ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-18962/16 от 19.12.2016 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-18962/2016

26 декабря 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2016 года .

Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2016 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовым В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новые технологии» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 23.10.2002)

к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 21.06.2007)

третье лицо: Администрация Артемовского городского округа

о признании недействительным распоряжения

при участии: от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 26.01.2015 №1, от ответчика – ФИО2, ведущий консультант по доверенности от 18.11.2016 №20/40040, от третьего лица – ФИО3, главный специалист по доверенности от 01.12.2016 №239, ФИО4, ведущий специалист по доверенности от 01.12.2016 №236

установил: общество с ограниченной ответственностью «Новые технологии» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – Департамент) от 27.05.2016 №69-ар «Об отмене распоряжений Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 01 июня 2015 года №67-ар, от 09 июля 2015 года №105-ар».

Определением суда от 20.09.2016 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Артемовского городского округа.

В обоснование заявленного требования, заявитель указал на то, что оспариваемое распоряжение департамента от 27.05.2016 №69-ар не содержит основания отмены распоряжений Департамента от 01.06.2015 №67-ар, от 09.07.2015 №105-ар.

Заявитель возражает против доводов Департамента, изложенных в письменном отзыве, в обоснование законности принятия оспариваемого распоряжения.

Заявитель со ссылкой на положения пункта 2 статьи 1, статьи 9, пункта 4 статьи 132 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» считает, что Департаментом не представлено надлежащих доказательств пересечения границ испрашиваемого земельного участка границ населенного пункта г.Артема, поскольку единственным достоверным доказательством такого пересечения являются сведения государственного кадастра недвижимости. По мнению заявителя, поскольку государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о пересечений границ земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8747 границ населенного пункта г.Артема, то представленные со стороны Департамента доказательства такого пересечения являются недостоверными.

В подтверждение факта отсутствия пересечения испрашиваемого земельного участка с границами населенного пункта г.Артема, заявитель ссылается на заключение кадастрового инженера ООО «Вега Экспедиция» от 02.11.2016 №7.

Заявитель также возражает против довода Департамента о невозможности предоставления земельного участка в аренду, в связи с нахождением земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций, указывая на то, что не весь земельный участок находится в охранной зоне, а только часть площадью 1783 кв.м. Кроме того, заявитель полагает, что поскольку администрацией г.Артема был утвержден акт выбора земельного участка, следовательно, требования Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 №160, в части соблюдения правил соблюдения охранных зон электросетевого хозяйства.

Департамент возражает против заявленного требования, указал на наличие правовых оснований для отмены ранее принятых распоряжений о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка, поскольку границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы муниципального образования г.Артем, акт о выборе земельного участка не содержит согласования размещения объекта строительства в зоне инженерных коммуникаций, земельный участок не относится к категории земель населенных пунктов, а относится к категории - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

Указанные обстоятельства, по мнению Департамента, исключают возможность предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства объектов складского назначения.

Администрация Артемовского городского округа поддержала заявленное требование, указала на то, что у Департамента отсутствуют основания для отмены ранее принятых распоряжений о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка, поскольку земельный участок прошел процедуру выбора и формирования, в порядке, предусмотренном действующим на момент его выбора и формирования, земельного законодательства.

Из материалов дела судом установлено следующее.

13.02.2015 постановлением Артемовского городского округа №654-па Обществу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в районе ул.Стрельникова, 60 ж, в г.Артеме, площадью 21931 кв.м, из земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования: объекты складского назначения различного профиля.

25.02.2015 постановлением Артемовского городского округа №1116-па Обществу утвержден акт выбора земельного участка для строительства складов в районе ул.Стрельникова, 60ж в г.Артеме от 19.02.2015 №68 и предварительно согласовано место расположения складов на земельном участке площадью 21931 кв.м, местоположение которого установлено по адресу: <...>, из земель населенных пунктов, в зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), с основным видом разрешенного использования «объекты складского назначения различного профиля».

02.04.2015 земельный участок площадью 21931 кв.м, местоположение которого установлено по адресу: <...>, из земель населенных пунктов, в зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), с основным видом разрешенного использования «объекты складского назначения различного профиля» поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:27:000000:8747.

