АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-18422/2021
20 июля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена июля 2022 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2022 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Фокиной А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовым С.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «о.Русский» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Уссурийской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>), Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - ООО «Восточные рубежи», Дальневосточная электронная таможня, Приморская транспортная прокуратура,
о признании недействительными решения по результатам таможенного контроля № 10716000/205/230821/0001 от 23.08.2021, уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 31.08.2021 № 10702000/У2021/0001357,
при участии в заседании:
от заявителя - представителя ФИО1 (по доверенности от 12.07.2022 №120722/1),
от Уссурийской таможни - представителей ФИО2 (по доверенности № 000088 от 10.01.2021), ФИО3 (по доверенности №12850 от 02.12.2021),
от Владивостокской таможни - представителя ФИО4 (по доверенности № 490 от 04.10.2021),
от ДВЭТ - представителей ФИО5 (по доверенности № 02-54/0024 от 19.07.2021), ФИО6 (по доверенности № 02-10/0045 от 04.05.2022), ФИО7 (по доверенности от 04.02.2022 №02-10/0015),
от Прокуратуры – прокурора отдела ФИО8,
от ООО «Восточные рубежи» - не явились, извещены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «о.Русский» (далее – заявитель, общество, ООО «о.Русский») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Уссурийской таможни по результатам таможенного контроля № 10716000/205/230821/0001 от 23.08.2021 и уведомления Владивостокской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 31.08.2021 № 10702000/У2021/0001357.
Судом в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО «Восточные рубежи» (далее также – таможенный представитель), Дальневосточная электронная таможня, Приморская транспортная прокуратура.
Определением от 28.03.2022 изменён состав суда, в порядке статьи 18 АПК РФ дело передано на рассмотрение судье Фокиной А.А.
Как следует из заявления, по мнению общества, оспариваемые решение и уведомление необоснованно вменяют ему обязанность по уплате таможенных платежей в общей сумме 15664261,48 руб., поскольку к факту утраты товара и его незаконному перемещению общество не имеет никакого отношения, декларантом по таможенной процедуре реэкспорта является иностранное лицо – собственник товара.
Таможенные органы, Приморская транспортная прокуратура требования ООО «о.Русский» не признали, поддержав доводы оспариваемого решения и указав на наличие правовых и фактических оснований для вывода о незаконном перемещении товаров именно заявителем.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, судом установлены следующие имеющие значение для дела обстоятельства.
Уссурийской таможней в период с 09.08.2021 по 23.08.2021 проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, в рамках которой были установлены следующие обстоятельства.
17.05.2021 ООО «о. Русский» через таможенный пост ДАПП Турий Рог Уссурийской таможни ввезена из Китайской Народной Республики на таможенную территорию ЕАЭС по товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) № 9301605 партия товаров народного потребления (рубашки, брюки, сумки дорожные, спортивные костюмы, трусы женские, трусы мужские, головные уборы, куртки детские, мешки тканные и др.) общим весом нетто 24939,6 кг. Данные товары ввозились в Российскую Федерацию в соответствии с Контрактом от 24.04.2021 № RU20212204-01, заключенным ООО «о. Русский» (Исполнитель) с компанией «SHANGHAI Y1NIN IMPORT & EXPORT CO., LTD» (Заказчик) (далее - Контракт).
Исходя из условий Контракта, Исполнитель обязался за вознаграждение принять рассматриваемые товары Заказчика для временного их размещения на территории Свободного порта Владивосток и поместить товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны с декларированием товаров и осуществлением необходимых для этого таможенных операций (пункты 1.1, 2.1 Контракта).
Из таможенного органа прибытия до места временного хранения товары проследовали по транзитной декларации № 10716010/170521/0000015 на транспортном средстве с регистрационными знаками <***>/АК3210. Согласно сведениям, указанным в графе 50 транзитной декларации, декларантом выступало ООО «Восточные рубежи», а перевозчиком - индивидуальный предприниматель ФИО9 (согласно договору перевозки, заключённому с ООО «о. Русский»).
ООО «Восточные рубежи» выступало в таможенных правоотношениях в качестве таможенного представителя ООО «о. Русский» на основании договора от 23.04.2021 № 1057/00-Д-ОТО-17-27.
