ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-18824/18 от 18.01.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-18824/2018

18 января 2019 года

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Е.М.Попова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С.Деруновой, рассмотрев в судебном заседании 15 января 2019 года дело по заявлению индивидуального предпринимателя Чудинова Ильи Викторовича (ИНН 250814693048, ОГРН 309250832100061, дата регистрации 18.11.2009)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края (ИНН 2508000438, ОГРН 1042501619522, дата регистрации 27.12.2004)

о признании недействительным решения №30023 от 22.02.2018 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в связи с доначислением налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 254 187 руб., пени в сумме 52 176, 03 руб., штрафа в сумме 1 270, 93 руб.

при участии в заседании:

от заявителя – Павленко Е.А.,

от инспекции – Калугина В.В., Коноваленко О.В.,

установил:

         Индивидуальный предприниматель Чудинов Илья Викторович (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края (далее – ответчик, инспекция) о признании недействительным решения №30023 от 22.02.2018 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в связи с доначислением налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 254 187 руб., пени в сумме 52 176, 03 руб., штрафа в сумме 1 270, 93 руб.

В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в заявлении в полном объеме, полагает необоснованным увеличение налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения на сумму субсидии в размере 4 236 456,09 руб., полученной в рамках программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 3382-па.Указал, что порядок учета субсидий при определении налогооблагаемой базы по УСНО предусмотрен статьей 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации, из которой следует, что в отношении предоставленных субсидий доходы формируются по мере возникновения расходов. Таким образом, при получении субсидий налогоплательщику необходимо отражать как полученные суммы, так и произведенные расходы, финансирование которых осуществляется за счет субсидий. При этом, заявитель считает, что положения указанной статьи подлежат применению независимо от того, в каком периоде были учтены расходы, произведенные за счет этой субсидии. Кроме того, полагает, что в рассматриваемом случае, надлежит применять положения статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган представил отзыв на заявление, согласно которому с доводами предпринимателя не согласен в полном объеме, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

  Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, чтоИП Чудинов И.В.  05.06.2017 представил в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) за 2015 год (корректировка №4).

Инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки установлено, что налогоплательщик в нарушение ст.346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не включил в состав доходов сумму субсидий, полученных на возмещение части затрат в размере 4 236 456,09 руб.

Выявленное нарушение отражено в акте камеральной налоговой проверки от 19.09.2017 № 66909, который направлен в адрес налогоплательщика заказной корреспонденцией 25.09.2017.

ИП Чудинов И.В. приглашен на рассмотрение акта от 19.09.2017 №66909 извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 02.11.2017 №13290 (назначено на 20.11.2017).

Заявитель воспользовался правом, предоставленным п.6 ст. 100 НК РФ и представил в Инспекцию письменные возражения от 28.09.2017 (вх. от 11.10.2017 №ЗГ - 4171) по акту камеральной налоговой проверки от 19.09.2017 № 66909.

Рассмотрение акта и материалы проверки с учетом письменных возражений налогоплательщика состоялось 20.11.2017 (Протокол рассмотрения №491) в отсутствии заявителя.

По результатам рассмотрения налоговым органом приняты решения от 20.11.2017 №2621 «Об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения» (далее - решение от 20.11.2017 №2621) и №1241 «О продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки», которые направлены в адрес заявителя по ТКС 22.11.2017, получены 27.11.2017.

В соответствии с решением от 20.11.2017 №2621 рассмотрение материалов отложено на 19.12.2017.

Извещением от 20.11.2017 №13743 налогоплательщик приглашен 19.12.2017 в Инспекцию для рассмотрения материалов камеральной проверки и представленных возражений (направлено в адрес заявителя по ТКС 22.11.2017, получено 27.11.2017).

ИП Чудиновым И.В. 13.12.2017 представлено в Инспекцию ходатайство от 12.12.2017 (входящий №ЗГ-6268) о рассмотрении материалов в отсутствие налогоплательщика, а также о максимальном снижении штрафных санкций, начисленных по акту проверки.

Рассмотрение акта и материалов проверки с учетом письменных возражений налогоплательщика состоялось 19.12.2017 (Протокол №509) в отсутствии ИП Чудинова И.В.

На основании п.6 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения налоговым органом принято решение от 19.12.2017 №362 «О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля» в срок до 18.01.2018, которое направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом (получено 28.12.2017).

