ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-19219/13 от 17.10.2013 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-19219/2013

18 октября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 18 октября 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.А. Беспаловой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.П. Маковецкой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества Находкинская база активного морского рыболовства (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.10.1992)

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.09.2004)

о признании незаконным постановления от 11.06.2013 № 10/21-2013-409

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 14.08.2013, сроком до 08.11.2013

от административного органа – ФИО2, доверенность от 19.11.2013 № 07-19/4897 сроком действия до 16.11.2013, удостоверение

установил:

открытое акционерное общество «Находкинская база активного морского рыболовства» (далее – ОАО «НБАМР», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2013 № 10/21-2013-409, вынесенного государственным инспектором Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу по охране природы ФИО3 Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 28.06.2013 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 227 АПК РФ, определением от 28.08.2013 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства в связи с необходимостью выяснить дополнительные обстоятельства по делу и заслушать пояснения сторон.

  Представитель ОАО «НБАМР» в судебном заседании  поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, полагает, что предприятие неправомерно привлечено к ответственности по статье 8.1 КоАП РФ, поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Указал, что ОАО «НБАМР» имеет установленные нормативы загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу с неорганизованным поверхностным стоком с территории объекта, согласованные 28.09.2010 Дальневосточным управлением Ростехнадзора сроком на 5 лет (№ 1517), т.е. по 28.09.2015, поэтому считает, что ОАО «НБАМР» не требуется получение разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты (б. Находка), разработка нормативов допустимых сбросов веществ, поступающих с поверхностным стоком в водный объект (б. Находка), а также проведение производственного контроля за составом сбрасываемых сточных (ливневых) вод.

По мнению заявителя, выявленные административным органом нарушения в части отсутствия производственного контроля за составом сбрасываемых сточных (ливневых) вод и мероприятий по своевременной зачистке открытых лотков ливневой канализации являются малозначительными правонарушениями.

На основании изложенного, заявитель полагает, что оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

Административный орган с требованиями заявителя не согласился, полагает, что оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется, поскольку материалами дела полностью подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.

Из материалов дела судом установлено следующее.

07.06.2013 в ходе проведения плановой выездной проверки ОАО «НБАМР» на основании распоряжения Департамента Росприроднадзора по ДФО от 02.04.2013 № 107 проверяющими выявлено, что общество производит организованный сброс поверхностных сточных вод с территории производственной площадки, расположенной по адресу: ул. Макарова, 5 г. Находка в отсутствие разрешительных документов на данный вид сброса, а именно: установленных нормативов допустимых сбросов веществ, поступающих с поверхностным стоком в водный объект (б. Находка) и специального разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты (б. Находка);

Кроме того, установлено, что общество не осуществляет производственный контроль за составом сбрасываемых сточных (ливневых) вод, мероприятия по своевременной зачистке открытых лотков ливневой канализации. У руководителя и специалистов предприятия, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, отсутствует подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 07.06.2013 № 10/01-2013-1680-409 и протоколе осмотра территории от 05.06.2013.

По указанному факту 07.06.2013 государственным инспектором РФ по Дальневосточному федеральному округу по охране природы ФИО3 в отношении ОАО «НБАМР» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения административного дела 11.06.2013 указанным должностным лицом вынесено постановление № 10/21-2013-409 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, которым ОАО «НБАМР» подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с на­стоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд не находит оснований для удов­летворения заявленных требований в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей природной среды), нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 4 указанной статьи).

Пунктом 1 статьи 34 Закона об охране окружающей природной среды установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу пункта 2 статьи 39 Закона об охране окружающей природной среды, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 67 Закона об охране окружающей природной среды).

Частями 1, 2, 4 статьи 35 Водного кодекса предусмотрено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки, административным органом было установлено, что ОАО «НБАМР» производит организованный сброс поверхностных сточных вод с территории производственной площадки, расположенной по адресу: ул. Макарова, 5, г. Находка в отсутствие разрешительных документов на данный вид сброса загрязняющих веществ с поверхностным стоком.

