АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-19268/2021
30 августа 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена августа 2022 года .
Полный текст решения изготовлен августа 2022 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой С.И., рассмотрев в судебном заседании дело по искуобщества с ограниченной ответственностью "ПРОФИТ ТРАНС" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации:01.07.2011)
к обществу с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 13.04.2011)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: ООО «ФЕСКО ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ», ООО Фирма «Экодор»,
о взыскании задолженности
о взыскании неустойки
при участии в заседании:
от истца – ФИО1, паспорт, доверенность № ПТД/201/36 от 03.08.2021 сроком на 1 год;
от ответчика, от третьих лиц – не явились, извещены;
установил: общество с ограниченной ответственностью "Профит Транс" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новые Горизонты" о взыскании задолженности в размере 99 408 рублей, неустойки в размере 24 529 рублей 54 копеек.
Определением суда от 15.11.2021 исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Профит Транс" принято к производству в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 18.01.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определениями суда от 16.02.2022, от 16.03.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Феско Интегрированный Транспорт», ООО Фирма «Экодор».
От ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) проводил судебное разбирательство в их отсутствие.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 18.08.2022 объявлен перерыв до 09 часов 45 минут 23.08.2022, о чем вынесено протокольное определение.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Приморского края в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний».
После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола тем же секретарем.
От ответчика и третьих лиц в судебное заседание после объявленного в нем перерыва не явились, извещены надлежащим образом.
Суд в порядке статьи 156 АПК РФ продолжил проведение судебного разбирательства в их отсутствие.
В судебном заседании 23.08.2022 истцом в порядке статьи 49 АПК РФ заявлено ходатайство об уточнении (увеличении) исковых требований и взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Новые Горизонты" задолженности в размере 99 408 рублей, неустойки в размере 33 709 рублей 20 копеек.
В силу части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска.
Как следует из абзаца 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
В абзаце 5 пункта 25 этого же Постановления указано, что по смыслу части 1 статьи 49 АПК РФ не допускается одновременное изменение предмета и основания иска, являющееся, по существу, предъявлением нового требования. Соблюдение данного запрета проверяется арбитражным судом вне зависимости от наименования представленного истцом документа (например, уточненное исковое заявление, заявление об уточнении требований). В частности, суд не принимает изменения требования о признании сделки недействительной в связи с нарушениями, допущенными при ее заключении, на требование о расторжении договора со ссылкой на нарушения, которые были допущены при исполнении сделки.
Судом заявление истца об уточнении исковых требований проверено, установлено, что фактически истцом изменена (увеличена) сумма исковых требований в части взыскания неустойки, в виду чего уточнения истца соответствуют положениям статьи 49 АПК РФ и приняты судом 23.08.2022 в судебном заседании; дело рассматривается с учетом принятых судом уточнений.
В обоснование исковых требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате понесенных в интересах заказчика дополнительных расходов в рамках договора транспортной экспедиции №ПТЭ/МТМД/289/2021 от 25.01.2021 и договора на оказание услуг таможенного представителя №ПТП/34/2021 от 28.01.2021, выразившихся в оплате хранения контейнеров №№ FESU2119878, GESU3208245, MAGU2355447, TCKU3633786, TEMU 3759022, TGHU1945164, TLLU8106968 на территории ВМТП, а также хранении груженного контейнера TLLU8106968 на станции г. Москва.
Ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что у истца каких-либо препятствий для своевременного декларирования товаров во исполнение условий договора на оказание услуг таможенного представителя №ПТП/34/2021 от 28.01.2021 не имелось, поскольку ответчиком все документы, необходимые для целей таможенного оформления товаров, в том числе подтверждающие таможенную стоимость товаров, их перевозку, были предоставлены ответчиком истцу своевременно, при этом таможенное законодательство не называет договор оказания услуг между декларантом и таможенным представителем в качестве документа, являющегося обязательным для таможенного декларирования товаров.
Также ответчик указал, что по требования истца ответчиком была 01.03.2021 выдана доверенность №01/03 содержащая полномочия на совершение таможенных операций от имени ответчика.
Ссылки истца о том, что истец был ограничен в своих действиях указаниями генерального директора ООО "Новые Горизонты" является несостоятельными, поскольку никакого запрета на таможенное декларирование товаров ответчиком не давалось
В отношении требований истца в рамках договора транспортной экспедиции №ПТЭ/МТМД/289/2021 от 25.01.2021 ответчик указал, что поскольку расходы экспедитора по хранению контейнера в период с 13.04.2021 по 16.04.2021 на станции г. Москва в размере 1 500 рублей включены в стоимость услуг, то сверх этого оплачены быть не могут.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Между ООО «Профит Транс» (Экспедитор, Исполнитель) и ООО «Новые Горизонты» (Клиент) заключено два договора возмездного оказания услуг:
-транспортной экспедиции № ПТЭ/МТМД/289/2021 от 25.01.2021 года, по условиям которого Экспедитор принял на себя обязательства за вознаграждение от своего имени и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов от грузоотправителей до грузополучателей, указанных Клиентом;
-таможенного представителя №ПТП/34/2021 от 28.01.2021по совершению с товаром Клиента таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры, предусмотренные таможенным законодательством ЕЭС и РФ о таможенном деле.