01.06.2015 распоряжением Департамента №67-ар Обществу в аренду сроком на 5 лет предоставлен земельный участок площадью 21931 кв.м, местоположение которого установлено по адресу: <...>, из земель населенных пунктов, с основным видом разрешенного использования «объекты складского назначения различного профиля» с кадастровым номером 25:27:000000:8747.

09.07.2015 распоряжением Департамента №105-ар внесены изменения в распоряжение Департамента от 01.06.2015 №67-ар срок аренды в 5 лет изменен на срок аренды в 10 лет.

11.09.2015 постановлением администрации Артемовского городского округа №2441-па в постановление администрации Артемовского городского округа №654-па от 13.02.2015 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, внесены изменения в части указания категории земельного участка: вместо слов «земли населенных пунктов» указано на «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

28.09.2015 письмом №20/04/02-13/33376 Департамент направил в адрес Общества проект договора аренды земельного участка.

27.05.2016 распоряжением Департамента №69-ар отменены распоряжения Департамента от 01 июня 2015 года №69-ар «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Новые технологии» земельного участка по адресу: Приморский край, г.Артем, в районе ул.Стрельникова, 60ж» и от 09 июля 2015 года №105-ар.

08.06.2016 земельный участок с кадастровым номером 25:27:000000:8747 снят с кадастрового учета, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 08.06.2016 №25/00-16-235532.

Не согласившись с распоряжением Департамента от 27.05.2016 №69-ар, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленное требование не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) правовые акты государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.

В силу пункта 2 статьи 27 указанного Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Таким образом, правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими соответствующий правовой акт, в случаях, если они приняты с нарушением или в противоречие с действующим законодательством и произвольно ограничивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.

Анализ норм действующего законодательства позволяет прийти к выводу об отсутствии прямых запретов на внесение органом, издавшим в пределах своих полномочий правовой акт, изменений и дополнений, а также отмену этого акта.

Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления (органа государственной власти субъекта федерации) правовой акт (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2004 № 1424/04 по делу № А75-887-А/2003).

В рассматриваемом случае Департамент в порядке самоконтроля распоряжением от 27 мая 2016 год №69-ар отменил свои ранее изданные распоряжения от 01 июня 2015 года №67-ар «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Новые технологии» земельного участка по адресу: Приморский край, г.Артем, в районе ул.Стрельникова, 60ж» и от 09 июля 2015 года №105-ар «О внесении изменений в распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 01 июня 2015 года №67-ар».

Как установлено судом, обосновывая правомерность оспариваемого заявителем распоряжения от 27.05.2016 №69-ар департамент указывает, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы населенного пункта г.Артема. Кроме того, указал на то, что в рамках выбора испрашиваемого земельного участка под строительство, не было получено согласование филиала ОАО «ДРСК» - «Приморские электрические сети» на размещение складов на земельном участке площадью 21 931 кв.м, расположенном в охраной зоне ВЛ 110 Кв Артемовская ТЭЦ-Западная-Королевцы-Штыково 1,2 в районе <...>.

Департамент также указал на то, что после принятия распоряжения о предоставлении Обществу земельного участка в аренду, постановлением администрации Артемовского городского округа от 11.09.2015 №2441-па в постановление администрации Артемовского городского округа №654-па от 13.02.2015 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, внесены изменения в части указания категории земельного участка: вместо слов «земли населенных пунктов» указано на «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

Как указал Департамент, учитывая, что Обществом испрашивался земельный участок, находящийся на землях категории «земли населенных пунктов» в территориальной зоне ПК-4, правовые основания для предоставления Обществу земельного участка, относящегося к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, у Департамента отсутствуют.

Таким образом, ответчик считает, что у него имелись законные основания для принятия распоряжения ОТ 27.05.2016 №69-ар об отмене распоряжений департамента от 01.06.2015 №67-ар и от 09.07.2015 №105-а.

Данный довод ответчика судом признается правильным в силу следующего.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статей 29, 30 Земельного кодекса РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов. В последнем случае согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ процедура предоставления земельного участка состоит из следующих этапов: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.

Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что выбор испрашиваемого земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015).