18.05.2021 согласно отчету ДО-1 № 0001178 партия товаров доставлена и размещена на временное хранение на складе временного хранения (далее - СВХ) ООО «Набаз» в регионе деятельности Уссурийского таможенного поста Уссурийской таможни.
24.05.2021 ООО «о. Русский» подало на Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни (далее - ВТП ЦЭД) декларацию на товары (далее - ДТ) № 10702070/240521/0148847 в целях помещения ввезенных товаров под таможенную процедуру свободная таможенная зона. В рамках системы управления рисками по данной ДТ был назначен таможенный осмотр товаров, однако в десятидневный срок товары не были предъявлены к таможенному осмотру, в связи с чем 03.06.2021 ВТП ЦЭД было принято решение об отказе в выпуске товаров.
04.06.2021 ООО «о. Русский» подало на ВТП ЦЭД ДТ № 10702070/040621/0164956 на тот же товар в целях помещения ввезенных товаров под таможенную процедуру свободная таможенная зона. По данной ДТ также был назначен таможенный досмотр товаров, однако в связи с тем, что товары не были предъявлены в десятидневный срок к таможенному досмотру, таможенным органом 14.06.2021 было принято решение об отказе в выпуске товаров.
15.06.2021 ООО «о. Русский» на часть из ввезенной партии товаров (три товара - сеть камуфляжная, сумки дорожные и трусы мужские общим весом 321,4 кг) подало на ВТП ЦЭД ДТ № 10702070/150621/0174813 в целях помещения товаров под таможенную процедуру свободная таможенная зона. По данной ДТ был назначен таможенный досмотр, по результатам которого нарушений не выявлено. 19.06.2021 таможенным органом было принято решение об отказе в выпуске товаров в связи с несоблюдением условий для помещения данного товара под выбранную таможенную процедуру.
25.06.2021 на Уссурийский таможенный пост Уссурийской таможни поступило заявление ООО «о. Русский» от 25.06.2021 № 092-СПВ, подписанное коммерческим директором Общества ФИО10, согласно которому Общество просит разрешить реэкспорт спорных товаров со ссылкой на соглашение с компанией «SHANGHAI YININ IMPORT & EXPORT CO., LTD» от 24.06.2021 № б/н о расторжении контракта от 24.04.2021 № RU2021220401.
25.06.2021 на всю ввезенную партию товаров таможенный представитель ООО «Восточные рубежи» от лица ООО «о. Русский» подал на Дальневосточный таможенный пост Дальневосточной электронной таможни ДТ № 10720010/250621/0048671, согласно которой ввезенные товары помещались под таможенную процедуру реэкспорта. В этот же день - 25.06.2021 – ДТП ДВЭТ принял решение о выпуске товаров.
29.07.2021 с целью вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС ООО «Восточные рубежи» от лица ООО «о. Русский» подало на Уссурийский таможенный пост Уссурийской таможни транзитную декларацию № 10716050/290721/0000047, вместе с которой в таможенный орган были представлены договор с таможенным представителем от 23.04.2021, международная ТТН от 25.06.2021 № 001, отгрузочная спецификация от 25.06.2021 № 001. Согласно названным документам отправителем задекларированных в ДТ № 10720010/250621/0048671 товаров является ООО «о. Русский», а получателем - иностранная компания «SHANGHAI YININ IMPORT&EXPORT CO., LTD», то есть стороны внешнеторгового контракта от 22.04.2021 № RU20212204-01.
По процедуре таможенного транзита товары перемещались в транспортном средстве с регистрационными знаками <***>/АЕ4270 перевозчиком - индивидуальным предпринимателем ФИО11 Таможенная процедура таможенного транзита завершена 31.07.2021 на Хасанском таможенном посте Уссурийской таможни.
При убытии транспортного средства с товарами в Китайскую Народную Республику Хасанским таможенным постом Уссурийской таможни в рамках системы управления рисками было принято решение о проведении фактического таможенного контроля убывающих товаров.
В результате таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № 10716100/050821/100101) было установлено, что фактически в транспортном средстве находится товар одного наименования - мешки тканные, то есть фактическое количество товаров, а также их наименование не соответствуют сведениям, заявленным в транзитной декларации № 10716050/290721/0000047, а также сведениям, заявленным в ДТ № 10720010/250621/0048671 по таможенной процедуре реэкспорта.