Согласно условиямДоговора транспортной экспедиции № ПТЭ/МТМД/289/2021 от 25.01.2021:
-п.3.1 Клиент обязан оплачивать Экспедитору стоимость перевозки и возмещать расходы, связанные с оказанием транспортно-экспедиционных услуг, в порядке, установленном Договором.
- п. 4.3. Оплата счета производится Клиентом в течение 5 (пяти) банковских дней с момента полного завершения услуг (завершение перевозки и выгрузка груза на складе Заказчика или грузополучателя) при условии получении актов выполненных услуг.
Согласно условиям Договора оказания услуг таможенного представителя №ПТП/34/2021 от 28.01.2021:
-п. 2.6.10 Клиент обязан компенсировать Таможенному представителю все дополнительные расходы, произведенные в интересах Клиента.
-п. 5.2, 5.5 расходы по оплате склада временного хранения оплачиваются/компенсируются по завершению хранения в течение 5 (пяти) банковских дней на основании счета, документов, подтверждающих срок и стоимость хранения.
- п. 5.7. Услуги по совершению таможенных операций считаются оказанными надлежащим образом, если товары выпущены таможенными органами в свободное обращение.
-п.6.5 Клиент обязан возместить Таможенному представителю все расходы и убытки, причиненные последнему по вине Клиента.
В рамках указанных договоров ООО «Профит Транс» оказало Клиенту услуги по таможенному оформлению грузов последнего в контейнерах №№ №№ FESU2119878, GESU3208245, MAGU2355447, TCKU3633786, TEMU 3759022, TGHU1945164, TLLU8106968 и доставке его до конечного грузополучателя в контейнере №TLLU8106968.
Подтверждением надлежащего оказания услуг по оформлению и доставке груза является выпуск контейнеров с грузом после уплаты Истцом всех причитающихся расходов и получения Клиентом груза в конечном пункте назначения.
Возражений относительно качества оказанных ООО «Профит Транс» услуг таможенного представителя и транспортной экспедиции ответчик не выразил.
Груз доставлен надлежащим образом и в срок, что подтверждает отсутствие претензий со стороны Клиента.
По результатам оказания услуг Истец понес расходы в интересах Ответчика, в том числе дополнительные расходы по сверхнормативному хранению контейнеров, возникшие по вине ООО «Новые Горизонты».
В целях компенсации понесенных ООО «Профит Транс» в интересах Ответчика расходов в адрес ООО «Новые Горизонты» были выставлены счета на оплату:
1. По договору оказания таможенного представителя: | ||
№ счета | Наименование услуги | Сумма |
ВЛ-1433 от 20.04.2021 | организация хранения контейнера FESU2119878 | 16 716,00 |
ВЛ-1429 от 26.04.2021 | организация хранения контейнера GESU3208245 | 16 716,00 |
ВЛ-1430 от 26.04.2021 | организация хранения контейнера MAGU2355447 | 11 940,00 |
ВЛ-1432 от 20.04.2021 | организация хранения контейнера TCKU3633786 | 16 716,00 |
ВЛ-1431 от 12.04.2021 | организация хранения контейнера TEMU3759022 | 9 552,00 |
ВЛ-1434 от 20.04.2021 | организация хранения контейнера TGHU1945164 | 16 716,00 |
ВЛ-1435 от 20.04.2021 | организация хранения контейнера TLLU8106968 | 9 552,00 |
Итого: | 97 908,00 | |
2. По договору транспортной экспедиции: | ||
№ счета | Наименование услуги | Сумма |
ВЛ-1446 от 16.04.2021 | Хранение груженного контейнера TLLU8106968 на станции г. Москва | 1 500,00 |
Итого: | 1 500,00 |
Счета на оплату направлены в адрес Клиента с помощью средств электронной связи, порядок обмена которыми установлен сторонами в п. 7.7-7.8 Договора транспортной экспедиции и п.8.3-8.4. Договора на оказание услуг таможенного представителя.
Факт несения истцом дополнительных расходов в интересах ответчика подтверждается следующими документами: Счет-фактура № 10923 от 19.04.2021 - ООО «Фирма «Экодор»; Счет BGWA 0191-211 от 20.04.2021 и приложение к счету, Акт №BGWA 0191/211 от 20.04.2021 и приложение к Акту; Счет BGWA0192-211 от 26/04/2021 и приложение к счету, Акт №BGWA0192/211 от 26.04.2021 и приложение к акту; Счет № BGWA0199-211 от 12.04.2021 и приложение к счету, Акт № BGWA0199/211 от 12.04.2021 и приложение к акту; Счет № BGWA0200-211 от 20.04.2021 и приложение к счету, Акт № BGWA0200/211 от 20.04.2021, выставленные ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт».
