АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-19296/2019
20 ноября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кравченко В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Востокбункер» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 23.06.1994)
к Дальневосточному межрегиональному управлению Росприроднадзора (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 20.09.2004)
о признании незаконным и отмене предписания №455/1 от 09.08.2019
при участии в судебном заседании: от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность от 15.11.2016 № 22/16);
от ответчика – представитель ФИО2 (доверенность от 14.10.2019 № 2)
установил:
Закрытое акционерное общество «Востокбункер» (далее – заявитель, общество, ЗАО «Востокбункер») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным о признании незаконным и отмене предписания от 09.08.2019 № 455/1, вынесенного Тихоокеанским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ответчик, ТМУ Росприроднадзор).
Определением от 13.11.2019 суд по ходатайству ответчика, поддержанного в судебном заседании представителем заявителя, произвел процессуальное правопреемство на стороне ответчика и заменил Тихоокеанское морское управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования на Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении и письменных возражениях на отзыв ответчика. Пояснил, что общество осуществляет деятельность по хранению и складированию нефти и продуктов ее переработки на территории, расположенной на юго-восточном побережье бухты Славянка и которая полностью оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с требованиями законодательства, что подтверждается получившим положительное заключение проектом «Расширение склада нефтепродуктов», 1-й этап строительства, куда вошли также очистные сооружения. 19.12.2012 этап строительства завершен и объекты введены в эксплуатацию, в связи с чем считает, что оспариваемое предписание выдано ответчиком необоснованно и кроме того, требование предписания не содержит конкретных указаний, оно не ясно для понимания, учитывая, что в июне 2019 ответчиком была проведена плановая проверка производственной территории в ходе которой нарушений обществом законодательства в области охраны водных объектов не установлено, что подтверждается актом проверки от 28.06.2019 № 336. Полагает, что необоснованное возложение предписанием обязанностей, которые исполнены обществом, нарушают его законные права и интересы. Просит признать незаконным и отменить оспариваемое предписание.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с требованиями заявителя по доводам, изложенным в письменном отзыве. Указал, что материалами проверки установлено, что территория, на которой общество осуществляет хозяйственную деятельность в настоящее время не полностью оборудована очистными сооружениями, которые в силу принципов водного законодательства должны обеспечивать охрану водных объектов, снижая негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду. Данные обстоятельства явились основанием для выдачи обществу оспариваемого предписания, требования которого направлены на устранение нарушений законодательства и соответствуют действующему законодательству, что в силу статей 198, 200 АПК РФ препятствует признанию его незаконным. Полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
Из материалов дела судом установлено, что должностными лицами ТМУ Росприродназора с привлечением в качестве экспертов и специалистов филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю, ФГБУ «ТОтехмордирекция» в период с 29.07.2019 по 09.08.2019 на основании приказа врио руководителя ТМУ Росприроднадзора от 22.07.2019 № 455 в рамках исполнения функций по осуществлению федерального государственного экологического надзора была проведена плановая выездная проверка ЗАО «Востокбункер» по месту осуществления деятельности, задачей которой явилась проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и наличия всей необходимой разрешительной документации предприятия.
В ходе данной проверки экспертом ФГБУ «ТОтехмордирекция» составлено экспертное заключение от 31.07.2019 № 213, из выводов которого следует, что по результатам проведенного осмотра территории, принадлежащей ЗАО «Востокбункер» установлено, что данная территория не полностью оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
К указанному экспертному заключению оформлено приложение № 1 в виде фотоматериалов (в том числе Фото 23-3, 56, 46, 65).
Результаты указанной проверки зафиксированы в акте проверки от 09.08.2019 № 455, ТМУ Росприроднадзором выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 09.08.2019 № 455/1, которым в срок до 01.07.2020 на общество возложена обязанность устранить выявленные нарушения требований статей 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 79.
Посчитав, что данное предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Изучив материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требования заявителя ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок организации органами государственного контроля (надзора) проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 № 370, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Росприроднадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 1 Положения о Тихоокеанском морском управлении Росприроднадзора, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.07.2015 № 547, Тихоокеанское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Магаданской области, Сахалинской области и Чукотского автономного округа, Республики Якутия, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.
