АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г. Владивосток, ул. Светланская, 54
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владивосток Дело № А51-194/2009
«11» февраля 2009 г.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.
при ведении протокола судебного заседания судьей Нестеренко Л.П.
рассмотрел 04 февраля 2009 г. в судебном заседании
дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Знак-Джи Эс»
к Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
об оспаривании бездействия
при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 01.12.2008 г.), от ответчика – главный специалист 1 разряда правового управления ФИО2 (доверенность от 31.12.2008 № 12/6-7696)
Общество с ограниченной ответственностью «Знак-Джи Эс» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока и обязании его рассмотреть ходатайство Общества об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Рассмотрение дела было начато в предварительном заседании. В порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд с согласия сторон завершил подготовку дела и открыл судебное заседание в суде первой инстанции.
Заявитель представил уточнение предмета спора, указал, что бездействие ответчика выразилось в несоблюдении процедуры и сроков рассмотрения заявления ООО «Знак-Джи Эс» об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а также просит признать незаконными действия УМИГА г. Владивостока, обязывающие предоставить сведения из Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю о правообладателях земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования, и правообладателях объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с указанным земельным участком, либо оплатить государственную пошлину для получения указанных сведений.
Рассмотрев в соответствии со статьей 49 АПК РФ вопрос о принятии уточнения требований, суд пришел к выводу о том, что уточнение существа оспариваемого бездействия не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов. В этой части уточнение предмета спора принято судом.
В то же время оснований для принятия требования об оспаривании действий ответчика не имеется, поскольку заявителем не соблюден порядок обращения в арбитражный суд с этим самостоятельным требованием (не уплачена государственная пошлина за рассмотрение второго нематериального требования, заявляемого дополнительно). Кроме этого, как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 №13, изменение предмета спора не может быть связано с заявлением дополнительных требований, которые изначально не заявлялись. Общество не лишено возможности обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий УМИГА г. Владивостока в общем порядке.
ООО «Знак-Джи Эс» поддержало заявленные требования, указав, что ответчиком нарушены сроки рассмотрения заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренные пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не приняты меры к организации и проведению публичных слушаний по данному вопросу.
Общество полагает, что должно было оплачивать расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний, только на основании сметы, составленной комиссией. По его мнению, необходимость в получении информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствовала, поскольку имелись сведения из государственного земельного кадастра об отсутствии смежных землепользователей.
Заявитель настаивает на заявлении требования именно к Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока, так как ходатайство об изменении вида разрешенного использования было принято этим органом, ответ о необходимости оплатить государственную пошлину за получение сведений из ЕГРП также был дан Управлением.
Ответчик требования не признал, указав, что на части земельного участка, предоставленного для благоустройства прилегающей территории, запрещено новое капитальное строительство в связи с его нахождением с красных линиях перспективного развития автодороги, какие-либо права на осуществление капитального строительства на этом земельном участке у ООО «Знак-Джи Эс» не возникли. Полагает, что земельный участок может быть предоставлен для строительства лишь в установленном порядке.
По мнению ответчика, бездействие не имело места, так как заявителю был дан ответ о необходимости уплатить государственную пошлину, что соответствует положениям закона о возложении на заинтересованное лицо расходов по проведению публичных слушаний.
Управление считает себя ненадлежащим заявителем по делу, так как решение об изменении одного вида разрешенного использования на другой принимает администрация г. Владивостока.
При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Знак-Джи Эс» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1042504053756.
По договору аренды от 14.11.2002 № 3833, заключенному Администрацией г. Владивостока с ООО «Знак-Оил», последнее арендует земельный участок площадью 838 кв.м, расположенный в районе ул. Маковского, 30, для строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса для обслуживания автомобилей и торгового комплекса, а по договору аренды от 14.11.2002 № 3834 - прилегающий к нему земельный участок по тому же адресу площадью 2262 кв.м для благоустройства прилегающей территории. Срок аренды установлен до 27.08.2017 г.
По соглашению от 03.05.2006 ООО «Знак-Оил» уступило ООО «Знак-Джи Эс» все права и обязанности арендатора по указанным договорам аренды. Соглашение зарегистрировано в учреждении юстиции.
27.10.2008 ООО «Знак-Джи Эс» подало на имя главы администрации г. Владивостока заявление о рассмотрении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по ул. Маковского, 30, находящегося в аренде под благоустройством, под пристройку склада технического имущества, в связи с реконструкцией здания по обслуживанию автомобилей. Заявление поступило в Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры 30.10.2008 вх. № 133778.
Не получив какой-либо ответ на данное заявление, 18.12.2008 Общество обратилось в Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока, указав на необходимость соблюдения 10-дневного срока для издания постановления о назначении публичных слушаний в соответствии с муниципальным правовым актом от 09.07.2008 № 34-МПА.