Несмотря на своевременное исполнение ООО «Профи Транс» взятых на себя обязательств по договору транспортной экспедиции № ПТЭ/МТМД/289/2021 от 25.01.2021 и по договору на оказание услуг таможенного представителя №ГТТП/34/2021 от 28.01.2021, ООО «Новые Горизонты» не оплатило понесенные Истцом дополнительные расходы, связанные с оказанием услуг.
25.06.2021 истцом в адрес ответчика направлены письменные требования об уплате дополнительных расходов № ПТ/25/2, № ПТ/25/3, № ПТ/25/4, № ПТ/25/5, № ПТ/25/6, № ПТ/25/7, № ПТ/25/8, с приложением копии документов, подтверждающих их несение ООО «Профит Транс» в интересах клиента.
В ответ на требования ответчик указал, что отказывается погашать имеющуюся задолженность по причине нарушения ООО «Профит Транс» срока подачи декларации в таможенный орган.
Таким образом, оставление ответчиком претензий без удовлетворения, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам Главы 7 АПК РФ, изучив доводы истца, возражения ответчика, суд находит заявленные истцом требования, с учетом принятых 23.08.2022 судом в судебном заседаний уточнений, обоснованными и подлежащими удовлетворению в виду следующего.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что между сторонами сложились правоотношения по договорам, которые подлежат регулированию общими нормами ГК РФ об обязательствах (статьи 309 - 328), специальными нормами главы 41 ГК РФ (статьи 801 - 806) и Федеральным законом № 87-ФЗ от 30 июня 2003 года «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - ФЗ «О транспортно - экспедиционной деятельности»), а также главой 39 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Процедура сдачи-приемки услуг положениями главы 39 ГК РФ не регламентирована. Согласно статье 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются положения договора подряда, в том числе и правила пункта 4 статьи 753 ГК РФ, который предусматривает, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным сторонами.
Статьей 711 ГК РФ установлено, что основанием для оплаты оказанных по договору услуг является факт принятия их заказчиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона «О транспортно – экспедиторской деятельности» от 30.06.03 № 87 – ФЗ (далее - Закон № 87- ФЗ) клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Из пункта 1 статьи 6 Закона № 87-ФЗ следует, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 ГК РФ и настоящим Федеральным законом.
По общему правилу статьи 408 ГК РФ лишь надлежащее исполнение является основанием для прекращения обязательства.
По смыслу названных норм права обязанность по оплате оказанных экспедитором услуг возлагается на клиента.
Как следует из материалов дела, между ООО «Профит Транс» (Экспедитор, Исполнитель) и ООО «Новые Горизонты» (Клиент) заключен договор транспортной экспедиции № ПТЭ/МТМД/289/2021 от 25.01.2021, по условиям которого Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени, по поручению и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой, в том числе, опасных грузов от грузоотправителей до грузополучателей, указанных Клиентом, втом числе организация международных перевозок груза, оказание иных, связанных сними транспортно-экспедиторских услуг, в отношении всего или части пути следования груза, где один из пунктов (назначения или прибытия) находится за пределами Российской Федерации. Под Поручением понимается Поручение Экспедитору - документ, составляемый Клиентом, и содержащий в себе поручение Экспедитору осуществить определенные действия по транспортно-экспедиторскому обслуживанию грузов. Поручение Экспедитору (Приложение № 1)является неотъемлемой частьюДоговора. Поручение Клиента должно быть акцептировано Экспедитором. Безсогласования поручения Экспедитором услуга считается несогласованной, и Экспедитор не приступает коказанию такой услуги (пункт 1.3. договора).
В соответствии с пунктом 1.2. договора транспортной экспедиции № ПТЭ/МТМД/289/2021 от 25.01.2021, если это предусмотрено Поручением в качестве дополнительных услуг Экспедитор осуществляет такие необходимые для доставки груза операции, как получение требующихся для экспорта илиимпорта документов, выполнение таможенных ииных формальностей, поиск таможенного представителя, проверка количества и состояния груза, егопогрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов идругих расходов, возлагаемых на Клиента, хранение груза, его получение впункте назначения, атакже выполнение иных операций и услуг, предусмотренных Договором.
Согласнопункту 3.1 вышеуказанного договора, клиент обязан оплачивать Экспедитору стоимость перевозки и возмещать расходы, связанные с оказанием транспортно-экспедиционных услуг, в порядке, установленном Договором.
Оплата счетов производится Клиентом в течение 5 (пяти) банковских дней с момента полного завершения оказания услуг (завершение перевозки и выгрузка груза на склад Заказчика или грузополучателя) при условии получении актов выполненных услуг и согласования их с клиентом. Возможна (допускается) полная или частичная оплата услуг до завершения их оказания, по соглашению сторон. Датой оплаты услуг является дата зачисления денежных средств на расчетный счет экспедитора (пункт 4.3. договора).
