ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-19067/2011 от 15.03.2012 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-19067/2011

16 марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 16 марта 2012 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Фокиной,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Общество с ограниченной ответственностью «Эко ДОМ»

о признании незаконными действий, выразившихся в возврате письмом от 19.08.2011 № 01-04-11/5128 на доработку проекта ПДВ для котельной «Подгородненка» теплового района «Артёмовский» филиала «Артёмовский» КГУП «Примтеплоэнерго», об обязании установить нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ сроком действия с 15.08.2011 и выдать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на срок действия нормативов,

при участии в заседании: от заявителя – представителя ФИО1 (по доверенности № 15/12 от 30.12.2011), от третьего лица - представителя ФИО2 (решение № 1 учредителя ООО «ЭкоДом» от 30.09.1999), от Росприроднадзора – не явились, извещены;

протокол судебного заседания вёл секретарь с/з Э.А. Широких,

установил:

Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» (далее по тексту - «заявитель», «Предприятие») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (далее по тексту - «Управление», «Росприроднадзор») о признании незаконными действий, выразившихся в возврате письмом от 19.08.2011 № 01-04-11/5128 на доработку Проекта ПДВ для теплового района «Подгородненка» теплового района «Артёмовский» филиала «Артёмовский» КГУП «Примтеплоэнерго», об обязании установить нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ сроком действия с 15.08.2011 и выдать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на срок действия нормативов.

Для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя судом привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Эко ДОМ» (далее по тексту - «третье лицо», «ООО «Эко ДОМ»).

Заявитель, настаивая на удовлетворении требований, указал, что для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу представил в Управление надлежащим образом составленный полный пакет документов, названных в Административном регламенте по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утверждённом Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 № 288 (далее по тексту – «Административный регламент»), в связи с чем у Росприроднадзора отсутствовали основания для отклонения проекта ПДВ.

При этом, такая административная процедура, как отклонение проекта ПДВ, Административным регламентом не предусмотрена, а каких-либо оснований для отказа в выдаче разрешений на выбросы, перечень которых является закрытым, у Управления не имелось.

Кроме того, заявитель сослался на пункт 19.3 Административного регламента, согласно которому срок осуществления территориальным органом Ростехнадзора административной процедуры по выдаче разрешения на выбросы/сбросы установлен 30 рабочих дней со дня регистрации материалов, однако в указанный срок разрешение на выбросы/сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду КГУП «Примтеплоэнерго» выдано не было, как и не был представлен и мотивированный отказ в выдаче разрешения, что является нарушением административной процедуры по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

По мнению заявителя, действия Управления, выразившиеся в возврате на доработку Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), носят формальный характер и нарушают права интересы Предприятия в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности по переоформлению документов, и препятствуют получению Предприятием разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что влечёт для заявителя дополнительное финансовое бремя по оплате сверхлимитных платежей в пятикратном размере.

Третье лицо доводы заявителя поддержало в полном объёме, в письменных пояснениях указало, что замечания, названные в оспариваемом письме, не обоснованы, не изложены конкретно, что затрудняет понимание их смысла и не позволяет определить, почему и что именно подлежит исправлению в Проекте ПДВ.

Росприроднадзор заявленные требования не признал и указал, что в соответствии с требованиями пункта 10 Административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешения на выбросы является представление заявителем документов, содержащих недостоверные сведения, в то время как представленный заявителем пакет документов не соответствовал Административному регламенту.

Кроме того, считает, что оспариваемое письмо № 01-04-11/5128 от 19.08.2011 о доработке Проекта ПДВ никаким образом не нарушает права и законные интересы заявителя.

Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Предприятие 05.07.2011 обратилось в Управление (вх. № 6525) с заявлением об установлении нормативов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, приложив к заявлению проектную документацию данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и расчётов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Письмом № 01-04-11/5128 от 19.08.2011 Управление отклонило Проект ПДВ и возвратило его на доработку, указав в нем следующие замечания:

1. не в полном объеме представлены общие сведения о предприятии;

2. на карте-схеме промплощадки неверно указаны источники выбросов №№ 6001, 6002;

3. не указана адресная привязка расчетных точек, расположенных в жилой зоне;

4. для расчета рассеивания задан неверный прямоугольник;

5. не в полном объеме заполнен план-график контроля нормативов ПДВ на контрольных постах;

6. при определении выбросов расчетными методами от источников № 1, № 6002 были допущены ошибки;

7. истекли сроки действия аренды имущества;

8. на ситуационной карте-схеме не указана промплощадка с нанесенной СЗЗ;

9. не указаны расчетные точки на СЗЗ.

