-2130, количество: 220800 пар.

3. Латексные перчатки, размер XL, 12 шт. (пар) в упаковке, всего 15200 упаковок, 760 коробок, производитель: «ZHANGJIAGANGFEI'EEMULSIONPRODUCTSCO., LTD», товарный знак: OPTILINE, артикул: 27-2132, количество: 182400 пар.

Заявленный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического Союза) -4015 19 000 0, - Китайская народная республика, заявленный вес брутто товара - 25 620 кг, заявленный вес нетто товара - 24 120 кг.

28.03.2022 в отношении товара № 1, задекларированного в ДТ № 10702070/280322/3110222, принято решение о выпуске товара в автоматическом режиме без участия должностного лица.

С 04.05.2022 в отношении НАО «ОПТИКОМ» проведена проверка документов и сведений, представленных при совершении таможенных операций, по ДТ №№ 10702070/021121/0356151, 10702070/101221/3020178, 10702070/110122/3007725, 10702070/210222/3069079, 10702070/270222/3076740, 10702070/280322/3110222, поданным с применением системы электронного декларирования, что зафиксировано в Акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 30.06.2023 № Ю702000/214/300623/А0123.

На основании выводов, изложенных в вышеуказанном Акте, 30.08.2023 Владивостокской таможней составлен Протокол об административном правонарушении № 110702000-002120/2023.

При рассмотрении дела об  административном   правонарушении в действиях общества выявлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, на основании чего таможенным органом вынесено постановление от 26.09.2023 №10702000-2120/2023 о признании АО «Оптиком» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ административный орган ограничился административным наказанием, наложенным по делу об административном правонарушении №10702000-2068/2023.

Не согласившись с указанным постановлением полагая, что оно нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы сторон, суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 16.3. КоАП РФ установлено, что несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных  частью  3 статьи 16.2. настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом данного правонарушения является порядок  совершения  таможенных  операций  с товаром, в отношении которого международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию.

Объективную сторону административного правонарушения образует  несоблюдение  установленных  международными  договорами   государств – членов  ЕАЭС,  решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию.

Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В силу положений  подпункта 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 Кодекса.

Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса или определенных статьями 114 - 117 Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации (пункт  3 статьи 108 ТК ЕАЭС).

К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, в силу подпункта  4 пункта  1 статьи 108 ТК ЕЭАС относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.

Под  запретами и ограничениями в  силу  положений подпункта  10  пункта  1  статьи 2 ТК ЕАЭС понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом, в том числе, соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру.

Условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС являются, в том числе, соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

На основании пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС на декларанта возложена обязанность при таможенном декларировании товаров представить в таможенный орган документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 128 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Из материалов дела следует, что декларантом - НАО «ОПТИКОМ» подана декларация на товары  № 10702070/280322/3110222, в которой с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления иностранного товара заявлен товар (Товар №1): перчатки из вулканизованной резины - из латекса, хозяйственные, предназначены для защиты рук при выполнении хозяйственных бытовых работ.

Пунктом 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, далее - Договор о ЕАЭС) предусмотрено, что техническое регулирование в рамках Союза осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) установление обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

2) установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государствчленов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - единый перечень);

3) применение и исполнение технических регламентов Союза в государствахчленах без изъятий;

Пунктом 3 статьи 51 Договора о ЕАЭС установлено, что порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно утвержденному приложением № 9 к нему Протоколу о техническом регулировании в рамках Евразийского Экономического Союза.

В силу пункта 1 указанного Протокола:

«техническое регулирование» - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

«объект технического регулирования» - продукция или продукция и связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

«технический регламент Союза» - документ, принятый Евразийской экономической комиссией (Комиссией Таможенного союза) и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования;

«обязательное подтверждение соответствия» - документальное удостоверение соответствия продукции и процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов Союза.

Подпунктом «а» пункта 2 Порядка ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 № 130 (далее - Порядок № 130), установлено, что соблюдение мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции подтверждается в числе прочих случаев, когда ввозимая (ввезенная) продукция включена в перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования, утверждаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии.

