ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-19753/19 от 13.01.2020 АС Приморского края

2127/2020-1729(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-19753/2019  15 января 2020 года 

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2020 года.  Полный текст решения изготовлен 15 января 2020 года. 

 Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Николаева А.А.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного  заседания Щекалёвой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по  заявлению (общества с ограниченной ответственностью «Марин Лайн»  (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной  регистрации 08.01.2001, юридический адрес: 690002, <...>) 

к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому  краю; Отделу судебных приставов по исполнению исполнительных  документов в отношении юридических лиц по Владивостокскому  городскому округу, 

третье лицо - МИФНС России № 13 по Приморскому краю, 

о признании незаконным и отмене постановления о взыскании  исполнительного сбора, 


при участии: от заявителя – Харитонова И.В., паспорт, доверенность от  09.10.2019, Диплом АВС 0040589 от 21.04.1998; от УФССП, ОСП – не  явился, извещен; от ИФНС – Ванакова А.П., служебное удостоверение,  доверенность от 02.08.2019, Диплом 102507 0000232 от 27.06.2014, 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Марин Лайн» (далее –  заявитель, Общество, ООО «Марин Лайн») обратилось в Арбитражный суд  Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы  судебных приставов по Приморскому краю, Отделу судебных приставов по  исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц  по Владивостокскому городскому округу (далее – ОСП, судебный пристав,  служба судебных приставов, судебный пристав-исполнитель) о признании  незаконным Постановления от 30.07.2019 о взыскании исполнительного  сбора в размере 10000 рублей по ИП имущественного характера,  вынесенного судебным приставом- исполнителем ОСП по ИДЮЛ  ФИО3 в отношении ООО «Марин Лайн» в рамках исполнительного  производства № 26158/19/25043-ИП о взыскании с ООО «Марин Лайн»  суммы пени в размере 10649,81 рублей. 

ОСП своего представителя в судебное заседание не направило, о  месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим  образом в связи с чем руководствуясь статьей 123, частями 3, 5 статьи 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие ОСП, по имеющимся в деле  документам. 

Как следует из текста заявления, постановление от 26.07.2019 о  возбуждении исполнительного производства № 47986/19/25043-ИП не  поступало в адрес ООО «Марин Лайн», о возбуждении исполнительного  производства общество не знало, в связи с чем заявитель полагает, что  основания для взыскании с него исполнительского сбора отсутствуют. 


От судебного пристава-исполнителя поступил письменный отзыв на  заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных  требований и материалы исполнительного производства. При этом указав,  что реестром отправки внутренних почтовых отправлений от 18.04.2019  подтверждается факт направления в адрес ООО «Марин Лайн»  постановления о возбуждении исполнительного производства. 

Взыскатель по исполнительному производству - МИФНС России   № 13 по Приморскому краю (далее - налоговый орган), пояснил, что в связи  с неисполнением требования об уплате налога, сбора, страхового взноса,  пени, штрафа, процентов № 7549 от 26.02.2019, вынес постановление о  взыскании с ООО «Марин Лайн» налога, сбора, пени, штрафа, процентов  за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового  агента) № 3265 от 11.04.2014 в общей сумме 10649,81 руб.. Задолженности  в последствии уменьшена на сумму 1442,13 руб. (уведомление от  19.04.2019, вх. № 27424/19/25043). 

Как следует из материалов дела, постановлением судебного  пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по исполнению  исполнительных документов в отношении юридических лиц по  Владивостокскому городскому округу Управления Федеральной службы  судебных приставов по Приморскому краю от 16.04.2019 в отношении  ООО «Марин Лайн» возбуждено исполнительное производство   № 26158/19/25043-ИП на основании постановления о взыскании налога,  сбора, пени, штрафа процентов за счет имущества налогоплательщика  (плательщика сбора, налогового агента) № 3265 от 11.04.2014, выданного  Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.  Владивостока, предметом исполнения которого является взыскание пени  по налогам в сумме 10649,81 руб. 


Должнику установлен пятидневный срок для добровольного  исполнения требований с момента получения копии настоящего  постановления. 

Полагая, что должник не исполнил требования в установленный для  добровольного исполнения срок, судебный пристав-исполнитель ОСП по  исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц  по Владивостокскому городскому округу Управления Федеральной  службы судебных приставов по Приморскому краю вынес постановление  от 30.07.2019 № 26158/19/25043-ИП о взыскании с ООО «Марин Лайн»  исполнительского сбора в размере 10000 руб., на основании которого  постановлением от 01.08.2019 возбудил исполнительное производство   № 48494/19/25043-ИП. 

