ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-19718/15 от 16.11.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                     Дело № А51-19718/2015

20 ноября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2015 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2015 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Карандашовой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником  судьи          Кохан  Н.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по  исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания" ИНН <***>, ОГРН <***>, дата гос.регистрации 10.08.2004

к   федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"  ИНН7701330105; ОГРН1037701021841; дата гос.регистрации 01.04.2003

о взыскании  2 448  470 руб. 28 коп.,

при участии:

от истца: ФИО1,  доверенность № 74/08  от 1.08.2015,

от ответчика: ФИО2, доверенность  от 16.06.2014,

установил: ООО "Восточная Стивидорная Компания" обратилось в  суд с исковым заявлением о взыскании  с  ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"   убытков, связанных  с утратой груза,  в размере  2 448 470 руб. 28 коп.

Судом на основании  ст. 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации отклонено заявление истца об уточнении исковых требований в части суммы иска, в котором истец просит, кроме  предъявленных убытков, взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 87 342 руб. 64 коп.,поскольку предметом иска является взыскание убытков, требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами являются дополнительными.

          Ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле в качестве      3-х лиц  в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации СПОА  «Ингосстрах»  и ООО «Восточный Международный Экспедиторский Сервис» судом  отклонено, поскольку его заявителем (с учетом фактических обстоятельств дела и ранее состоявшихся судебных актов)  не представлено доказательств  наличия условий, установленных частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик  исковые требования  оспорил, ссылаясь на: недоказанность факта причинения  убытков  истцу,  включение в сумму убытков расходов на проведение  экспертизы.

Как следует из материалов дела, 06.12.2012 между обществом с ограниченной ответственностью «Спортмастер» (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Восточный Международный Экспедиторский Сервис» (экспедитор) заключен договор транспортной экспедиции № ТЛ/220, согласно п. 1.1. которого, экспедитор обязуется за вознаграждение, по поручению и за счет заказчика организовать выполнение транспортно - экспедиционных услуг по перевозке грузов (контейнеров) заказчика железнодорожным, морским и автомобильным транспортом, а заказчик обязуется принять и оплатить услуги.В соответствии с п. 2.2. договора, при исполнении обязательств по договору Экспедитор имеет право привлекать третьих лиц.

ООО «Восточный Международный Экспедиторский Сервис» на основании договора №КОМСЛ/01831/12 на обработку контейнерных грузов от 05.12.2012, дополнительного соглашения № 1 от 05.12.2012 к нему привлекло к исполнению своих обязанностей ООО «ВСК», поручив последнему организацию перевозки контейнеров с грузом железнодорожным транспортом со станции отправления – Находка Восточная (ЭКСП) Дальневосточной ЖД – до станции назначения – Москва Товарная Павелецкая Московская.

Между ООО «Восточная Стивидирная  Компания» (заказчик) и     ФГП «Ведомственная  охрана   железнодорожного  транспорта Российской Федерации» (охрана) заключен договор №16/НОР-3/ТЭГ/01255/11 на оказание  услуг по сопровождению  и охране грузов  в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом от 01.01.2012, по условиям которого, охрана обязуется в соответствии с гл. 39 ГК РФ оказывать возмездные услуги по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом в пути следования по территории Российской Федерации, а  заказчик обязуется принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором (п.2.1. договора).

Пунктом 5.2 договора (в редакции дополнительного соглашения №1 от 04.09.2012) предусмотрено, что охрана несет ответственность за сохранность груза с момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта при передаче груза в вагоне, контейнере от заказчика (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания акта приема (выдачи) груза, и/или приемо-сдаточного акта, и/ или памятки приемосдатчика при передаче груза в вагоне, контейнере заказчику (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения

В случае недостачи, утраты, повреждения груза по вине охраны при выполнении обязательств по договору, охрана возмещает заказчику причиненный ущерб в размере стоимости недостающего, утраченного, поврежденного груза на основании письменной претензии заказчика (п.5.3. договора).

Из квитанции о приеме контейнера № ЭА343794 следует, что истец по ж/д накладной отправил со ст. Находка - Восточная Дальневосточной  ж.д на ст. Москва Товарная Павелецкая Московская контейнер №FESU5183947 с грузом (изделия одежда  всякая 634159). Квитанция  содержит   указание  на то, что  груз  следует   под сопровождением  и  охраной  грузоотправителя ООО ВСК,  сменное сопровождение и охрана  осуществляются силами  ФГП ВО  ЖДТ РФ  по  договору № 16/НОР-3/162(СМ) 01.01.2012. Актом  передачи от 24.08.2013, подписанным  представителями сторон  спора, факт передачи  контейнера  под  охрану ответчика   и наличие ЗПУ  F641786 подтверждается.