Согласно пункту 4 Порядка № 130 документами, подтверждающими соблюдение мер технического регулирования, для ввозимой (ввезенной) продукции, указанной в подпункте «а» пункта 2 настоящего Порядка, являются: документ об оценке соответствия, предусмотренный техническим регламентом (техническими регламентами) Союза (сертификат соответствия требованиям технических регламентов Союза, декларация о соответствии требованиям технических регламентов Союза, свидетельство о классификации маломерного судна, свидетельство о регистрации (государственной регистрации), одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси) или иной документ, предусмотренный техническим регламентом Союза).

Согласно пункту 5 Порядка № 130 соблюдение мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции подтверждается при помещении этой продукции, в том числе, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам в числе прочих случаев при помещении продукции (товаров) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 5 Порядка № 130).

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 № 79 «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия (сведений о документе об оценке соответствия) требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011) утвержден перечень продукции, в отношении которой необходимо подтверждение соответствия требованиям TP ТС 019/2011 (далее - Перечень).

В соответствии со ст. 2 TP ТС 019/2011 (далее также - TP ТС), средство индивидуальной защиты (СИЗ)- носимое на человеке средство индивидуального пользования для предотвращения или уменьшения воздействия на человека вредных и (или) опасных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Под безопасностью средств индивидуальной защиты понимается:

1.Отсутствие недопустимого воздействия на человека и окружающую среду, обусловленного использованием средств индивидуальной защиты, в том числе воздействием материалов, из которых они изготовлены.

2.Обеспечение безопасности человека при воздействии на него вредных (опасных) факторов в процессе эксплуатации средств индивидуальной защиты, в том числе механические воздействия и общие производственные загрязнения.

Согласно н. 1.6 TP ТС идентификация средств индивидуальной защиты осуществляется по следующим правилам:

1) идентификация средств индивидуальной защиты производится заявителем, лицом, исполняющим функции иностранного производителя, органами государственного надзора (контроля), органами, осуществляющими таможенный контроль, органами по сертификации средств индивидуальной защиты (далее - идентифицирующие лица) в следующих целях:

- установление принадлежности средств индивидуальной защиты к сфере действия TP ТС;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей (приобретателей и пользователей);

2) при идентификации устанавливаются:

- типы средств индивидуальной защиты в соответствии с приложением № 1 к TP ТС;

- группа и подгруппа защиты, предусмотренные приложением № 2 к TP ТС;

- наименование средств индивидуальной защиты в соответствии с разделом 4 TP ТС;

3) для идентификации средства индивидуальной защиты в целях установления его принадлежности к сфере действия TP ТС идентифицирующее лицо должно убедиться в том, что наименование идентифицируемого средства индивидуальной защиты соответствует определенному типу или сочетанию типов, предусмотренных приложением № 1 и разделом 4 TP ТС, а назначение защитных свойств соответствует группе и подгруппе защиты или их сочетанию, предусмотренным в приложении № 2 к TP ТС;

4) идентификация средств индивидуальной защиты для установления их принадлежности к сфере действия TP ТС проводится путем визуального сравнения чипа и наименования средства индивидуальной защиты, указанного в маркировке на упаковке или непосредственно на средстве индивидуальной защиты, с наименованием и типом, предусмотренным разделом 4 и приложением № 1 TP ТС;

5)         для идентификации средств индивидуальной защиты в целях
предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (приобретателей, пользователей), идентифицирующее лицо должно убедиться, что по результатам процедуры идентификации, предусмотренной подпунктами 1 - 4, идентифицируемое средство индивидуальной защиты соответствует информации, указанной в маркировке.

В ходе проведения таможенным органом проверки, в адрес декларанта направлено письмо от 11.05.2022 № 28-13/1809, в соответствии с которым запрошены действующие разрешительные документы, подтверждающие соответствие товаров требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» - декларация о соответствии.

Письмом от 07.06.2022 № 07/06-2022-IT Общество пояснило, что декларируемый товар не относится к области действия TP ТС 019/2011, приложив в подтверждение письма Всероссийского научно-исследовательского института сертификации (АО «ВНИИС»), в которых указано, что рассматриваемый товар не подпадает под требования Технических регламентов ЕАЭС (Таможенного Союза).