Про возникновение у Экспедитора дополнительных расходов, не указанных встоимостных показателях в дополнительном соглашении, ирассчитываемых на основании повременныхтарифов (арендаконтейнера, хранение, ПРР, простойавтотранспорта и т.д. им), не зависящихот Экспедитора, Клиентобязан оплатить разницу междурасходами на перевозку груза Клиентаи фактическипонесенными расходами Экспедитора не позднее пяти банковских дней с момента получений дополнительного счета и документов, подтверждающих фактически понесенные расходы Экспедитора по доставке груда Клиента (пункт 4.3. договора).
Также между сторонами заключен договортаможенного представителя №ПТП/34/2021 от 28.01.2021, регулирующий взаимоотношения таможенного представителя и клиента при оказании таможенным представителем услуг по совершению с товарами Клиента таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры, предусмотренные таможенным законодательством ЕЭС и РФ о таможенном деле (пункт 1.1. договора).
Пунктом 1.2. договора предусмотрено, что таможенный представитель вправепо ПоручениюКлиента от своего имении за счет Клиента или от имени Клиента и за счет Клиента оказыватьдополнительные услуги, связанныес перемещением товаровКлиента через таможенную границу, совершением таможенных операций, обработкойгрузов в порту, атакже организацией перевозки товаров Клиента. Порядок оказания и оплаты дополнительных услугрегулируется Соглашениеммежду Сторонами, заключенным в письменной форме иявляющимся неотъемлемойчастью Договора.
В соответствии с пунктом 2.6.10 договора, клиент обязан компенсировать Таможенному представителю все дополнительные расходы, произведенные Таможенным представителем от своего имени или от имени Клиента в интересах Клиента, при условии уведомления Таможенным представителем Клиента о ситуации, влекущей за собой возникновение дополнительных расходов. В случае, если у Таможенного представителя не было возможности заблаговременно уведомить Клиента о возникшей ситуации, Таможенный представитель обязан сразу, как только такая возможность появится, но не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента, когда стала известна полная стоимость дополнительных расходов, уведомить Клиента о возникновении, дополнительных расходов. Клиент обязан возместить Таможенному представителю в полном объеме все денежные средства, которые могут быть взысканы с Таможенного представителя по решению таможенных органов и судов, в том числе таможенных платежей и сборов, пеней, административных штрафов и прочих средств, связанных с товарами Клиента.
Клиент также возмещает Таможенному представителю документально подтвержденные расходы на исполнение поручений Клиента, а именно:
- таможенные платежи, необходимые для декларирования и выпуска товаров таможенными органами, при условии, что оплата таможенных платежей Таможенным представителем, в соответствии с п. 2.3 настоящего Договора, была предусмотрена в Поручении Клиента Таможенному представителю;
- стоимость услуг склада временного хранения и иных организаций,
- сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, уплаченную Таможенным представителем в соответствии с п. 5.7. договора, если, после предоставления Клиентом документов и сведений и проведения таможенным органом проверки этих документов и сведений, таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости. Клиент возмещает Таможенному представителю сумму обеспечения, которая определена в решении таможенного органа о корректировке таможенной стоимости. Указанные в настоящем пункте возмещаемые расходы уплачиваются отдельно и не включаются всостав доходов и расходов Таможенного представителя по настоящему Договору для целей определения его налогооблагаемой базы (пункт 5.2. договора).
В соответствии с пунктом 5.5. договора, платежи, предусмотренные пунктами 5.1. и 5.2. договора, уплачиваются клиентом Таможенному представителю:
-вознаграждение Таможенного представителя оплачивается в течение 25 (Двадцати пяти) банковских дней со дня, следующего за днем оказания услуг на основании счета да оплату, акта оказанных услуг;
- оплата возмещаемых расходов, за исключением склада временного хранения оплачивается/компенсируется Таможенному представителю в течение 5 (Пяти) банковских дней с даты предоставления Таможенным представителем счета и подтверждающих понесенные расходы документы, при этом счет на оплату данных расходов (кроме обеспечительных платежей) выставляются не ранее, чем в день прибытия груза на склад Таможенного представителя;
- расходы по оплате склада временного хранения оплачивается/компенсируется по завершении хранения в Течение 5(пяти)банковских на основании счета, документов, подтверждающих срок и стоимость хранения.
- расходы по оплате обеспечительного платежа оплачивается/компенсируется в течение 5(пяти) банковских диен с момента выставления счета на основании принятого таможенным органом решения о КТС.
Клиент вправе самостоятельно любым предусмотренным действующим законодательством способом внести (уплатить) необходимую сумму авансовых платежей, таможенных платежей, пеней и денежного залога на соответствующий счет таможенного органа, предоставив Таможенному представителю подтверждающие документы.