Из анализа положений статьи 31 Земельного кодекса РФ следует, что обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления. В процессе выбора земельного участка орган местного самоуправления на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом земельном участке. По правилам пункта 6 этой же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Из материалов дела судом установлено, что постановлением Артемовского городского округа от 13.02.2015 №654-па Обществу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в районе ул.Стрельникова, 60 ж, в г.Артеме, площадью 21931 кв.м, из земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования: объекты складского назначения различного профиля.

Постановлением Артемовского городского округа от 25.02.2015 №1116-па Обществу утвержден акт выбора земельного участка для строительства складов в районе ул.Стрельникова, 60ж в г.Артеме от 19.02.2015 №68 и предварительно согласовано место расположения складов на земельном участке площадью 21931 кв.м, местоположение которого установлено по адресу: <...>, из земель населенных пунктов, в зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), с основным видом разрешенного использования «объекты складского назначения различного профиля».

Из представленного в материалы дела акта выбора земельного участка, утвержденного постановлением администрации Артемовского городского округа от 25.02.2015 №1116-па, следует, что земельный участок площадью 21931 кв.м, местоположение которого установлено по адресу: <...>, относится к землям населенных пунктов, расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4). В отношении земельного участка установлены особые условия использования: территория ограниченного пользования охранной зоны инженерных коммуникаций площадью 1783 кв.м.

В акте выбора земельного участка, утвержденного постановлением администрации Артемовского городского округа от 25.02.2015 №1116-па, в графах согласования, отсутствует подпись уполномоченного лица от имени РЭС ЮЭС филиала ПЭС ОАО «ДРСК», в графе «Ф.И.О., подпись, печать» стоит ссылка на письмо №507-37/270.

Из представленного в материалы дела письма №507-37/270 от 13.04.2015, следует, что филиал ОАО «ДРСК» - «Приморские электрические сети» отказывает в согласовании возможности размещения складов на земельном участке площадью 21931 кв.м, расположенного в охранной зоне ВЛ 110 Артемовская ТЭЦ-Западная-Кролевцы-Штыково 1,2 в районе <...>. Как следует из представленного письма, согласование размещения производственной базы на указанном земельном участке возможно лишь при условии переустройства (выноса) объекта электросетевого хозяйства ОАО «ДРСК» (ВЛ 110 Артемовская ТЭЦ - -Западная-Кролевцы-Штыково 1,2 пролеты опор №№ 130-132).

Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее по тексту - Правила № 160).

В силу пункта 2 Правил № 160 в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

Из пункта 9 Правил № 160 следует, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов, размещать рынки, торговые точки, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ.

Таким образом, использование спорного земельного участка для строительства склада в охранной зоне линии электропередач 110 кВ недопустимо, так как противоречит запрету, установленному нормами действующего законодательства. Существующее законодательное ограничение влечет невозможность предоставления заявителю спорного участка.

Кроме того, из материалов дела судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации Артемовского городского округа от 13.02.2015 №654-па Обществу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в районе ул.Стрельникова, 60 ж, в г.Артеме, площадью 21931 кв.м, из земель населенных пунктов, в территориальной зоне – зона производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4) с разрешенным видом использования: объекты складского назначения различного профиля.

Вместе с тем, постановлением администрации Артемовского городского округа от 11.09.2015 №2441-па в постановление администрации Артемовского городского округа №654-па от 13.02.2015, внесены изменения в части указания категории земельного участка: вместо слов «земли населенных пунктов» указано на «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.

Согласно части 1 статьи 87 Земельного кодекса РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов  и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Из представленной в материалы дела кадастровой выписки от 08.06.2016 №25/00-16-235532, следует, что земельный участок с кадастровым номером 25:27:000000:8747 отнесен к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Таким образом, учитывая, что Обществу предварительно согласован земельный участок, находящийся на землях категории «земли населенных пунктов» в территориальной зоне ПК-4, правовые основания для предоставления Обществу земельного участка, относящегося к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, в указанных целях, у Департамента отсутствуют.