В письме от 16.01.2009 № 21614сп (08) начальник Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока – председатель комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в адрес ООО «Знак-Джи Эс» указал на то, что расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения, в связи с чем предложило Обществу уплатить государственную пошлину для получения сведений из Федеральной регистрационной службы или получить из этой службы самостоятельно сведения о правообладателях, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателях объектов капитального строительства, расположенных на прилегающих земельных участках. Также Управление указало на необходимость согласования времени и места проведения публичных слушаний, а после согласования оплатить расходы по аренде помещения, в котором будут проходить публичные слушания.
Аналогичное предложение было направлено Обществу письмом комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 29.01.2009 № 1.
Посчитав, что Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры совершило бездействие, выразившееся в нарушении процедуры и сроков рассмотрения заявления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Изучив материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.
По целевому назначению земли подразделяются на самостоятельные категории, в том числе земли поселений. Правовой режим земель определяется по их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 85 Земельного кодекса РФ определено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые могут быть основными, условно разрешенными и вспомогательными.
Согласно части 3 данной статьи изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются их правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Однако разрешения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (части 4, 5 указанной статьи кодекса).
При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В городе Владивостоке не утверждены Правила землепользования и застройки, территориальное зонирование земель поселения не завершено, градостроительные регламенты не разработаны.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие этого кодекса решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением определенных случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
В г. Владивостоке действует муниципальный правовой акт от 09.07.2008 № 34-МПА Положение о порядке проведения публичных слушаний в городе Владивостоке.
Согласно статье 15 этого Положения публичные слушания по вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования проводятся в порядке и сроки, которые предусмотрены для проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
В соответствии со статьей 14 Положения публичные слушания по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства назначаются по инициативе главы города Владивостока.
Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки, созданную главой города Владивостока в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса.
Постановление о назначении публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства издается главой города Владивостока не позднее чем через 10 дней со дня поступления заявления заинтересованного лица в комиссию.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
Указанные сообщения направляются почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении в срок не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет заинтересованное лицо.
Заинтересованное лицо вносит плату на основании сметы, составленной комиссией, не позднее трех дней со дня получения указанной сметы, но в любом случае до дня проведения публичных слушаний.
Смета организации и проведения публичных слушаний рассчитывается в соответствии с тарифами, утвержденными Думой города Владивостока.
Действительно, в 10-дневный срок со дня подачи заявления об изменении вида разрешенного использования глава администрации не издал постановление о проведении публичных слушаний, а комиссия не сообщила Обществу, какие ему необходимо совершить действия и какие суммы оплатить в целях подготовки публичных слушаний. Однако ООО «Знак-Джи Эс» заявило требования к Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока и в судебном заседании настаивало на том, что именно данный орган должен отвечать в судебном порядке за допущенное бездействие.
Вместе с тем, приведенные нормы Положения о порядке проведения публичных слушаний в городе Владивостоке не возлагают на УМИГА какие-либо специальные обязанности по организации и проведению публичных слушаний, они отнесены к полномочиям непосредственно администрации г. Владивостока и комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Положением об управлении муниципального имущества, градостроительства и архитектуры, утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 30.08.2005 № 965, данные полномочия также не предусмотрены
Тот факт, что заявление о проведении публичных слушаний было подано Обществом в УМИГА, не имеет значения для дела, поскольку, как пояснил представитель ответчика, заявления регистрируются Управлением как поданные по принципу «единого окна». Кроме того, письма на обращения ООО «Знак-Джи Эс» оформлялись не от имени Управления как такового, в чью компетенцию не входит рассмотрение таких обращений, а от имени председателя комиссии, являющегося одновременно начальником Управления.
Следовательно, УМИГА не является надлежащим ответчиком по требованию об оспаривании бездействия, связанного с нарушением сроков и процедуры рассмотрения заявления о проведении публичных слушаний.
Суд также пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие не нарушает прав и законных интересов ООО «Знак-Джи Эс».
Так, заявитель просил изменить вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного ему для целей, не связанных со строительством, на вид разрешенного использования, предполагающий пристройку склада, то есть для целей строительства.
Вместе с тем, законодательство предусматривает специальный порядок предоставления земельных участков для строительства. В частности, согласно статьям 28, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для строительства предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном кодексом. Земельные участки могут предоставляться с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с таким согласованием; без проведения конкурса (аукциона) земельный участок может быть предоставлен для строительства только с предварительным согласованием места размещения объекта.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка не может подменять собой процедуру предоставления земельных участков для строительства, а заявление о предоставлении земельного участка для строительства Общество не подавало. Поэтому удовлетворение заинтересованности заявителя в получении земельного участка для строительства никоим образом не связано с тем обстоятельством, будут ли проведены публичные слушания в установленные сроки.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Знак-Джи Эс» в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока, выразившегося в несоблюдении процедуры и сроков рассмотрения заявления ООО «Знак-Джи Эс» об изменении вида разрешенного использования земельного участка, проверенного на соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации, Положению о порядке проведения публичных слушаний в г. Владивостоке от 09.07.2008 № 34-МПА, и в обязании ответчика рассмотреть заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка и назначить дату проведения публичных слушаний.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Приморского края в месячный срок.
Судья Нестеренко Л.П.