Пунктом 5.7. договора предусмотрено, что услуги по совершению таможенных операций считаются оказанными надлежащим образом, если товары выпущены таможенными органами в свободное обращение.
Клиент обязан возместить Таможенному представителю все расходы, все убытки, причиненные последнему по вине Клиента, в том числе убытки, связанные со взысканием с Таможенного представителя органами государственной власти штрафов, пеней, таможенных платежей, исчисленных, в том числе, но не ограничиваясь этим, в результате корректировки таможенной стоимости и непредставления Клиентом документов, подтверждающих и обосновывающих заявленную стоимость товаров, транспортных средств и оборудования (пункт 6.5. договора).
Возмещение расходов, предусмотренных пунктами 6.5 и 6.6 договора, производится Клиентом в соответствии с Требованием Таможенного представителя, в течение одного месяца с момента уведомления Таможенным представителем Клиента. В случае нарушения указанного срока Клиент обязан уплатить Таможенному представителю пеню в размере 0,15 % от суммы расходов, убытков закаждый день просрочки.
Материалами дела подтверждается, что истец в рамках заключенных с ответчиком договоров транспортной экспедиции № ПТЭ/МТМД/289/2021 от 25.01.2021 и таможенного представителя №ПТП/34/2021 от 28.01.2021, оказал услуги по перевозке и таможенному оформлению груза ответчика, следовавшего с территории КНР на территорию РФ (порт выгрузки – ВМРП) в семи контейнерах №№ FESU2119878, GESU3208245, MAGU2355447, TCKU3633786, TEMU 3759022, TGHU1945164, TLLU8106968, а также услуги по доставке груженного контейнера № TLLU8106968 до конечного грузополучателя.
05 марта 2021 года истец с помощью электронной почты уведомил ответчика о прибытии груза на территорию РФ – 09.03.2021.
В целях осуществления таможенного оформления груза, пришедшего на территорию РФ, истцом в рамках договора таможенного представителя №ПТП/34/2021 от 28.01.2021 у ответчика была запрошена доверенность, содержащая полномочия на осуществление таможенных операций.
Вместе с тем, представленными в материалы дела документами и сведениями, подтверждается, что фактически между сторонами подписаны и заключены договор транспортной экспедиции №ПТЭ/МТМД/289/2021 от 25.01.2021 и договор на оказание услуг таможенного представителя №ПТП/34/2021 от 28.01.2021 только 24.03.2021.
Так, исходя из анализа электронной переписки сторон судом усматривается, что в конце января 2021 года ответчик обратился в ООО «Профит Транс» за услугой по таможенному оформлению груза в контейнерах №№ FESU2119878, GESU3208245, MAGU2355447, TCKU3633786, TEMU 3759022, TGHU1945164, TLLU8106968, и доставкой груза до грузополучателя в контейнере TLLU8106968.
Вместе с тем, обсуждение процесса оказания услуг и согласования всех существенных условий договоров велось сторонами вплоть до 24.03.2021.
Из электронного письма от 05.03.2021, отправленногос электронного адреса генерального директора ООО «Новые Горизонты» ФИО2 - Lisichkin@fikser.ruв адрес истца следующего содержания: «Наталья, добрый день, Если даже подход не сместится на более позднюю дату, и случится именно 09/03/2021, ПРОШУ В ТАМОЖНЮ НЕ ПОДАВАТЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ БУДУТ ПОДПИСАНЫ ДОГОВОРЫ ТЭО и ТП. ДАННОЕ ПИСЬМО ОТНОСИТСЯ КО ВСЕМ ГРУЗАМ!»(Лист № 6 переписки), судом усматривается, что генеральным директором ООО «Новые Горизонты» как клиентом дано распоряжение (запрет) истцу как таможенному декларанту и экспедитору о том, что до подписания договоров, таможенное оформление контейнеров производить нельзя.
В свою очередь 19.03.2021менеджер истца предложил генеральному директору ООО «Новые Горизонты» ускорить согласование спорных условий договоров и подписать договоры либо использовать существующий, на что был получен ответ следующего содержания: «....Давайте подпишем Договор ТП и Договор ТЭО-МТМД после того, как будут окончательно согласованы все пункты договоров...» (Лист №16 переписки),«Договоры будем делать новые, мы уже это решили. Старый Договор, хоть и действующий, не является рабочим, в него также нужно вносить кучу изменений (Лист № 17 переписки).
Также 22.03.2021генеральный директор ООО «Новые Горизонты» ФИО2 письменно информирует генерального директора ООО «Профит Транс» ФИО3 (ceo@profit-trans.ru) о не подписании договора: «Василий, добрый день. К сожалению, по не зависящим от нас обстоятельствам, Договоры ТП и ТЭО до сих пор не согласованы и не подписаны...»(Лист №18 переписки).
23.03.2021истцом былинаправлены ответчику договоры с согласованными изменениями. (Лист №22 переписки).