ИП Чудинов И.В. приглашен на ознакомление с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля извещением от 10.01.2018 №14293 (назначено на 18.01.2018), которое направлено налогоплательщику по ТКС 10.01.2018 (получено 11.01.2018). На ознакомление с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля 18.01.2018 налогоплательщик не явился.

В связи с неявкой ИП Чудинова И.В. 18.01.2018 на ознакомление с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией 23.01.2018 заказным письмом от 19.01.2018 №05-32-01/01030 в адрес налогоплательщика направлены протокол ознакомления с материалами по проведению дополнительных мероприятий налогового контроля и материалы по проведенным дополнительным мероприятиям налогового контроля.

ИП Чудинов И.В. ознакомлен 02.02.2018 с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля.

Извещением от 02.02.2018 №14685 налогоплательщик приглашен 22.02.2018 в Инспекцию для рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, представленных возражений и материалов, полученных по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля (получено лично налогоплательщиком 02.02.2018).

Материалы проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля, возражения налогоплательщика рассмотрены Инспекцией 22.02.2018 в присутствии ИП Чудинова И.В. (Протокол от 22.02.2018 №28).

По результатам рассмотрения налоговым органом принято решение от 22.02.2018 № 30023, согласно которому ИП Чудинову И.В. доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением УСН в размере 254 187 руб., исчислены штрафные санкции по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 5 083,74 руб. (снижены в 10 раз в связи с установлением смягчающих ответственность обстоятельств), в соответствии со ст.75 НК РФ за неуплату суммы налога исчислены пени в сумме 52 176,03 руб.

Воспользовавшись правом апелляционного обжаловании, налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 16.07.2018 №13-10/25763, жалоба ИП Чудинова И.В. удовлетворена в части уменьшения, размера налоговой санкции в 4 раза в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, в остальной части жалоба  оставлена без удовлетворения.

Предприниматель, полагая, что решение налогового органа не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратился с настоящим  заявлением в арбитражный суд.

Суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Порядок предоставления субсидий и отношения, возникающие между субъектами малого предпринимательства и органами власти в рассматриваемой сфере, регулируются Законом № 209-ФЗ.

Статьей 69 БК РФ предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии организациям и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При этом предоставление субсидий может осуществляться как до возникновения указанных затрат, так и по факту их возникновения. Порядок учета налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом №209-ФЗ, установлен пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ.

Так, средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом №209-ФЗ, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок учета доходов, предусмотренный абзацем 6 пункта 1 статьи 346.17 НК РФ, распространяет свое действие на субсидии, направленные на возмещение затрат, фактически понесенных после её получения и за её счет. Данный порядок признания доходов в отношении указанных средств применяется как налогоплательщиками УСН, применяющими в качестве объекта налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, так и налогоплательщиками, применяющими объект налогообложения - доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).

В случае, если затраты были осуществлены налогоплательщиком до даты получения субсидии, которая впоследствии покрыла произведенные расходы, либо субсидия получена на возмещение неполученных доходов, то применению подлежит порядок, установленный статьей 346.15 НК РФ.

При определении объекта налогообложения плательщики УСН в соответствии со статьей 346.15 НК РФ учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ, где субсидии, полученные коммерческими организациями (предпринимателями) на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не поименованы.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что получаемые субъектами предпринимательства, применяющими УСН, субсидии из бюджета в виде возмещения понесенных затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должны учитываться получателями субсидий в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, как внереализационные доходы.

Как установлено в ходе мероприятий налогового контроля, проводимых по первичной декларации по УСН за 2015 год, 27.04.2016 направлены запросы в банк о предоставлении выписок по операциям на счетах. Согласно представленным выпискам установлено, что за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 на расчетный счет индивидуального предпринимателя поступила субсидия в общей сумме 4 236 456,09 руб. (дата поступления - 30.12.2015).

              В рамках проведения контрольных мероприятий, проводимых при проведении камеральной налоговой проверки первичной декларации, направлен запрос от 18.07.2016 № 05-30/15292 в Администрацию Находкинского городского округа о предоставлении информации, касающейся получению субсидий. Согласно полученному ответу (от 25.07.2016 вх. № 017598) установлено, что Чудинов И.В. являлся получателем финансовой поддержки по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» на 2013г. - 2020г. государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013г. - 2017г., утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 382-па.