Согласно содержанию абзаца 4 части 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ, в соответствии с которым должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу статьи 17 Закона № 294-ФЗ предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В рассматриваемом случае ТМУ Росприроднадзором при проведении проверки в период с 29.07.2019 по 09.08.2019 установлено, что общество, осуществляя хозяйственную деятельность по хранению и складированию нефти и продуктов ее переработке на территории, расположенной по адресу: <...> нарушает требования статьи 34, 39 Закона № 7-ФЗ, статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 79, поскольку территория организации не полностью оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 09.08.2019 № 455 и явились основанием для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 09.08.2019 № 455/12, которым в срок до 01.07.2020 на общество возложена обязанность устранить выявленные нарушения.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, который исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 КоАП РФ).
При этом срок исполнения предписания не может быть установлен произвольно, а должен учитывать все условия для его выполнения, время, объективно необходимое для совершения действий, указанных в предписании, а также конкретные обстоятельства совершения нарушения.
Кроме того, акты органов государственной власти, носящие властно-распорядительный характер, устанавливающие и затрагивающие права и законные интересы субъектов, должны быть основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации, что является гарантией защиты лиц от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны институтов публичной власти.
В обоснование незаконности оспариваемого предписания, заявитель указывает, что ранее ответчиком в период с 11.06.2019 по 21.06.2019 проводилась выездная проверка в отношении общества, по результатам которой оформлен акт проверки от 28.06.2019 № 336, в котором указано, что производственная территория предприятия оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения и заиления в соответствии с природоохранным и водным законодательством РФ.
Также заявитель в обоснование своих требований указывает на имеющийся у него проект «Расширения склада нефтепродуктов», получивший положительное заключение Главгосэкспертизы России по Хабаровскому краю от 29.05.2007 № 56/18-07, на основании которого 19.12.2012 произведен 1-й этап строительства, куда вошли очистные сооружения, которые введены в эксплуатацию, что в совокупности свидетельствует об оборудовании полностью территории ЗАО «Востокбункер» сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения и заиления в соответствии с природоохранным и водным законодательством Российской Федерации.
Оценив законность и обоснованность оспариваемого предписания, а также доводы заявителя, судом подлежат оценке, в том числе, следующие основные критерии: наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт; законности и исполнимости предписания и соответствия его законодательству в части действий, которые должен совершить хозяйствующий субъект; соответствия этого ненормативного акта целям законодательства и наличия или отсутствия фактов ограничения прав, возложения на хозяйствующего субъекта не предусмотренных действующим законодательством дополнительных обязанностей.
Учитывая Положения о Тихоокеанском морском управлении Росприроднадзора, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.07.2015 № 547, предписание от 09.08.2019 № 455/1 по результатам проведенной проверки выдано обществу в рамках предоставленных Росприроднадзору полномочий.
Ответчиком также соблюдена процедура организации и проведения проверки на основании приказа от 22.07.2019 № 455 врио руководителя Росприроднадзора и в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ, по результатам которой обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 09.08.2019 № 455/1.
Из материалов дела судом установлено, что в ходе проверки, проведенной с участием экспертов и специалистов ФГБУ «ТОтехмордирекция» и ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю, по результатам которой оформлен акт проверки от 09.08.2019 № 455, ТМУ Росприроднадзором было установлено, что ЗАО «Востокбункер» относится ко II категории нефтебаз по общей вместимости и к I группе по грузообороту в год и осуществляет деятельностьпо хранению и складированию нефти и продуктов ее переработки на территории, которая не полностью оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Данные выводы сделаны, в том числе на основании экспертного заключения от 31.07.2019 № 213 специалиста ФГБУ «ТОтехмордирекция» по результатам осмотра 29.07.2019 территории, принадлежащей ЗАО «Востокбункер», расположенной в водоохраной зоне бухты Славянка, залив Славянка, залив Петра Великого, Японское море, к которому приложены фотоматериалы по проведению мероприятия экспертом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2010 № 1421-О-О одной из основных задач государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных интересов, с тем, чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер. Публичные интересы в рассматриваемой сфере исходят, прежде всего, из приоритета вопросов охраны окружающей среды, потому недопустимо при осуществлении хозяйственной деятельности руководствоваться только интересами экономического развития в ущерб природе.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ).
