АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-19169/2017
18 декабря 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куклиной Т.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бастион-ВЛ" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 09.09.2016)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 21.06.2007)
о признании незаконным бездействия, в период с 23.04.2017 по 20.09.2017, выразившееся в несвоевременном принятии решения по заявлению от 23.03.2017
при участии: от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 01.08.2017 сроком на 1 год, от ответчика – ФИО2, главный консультант по доверенности от 21.07.2017 № 20/30126 сроком до 31.12.2017;
установил: общество с ограниченной ответственностью "Бастион-ВЛ" (далее – общество, ООО "Бастион-ВЛ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) в период с 23.04.2017 по 20.09.2017, выразившееся в несвоевременном принятии решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бастион-ВЛ" от 23.03.2017 о выдаче разрешения на размещение объекта на земельном участке по адресу: <...> (с учетом принятого в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения заявленного требования).
Заявитель также ходатайствует о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением.
В судебном заседании заявитель подержал заявленное требование в полном объеме, в обоснование пояснил, что несвоевременное рассмотрение его обращения от 23.03.2017 является незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Период бездействия по рассмотрения его заявитель исчисляет с 23.04.2017 по 20.09.2017.
Ответчик заявленное требование считает не подлежащими удовлетворению, указывает на отсутствие факта бездействия, поскольку на основании заявления общества Департаментом принимались меры и осуществлялись действия в рамках рассмотрения такого заявления.
Пояснил, что в настоящее время заявление общества рассмотрено, действиями департамента права не нарушены. Основания полагать, что департаментом допущено незаконное бездействие, отсутствуют.
Исследовав материалы дела, суд установил, что 23.03.2017 общество обратилось Департамента с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта на земельном участке по адресу: <...>.
Письмом КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» от 22.05.2017 по запросу Департамента предоставлены сведения о целевом назначении земельного участка, его правовом режиме, вхождении земельного участка в границы охранных зон, запретных районов, наличии на нем инженерных коммуникаций, пересечении границ испрашиваемого земельного участка с границами других земельных участков.
Письмом от 24.07.2017 Департамент поручил КГКУ «УЗИ» провести обследование испрашиваемого земельного участка.
Данное поручение КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» исполнено 18.08.2017.
Письмом от 04.09.2017 № 20/06/02-14/35044 Департамент направил обществу для ознакомления проект разрешения на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов с приложением расчета размера платы за выдачу разрешения с реквизитами для оплаты.
20.09.2017 по результатам рассмотрения заявления общества от 23.03.2017 Департаментом выдано разрешение №53 на использование земельного участка.
Не получив в установленный законом срок ответ Департамента на обращение от 23.03.2017, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что Департамент незаконно бездействовал в период с 23.04.2017 по 20.09.2017, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд.
Проверив соблюдение заявителем процессуального срока на обращение в арбитражный суд, суд установил нарушение срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель обжалует бездействие Департамента в период с 23.04.2017 по 20.09.2017, с заявлением общество обратилось в суд 04.08.2017, то есть с нарушением трехмесячного срока.
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, заявитель указал, что по причине не получения ответа на обращение от 23.03.2017, общество обратилось 05.07.2017 в Департамент с соответствующей жалобой, которая также была оставлена без ответа. Как указал заявитель, действуя добросовестно и рассчитывая на рассмотрение поданного заявления по существу во внесудебном порядке, срок на обращение в суд был пропущен. По истечению срока на рассмотрения поданной жалобы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Ответчик возразил в отношении восстановления срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением, ввиду отсутствия оснований.
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении срока на обжалование решения таможенного органа, суд полагает, что оно подлежит удовлетворению в силу следующего.
В силу части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные нормами этого же Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.20123 N 99 при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы арбитражному суду следует оценивать обоснованность доводов лица, настаивающего на таком восстановлении, в целях предотвращения злоупотреблений при обжаловании судебных актов и учитывать, что необоснованное восстановление пропущенного процессуального срока может привести к нарушению принципа правовой определенности и соответствующих процессуальных гарантий.
При решении вопроса о восстановлении процессуального срока судам следует соблюдать баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.
Суд учитывая, что материалами дела подтверждается факт обращения общества с жалобой в Департамент 05.07.2017 на бездействие Департамента по рассмотрению обращения общества от 27.03.2017, считает, что пропуск срока на обращение в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, вызван объективными, уважительными причинами, поскольку общество рассчитывала на разрешение спора во внесудебном порядке.