В ходе осмотра, было установлено, что территория основной промышленной площадки ОАО «НБАМР» оборудована системой ливневой канализации, предназначенной для сбора поверхностного стока ливневых вод с части территории предприятия. Поверхностные ливневые воды, собираемые с территорий, прилегающих к зданиям управления и архива, поступают в открытые ливневые лотки и затем сбрасываются в б. Находка через выпуск в районе причала № 61 (34) (установлено по схеме канализационных сетей предприятия); поверхностные ливневые воды, собираемые с части территорий, прилегающих к зданию БТО (со стороны ж/д путей), столовой, центральной проходной, автомобильной парковки поступают в открытые ливневые лотки, затем сбрасываются в городской ливневой коллектор (установлено по схеме канализационных сетей предприятия), с последующим сбросом в б. Находка.

Фотосъемкой, произведенной в ходе осмотра, также подтверждается наличие ливневой канализации предприятия, которая представлена:

сетью открытых ливневых лотков, лотков, оборудованных металлическими решетками и предназначенными для перехвата дождевых стоков с внутри дорожных проездов предприятия;

смотровыми колодцами перед сбросом дождевых стоков в закрытую сеть ливневой канализации.

Осмотр территории производился в присутствии уполномоченного представителя общества эколога предприятия ФИО4, двух понятых и при участии помощника генерального директора по управлению береговым комплексом ФИО5, о чем свидетельствуют подписи в протоколе осмотра. По окончании осмотра был составлен соответствующий протокол, заявлений и замечаний от участвующих лиц в ходе и по окончании осмотра не поступило.

Наличие на балансе ОАО «НБАМР» ливневой канализации подтверждается выпиской из оборотно-сальдовой ведомости основных средств (по состоянию на 31.05.2013).

Таким образом, сброс поверхностных сточных вод осуществляется ОАО «НБАМР» по двум организованным выпускам; через выпуск горколлектора и самостоятельный выпуск в отсутствие нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ с поверхностным стоком в водный объект (б. Находка) и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект (б. Находка).

Суд отклоняет довод заявителя о том, что ОАО «НБАМР» не требуется разрешение на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты (б. Находка).

Согласно имеющихся в деле доказательств, ОАО «НБАМР» разработало на всю территорию предприятия проект расчета массы загрязняющих веществ разрешенных к сбросу с неорганизованным поверхностным стоком с территории предприятия, на основании которого Дальневосточным управлением Ростехнадзора, утвержден Документ о согласовании расчета массы сброса загрязняющих веществ с неорганизованным поверхностным стоком с территории ОАО «НБАМР» от 28.09.2010 № 1517 сроком действия до 28.09.2015.

На основании указанного документа, неорганизованный сброс поверхностных (ливневых) вод ОАО «НБАМР» должен осуществляться на водосборную площадь б. Находка, а не в организованную систему канализации.

Проект расчета массы загрязняющих веществ разрешенных к сбросу с неорганизованным поверхностным стоком с территории предприятия, разработан с учетом с Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных 29.12.1998 Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды.

В силу п. 1.1 раздела 1 Методических рекомендаций, под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).

В проекте расчета массы загрязняющих веществ разрешенных к сбросу с неорганизованным поверхностным стоком с территории предприятия отсутствуют данные о наличии ливневой канализации, предназначенной для сбора поверхностного стока с территории предприятия с последующим сбросом в водный объект.

Кроме этого, указанный документ не является нормативом допустимого сброса загрязняющих веществ с организованным сбросом поверхностных вод в водные объекты (б. Находка), и не подменяет разрешение на сброс.

Суд не принимает ссылку заявителя на заключение по результатам аудита, проведенного ООО «Приморский экологический аудит» в период с 10.09.2007 по 07.11.2007 как на доказательство, подтверждающее характер сброса поверхностных сточных вод.