Положения вышеназванного Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу подпункта «в» пункта 1 Приложения 1 к Закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно статьям 1, 3 Закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Из материалов дела следует, что ООО «Востокбункер» осуществляет деятельность по хранению и складированию нефти и продуктов ее переработки на рассматриваемой производственной территории, и в силу положений части 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ и пункта 1 Приложения № 1 к данному Закону, относится к категории опасных производственных объектов.
Следовательно, в силу части 2 статьи 3 Закона № 116-ФЗ требования к промышленной безопасности деятельности общества должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Статьей 3 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно части 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ).
Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных, в том числе дренажных, вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей (статья 37 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ)).
Судом установлено, что в соответствии со статьей 37 ВК РФ ЗАО «Востокбункер» является пользователем водного объекта – части бухта Славянка (юго-восточное побережье) на основании заключенного с АБВУ договора водопользования № 00-20.04.00.004-М-ДРБВ-Т-2013-001809/00 и полученного решения о предоставлении водного объекта в пользование от 14.10.2014 № 00-20.04.00.004-М-РСБК-Т-2014-01520/00.
В качестве одного из условий использования водного объекта было установлено недопущение причинения вреда окружающей среде, отказ от проведения на водном объекте работ, приводящих к изменению его естественного водного режима (пункты 1, 6 решения № 00-20.04.00.004-М-РСБК-Т-2014-01520/00).
Согласно статье 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (часть 1).
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 55 ВК РФ).
Под охраной водных объектов понимается система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (пункт 17 статьи 1 ВК РФ).
В силу части 1 статьи 44 ВК РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Под сточными водами понимаются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (пункт 19 статьи 1 ВК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 60 ВК РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Законом № 7-ФЗ, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 79 (далее - Правила № 79), предусмотрено, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 ВК РФ, иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов, которые осуществляются лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Пунктом 3 Правила № 79 предусмотрено осуществление, в том числе лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, мероприятий по охране поверхностных водных объектов (подпункт «е»). К таким мероприятиям подпунктом «ж» пункта 4 указанных Правил отнесено оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 ВК РФ.
В силу части 16 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В целях названной статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
По смыслу положений ВК РФ, Правил № 79 производственная территория ЗАО «Востокбункер», осуществляющего деятельность в водоохранной зоне, должна быть оборудована системой ливневой канализации и очистными сооружениями полностью, а не только ее отдельные части, с тем, чтобы система таких сооружений обеспечивала природоохранные цели.
В соответствии с принципами водного законодательства (статьи 3 ВК РФ) очистные сооружения должны обеспечивать охрану водных объектов, снижая негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Как установлено судом и не оспаривается заявителем, ЗАО «Востокбункер» является водопользователем и объекты его инфраструктуры, относящиеся к категории опасных производственных объектов, исходя из положений статьи 2 Закона № 116-ФЗ, находятся в непосредственной близости от водного объекта – бухта Славянка, что возлагает на общество обязанность по соблюдению требований по охране водных объектов в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности с учетом установленного запрета на сброс в них сточных вод без соответствующей очистки.
При таких обстоятельствах, установление 29.07.2018 и фиксирование в ходе проверки компетентным специалистом в области охране окружающей среды (экологом) ФГУБ «ТОтехмордирекция», что ЗАО «Востокбункер» осуществляет деятельность на территории не полностью оборудованной сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, явилось основанием для выдачи уполномоченным лицом ТМУ Росприроднадзора обществу 09.08.2019 предписания № 455/1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в котором перечислены действия, необходимые для устранения выявленных в ходе осуществленного надзора нарушений. Осуществление указанных мер поставлено в зависимость от внутренней организации ЗАО «Востокбункер» процесса по обеспечению надлежащих условий, как для обеспечения исправности уже существующих сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, так и для оборудования новых дополнительных сооружений, исходя из сложившихся условий пользования водным объектом.