Учитывая изложенное, суд определил восстановить срок на подачу заявления в порядке части 2 статьи 117, части 4 статьи 198 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого бездействия, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) o органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности незаконно возлагают па них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: 1) проведение инженерных изысканий; 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта; 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществление геологического изучения недр; 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель 27.03.2017 обратился в Департамент с заявлением вх.№20-15318 о получении разрешения на размещение объекта на земельном участке по адресу: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул.Станюковича, 39а. В качестве цели использования земельного участка указал – элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, которое вступило в силу с 01.03.2015, был утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 4 которого предусмотрен такой вид объектов как элементы благоустройства территории.
Согласно сведениям, представленным КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», заявление и схема границ земель на кадастровом плане территории соответствуют требованиям, установленным постановлением Администрации Приморского края от 09.09.2015 №336-па «Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Приморского края».
Приказом Департамента от 06.04.2015 № 102 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в собственности или в ведении Приморского края" (далее - Административный регламент) разработанный в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, установления порядка взаимодействия департамента с заявителями, их представителями при предоставлении государственной услуги, а также создание комфортных условий для заявителей, их представителей при получении ими государственной услуги.
Административный регламент определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, при осуществлении департаментом полномочий по предоставлению государственной услуги, а также, порядок взаимодействия между структурными подразделениями департамента, взаимодействие департамента с заявителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в собственности или в ведении Приморского края".
Пунктом 1 Административного регламента установлено, что разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается:
1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;
2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;
3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии;
4) в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам без ограничения срока.
Согласно разделу II Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется департаментом.
Государственная услуга - выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в собственности или в ведении Приморского края.
Согласно п. 7.1 Административного регламента, решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается департаментом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3-х рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
По условиям п.7.2 Административного регламента, в течение 10 рабочих дней со дня выдачи разрешения департамент направляет копию этого разрешения с приложением схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора.
Судом принимается во внимание, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, должностным лицом, государственным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Принимая во внимание установленный Административным регламентом срок принятия Департаментом решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения - 25 дней со дня поступления заявления, суд приходит к выводу о бездействии Департамента по не рассмотрению заявления общества в период с 23.04.2017 по 20.09.2017 , что привело к затягиванию срока получения соответствующего разрешения на размещение объекта на земельном участке.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии бездействия Департамента, выразившегося в нарушении последовательности и сроков административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в собственности или в ведении Приморского края, установленных Административным регламентом.
При этом, то обстоятельство, что 04.09.2017 Департаментом в адрес общества направлен проект разрешения, а 20.09.2017 по результатам рассмотрения заявления общества от 23.03.2017 выдано разрешение №53 на использование земельного участка, судом не принимается в качестве доказательства отсутствия неправомерного бездействия, поскольку письменный ответ был подготовлен за пределами установленного Административным регламентом срока.
Доводы Департамента о том, что в рамкам рассмотрения заявления общества в КГКУ «УЗИ» направлялись запросы и решение по заявлению общества принято по результатам ответов КГКУ «УЗИ», судом отклоняется, поскольку вышеуказанным Административным регламентом не предусмотрено осуществление указанных действий по направлению запросов в рамках рассмотрения заявлений о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в собственности или в ведении Приморского края.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО «Бастион - ВЛ» по надлежащему получению государственной услуги в установленные сроки, поскольку создало препятствия в реализации права размещения объекта на земельном о участка, в целях реализации предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленный судом срок.
Учитывая изложенное, у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействие Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в период с 23.04.2017 по 20.09.2017, выразившееся в несвоевременном принятии решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бастион-ВЛ" от 23.03.2017 о выдаче разрешения на размещение объекта на земельном участке по адресу: <...>.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в порядке части 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в период с 23.04.2017 по 20.09.2017, выразившееся в несвоевременном принятии решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бастион-ВЛ" от 23.03.2017 о выдаче разрешения на размещение объекта на земельном участке по адресу: <...>, как не соответствующее Земельному кодексу РФ, Приказу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 06.04.2015 N 102 "Об утверждении Административного регламента департамента земельных и имущественных отношений Приморского края предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в собственности или в ведении Приморского края"
Взыскать с Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бастион-ВЛ" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Чугаева И.С.