АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-19107/2010
02 марта 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2011 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.П. Хвалько,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.А. Ковальчук,
рассмотрев дело по заявлению Крестьянского хозяйства «Титово»
к Управлению по координации правоохранительной деятельности Приморского края, Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края
о признании незаконным решения об отклонении заявки работодателя о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год,
при участии в заседании:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 22.12.2010,
от Управления – представитель ФИО2 по доверенности № 2350 от 18.11.2010;
от Межведомственной комиссии – представитель ФИО3 протокол № 11 от 13.10.2010,
установил:
Крестьянское хозяйство «Титово» (далее по тексту – «заявитель», КХ «Титово») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края (далее – «Управление»), Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края (далее – «Межведомственная комиссия», «МВК») об отклонении заявки на привлечение в 2011 году 60-ти иностранных работников.
Общество, уточнив заявленные требования, ходатайствует о признании незаконным решения Межведомственной комиссии об отклонении заявки на привлечение 60-ти иностранных работников в 2011 году и обязании Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края восстановить нарушенное право путем включения заявки в Предложение Приморского края по объемам квот на 2011 год.
Общество на заявленных требованиях настаивает в полном объеме, считает незаконным решение об отклонении заявки на привлечение иностранных работников, поскольку основание ее отклонения, изложенное в письме от 09.09.2010 № 25-02-38/1949, действующее законодательство не предусматривает.
Представитель Управления с заявленными требованиями не согласился, указал, что Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края не принимает решения по заявкам, а лишь уведомляет заявителей о результатах работы МВК и принятых ею решениях о результатах рассмотрения заявки.
Представитель межведомственной комиссии в обоснование возражений пояснил, что причиной отклонения заявки КХ «Титово» послужило наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, не устраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах.
Представитель МВК считает, что КХ «Титово» в нарушение требований ст. 198 АПК РФ не указало, в чем именно решение МВК не соответствует закону и создает препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы заявителя, возражения представителя Управления, Межведомственной комиссии установил следующее.
17.04.2010 с целью привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации обществом вУправление по координации правоохранительной деятельности Приморского краянаправлена заявка о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год в количестве шестидесяти человек овощеводов.
Решением Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края, оформленным протоколом заседания №10/1 от 25 июня 2010 года и приложением №4, заявка КХ «Титово» отклонена по основанию наличия у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, не устраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах.
Письмом от 09.09.2010 № 25-02-38/1949 Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края уведомило заявителя об отклонении заявки решением межведомственной комиссии по привлечению иностранных работников на территории Приморского края на привлечение иностранных работников в 2011 году по причине имеющихся случаев нарушения миграционного и трудового законодательства РФ.
В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» привлечение на территорию РФ иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Привлечение и использование на территории РФ иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом федеральным законодательством РФ.
Согласно ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта РФ.
Определение органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.
Порядок определения федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, под которыми понимаются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу регулируют Правила,утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года № 783.
Определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.
Определение исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются с участием заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основании предложений работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - работодатели), привлекающих в целях осуществления трудовой деятельности иностранных граждан.
Потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.
В соответствии с п. 5 Правил, в целях организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в субъектах Российской Федерации решением высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) определяются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации на территории Приморского края является Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края.
Согласно Пункту 8.5 Положения об управлении по координации правоохранительной деятельности Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 № 197-па, Управление организует и координирует работупо определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Приморском крае на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
Из содержания пунктов 7 - 11 Правил следует, что работодатели ежегодно до 1 мая представляют в уполномоченные органы субъектов РФ, на территории которых предусматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности, заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.
Уполномоченные органы субъектов РФ ежегодно до 1 июня обобщают заявки работодателей и направляют их на рассмотрение: а) органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в соответствующих отраслях экономики, а также в области образования, занятости населения и других областях; б)территориальных органов Федеральной миграционной службы; в)территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; г)трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии со своей компетенцией рассматривают заявки работодателей и ежегодно, до 15 июня, готовят для уполномоченных органов субъектов РФ заключения о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
Согласно пунктам 15-17 Правил согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников, образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.
Деятельность межведомственных комиссий регулируется положениями, утверждаемыми высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также настоящими Правилами.
В Приморском крае согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляетмежведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Губернатора Приморского края от 22.02.2007 №40-пг.
Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 25 июня, направляют на рассмотрение межведомственных комиссий сведения о потребности работодателей в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками; заключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о целесообразности заявленных работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников; заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей территориальными органами Федеральной миграционной службы; информацию государственных инспекций труда о нарушениях трудового законодательства, допущенных в предыдущем и текущем годах работодателями, предусматривающими привлечение иностранных работников, а также об устранении выявленных нарушений; информацию о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.
Межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
В соответствии с пунктом 18 Правил по решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично по следующим основаниям: а) наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации; б) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах; в) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий 3 месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах; г) отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями.
Согласно п.п. 19-20 Правил уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в месячный срок с даты принятия межведомственными комиссиями положительного решения информируют работодателей о результатах рассмотрения заявок.
Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в 10-дневный срок с даты принятия межведомственными комиссиями решения об отклонении полностью или частично заявок работодателей должны уведомить их о принятом решении в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения.
Работодатели вправе обжаловать решения межведомственных комиссий в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Из материалов дела следует, что в целях формирования квот на 2011 год, Управлением по координации правоохранительной деятельности Приморского края в соответствии с Правилами осуществлены сбор заявок работодателей, обобщение таких заявок, а также обобщение заключений заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ. По результатам обобщения и сбора информации уполномоченным органом соответствующие документы и материалы направлены в межведомственную комиссию.
Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края письмом от 09.09.2010 № 25-02-38/1949 уведомило заявителя о том, что заявка на привлечение иностранных работников в 2011 году отклонена по причине имеющихся случаев нарушения миграционного и трудового законодательства РФ.
При этом указанное Управлением основание отсутствует в протоколе заседания межведомственной комиссии №10/1 и приложении №4 к протоколу.
Из выписки к приложению № 4 к протоколу заседания межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края от 25.06.2010 № 10/1 следует, что основанием отклонения заявки послужило наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, не устраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах.
Содержанием письма Управления по координации правоохранительной деятельности по Приморскому краю заявитель был введен в заблуждение относительно действительного положения с поданной им заявкой. Представив не соответствующую действительности информацию, Управление действовало не в соответствии с Положением об управлении по координации правоохранительной деятельности Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 № 197-па, указанное Управлением основание для отклонения заявки не предусмотрено действующим законодательством.
Кроме того, указанный в письме от 09.09.2010 № 25-02-38/1949 адрес заявителя, по которому было направлено письмо об отклонении заявки КХ «Титово» на привлечение иностранных работников в 2011 году, не соответствует действительному местонахождению Крестьянского хозяйства «Титово».
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края, оформленное письмом от 09.09.2010 № 25-02-38/1949, принято необоснованно, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Из материалов дела следует, что подтверждением основания отклонения заявки Крестьянского хозяйства «Титово» по причине наличия у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустранененных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах, послужило обращение Краснознаменного пограничного управления по Приморскому краю ФСБ России от 31.05.2010 № 21/703/1/1-2849, а также Представление Краснознаменного пограничного управления по Приморскому краю ФСБ России от 31.05.2010 № 21/703/1/1-2873 об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз Пограничной безопасности в Приморском крае, свидетельствующие о нарушении привлеченных Крестьянским хозяйством «Титово» граждан КНР законодательства о Государственной границе Российской Федерации.
В частности, сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю было установлено, что причинами незаконного пересечения граждан КНР государственной границы РФ явилось отсутствие со стороны КХ «Титово» надлежащих бытовых условий, а также нарушение санитарного и трудового законодательства Российской Федерации.
Между тем, представленные заявителем в материалы дела документы, свидетельствуют об отсутствии со стороны Крестьянского хозяйства «Титово» нарушений действующего законодательства в области миграционных требований.
Актом проверки № 26 от 24.05.2010, составленном в отсутствие заявителя, установлено, что сотрудниками УФМС России по Приморскому краю проверено 16 иностранных граждан из КНР, работающих в Колхозном хозяйстве «Титово» имеющие разрешение на работу с видом деятельности соответствующим роду занятий, состоящих на миграционном учете, нарушений миграционного законодательства не установлено.
По результатам составления акта принято решение о прекращении проверки в связи с отсутствием сведений, свидетельствующих о нарушении миграционного законодательства.
Из акта проверки № 197 от 16.06.2010 следует, что УФМС России по Приморскому краю проверено 45 иностранных граждан из КНР, работающих овощеводами в Колхозном хозяйстве «Титово» в соответствии с выданным разрешением. В ходе проведения проверки нарушений также не выявлено. Информация о нарушениях миграционного законодательства РФ иностранными гражданами из КНР не подтвердилась.