При проведении экологического аудита в 2007 году не была учтена ливневая канализация, которая расположена на территории предприятия, и предназначена для сбора ливневых стоков с части территории основной промплощадки. В заключении указано, что фактическая ливневая канализация, проходящая через территорию ОАО «НБАМР», не обеспечивает сбор ливневых вод со всей территории промплощадки и является лишь инструментом для транзитного прохождения стоков с территорий сторонних организаций и жилмассива. Натурное обследование показало, что ливневые и талые воды с территории предприятия сбрасываются неорганизованно в Японское море. Открытые ливневые лотки расположены вдоль внешней границы предприятия и фактически обеспечивают сбор ливневых и талых вод только с территорий расположенных выше предприятий и жилмассива. Лотки по территории предприятия и вдоль причальной линии практически отсутствуют.

Кроме того, в аудиторском заключении отсутствует детальная инвентаризация источников сброса веществ со сточными и поверхностными водами, в этой связи ОАО «НБАМР» рекомендовано провести новую инвентаризация источников сброса веществ со сточными и поверхностными водами и разработать новое экологическое обоснование нормативов допустимого сброса веществ со сточными и поверхностными водами для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами провести с учетом заключения.

Факт отсутствия в 2007 году технологически и инженерно-увязанной канализационной сети, находящейся на балансе ОАО «НБАМР» при проведении аудиторской проверки подтверждается также в письме ООО «Приморский экологический аудит» от 20.06.2013 № 133.

Судом отклоняется как противоречащий материалам дела довод заявителя о недоказанности факта отсутствия мероприятий по своевременной зачистке открытых лотков ливневой канализации.

В протоколе осмотра, принадлежащих юридическому лицу территорий и находящихся там вещей и документов, от 05.06.2013, составленном в присутствии двух понятых и представителя ОАО «НБАМР» эколога ФИО4 зафиксировано заиливание (засорение) конкретных ливневых лотков - вдоль здания БТО (со стороны ж/д путей) и по периметру здания столовой, что подтверждается произведенной фотосъемкой. Какие-либо заявления и замечания со стороны указанных лиц в протоколе отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у ОАО «НБАМР» обязанностей по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ, поступающих с поверхностным стоком в водный объект (б. Находка), получению специального разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты (б. Находка), проведению производственного контроля за составом сбрасываемых сточных (ливневых) вод, а также мероприятий по своевременной зачистке открытых лотков ливневой канализации, неисполнение которых повлекло нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Совершенное обществом правонарушение в части не проведения производственного контроля за составом сбрасываемых сточных (ливневых) вод и мероприятий по своевременной зачистке открытых лотков ливневой канализации не может быть признано малозначительным ввиду следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 18.1 этого же Постановления, возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоПА РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что соответствующая ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Следовательно, требования законодательства о защите окружающей природной среды направлены на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Правонарушение, предусмотренное статьей 8.1 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным, с момента нарушения требований, установленных законодательством. То есть административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Между тем, суд принимает доводы заявителя о неверной квалификации административным органом бездействия общества выраженного в отсутствии у руководителя и специалистов предприятия, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности по статье 8.1 КоАП РФ.

ОАО «НБАМР» вменяется нарушение пункта 1 статьи 73 главы XIII «Основы формирования экологической культуры» Закона об охране окружающей среды, согласно которому руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Непрохождение должностными лицами соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ. Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.12.2009 по делу № А69-1837/2009.

Между тем отсутствие события правонарушения в данной части не влечет незаконность оспариваемого постановления.

Нарушений порядка привлечения заявителя к ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, основания для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления, у суда отсутствуют.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессу­ального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р е ш и л:

Отказать в удовлетворении требования ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства» о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2013 № 10/21-2013-409 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, вынесенного государственным инспектором РФ по Дальневосточному федеральному округу по охране природы ФИО3

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Н.А. Беспалова