05.08.2021 в соответствии со статьей 330 ТК ЕАЭС Уссурийским таможенным постом Уссурийской таможни проведен таможенный осмотр помещений и территорий СВХ ООО «Набаз» (акт от 05.08.2021 № 10716050/050821/46), по результатам которого установлено, что на территории СВХ ООО «Набаз» товары ООО «о. Русский» отсутствуют.
Таким образом, иностранные товары, ввезенные ООО «о. Русский» на таможенную территорию ЕАЭС по ТТН № 9301605, доставленные до места временного хранения по транзитной декларации № 10716010/170521/0000015, размещенные на временное хранение по ДО-1 № 0001178, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта по ДТ № 10720010/250621/0048671, но отсутствующие по результатам фактического контроля при убытии, являются незаконно перемещенными товарами, в отношении которых в соответствии со статьей 56 ТК ЕАЭС возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
23.08.2021 Уссурийской таможней по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений принято решение по результатам таможенного контроля № 10716000/205/230821/0001, из которого следует, что ООО «о. Русский» в период с 17.05.2021 по 05.08.2021 незаконно переместило через таможенную границу ЕАЭС в регионе деятельности Уссурийской таможни товары, следовавшие с территории Китайской Народной Республики.
По результатам проведенного таможенного контроля Уссурийской таможней был подготовлен расчет таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин от 30.08.2021 № 10716000/300821/0000063.
На основании данного расчета 31.08.2021 Владивостокской таможней как таможенным органом, в регионе деятельности которого зарегистрировано ООО «о. Русский», в связи с выявлением в АПС «Задолженность» паспорта задолженности № 10716000/12181 подготовлено и направлено в адрес общества уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 31.08.2021 № 10702000/У2021/0001357, согласно которому сумма таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащая уплате ООО «о. Русский», составила 15664261,48 руб.
Посчитав, что решение Уссурийской таможни от 23.08.2021 № 10716000/205/230821/0001 и уведомление Владивостокской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 31.08.2021 № 10702000/У2021/0001357 нарушают его права и законные интересы, ООО «о. Русский» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд пришел к выводу о необходимости отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта государственного органа недействительным, его действий (бездействия) незаконными суду необходимо одновременно установить как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - это перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
На основании пункта 2 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.
Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 104 ТК ЕАЭС).
В пункте 1 статьи 127 ТК ЕАЭС установлено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалами проверки подтверждается и не оспорен обществом факт незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, следовавших с территории КНР, поскольку заявленные в декларации товары фактически были сокрыты от таможенного контроля, а при декларировании товара имело месте недостоверное таможенное декларирование либо использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах. Переместив товары через таможенную границу Союза, общество не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у таможенного органа правовых оснований для возложения на ООО «о. Русский» обязанности по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров на основании пункта 2 статьи 56 ТК ЕАЭС.
Довод заявителя о том, что в связи с расторжением внешнеторгового Контракта обязанность по таможенному декларированию возложена на иностранную компанию «SHANGHAI YININ IMPORT&EXPORT CO., LTD», о чём общество известило таможню письмом от 25.06.2021 № 092-СПВ, судом отклоняется, поскольку исходя из понятий, данных пунктами 3, 6, 7, 11, 12, 25, 34 части 1 статьи 2, статьями 83, 88 ТК ЕАЭС, в рассматриваемом случае лицом, переместившим 17.05.2021 спорный товар на таможенную территорию Союза является именно ООО «о. Русский», и именно на нём лежит обязанность поместить прибывший товар под одну из предусмотренных Законом таможенных процедур и завершить надлежащим образом ввоз товаров на таможенную территорию Союза выпуском таких товаров (хотя бы и по процедуре реэкспорта либо иной).
Между тем, спорный товар не был помещён обществом надлежащим образом ни под одну из таможенных процедур, последняя из которых (реэкспорт) не была завершена выпуском товаров в связи с непредставлением товаров к фактическому контролю при убытии и представления документов, содержащих недостоверные сведения о товарах.
Довод общества о том, что к моменту вынесения оспариваемого решения предельные сроки декларирования товара не истекли, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку фактически иностранные товары, ввезенные ООО «о. Русский» на таможенную территорию ЕАЭС по ТТН № 9301605, до настоящего времени к досмотру таможенным органом не предъявлены, декларирование товаров не произведено, их местонахождение не известно либо не раскрывается таможенным органам.