Таким образом, актами проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и физического лица подтверждается, что нарушений требований миграционного законодательства со стороны Крестьянского хозяйства «Титово» должностными лицами УФМС России по Приморскому краю по состоянию на июнь не выявлено.
Признавая довод заявителя об отсутствии оснований отклонения заявки обоснованным, суд исходит из того, что в распоряжении УФМС России по Приморскому краю на момент принятия оспариваемого решения имелась информация, свидетельствующая об отсутствии у Крестьянского хозяйства «Титово» нарушений действующего миграционного законодательства, протоколом Межведомственной комиссии от 25.06.2010 № 10/1 подтверждается, что начальник УФМС России по Приморскому краю присутствовал на заседании по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края.
Информация Краснознаменного пограничного управления по Приморскому краю ФСБ России от 19.01.2011 № 21/703/1/1-259 об организациях, со стороны которых отмечались административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации в 2010 году, в том числе, о гражданах КНР, осуществлявших трудовую деятельность в Крестьянском хозяйстве «Титово» в с. Алексее-Никольское в Уссурийском городском округе, направленная в адрес Межведомственной комиссии по пограничной политике при Администрации Приморского края (а не Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края) также не свидетельствует об обоснованности основания отклонения поданной заявителем заявки, указанного в приложении № 4 к решению Межведомственной комиссии № 10/1 от 25.06.2010.
Факт привлечения граждан КНР к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, ч. 1 ст. 18.2 КоАП РФ не указывает на наличие у Крестьянского хозяйства «Титово» не устраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников.
Таким образом, вывод Межведомственной комиссии о наличии у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, не устраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах, послуживший основанием для отклонения поданной КХ «Титово» заявки, документально не подтвержден и опровергается документами, имеющимися в материалах дела.
Согласно сведениям о видах экономической деятельности Крестьянского хозяйства «Титово», указанных в Едином государственном реестре юридических лиц от 06.12.2010, заявитель имеет зарегистрированные виды деятельности в области овощеводства, что соответствует испрашиваемой вакансии.
Наличие доказательств, свидетельствующих об осуществлении заявителем деятельности в области овощеводства, позволяет суду считать, что отклонением заявки на привлечение иностранной рабочей силы были нарушены права и законные интересы общества в экономической деятельности.
Относительно несоответствия необходимого количества испрашиваемых работников КНР, указанных в сведениях о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), поданных в Краевое государственное учреждение «Центр занятости населения города Уссурийска», со сведениями, указанными в заявке работодателей о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год, заявитель в судебном заседании пояснил, что настаивает на привлечении в 2011 году шестидесяти иностранных работников – овощеводов.
Ссылка Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края на невозможность включения заявки Крестьянского хозяйства «Титово» в Предложение Приморского края по объемам квот на 2011 год, в связи с включением указанного Предложения в приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.12.2010 № 1080н «О распределении по субъектам РФ утвержденной Правительством РФ на 2011 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу», судом отклоняется.
Действительно, законодательство Российской Федерации не содержит регламентирующих положений по вопросу порядка действий Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края, а также должностных лиц Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края по исполнению судебного акта, вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о невозможности восстановления нарушенного права заявителя.
С учетом вывода суда о незаконности решений Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края, должностных лиц Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, а также с учетом потребности КХ «Титово» в привлечении иностранных работников на 2011 год в количестве шестидесяти человек, суд полагает, что препятствий для исполнения судебного акта в виде обязания Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края восстановить нарушенное право путем включения заявки КХ «Титово» в Предложение Приморского края по объемам квот на 2011 год в соответствии с действующим законодательством, не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчик в нарушение указанных норм не доказал наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, не устраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах.
В соответствии с п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Изложенное свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными решений Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края и Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края.
В силу пункта 5 статья 201 АПК РФ арбитражный суд в случае удовлетворения требования о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица обязывает соответствующий орган совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В связи с данными обстоятельствами, суд обязывает Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края восстановить нарушенное право Крестьянского хозяйства «Титово» путем включения его заявки в предложение Приморского края по объемам квот на 2011 год в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать недействительным решение Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края, оформленное письмом № 25-02-38/1949 от 09.09.2010.
Признать недействительным решение Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, оформленное протоколом заседания № 10/1 от 25 июня 2010 года об отклонении заявки Крестьянского хозяйства «Титово» на привлечение и использование иностранной рабочей силы на 2011 год. Обязать Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края восстановить нарушенное право Крестьянского хозяйства «Титово» путем включения его заявки в предложение Приморского края по объемам квот на 2011 год в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья О.П. Хвалько