По прибытию груза на станцию Куровская  МСК ж.д., приемосдатчиком поездов и ВОХР был обнаружен факт отсутствия ЗПУ на контейнере №FESU5183947. Контейнер не вскрывался и в присутствии представителей ВОХР (ФИО3, и ФИО4), опломбирован ЗПУ ОХРА-1 № 5216309, о чем составлен акт общей формы №2/1858 от 05.09.2013.

При  комиссионной проверке контейнера №FESU5183947 на станции  Москва-Товарная-Павелецкая, Моск, 10.09.2013 была выявлена недостача 38 коробок, о чем составлены акт общей формы № 202/21641 от 10.09.2013 и коммерческий акт  № МСК1301237/17 от 10.09.2013.

Согласно  акту экспертизы Балашихинской   торгово-промышленной палаты  № 126-210  от 19.09.2013, ущерб с учетом   отпускной   цены поставщика составил  12 972,20 долларов США.

Из квитанции о приеме контейнера № ЭА344231 следует, что истец по ж/д накладной отправил со ст. Находка - Восточная Дальневосточной  ж.д на ст. Москва Товарная Павелецкая Московская контейнер №FESU5103670 с грузом (обувь не поименованная в алфавите  654078). Квитанция  содержит   указание  на то, что  груз  следует   под сопровождением  и  охраной  грузоотправителя ООО ВСК,  сменное сопровождение и охрана  осуществляются силами  ФГП ВО  ЖДТ РФ  по  договору № 16/НОР-3/162(СМ) 01.01.2012. Актом  передачи от 24.08.2013, подписанным  представителями сторон  спора, факт передачи  контейнера  под  охрану ответчика   и наличие ЗПУ  F641798 подтверждается.

По прибытию груза на станцию Куровская  МСК ж.д., приемосдатчиком поездов и ВОХР был обнаружен факт отсутствия ЗПУ на контейнере №FESU5103670. Контейнер не вскрывался и в присутствии представителей ВОХР (ФИО3, и ФИО4) опломбирован ЗПУ ОХРА-1 № 5216305, о чем составлен акт общей формы №2/1856 от 05.09.2013.

При  комиссионной проверке контейнера №FESU5103670 на станции  Москва-Товарная-Павелецкая, Моск, 09.09.2013 была выявлена недостача 49 коробок, о чем составлены акт общей формы № 202/21617 от 09.09.2013 и коммерческий акт  № МСК1301224/14 от 09.09.2013.

Согласно  акту экспертизы Балашихинской   торгово-промышленной палаты  № 126-208  от 19.09.2013, ущерб с учетом   отпускной   цены поставщика составил  5 497,8 долларов США.

Из квитанции о приеме контейнера № ЭА341586 следует, что истец по ж/д накладной отправил со ст. Находка - Восточная Дальневосточной  ж.д на ст. Москва Товарная Павелецкая Московская контейнер №FESU5151301 с грузом (одежда  всякая 634159). Квитанция  содержит   указание  на то, что  груз  следует   под сопровождением  и  охраной  грузоотправителя ООО ВСК,  сменное сопровождение и охрана  осуществляются силами  ФГП ВО  ЖДТ РФ  по  договору № 16/НОР-3/162(СМ) 01.01.2012. Актом  передачи от 24.08.2013, подписанным  представителями сторон  спора, факт передачи  контейнера  под  охрану ответчика   и наличие ЗПУ  F6157610 подтверждается.

По прибытию груза на станцию Куровская  МСК ж.д., приемосдатчиком поездов и ВОХР было обнаружено наличие открытой створки  двери и факт отсутствия ЗПУ на контейнере №FESU5151301. Контейнер в присутствии представителей ВОХР (ФИО3 и ФИО4) опломбирован ЗПУ ОХРА-1 РЖД5216308, о чем составлен акт общей формы №2/1855 от 05.09.2013.

При  комиссионной проверке контейнера №FESU5151301 на станции  Москва-Товарная-Павелецкая, Моск, 10.09.2013 была выявлена недостача 71 коробки, о чем составлены акт общей формы № 202/21639 от 10.09.2013 и коммерческий акт  № МСК1301238/18 от 10.09.2013.

Согласно  акту экспертизы Балашихинской   торгово-промышленной палаты  № 126-209  от 19.09.2013, ущерб с учетом   отпускной   цены поставщика составил  19 461,6 долларов США.

Из квитанции о приеме контейнера № ЭА344108 следует, что истец по ж/д накладной отправил со ст. Находка - Восточная Дальневосточной  ж.д на ст. Москва Товарная Павелецкая Московская контейнер №FESU5188954 с грузом (одежда  всякая 634159). Квитанция  содержит   указание  на то, что  груз  следует   под сопровождением  и  охраной  грузоотправителя ООО ВСК,  сменное сопровождение и охрана  осуществляются силами  ФГП ВО  ЖДТ РФ  по  договору № 16/НОР-3/162(СМ) 01.01.2012. Актом  передачи от 24.08.2013, подписанным  представителями сторон  спора, факт передачи  контейнера  под  охрану ответчика   и наличие ЗПУ  F641832 подтверждается.