Посчитав действия Управления по направлению письма от 19.08.2011 № 01-04-11/5128 о возврате Проекта ПДВ на доработку для теплового района «Подгородненка» теплового района «Артёмовский» филиала «Артёмовский» КГУП «Примтеплоэнерго» незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Предприятие обратилось в арбитражный суд с требованием о признании данных действий незаконными и об обязании установить нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ сроком действия с 15.08.2011 и выдать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на срок действия нормативов.

Суд, исследовав материалы настоящего дела и изучив доводы лиц, участвующих в деле, в их совокупности и взаимной связи, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются как нормативы допустимого воздействия на окружающую среду в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей.

Частями 1, 2, 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов; технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как устанавливает Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в своей преамбуле, атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определяет вредное (загрязняющее) вещество как химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а предельно допустимый выброс (ПДВ) – как норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Согласно статье 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ; разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Из приведенных норм следует, что нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) и лимиты на выбросы (сбросы) устанавливаются в соответствующих разрешениях на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Положением «О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в редакции Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717), предусмотрено, что выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) и устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух Росприроднадзор (пункты 5.3.15, 5.5.9 Положения).

Пунктами 8, 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждённого Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (в ред. от 22.04.2009), установлено, что разработка предельно допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Предельно допустимые выбросы устанавливаются для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

При этом контроль за проведением инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработкой предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух согласно пункту 4 «д» Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утв. Постановлением правительства РФ № 31 от 15.01.2001 (в редакции от 21.04.2010), осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды.

Положением «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 404, предусмотрено, что МПР России принимает:

- технические нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, требования по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию, порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источников вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию;

- перечни (кадастры) объектов, в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов;

- порядок государственного учета юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и размеров вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

- порядок выдачи и форма разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (пункты 5.2.23, 5.2.24, 5.2.25, 5.2.26).

Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (в ред. от 22.04.2009) «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» определяет, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

- разрабатывает и утверждает порядок и методы определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов и порядок выдачи разрешений на указанные выбросы;

- утверждает предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, за исключением предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий, оказывающих отрицательное влияние на здоровье людей, методы определения этих нормативов и виды источников, для которых они устанавливаются;

- совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждает порядок выдачи разрешений на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 Министерство природных ресурсов Российской Федерации было преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с передачей ему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и в его ведение был передан Ростехнадзор (пункт 7).

Приказом МПР России № 288 от 31.10.2008 утверждён Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Данный Административный регламент разработан Ростехнадзором, утвержден Приказом Минприроды России и определяет порядок, сроки и последовательность действий Ростехнадзора по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. При этом Ростехнадзор согласно Положению о нем находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 2), выдаёт разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух (пункт 5.3.3.5), в связи чем при отсутствии в настоящее время иного нормативного акта, определяющего порядок и сроки действий уполномоченного федерального органа по исполнению его функции по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, исходя из принципа аналогии закона, суд считает необходимым применить к спорным правоотношениям положения Административного регламента, утв. Приказом № 288 от 31.10.2008.

Согласно названному Административному регламенту разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – «нормативы ПДВ»); при наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались (пункт 4.1).

Основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы является представление в уполномоченный территориальный орган хозяйствующим субъектом заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту, и документов, необходимых для получения разрешения на выбросы, в том числе утвержденных в установленном порядке нормативов ПДВ и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям; согласованного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту; документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (пункты 8, 8.1).

Конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду является выдача разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по форме, представленной в Приложении 18 к Регламенту, либо представление мотивированного отказа в выдаче разрешений в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 8 Регламента заявления и документов (пункт 9).

Основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы является представление Заявителем заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов заявителя) либо наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации (пункт 10); основаниями для отказа в выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов ПДВ также являются:

а) истечение срока действия утвержденных в установленном порядке нормативов ПДВ;

б) выявление в составе выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, не указанных в представленных заявителем нормативах ПДВ или лимитах на выбросы, утвержденных в установленном порядке;

в) выявление превышений установленных нормативов ПДВ (с учетом погрешности измерений) по загрязняющим веществам или радиоактивным веществам (радионуклидам), для выбросов которых не требовалось установление лимитов на выбросы (пункт 10.1.1).

По результатам рассмотрения материалов заявителя должностное лицо уполномоченного территориального органа готовит проект разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по форме согласно Приложению 18 к Регламенту, а также проект соответствующего приказа уполномоченного территориального органа либо мотивированный отказ в выдаче разрешения по форме согласно Приложению 6 к Регламенту (пункт 13.4).

Решение о выдаче разрешения на выбросы принимается уполномоченным территориальным органом в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов заявителя (пункт 13.5).

При выявлении в ходе рассмотрения материалов заявителя оснований для отказа в выдаче разрешения на выбросы, указанных в пункте 10 Регламента, уполномоченный территориальный орган информирует заявителя и направляет ему письмо об отказе в выдаче разрешения на выбросы, оформленное в соответствии с Приложением 6 к Регламенту (пункты 13.8, 13.9).

Статьями 9, 10, 12 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

При этом государственный орган, орган местного самоуправления должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомить о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Названные положения Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливают необходимость выдачи по обращению, поступившему в государственный орган, мотивированного ответа по существу обращения в установленный законом срок.

Как установлено судом из материалов дела и указано выше, замечания Управления к Проекту ПДВ, изложенные в письме от 19.08.2011 № 01-04-11/5128, выразились в неполном представлении общих сведений о предприятии (пункт 1), неверном указании на карте-схеме промплощадки источников выбросов №№ 6001, 6002 (пункт 2), неуказании адресной привязки расчетных точек, расположенных в жилой зоне (пункт 3), для расчета рассеивания задан неверный прямоугольник (пункт 4), незаполнении в полном объеме плана-графика контроля нормативов ПДВ на контрольных постах (пункт 5), допущении ошибок при определении выбросов расчетными методами от источников №№ 1,6002 (пункт 6), истечении срока действия аренды имущества (пункт 7), неуказании на ситуационной карте-схеме промплощадки с нанесенной СЗЗ (пункт 8), неуказании расчетных точек СЗЗ (пункт 9).

Однако названный ответ Управления на обращение Предприятия нельзя признать мотивированным, поскольку замечания, изложенные в оспариваемом письме, не изложены конкретно, в связи с чем возникает неопределённость в их понимании, и нормативно не обоснованы, какие-либо ссылки на нормы права и требования к составлению проектов ПДВ в оспариваемом письме отсутствуют.

Так, из пунктов 1, 2, 4, 5, 6 письма невозможно установить, о чём именно идёт речь и что конкретно имел ввиду административный орган, в частности, каких конкретных сведений о Предприятии недостаёт и какие документы, непредставление которых препятствует выдаче организации разрешения, заявителем не приложены к заявлению, в чём выразилась неверность указания источников выбросов, неверность прямоугольника для расчёта рассеивания, неправильность плана-графика и какие ошибки в расчётах допущены и почему (при том, что арифметических ошибок при расчетах Предприятием не допущено); при этом по пунктам 2 и 4 письма судом также установлено, что пункт 4.1 проекта ПДВ содержит соответствующие координаты объектов, а по пункту 5 письма судом установлено, что согласно действующим нормативным и методическим документам план-график контроля нормативов ПДВ на контрольных постах составляется в случае, когда по результатам расчета загрязнения атмосферы преобладающим вкладом является вклад неорганизованных источников, однако данное условие в спорном случае не выполняется, основной вклад (долю загрязняющих веществ) вносят организованные источники, в связи с чем представление этого плана не является обязательным.