В Администрацию Приморского края 05.12.2016 направлен запрос № 05-32-01/24310 о предоставлении информации по вопросу получении субсидии. Согласно полученному ответу (вх. от 28.12.2016 № 030170), ИП Чудинов И.В. является получателем финансовой поддержки в рамках государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013г. - 2020г.» (постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012г. № 382-па) на создание дошкольных образовательных центров (постановление Администрации Приморского края от 29.08.2014г. № 346-па).

Согласно п. 3 Порядка предоставления в 2014 - 2016 годах субсидий индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми, на возмещение части затрат, связанных с созданием дошкольных образовательных центров, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 29.08.2014 N 346-па субсидия предоставляются победителям Конкурса при условиях осуществления затрат, указанных в п. 2 настоящего Порядка.

Таким образом, обязательным условием для получения указанной финансовой поддержки являлось осуществление затрат до получения субсидии.

Кроме того, предприниматель многократно представлял в Инспекцию корректирующую выписку из Книги учета доходов и расходов за, 2015 год, со скорректированными данными об использовании полученных средств субсидии на цели ее выделения, в которой отражены и расходы по использованию субсидии.

Как указано выше и подтверждено материалами проверки, субсидия ИП Чудинов И.В. получена в виде возмещения произведенных затрат, фактически осуществленных до даты ее получения. Следовательно, субсидия была получена предпринимателем для возмещения уже произведенных ей затрат. За счет этой субсидии предприниматель никаких расходов не осуществлял.

Как указал суд в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 № 05АП-827/2016 по делу № А51-16044/2015 (оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.05.2016 № Ф03-1803/2016, Определением Верховного Суда РФ от 23.08.2016 № 303-КГ16-9653 отказано в передаче дела № А51-16044/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), из буквального толкования абз.6 п.1 ст.346.17 НК РФ следует, что порядок учета доходов, предусмотренный данной нормой, распространяет свое действие на субсидии, направленные на возмещение затрат, фактически понесенных после ее получения и за ее счет. В случае, если затраты были осуществлены налогоплательщиком до даты получения субсидии, которая впоследствии покрыла произведенные расходы, либо субсидия получена на возмещение неполученных доходов, то применению подлежит порядок, установленный ст. 346.15 НК РФ.

Таким образом, получаемые субъектами предпринимательства, применяющими УСН, субсидии из бюджета в виде возмещения затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должны учитываться получателями субсидий в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, как внереализационные доходы.

Все расчеты приведены по фактическим расходам предпринимателя и первичным расходным документам, оформленным ранее поданных предпринимателем заявок на получение субсидий. Расчеты заявленной к получению субсидии приведены также только по уже понесенным расходам.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что все выделенные заявителю субсидии имеют характер возмещения уже понесенных ранее получения предпринимателем субсидии затрат налогоплательщика и за счет полученной субсидии затраты на цели выделения субсидии предпринимателем не производились.

Для применения особого порядка учета субсидий должны быть соблюдены два условия: расходы должны осуществляться за счет полученной субсидии и отражены в учете в течение двух налоговых периодов с даты получения.

Денежные средства в виде субсидий, полученных предпринимателем из средств бюджета на погашение ранее произведенных затрат, не соответствуют требованиям абзаца 6 пункта 1 статьи 346.17 НК РФ, в связи с чем они должны учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, как внереализационные доходы.

Ссылка заявителя на установленный пунктом 2.5 Порядка заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного приказом Минфина России от 22.10.2012 №135н, механизм учета полученных субсидий и определения дохода по ним с учетом произведенных за их счет расходов, который применяется, в том числе и налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов, судом не принимается, поскольку в спорной ситуации указанный порядок не применим, в силу того, что за счет полученных заявителем субсидий расходы не производились.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованном доначислении предпринимателю спорных сумм налога, соответствующих сумм пени и штрафа. Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы по оплате государственной относятся на заявителя.

         Руководствуясь статьями 96, 110, 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

  В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателяЧудинова Ильи Викторовича отказать.

Обеспечительные меры согласно определению арбитражного суда от 02 октября 2018 года сохраняют свое действие до вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

                    Судья                                                                  Попов Е.М.