По прибытию груза на станцию Куровская  МСК ж.д., приемосдатчиком поездов и ВОХР был обнаружен факт отсутствия ЗПУ на контейнере №FESU5188954. Контейнер в присутствии представителей ВОХР (ФИО3, и ФИО4) опломбирован ЗПУ ОХРА-1 № 5216306, о чем составлен акт общей формы №2/1857 от 05.09.2013.

При  комиссионной проверке контейнера №FESU5188954 на станции  Москва-Товарная-Павелецкая, Моск, 9.09.2013 была выявлена недостача 103 коробок, о чем составлены акт общей формы № 202/21615 от 09.09.2013 и коммерческий акт  № МСК1301225/15 от 10.09.2013.

Согласно  акту экспертизы Балашихинской   торгово-промышленной палаты  № 126-207  от 19.09.2013 ущерб с учетом   отпускной   цены поставщика составил  35 297,91 долларов США.

Убытки, возникшие в результате  указанных недостач груза, на общую сумму 2 448 470 руб.  28 коп. были взысканы  решением Арбитражного  суда Приморского края от 22.01.2015 по делу № А51-25579/2014 с общества с ограниченной ответственностью «Восточный Международный Экспедиторский Сервис» (экспедитора) в пользу открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах».

ООО «Восточный Международный Экспедиторский Сервис» обратилось  с претензией  к  ООО «Восточная  Стивдорная Компания» № 1937 от 14.05.2015 за компенсацией  стоимости похищенного   товара на  сумму  2 448 470  руб. 28 коп.

09.06.015 истец в адрес ответчика направил претензии                             № ГРО/0594/06 и № ГРО/0595/06 с требованием возместить стоимость утраченного груза в размере 1 268 860 руб. 82 коп. и 1 179 609 руб. 46 коп., которые были оставлены ответчиком без удовлетворения.

Отказ ответчика добровольно возместить стоимость недостающего груза явился основанием для обращения истца  в суд с настоящим иском.

В силу  положений  п.1 и п.2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, под убытками в виде реального ущерба, понимаются расходы, которые истец, полагая, что его право нарушено, произвел (или должен будет произвести) для восстановления нарушенного права.

В совместном Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отмечено, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены: смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг, договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

В соответствии со статьей 118 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003          № 18-ФЗ (далее - УЖТ), перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) в случае, если перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя).

В силу положений статьи 79 УЖТ, при установлении стороны, виновной в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов, ответственность несет виновная сторона.

В случае не обеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей, ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители (грузополучатели) либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз (пункт 7 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003           № 38).

Суд  считает, что размер причиненных ответчиком  истцу убытков в части стоимости недостающего груза в размере 2 448 470 руб. 28 коп. подтвержден материалами дела, актами экспертизы Балашихинской   торгово-промышленной палаты, решением Арбитражного  суда Приморского края от 22.01.2015 по делу № А51-25579/2014.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по охране грузов в пути  следования на основании договора № 16/НОР-3/ТЭГ/01255/11 от 01.01.2012 и причинная связь между наступившими убытками подтверждены материалами дела, ответчик не доказал наличие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, претензионный порядок истцом соблюден, доказательств возмещения причиненного ущерба ответчиком не представлено, равно как доказательств, подтверждающих доставку грузополучателю  переданного ему груза в полном  объеме, требование истца о взыскании 2 448 470 руб. 28 коп. убытков обоснованно и подлежит удовлетворению.

Суд  считает, что ФГП ВО ЖДТ, являясь профессиональным участником отношений по оказанию услуг по сопровождению и охране грузов, субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет гражданско-правовую ответственность за сохранность груза,  в соответствии с п. 5.3 договора № 16/НОР-3/ТЭГ/01255/11 от 01.01.2012 и п. 7 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 38.

Ссылки ответчика на недоказанность факта причинения  убытков  истцу,  включение в сумму убытков расходов на проведение  экспертизы судом  отклоняются  на основании  положений ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации,  ст. 42 УЖТ, условий  заключенного  сторонами спора договора (п.п.5.2.,5.3.), представленных в  материалы дела письменных доказательств.

Расходы по уплате  государственной пошлины относятся судом на ответчика.

Суд, руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Взыскать с федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания"  2 448 470 (два миллиона четыреста сорок восемь тысяч четыреста семьдесят)  рублей 28 копеек убытков, связанных  с утратой груза, а также государственную пошлину на          25 242 (двадцать пять тысяч двести сорок два) рубля.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не  превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

          Судья                                                         Карандашова Е.В.