ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-1937/10 от 24.02.2010 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-1937/2010

02 марта 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 24.02.2010. Полный текст решения изготовлен 02.03.2010.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Л. Бибик,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.А. Маториной

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Приморскому краю

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от предпринимателя – ФИО2 (доверенность от 04.04.2008, паспорт <...>)

установил: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Приморскому краю (далее – заявитель, административный орган, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ИП ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ по протоколу об административном правонарушении от 21.12.2009 № 2.

Представитель заявителя, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в заседание суда не явился. Ходатайством, заявленным через канцелярию суда, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 205 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителей налогового органа.

В обоснование заявленных требований административным органом указано, что предприниматель, осуществляя деятельность в магазине «Домотехника», проводила новогодний розыгрыш призов среди покупателей данного магазина, что, по мнению налогового органа, является бестиражной стимулирующей лотереей, уведомление о проведении которой предпринимателем в налоговый орган не направлялось. Считает событие и состав административного правонарушения установленными, а привлечение к административной ответственности правомерным.

В отзыве, поддержанном в судебном заседании представителем, предприниматель указал на отсутствие события административного правонарушения и факта его совершения, поскольку предпринимателем проводилась рекламная акция – розыгрыш подарков каждому покупателю магазина. Фактически им проводилась акция по раздаче подарков за покупку, что не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ. По мнению предпринимателя, заявителем нарушены процессуальные нормы привлечения к административной ответственности, поскольку о времени и месте составления второго протокола об административном правонарушении не был уведомлен.

Из материалов дела судом установлено, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 10.03.2004 Межрайонной ИМНС РФ №9 по Приморскому краю, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304251107000144.

17.12.2009 на основании поручения № 8 от 17.12.2009 административным органом проведена проверка по вопросу соблюдения правовых основ государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в магазине «Домотехника», расположенном по адресу: <...> Октября, д.87, где осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель ФИО1

Проверкой установлен факт проведения новогоднего розыгрыша призов среди покупателей данного магазина на основании приказа предпринимателя за № ВН-ПР/ПР-ГО-10/09-589 от 24.11.2009. Согласно письменному объяснению администратора магазина ФИО3, призовой фонд сформирован за счет средств организаторов розыгрыша ИП ФИО4 и ИП ФИО1 Розыгрыш проводится в соответствии с договором, в котором одна сторона (организаторы розыгрыша - ИП ФИО4 и ИП ФИО1) проводит розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (ее участник-покупатель данного магазина) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями розыгрыша. Договор между организатором розыгрыша и ее участником заключается на добровольной основе и оформляется выдачей купона (билета). Процедура розыгрыша, проводится с использованием оборудования (барабана), которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой, определяются выигравшие участники розыгрыша и подлежащие передаче или предоставлению этим участникам выигрыши.

Усмотрев в действиях предпринимателя признаки нарушения части 6 статьи 2, статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», налоговый орган определением от 17.12.2009 в отношении предпринимателя ФИО1 возбудил дело об административном правонарушении №13-44 по части 1 статьи 14.27 КоАП РФ.

18.12.2009 административный орган известил предпринимателя телеграммой о необходимости явиться для составления протокола об административном правонарушении 21.12.2009 к 15 час. 00 мин. по адресу: <...> Октября, д.89, каб. 401.

По результатам административного расследования налоговым органом 21.12.2009 в отношении ИП ФИО1 составлен протокол №2 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 21.01.2010 заявление административного органа, протокол № 2 от 21.12.2009 об административном правонарушении, а также материалы административного дела возвращены заявителю в связи с выявленными нарушениями при составлении протокола.

С целью устранения нарушений налоговым органом внесены дополнения в протокол об административном правонарушении, о чем предприниматель уведомлен письмом от 29.01.2010 №13-44/00536 по адресу: <...>.

03.02.2010 заявление и материалы административного дела в отношении предпринимателя повторно направлены в Арбитражный суд Приморского края.

Изучив материалы дела, суд считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В соответствии с положениями пунктов 5, 6 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, который должен быть подписан физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Из смысла статьи 28.2 КоАП РФ требования к порядку составления протокола об административном правонарушении предполагают личное участие лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола, для чего он должен быть предварительно извещен. Данный вывод соответствует положениям пункта 2 статьи 25.1 КоАП РФ, согласно которым дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.

Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10), при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия.

Из материалов дела следует, что первоначально составленный протокол об административном правонарушении содержал противоречивые сведения о характере правонарушения, что не позволило суду однозначно установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, в связи с чем Арбитражным судом Приморского края определением от 21.01.2010 заявление административного органа, протокол № 2 от 21.12.2009, а также материалы административного дела возвращены заявителю.

Таким образом, при составлении нового протокола № 2 от 21.12.2009 об административном правонарушении, административным органом внесены существенные изменения, касающиеся именно события административного правонарушения, которые не были отражены при первоначальном составлении протокола.

Следовательно, при составлении нового протокола № 2, в котором точно определено само событие правонарушения, совершенного предпринимателем и основание для привлечения его к административной ответственности, налоговым органом должны были быть предприняты необходимые меры, направленные на обеспечение лица, привлекаемого к административной ответственности, воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

При этом в силу части 4.1 названной статьи протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, только если он извещен в установленном законом порядке.

Однако как установлено судом, о месте и времени внесения изменений в протокол об административном правонарушении № 2 от 21.12.2009 с целью устранения выявленных нарушений, предприниматель не была извещена ни по одному из известных налоговому органу адресу.

Пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, протокол об административном правонарушении, на основании которого административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, фактически был составлен не 21.12.2009, а значительно позднее, после возвращения первоначального протокола арбитражным судом определением от 21.01.2010.

При таких обстоятельствах, суд считает, что налоговым органом не приняты необходимые и достаточные меры для надлежащего извещения предпринимателя (его законного представителя) о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения предпринимателю воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).

Не исполнив свою обязанность известить ответчика о необходимости прибытия для составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела налоговый орган тем самым лишил предпринимателя возможности воспользоваться представленными законом правами.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о нарушении административным органом положений статей 25.1, 28.2, 28.5 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Указанные нарушения носят неустранимый характер.

Пунктом 17 Постановления Пленума ВАС России от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»  разъяснено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

Поскольку при составлении протокола об административном правонарушении административным органом нарушены положения статьи 28.2 КоАП РФ, требование о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Приморскому краю о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья Н.Л. Бибик