Ссылки представителя общества в судебном заседании на то, что международная ТТН (CMR) от 25.06.2021 № 001 вызывает сомнения в её подлинности ввиду отличия оттиска печати на ТТН и на письме от 25.06.2021 № 092-СПВ, судом рассмотрена и отклонена, поскольку в материалах дела судом установлено наличие документов, представленных самим обществом и исполненных в разное время, заверенных оттисками печати общества, различающимися как в расположении ИНН и ОГРН (снизу/сверху), так и по расположению звездочек напротив той или иной цифры номера; о количестве печатей, используемых (использовавшихся ранее) обществом в документообороте, представитель заявителя пояснить не смог.
Рассмотрев в судебном заседании заявление общества о фальсификации международной ТТН (CMR) от 25.06.2021 № 001, учитывая, что данный документ не был изготовлен Уссурийской таможней, а был представлен в пакете документов таможенным представителем ООО «Восточные рубежи» при подаче деклараций на товары и документов перевозчика при убытии товара, оснований для оценки возражений заявителя против представленных доказательств именно в порядке статьи 161 АПК РФ суд не нашёл, в связи с чем в удовлетворении ходатайства отказал.
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать лицо государства-члена ЕАЭС, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 128 ТК ЕАЭС лица, указанные в статье 83 ТК ЕАЭС, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную ТК ЕАЭС, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров.
Согласно подпунктам 2, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС сведения о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров, а также сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС, подлежат обязательному указанию в ДТ.
Порядком заполнения декларации на товары, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, (далее - Порядок № 257) в разделе III определена специфика заполнения ДТ при вывозе товаров, в том числе декларируемых с целью помещения под таможенную процедуру реэкспорта.
В подпункте 2 пункта 18 раздела III Порядка № 257 предусмотрено, что в графе 2 в соответствии с пунктом 14.4 Порядка № 257 указываются сведения о лице, указанном в качестве отправителя товаров в транспортных (перевозочных) документах, в соответствии с которыми начата (начинается) перевозка товаров.
Если сведения, подлежащие заявлению в графе 2 ДТ, повторяют сведения, подлежащие заявлению в графе 14 ДТ, такие сведения в данную графу не вносятся, при этом производится запись: «см. графу 14 ДТ».
В подпункте 4 пункта 18 раздела III Порядка № 257 определено, что в графе 9 ДТ указываются сведения, в том числе о лице государства - члена ЕАЭС, заключившем (или от имени либо по поручению которого заключен) договор (контракт) при совершении сделки, в соответствии с которым товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС.
Если сведения, подлежащие заявлению в графе 9 ДТ, повторяют сведения, подлежащие заявлению в графе 14 ДТ, такие сведения в данную графу не вносятся, при этом производится запись: «см. графу 14 ДТ».
Графа 14 ДТ при вывозе товаров заполняется по правилам подпункта 12 пункта 15 Порядка № 257.
Согласно подпункту 38 пункта 15 Порядка № 257 в графе 40 ДТ указываются регистрационный номер ДТ, присвоенный при помещении товара под предшествующую подаче ДТ таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Согласно пункту 1 статьи 238 ТК ЕАЭС таможенная процедура реэкспорта применяется в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС, в соответствии с которой иностранные товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) с возвратом (зачетом) сумм таких пошлин и налогов в соответствии со статьей 242 ТК ЕАЭС, а товары ЕАЭС - без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Таможенная процедура реэкспорта применяется, в том числе в отношении иностранных товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и находящихся на таможенной территории ЕАЭС (подпункт 1 пункта 2 статьи 238 ТК ЕАСЭ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 ТК ЕАЭС обязательным условием для помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта является представление таможенному органу сведений об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС, вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, которые подтверждаются представлением таможенных и (или) иных документов либо сведений о таких документах.
Учитывая изложенное и содержание ДТ № 10720010/250621/0048671, транзитной декларации № 10716050/290721/0000047 и приложенных к ней документов, а также письма общества от 25.06.2021 № 092-СПВ, довод заявителя о том, что он не имеет никакого отношения к реэкспорту спорных товаров, судом также отклоняется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 310 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной настоящим Кодексом, или в предусмотренных им случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 3 статьи 310 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 7 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса. После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7-15 статьи 14 настоящего Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.