Помимо этого, в отношении пунктов 8, 9 письма суд установил, что санитарно-защитные зоны определяются в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с изм. и доп. СанПиНа 2.2.1/2.1.1.2739-10 от 09.09.2010), однако согласно пункту 1.2 требования названных Санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, и, частности, для котельных мощностью менее 200 Гкал/час размеры санитарно-защитной зоны устанавливаются проектом обоснования санитарно-защитной зоны с учетом ожидаемого химического и физического воздействия на окружающую среду и здоровье человека и результатов натурных наблюдений за химическим и физическим воздействием (примечание к пункту 7.1.10 Санитарных правил).

Таким образом, представленным к рассмотрению в Управление Проектом ПДВ размеры санитарно-защитной зоны в принципе не определяются, и ранее в отношении спорного объекта Предприятия (теплового района «Подгородненка» теплового района «Артёмовский» филиала «Артёмовский» КГУП «Примтеплоэнерго») конкретная СЗЗ не устанавливалась, следовательно, нанести границы либо контрольные точки СЗЗ не представляется возможным; при этом материалами дела подтверждается, что по спорному Проекту ПДВ имеется положительное заключении санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Кроме этого, судом установлено, что пункт 7 письма также не основан на нормах права и фактических обстоятельствах, поскольку договор аренды имущества (котельных) заключается на каждый отопительный сезон и в принципе не входит в перечень обязательных приложений при разработке и установлении нормативов выбросов в смысле пункта 8 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 183 от 02.03.2000, и пункта 8.1 Административного регламента.

По пунктам 2, 3, 4 оспариваемого письма отсутствует ссылка на конкретную неточность указания источников №№ 6001,6002 на карте-схеме промплощадок, Управление не назвало норму действующих нормативных и методических документов, устанавливающих необходимость при разработке проекта ПДВ определить адресную привязку расчётных точек, и не смогло назвать конкретную погрешность, допущенную заявителем при задании расчетного прямоугольника для расчета рассеивания.

По изложенному, применительно к вышеуказанным нормам действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что у Росприроднадзора не имелось оснований для отклонения представленного заявителем Проекта ПДВ и возвращения его на доработку.

Кроме того, в силу положений пункта 19.3 Административного регламента срок осуществления административной процедуры по выдаче разрешения на выбросы (сбросы) составляет 30 рабочих дней со дня регистрации материалов заявителя, а поскольку заявление для установления нормативов и выдачи разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу КГУП «Примтеплоэнерго» подано 05.07.2011, следовательно, последним днем принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) разрешения для филиала «Артёмовский» КГУП «Примтеплоэнерго» является 15.08.2011. Поскольку в указанный срок процедура исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не была завершена и разрешение на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду Предприятию выдано не было, как не был представлен и мотивированный отказ в выдаче разрешения, суд приходит к выводу о нарушении Управлением административной процедуры по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Совершение Управлением оспариваемых действий повлекло необоснованное затягивание сроков вступления в действие нормативов ПДВ на 2011 год, а также возложило на заявителя дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности по переоформлению документов, что повлекло причинение Предприятию прямых убытков, связанных с необходимостью оплаты в соответствии с пунктами 5, 6 «Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632, сверхлимитных платежей в пятикратном размере, которые не подлежат возмещению за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя (пункт 7 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия).

Управлением в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ документально не опровергнуты выводы суда.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ). При этом в резолютивной части решения суд указывает на обязанность соответствующего органа, должностного лица устранить допущенные нарушения (часть 4 данной статьи).

Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.

По правилам части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом, положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика и судебный акт вынесен не в их пользу. Учитывая изложенное, расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. подлежат отнесению на Управление Росприроднадзора.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-170, 201, 150-151 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю, выразившиеся в возврате письмом от 19.08.2011 № 01-04-11/5128 на доработку Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для котельной «Подгородненка» теплового района «Артёмовский» филиала «Артёмовский» КГУП «Примтеплоэнерго» как не соответствующие Федеральному закону от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утверждённому приказом МПР России № 288 от 31.10.2008.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю в 10-дневный срок после вступления судебного решения в законную силу установить нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для котельной «Подгородненка» теплового района «Артёмовский» филиала «Артёмовский» КГУП «Примтеплоэнерго» сроком действия с 15.08.2011 и выдать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на срок действия нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю в пользу Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья А.А.Фокина