В ответ получено подтверждение от ответчика о намерении подписать договоры с изменениями. Текст письма с вложенным проектом согласованного договора содержит следующую информацию: «Наталья, добрый день, Договора с корректными реквизитами Новых Горизонтов и с последними правками во вложении. Просим присвоить номер Договору ТЭО и дату (также можно январем, не обязательно одновременно с Договором ТП). Уважаемый Василий, после того, как окончательные тексты Договоров будут красиво оформлены, прошу подписать, поставить печать и выслать скан-копии. После присвоения номера и даты Договору ТЭО мы подготовим Поручения Экспедитору и вышлем вам по ЭДО. (Хотя, учитывая, что дата поручений будет начало февральская, возможно, в этот раз сделаем бумажные документы. Обсудим и решим.)»
24.03.2021стороны обменялись скан копиями подписанных договоров: Транспортной экспедиции и таможенного представителя.
С учетом изложенного, суд признает доводы истца о том, что дата подписания договоров от января 2021 года была присвоена по просьбе ответчика, в свою очередь фактически договоры между сторонами подписаны 24.03.2021, состоятельными.
В свою очередь ссылки ответчика о том, что задержка подписания спорных договоров на бумажном носителе была на стороне истца, судом подлежит отклонению и не принимается во внимание.
Таким образом, проанализировав электронную переписку сторон, суд приходит к выводу о том, что истец со своей стороны пытался ускорить вопрос по согласованию условий договоров.
Также, из представленных в материалы дела документов, судом установлено, что после подписания договоров,исключения сторонами препятствий для начала оказания услуг, ООО «Профит Транс» приступил к исполнению следующих поручений клиента: №НГ000000457 от 08.02.2021, №НГ000000546 от 08.02.2021, №НГ000000541 от 08.02.2021, №НГ000000547 от 08.02.2021, №НГ000000526 от 08.02.2021, №НГ000000538 от 08.02.2021, №НГ000000470 от 08.02.2021.
Вместе с тем, в виду наличия со стороны ответчика запрета, истец приступил к исполнению обязательств как таможенного декларанта только 26.03.2021, после получения от ответчика доверенности, содержащей полномочия на осуществление юридически значимых действий в отношении груза клиента, а также необходимых документов в отношении груза.
В силу п. 2.6.1 договора ТП Клиент обязан не позднее 3 (трех) рабочих дней до предполагаемой даты прибытия товаров на таможенную территорию РФ, предоставить Таможенному представителю документы и сведения необходимые для совершения таможенных операций в отношении товаров Клиента. Таможенный представитель вправе не приступать либо приостановить процесс декларирования если до начала таможенного декларирования не получены необходимые документы (п. 2.4.3 Договора ТП).
К таким документам относятся, в том числе, доверенность на совершение юридически значимых действий от имени Клиента, а также договора, в рамках которых действует представитель.
При этом, как следует из пояснений истца и указанное ответчиком не оспаривается, на момент прибытия груза в порт (15.03.2021), ООО «Профит Транс» не располагало полным пакетом требуемых документов для начала оказания услуг, а также ООО «Профит Транс» письменно было ограниченно в начале оказания услуг.
С учетом указанного, прибывшие 15.03.2021 в порт спорные контейнера, были оформлены истцом в следующие сроки:
- контейнер FESU2119878 был оформлен 29.03.2021, что следует из ДТ № 10702070/290321/0082748;
- контейнер GESU3208245 был оформлен 29.03.2021, что следует из ДТ № 10702070/290321/0082795;
- контейнер MAGU2355447 был оформлен 29.03.2021, что следует из ДТ № 10702070/290321/0083125;
- контейнер TCKU3633786 был оформлен 29.03.2021, что следует из ДТ № 10702070/290321/0083136;
- контейнер TEMU3759022 был оформлен 26.03.2021, что следует из ДТ № 10702070/260321/0081568;
- контейнер TGHU1945164 был оформлен 29.03.2021, что следует из ДТ № 10702070/290321/0083146;
- контейнер TLLU8106968 был оформлен 27.03.2021, что следует из ДТ № 10702070/270321/0081944.
Таким образом, суд приходит к выводу, что по не зависящим от истца обстоятельствам, произошла задержка таможенного оформления груза ответчика, прибывшего из КНР в порт назначения (ВМТП), в результате чего истцом понесены дополнительные расходы, связанные с хранением контейнеров ответчика на территории ВМТП.
Из следующих доказательств: Счет BGWA 0191-211 от 20.04.2021 и приложение к счету, Акт №BGWA 0191/211 от 20.04.2021 и приложение к Акту; Счет BGWA0192-211 от 26/04/2021 и приложение к счету, Акт №BGWA0192/211 от 26.04.2021 и приложение к акту; Счет № BGWA0199-211 от 12.04.2021 и приложение к счету, Акт № BGWA0199/211 от 12.04.2021 и приложение к акту; Счет № BGWA0200-211 от 20.04.2021 и приложение к счету, Акт № BGWA0200/211 от 20.04.2021, выставленные ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт», судом усматривается что ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» были оказаны услуги по хранению контейнеров ответчика №№ FESU2119878, GESU3208245, MAGU2355447, TCKU3633786, TEMU 3759022, TGHU1945164, TLLU8106968, в рамках заключенного с истцом договора транспортной экспедиции №ОМЕ-14/722 по организации международной перевозки грузов от 24.11.2014.