В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования (пункт 8 статьи 310 ТК ЕАЭС).
К объектам таможенного контроля, в соответствии со статьей 311 ТК ЕАЭС относятся товары, находящиеся под таможенным контролем в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.
Согласно статье 322 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений является одной из форм таможенного контроля.
Пунктом 2 статьи 326 ТК ЕАЭС определено, что результаты проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств утвержден приказом ФТС России от 25.08.2009 № 1560 (далее - Порядок № 1560).
В соответствии с пунктом 25 Порядка № 1560 результаты проведения Проверки оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее - Акт), согласно образцу, приведенному в приложении № 1 к Порядку. Датой окончания проведения Проверки является дата подписания Акта.
Пунктом 27 Порядка № 1560 определено, что не позднее одного дня, следующего за днем составления Акта, структурное подразделение направляет докладную записку на имя начальника таможенного органа либо заместителя начальника таможенного органа по направлению деятельности, в которой излагает выводы и предложения по результатам проверки. К докладной записке прикладывается Акт.
Начальник таможенного органа рассматривает представленную информацию и принимает соответствующее решение.
В рассматриваемой ситуации при проведении таможенного контроля и оформлении его результатов Уссурийская таможня руководствовалась статьями 322, 324, 326 ТК ЕАЭС и положениями Порядка № 1560, нарушения которых таможенным органом не допущено.
В соответствии со статьей 68 ТК ЕАЭС к мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов Евразийского экономического союза, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов ЕАЭС, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 55 ТК ЕАЭС, и случаев, установленных законодательством государств-членов ЕАЭС в соответствии с пунктом 5 статьи 55 ТК ЕАЭС.
Частью 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) установлено, что уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В соответствии с частью 3 статьи 73 Закона № 289-ФЗ форма, формат и структура уведомления (уточнения к уведомлению) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Уведомление (уточнение к уведомлению) в виде электронного документа направляется плательщику и (или) лицу, несущему солидарную обязанность, через личный кабинет.
Частью 15 статьи 73 Закона № 289-ФЗ предусмотрено, что уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Пунктом 3 части 2 статьи 74 Закона 289-ФЗ определено, что днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности но уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом в том числе расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам.
В соответствии с частью 21 статьи 73 Закона № 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе.
Во исполнение положений части 3 статьи 73 Закона № 289-ФЗ ФТС России издан приказ от 30.10.2018 № 1752 «Об утверждении формы уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней».
Уведомление Владивостокской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 31.08.2021 № 10702000/У2021/0001357 подготовлено на основании расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин от 30.08.2021 № 10716000/300821/0000063, выполненного Уссурийской таможней, и соответствует требованиям приказа ФТС России от 30.10.2018 № 1752.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный ТК ЕАЭС срок уплачиваются пени.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 72 Закона № 289-ФЗ таможенный орган начисляет пени на сумму таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок исполнения обязанности по уплате которых был нарушен при исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, если согласно ТК ЕАЭС и актам в сфере таможенного регулирования такое исчисление производит таможенный орган, - в расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, форма которого устанавливается Комиссией согласно пункту 4 статьи 52 ТК ЕАЭС.
Частью 16 статьи 72 Закона № 289-ФЗ установлено, что таможенный орган начисляет пени за период, который начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, по день:
1) проведения такого начисления включительно, если на день начисления пеней обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не исполнена;
2) исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин включительно, если на день начисления пеней такая обязанность исполнена.
Расчет подлежащих уплате пеней осуществлен Владивостокской таможней с соблюдением требований пункта 1 части 16 статьи 72 Закона № 289-ФЗ.
Каких-либо возражений по расчёту (величине) задолженности по оспариваемому уведомлению в размере 15664261,48 руб. заявитель не представил, нарушений при исчислении таможенных платежей и пеней суд не установил.
При таких обстоятельствах на основании части 3 статьи 201 АПК РФ суд не усматривает оснований для удовлетворения требования заявителя.
Поскольку в удовлетворении требований обществу судом отказано, то судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб. в силу статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «о.Русский» о признании недействительными решения Уссурийской таможни по результатам таможенного контроля № 10716000/205/230821/0001 от 23.08.2021, уведомления Владивостокской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 31.08.2021 № 10702000/У2021/0001357 отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья А.А. Фокина