13.10.2022 Обществу направлен запрос от 13.10.2022 № 28-13/41582 о представлении в таможенный орган изображений маркировки, нанесенной на упаковку рассматриваемых товаров.

17.11.2022 от Общества в адрес таможни направлено письмо № 14/11-2022-ГГ с приложениями и графическими и материалами маркировки товара, в котором декларант повторно указывает на доводы о том, что рассматриваемые товары не подпадают под требования Технических регламентов ЕАЭС (Таможенного Союза).

АО «ОПТИКОМ» сослалось на письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) от 20.04.2011 № АЗ-101-26/3310, в котором указано, что АО «ВНИИС» находится в ведении Ростсхрсгулирования, в связи с чем данной организации поручена работа по выдаче экспертных заключений, которые, по мнению Ростехрегулирования, можно использовать в работе таможенных органов для принятия решений о принадлежности продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов в спорных ситуациях.

Однако, письмом ФТС России от 13.03.2023 № 14-88/13575 до таможенных органов доведено решение руководителя Госстандарта о неприменении письма от 20.04.2011 № A3-101 -26/3310. По мнению Госстандарта, вопросы реализации функций и задач по направлению технического регулирования, в том числе в части выдачи  заключений  о  принадлежности  продукции  к  объектам  обязательного подтверждения соответствия, в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 435, закреплены за Минпромторгом России.

Письмом ФТС России от 23.06.2021 № 14-88/36224 в таможенные органы направлено Письмо Минпромторга от 24.05.2021 № 42135/10, касающееся вопроса обязательного подтверждения соответствия товара «перчатки хозяйственно-бытового назначения», классифицируемого кодами 3926 20 000 0 и 4015 ТН ВЭД ЕАЭС. В данном Письме указано, что рассматриваемая продукция может быть отнесена к объектам технического регулирования TP ТС 019/2011 и подлежать процедуре подтверждения соответствия установленным в нем требованиям безопасности, в случаях распространения действия настоящего TP ТС.

С учетом изложенного, при таможенном декларировании рассматриваемого товара, необходимо представление декларации соответствия, однако необходимо осуществить идентификацию средств индивидуальной защиты согласно правил, определенных пунктом 1.6 TP ТС 019/2011.

Согласно разделу 2 TP ТС 019/2011 средство индивидуальной защиты - это носимое па человеке средство индивидуального пользования для предотвращения или уменьшения воздействия на человека вредных и (или) опасных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Средства индивидуальной защиты (их типы), на которые распространяется действие TP ТС 019/2011, приведены в Приложении №1 к TP ТС (п. 1.4 TP ТС 019/2011). Классификация СИЗ осуществляется по их назначению в зависимости от защитных свойств согласно Приложению № 2 к TP ТС (п. 1.5 TP ТС 019/2011). Согласно п. 1.6 TP ТС 019/2011 установление принадлежности средств индивидуальной защиты к сфере действия TP ТС осуществляется посредством их идентификации (пп. 1).

Таким образом, исходя из указанных положений TP ТС 019/2011 единственным источником информации о свойствах и характеристиках товара для целей его идентификации, является имеющаяся на товаре маркировка, т.е. сведения о товаре, заявленные его производителем.

Как следует из материалов дела товар № 1, задекларированный в ДТ № 10702070/280322/3110222, производителем («ZHANGJIAGANGFEI'EEMULSIONPRODUCTSCO., LTD) нанесена следующая маркировка: «Хозяйственные резиновые перчатки с хлопковым напылением повышенной прочности. Предназначены как для бытового, так и для профессионального использования. Применяются для защиты рук во время уборки, стирки, садовых работ, мытья посуды, ремонтных работ с применением лакокрасочных материалов и т.д. Эффективно защищают руки не только от грязи и влаги, но и вредного воздействия моющих и абразивных веществ, масел, спиртов, нефтепродуктов, кислот и щелочей низкой концентрации. Внутреннее напыление из хлопка обеспечивает комфорт при использовании, позволяя легко надевать и снимать перчатки. Обладают повышенной прочностью, имеют текстурный рисунок на ладони и пальцах для надежного захвата предметов».

Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается предоставлением документа об оценке соответствия (сведений о документе об оценке соответствия) требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 № 79, содержит позицию «Средства индивидуальной защиты рук от воды и нетоксичных веществ (Рукавицы и перчатки для защиты от воды и растворов нетоксичных веществ)» с кодами ТН ВЭД ЕАЭС из 3926200000 и из 4015.

Согласно пункту 1.1. TP ТС 019/2011 настоящий технический регламент Таможенного союза принят в целях обеспечения на территории Таможенного союза защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

В соответствии с пунктом 1.2. TP ТС 019/2011 распространяется на средства индивидуальной защиты, независимо от страны происхождения, ранее не находившиеся в эксплуатации (новые) и выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Согласно пункту 1.6 TP ТС 019/2011 рассматриваемые товары относятся к:

-тип средств индивидуальной защиты в соответствии с приложением № 1 к TP ТС: «средства индивидуальной защиты от механических воздействий» (подтипы: «средства индивидуальной защиты рук от механических воздействий», «средства индивидуальной защиты рук от воды и растворов нетоксичных веществ»):

-группа защиты, предусмотренная приложением № 2 к TP ТС: 1.3 «От воды и растворов нетоксичных веществ»:

-подгруппы защиты, предусмотренная приложением № 2 к TP ТС: «от растворов поверхностно-активных веществ», «водоупорная».

Наименование средств индивидуальной защиты указаны в соответствии с разделом 4 TP ТС.

Согласно пункту 13 Приложения № 4 к TP ТС 019/2011 средства индивидуальной защиты рук от механических воздействий, в том числе от воды и растворов нетоксичных веществ подлежат подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.

Таким образом, декларируемые товары попадают в область действия TP ТС 019/2011, а также в перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям TP ТС 019/2011.

Срок давности привлечения к административной ответственности по рассматриваемой категории дел, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не пропущен.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Обстоятельств для квалификации в качестве малозначительного совершенного обществом административного правонарушения суд не усматривает в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное  правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Пленум), установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9. КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9. КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Согласно пункту 18 Пленума, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1. КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 18.1. Пленума, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9. КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере  соблюдения   таможенных  норм и правил.

В связи с  чем, суд считает, что оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Вместе с тем при назначении обществу наказания административный орган неправомерно не учел требования части 5 статьи 4.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ).

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что по результатам одного контрольного мероприятия (акт от 30.06.2023 № Ю702000/214/300623/А0123) административным органом в отношении НАО «ОПТИКОМ» вынесено два постановления о привлечении к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ, в том числе, постановление от 12.09.2023 № 10702000-2068/2023.

Судом установлено, что Постановлением по делу об административном правонарушении от 12.09.2023 № 10702000-2068/2023 НАО «ОПТИКОМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Указанное постановление было предметом оспаривания в рамках дела Арбитражного суда Приморского края № А51-17554/2023.

Решением суда от 07.12.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Рассматриваемые правонарушения выявлены при проведении одного контрольного мероприятия, в связи с чем наказание подлежало назначению обществу как за совершение одного административного правонарушения.

Поскольку в силу пункта 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания является актом государственного органа, налагающим на лицо определенные статьей 3.2 КоАП РФ административные наказания, то такой подход к формулировке постановления, отраженный в постановлении №10702000-2120/2023, недопустим.

Учитывая изложенное, а также положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, допущенные административным органом нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности по делу об административном правонарушении, являются самостоятельным основанием для признания постановления о назначении административного наказания от № 10702000-2120/2023 от 26.09.2023 незаконным и его отмене.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Вопрос об отнесении судебных расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ, частью 4 статьи 208 АПК РФ и разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 указанное заявление государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Признать незаконным постановление Владивостокской таможни № 10702000-2120/2023 от 26.09.2023.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 15 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                        Тихомирова Н.А.