Кроме того, из представленных в материалы дела, письма краевого государственного казенного учреждения «Управления землями и имуществом на территории Приморского края» от 01.04.2016 №2164/04, обзорной схемы земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8747, фрагмента карты функционального зонирования городского округа, входящей в состав проекта изменений Генерального плана Артемовского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 19.02.2016 №69-па, фрагмента карты градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 №497, фрагмента карты границ населенных пунктов, входящих в состав Артемовского городского округа, входящей в состав проекта изменений генерального плана Артемовского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 19.022016 №69-па, фрагмента схемы «Предложения по территориальному планированию, входящей в состав генерального плана Артемовского городского округа, утвержденного решением Думы г.Артема от 30.10.2009 №237, следует, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы населенного пункта г.Артем.

При этом из ответа Департамента градостроительства Приморского края от 13.12.2016, поступившего в арбитражный суд, в связи с вынесенным определением Арбитражного суда Приморского края от 30.11.2016 об истребовании сведений в порядке статьи 66 АПК РФ, следует, что согласно сведениям из ИСОГД, границы г. Артем установлены с момента утверждения генерального плана Артемовского городского округа, утверждённого решением Думы Артемовского городского округа от 30.10.2009 N 237 "Об утверждении Генерального плана Артемовского городского округа". 19.02.2016 г. Администрацией Приморского края генеральный план Артемовского городского округа принят в новой редакции. Согласно карты границ населенных пунктов, входящих в состав Артемовского городского округа, границы г. Артем не изменялись в испрашиваемой части.

В соответствии с частью 3 статьи 11.9 ЗК РФ в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого распоряжения, границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Согласно части 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Пунктом 3 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ, в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого распоряжения, предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 39.15 ЗК РФ, в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого распоряжения, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Поскольку материалами дела подтверждается факт пересечения границ испрашиваемого земельного участка границ Артемовского городского округа, то у Департамента на основании вышеуказанных норм права имелись правовые основания для отмены в порядке самоконтроля ранее вынесенных распоряжений от 01 июня 2015 № 67-ар, от 09 июля 2015 № 105-ар.

Судом отклоняется ссылка заявителя на заключение кадастрового инженера ООО «Вега Экспедиция» от 02.11.2016 №7, в подтверждение факта отсутствия пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8747, с границами населенного пункта г.Артема, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа на основании документов территориального планирования муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

Частью 3 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В подтверждение факта пересечения границ спорного земельного участка с границами населенного пункта г.Артема, в материалы дела представлены документы территориального планирования: фрагмент карты функционального зонирования городского округа, входящей в состав проекта изменений Генерального плана Артемовского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 19.02.2016 №69-па, фрагмент карты градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 №497, фрагмент карты границ населенных пунктов, входящих в состав Артемовского городского округа, входящей в состав проекта изменений генерального плана Артемовского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 19.022016 №69-па, фрагмент схемы «Предложения по территориальному планированию, входящей в состав генерального плана Артемовского городского округа, утвержденного решением Думы г.Артема от 30.10.2009 №237.

В связи с этим, тот факт, что сведения государственного кадастра недвижимости не содержат информации о пересечении границ испрашиваемого земельного участка с границами населенного пункта г.Артем, не свидетельствует об отсутствии факта пересечения.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, оспариваемое распоряжение Департамента соответствует требования Земельного кодекса РФ, и не нарушает права и законны интересы общества.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 27.05.2016 №69-ар об отмене распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 01.06.2015 № 67-ар, от 09.07.2015 №105-ар.

Согласно положениям части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, суд вправе указать в судебном акте об отказе в удовлетворении иска, на отмену обеспечительных мер, принятых по рассматриваемому делу.

В связи с отказом в удовлетворении заявленного требования, обеспечительные меры, принятые на основании определения Арбитражного суда Приморского края от 19.08.2016 по делу №А51-18962/2016, подлежат отмене.

В связи с отказом в удовлетворении заявленного требования судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 96, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 27.05.2016 №69-ар об отмене распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 01.06.2015 № 67-ар, от 09.07.2015 №105-ар. Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.

Отменить обеспечительные меры, принятые на основании определения Арбитражного суда Приморского края от 19.08.2016 по делу №А51-18962/2016.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Чугаева И.С.