В соответствии с пунктом 9.4. условий применения базовых и иных тарифов на транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки контейнеров через порт Владивосток с доставкой из порта железнодорожным транспортом, утвержденные приказом №52 от 24.03.2021, тарифы включают стоимость указанного ниже периода хранения на терминале в порту Владивосток, исчисляемого с даты выгрузки контейнера с судна, что необходимо для проведения таможенных формальностей и оформления отгрузки на железную дорогу агентом Экспедитора при нормальных обстоятельствах при условии должным образом оформленной грузовой документации (коммерческого инвойса, упаковочного листа, данные в которых соответствуют данным соответствующего коносамента), предоставленной стороной Клиента (грузоотправителя или грузополучателя) не позднее подхода судна в порт Владивосток. Однако, в случае, если сторона Клиента в срок, необходимый для осуществления отправки контейнера" Экспедитором по железной дороге в течение указанного ниже периода:
- не предоставляет правильные грузовые документы (в т.ч. коммерческий инвойс, упаковочный лист, данные которых соответствуют данным коносамента) либо информацию по точному наименованию груза и его коду ТНВЭД (для грузов, проходящих таможенную очистку в порту Владивосток);
-не оплатила стоимость услуг;
-не сдает оригинал коносамента, либо нет подтверждения телекс-релиза;
- не предоставляет реквизиты получателя, которые обязательны для оформления железнодорожной накладной;
то данной стороне выставляются сборы за услуги по организации хранения контейнера на терминале в п.Владивосток по дату сдачи документов на отгрузку для отправки на железную дорогу (облагаются НДС по ставке 0%):
а) для контейнеров с неопасным грузом, отгружаемых на ж.д. транспорт:
- в импортном направлении, начиная с 10-го дня: с 10-го по 20-й день - 2388/3752 руб. за 20/40-фут. контейнер в день.
Представленными в материалы дела платежными поручениями №№ 1969 от 24.09.2021, 1968 от 29.04.2021, 1967 от 29.04.20211966 от 29.04.2021 подтверждается, что истцом понесены в интересах ответчика как клиента расходы в связи с начислением ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» платы по хранению контейнеров №№ FESU2119878, GESU3208245, MAGU2355447, TCKU3633786, TEMU 3759022, TGHU1945164, TLLU8106968, прибывших из КНР на территорию РФ (порт выгрузки – ВМТП) 15.03.2021, в связи с не представлением ответчиком своевременно документов, необходимых для таможенного оформления, на общую сумму 97 908 рублей.
В соответствии с пунктом 2.6.10 договора, клиент обязан компенсировать Таможенному представителю все дополнительные расходы, произведенные Таможенным представителем от своего имени или от имени Клиента в интересах Клиента, при условии уведомления Таможенным представителем Клиента о ситуации, влекущей за собой возникновение дополнительных расходов.
Возмещение расходов, предусмотренных пунктами 6.5 и 6.6 договора, производится Клиентом в соответствии с Требованием Таможенного представителя, в течение одного месяца с момента уведомления Таможенным представителем Клиента (пункт 6.7. договора).
При этом, доказательств оплаты понесенных истцом дополнительных расходов в рамках договоратаможенного представителя №ПТП/34/2021 от 28.01.2021, ответчиком в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Поскольку материалами дела подтверждается, что истцом как Таможенным представителем понесены в интересах клиента дополнительные расходы, которые были перевыставлены на оплату ответчику, что следует из следующих счетов на оплату: №№ ВЛ-1433 от 20.04.2021 (организация хранения контейнера FESU2119878) на сумму 16 716 рублей, ВЛ-1429 от 26.04.2021 (организация хранения контейнера GESU3208245) на сумму 16 716 рублей, ВЛ-1430 от 26.04.2021 (организация хранения контейнера MAGU2355447) на сумму 11 940 рублей, ВЛ-1432 от 20.04.2021 (организация хранения контейнера TCKU3633786) на сумму 16 716 рублей, ВЛ-1431 от 12.04.2021 (организация хранения контейнера TEMU3759022) на сумму 9 552 рублей, ВЛ-1434 от 20.04.2021 (организация хранения контейнера TGHU1945164) на сумму 16 716 рублей и ВЛ-1435 от 20.04.2021 (организация хранения контейнера TLLU8106968) на сумму 9 552 рублей, а всего на сумму 97 908 рублей, то у ответчика возникла обязанность по оплате данных расходов.