Заявитель в обоснование своих требований, ссылаясь на проект «Расширения склада нефтепродуктов», получивший положительное заключение Главгосэкспертизы России по Хабаровскому краю от 29.05.2007 № 56/18-07, в соответствии с которым 19.12.2012 произведен 1-й этап строительства, куда вошли очистные сооружения, которые введены в эксплуатацию, в силу чего у него не имелось необходимости дополнительно оборудовать территорию организации сооружениями. Тем не менее, заявитель не предоставил суду доказательств обращения в ТМУ Росприроднадзора с данным доводом для его оценки контролирующим органом о проводимых обществом мероприятиях, направленных на исполнение требований предписания от 09.08.2019 № 455/1, которым установлен срок для его исполнения до 01.07.2020.
По смыслу положений статей 7.1, 42, 65 ВК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 79 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов» мероприятия по охране водных объектов - это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, то есть недопущение загрязнения, засорения водных объектов, их истощения, а также ликвидация последствий произведенного негативного воздействия на водный объект и включают себя, в том числе: внедрение наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, проектирование, строительство, реконструкцию сооружений, устройств и установок по очистке сточных вод, контроль за составом, объемом или массой сточных вод, наблюдение за состоянием окружающей среды и компонентов природной среды, планирование основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия на водные объекты, проведение природоохранных мероприятий в целях минимизации ущерба и т.д.
Таким образом, обществу предоставлена возможность самостоятельно избрать для себя наиболее выгодные и приемлемые законные способы устранения нарушения указанного в предписании от 09.08.2019 № 455/1.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание является исполнимым, и содержит четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить обществу с учетом отраженных в акте проверки от 09.08.2019 № 455 нарушений, что соответствует принципам конкретности и исполнимости властного предписания контролирующего органа.
При этом, вступая в соответствующие правоотношения, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм природоохранного законодательства Российской Федерации.
Одновременно с этим суд считает необходимым отметить, что обществом допущены нарушения в области природоохранного законодательства, в связи с чем меры, направленные на их устранение, должны быть приняты в кратчайшие сроки, что и было принято государственным инспектором в области охраны окружающей среды ТМУ Росприроднадзора при установлении срока до 01.07.2020 исполнения предписания от 09.08.2019 № 455/1.
Указание заявителя, что в ходе ранее проведенной плановой проверки производственной территории нарушений обществом законодательства в области охраны водных объектов ТМУ Росприроднадзором не установлено и данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 28.06.2019 № 336, судом не принимается, поскольку как следует из предоставленного заявителем в материалы дела указанного акта, проверка фактов нарушений природоохранного и водного законодательства обществом проводилась по обращению главы Славянского городского поселения от 28.05.2019 № 280-ог о загрязнении водного объекта нефтепродуктами в районе нефтебазы ЗАО «Востокбункер» и в соответствии с приказом от 06.06.2019 № 336 руководителя ТМУ Росприроднадзора.
Тогда как основанием для выдачи обществу оспариваемого предписания от 09.08.2019 № 455/1 явились результаты проверки, проведенной в соответствии с приказом от 22.07.2019 № 455 врио руководителя ТМУ Росприроднадзора в рамках исполнения функций по осуществлению федерального государственного экологического надзора, задачей которой явилась проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и наличия всей необходимой разрешительной документации предприятия.
Таким образом, предписание от 09.08.2019 № 455/1 выдано ТМУ Росприроднадзором в пределах предоставленных ему полномочий надлежащему лицу, содержит требование, основанное на норме права, является законным и исполнимым и не нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, поскольку основной целью выдачи такого документа является побуждение лица, которому оно выдано, к исполнению установленных законом обязанностей, не выполняемых обязанным лицом длительное время.
В свою очередь судом отмечается, что заявитель не лишен возможности доказывать совершение со своей стороны всех зависящих от него действий, направленных на исполнение предписания, в целях недопущения применения к нему административных санкций.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание от 09.08.2019 № 455/1 соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем суд в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказывает заявителю в удовлетворении его требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Отказать Закрытому акционерному обществу «Востокбункер» в удовлетворении требования о признании недействительным предписания №455/1 от 09.08.2019, вынесенного Тихоокеанским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проверенного судом на соответствие Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды».
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Беспалова Н.А.