Также в рамках договора транспортной экспедиции № ПТЭ/МТМД/289/2021 от 25.01.2021 истцом понесены в интересах ответчика как клиента расходы, связанные с хранением груженного контейнера TLLU8106968 на станции г. Москва на общую сумму 1 500 рублей.
Ссылки ответчика о том, что расходы экспедитора по хранению контейнера в период с 13.04.2021 по 16.04.2021 на станции г. Москва в размере 1 500 рублей включены в стоимость услуг, то сверх этого оплачены быть не могут, судом подлежат отклонению в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1.2. дополнительного соглашения № 1 к договору транспортной экспедиции, стороны согласовали, что в рамках железнодорожной перевозки из порта и автомобильная перевозка от ж/д станции до склада клиента ставки на оказание услуг не включают: хранение на ж/д станции назначения.
Представленными в материалы дела документами, счет-фактурой №10652 от 16.04.2021 ООО Фирма «Экодор», подтверждается, что ООО Фирма «Экодор» оказало услугу по хранению груженного контейнера №TLLU8106968 на станции г. Москва, в рамках заключенного с истцом договора №187/1-ТЭ от 29.09.2011.
В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения №2 от 15.10.2011 к договору: хранение груженых контейнеров (не парка ОАО «РЖД») под пломбой на территории исполнителя составляет: 20-футовый контейнер: 1 – 3 сутки бесплатно; 4 – 10 сутки – 750 рублей в сутки за один контейнер.
В свою очередь, представленным в материалы дела платежным поручением № 1736 от 19.04.2021 подтверждается, что истцом как экспедитором понесены в интересах ответчика как клиента дополнительные расходы, связанные с предоставлением ООО Фирма «Экодор» услуг по хранению груженного контейнера №TLLU8106968.
Согласнопункту 3.1 договора транспортной экспедиции №ПТЭ/МТМД/289/2021 от 25.01.2021, клиент обязан оплачивать Экспедитору стоимость перевозки и возмещать расходы, связанные с оказанием транспортно-экспедиционных услуг, в порядке, установленном Договором.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона № 87- ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Поскольку материалами дела подтверждается, что истцом как экспедитором понесены в интересах клиента дополнительные расходы, которые были перевыставлены на оплату ответчику, что следует из счета на оплату № ВЛ-1446 от 16.04.2021 (хранение груженного контейнера TLLU8106968 на станции г. Москва) на сумму 1 500 рублей, то у ответчика возникла также обязанность по оплате данных расходов.
С учетом изложенного, поскольку материалами дела подтверждается, что истец как экспедитор и таможенный представитель понес в интересах ответчика как клиента дополнительные расходы, связанные с оплатой оказанных ООО «Феско Интегрированный транспорт» и ООО Фирма «Экодор» услуг по хранению контейнеров в целях оказания транспортно-экспедиционных услуг по поручениям клиента от 08.02.2021, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию указанные расходы в сумме 99 408 рублей.
Рассматривая требование истца, о взыскании с ответчика неустойки в размере 33 709 рублей 20 копеек, суд приходит к следующему.
Одним из способов обеспечения обязательств согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ является неустойка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Как следует из содержания уточненного искового заявления, истец начисляет неустойку за просрочку исполнения ответчиком обязательств по оплате понесенных дополнительных расходов по договору таможенного представителя №ПТП/34/2021 от 28.01.2021.
Условие о неустойке согласовано сторонами в пункте 6.7. вышеуказанного договора, согласно которому возмещение расходов, предусмотренных пунктами 6.5 и 6.6 договора, производится Клиентом в соответствии с Требованием Таможенного представителя, в течение одного месяца с момента уведомления Таможенным представителем Клиента. В случае нарушения указанного срока Клиент обязан уплатить Таможенному представителю пеню в размере 0,15 % от суммы расходов, убытков закаждый день просрочки.
Факт несения дополнительных расходов истцом в интересах ответчика их размер подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.
В нарушение ст. 65 АПК РФ, ответчик не представил суду доказательств своевременного выполнения обязательств, что исключало бы возможность взыскания неустойки, а также доказательств того, что он должен быть освобожден от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, следовательно, у истца возникло право начисления неустойки, оговоренной сторонами в пункте 6.7. договора.
Представленный истцом в материалы дела расчет неустойки судом проверен, признан обоснованным и достоверным, в связи с чем требование истца о взыскании с ответчика неустойки в размере 33 709 рублей 20 копеек подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Вместе с тем судом принимается во внимание, что при уточнении (увеличении) суммы исковых требований истцом государственная пошлина не доплачивалась, в связи с чем, государственная пошлина в размере 276 рублей также подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ" (ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИТ ТРАНС" (ИНН <***>) основной долг в размере 99 408 руб., неустойку в размере 33 709 рублей 20 копеек, рассчитанную по состоянию на 31.03.2022, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 718 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ" (ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 276 руб.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Чугаева И.С.