Заявитель, считая, что постановление от 30.07.2019 о взыскании  исполнительного сбора в размере 10 000 рублей по ИП имущественного  характера, вынесенного судебным приставом - исполнителем ОСП по  ИДЮЛ ФИО3 в отношении ООО «Марин Лайн» в рамках  исполнительного производства № 26158/19/25043-ИП о взыскании с ООО  «Марин Лайн» суммы пени в размере 10 649,81 руб., является незаконным,  обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению в  силу следующего. 

Согласно статье 329 АПК РФ постановления главного судебного  пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта  Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей,  судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть  оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и  другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24  АПК РФ


Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане,  организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с  заявлением о признании незаконными действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных  органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие  (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или  действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны  арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих  условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта  требованиям действующего законодательства и нарушения прав и  законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

В силу статей 1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О  судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи, в том  числе, осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а  также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ  «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных  лиц. В своей деятельности судебные приставы руководствуются  Конституцией Российской Федерации, данным Законом, Федеральным  законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными  законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными  правовыми актами. 

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.10.2007 №  229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об 


исполнительном производстве, Закон № 229-ФЗ) исполнительное  производство осуществляется на принципах законности (пункт 1),  своевременности совершения исполнительных действий и применения мер  принудительного исполнения (пункт 2), соотносимости объема требований  взыскателя и мер принудительного исполнения (пункт 5). 

Принудительное исполнение возлагается на Федеральную службу  судебных приставов и ее территориальные органы; непосредственное  осуществление функций по их принудительному исполнению возлагается  на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений  территориальных органов Федеральной службы судебных приставов  (части 1, 2 статьи 5 Закона № 229-ФЗ). 

Частью 1 статьи 30 Закона № 229-ФЗ определено, что судебный  пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на  основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если  иное не установлено данным Законом. 

Согласно пункту 5 части 1 статьи 12 Закона № 229-ФЗ  исполнительными документами являются акты органов, осуществляющих  контрольные функции, за исключением исполнительных документов,  указанных в пункте 4.1 названной части, о взыскании денежных средств с  приложением документов, содержащих отметки банков или иных  кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета  должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных  органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств,  достаточных для удовлетворения этих требований. 

Частью 1.1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве  предусмотрено, что исполнительный документ может быть направлен  судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа,  подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании  коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим 


соответствующий акт, усиленной квалифицированной электронной  подписью в порядке, установленном законодательством Российской  Федерации. 

В силу части 8 статьи 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав- исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему  исполнительного документа выносит постановление о возбуждении  исполнительного производства либо об отказе в возбуждении  исполнительного производства. 

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении  исполнительного производства содержится в статье 31 Закона об  исполнительном производстве. 

В соответствии с приказом ФССП России № 49, ФНС России   № ММВ-7-6/55@ от 19.02.2014 «О переходе Федеральной службы  судебных приставов и Федеральной налоговой службы на безбумажный  документооборот по исполнительному производству» с 21.02.2014  организуется переход на безбумажный документооборот по  исполнительному производству между Федеральной службой судебных  приставов и Федеральной налоговой службой. 

Пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации также  предусматривает возможность направления документа в электронной  форме. 

Из материалов дела следует, что налоговым органом в службу  судебных приставов в электронном виде направлено постановление о  взыскании с ООО «Марин Лайн» налога, сбора, пени, штрафа, процентов  за счет имущества в общей сумме 10649,81 руб. 

Указанное постановление в силу приведенных норм права является  исполнительным документов, соответствует требованиям статьи 13 Закона  об исполнительном производстве, содержит электронную подпись органа  налогового органа. Основания для отказа в возбуждении исполнительного 


производства, предусмотренные статьей 31 названного Закона,  отсутствовали. 

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня  получения должником постановления о возбуждении исполнительного  производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом  (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве). 

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства  не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления,  направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или  должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи  30 Закона об исполнительном производстве). 

Судом установлено, что постановление о возбуждении в отношении  ООО «Марин Лайн» исполнительного производства № 26158/19/25043-ИП  вынесено 16.04.2019, следовательно, оно должно быть направлено  должнику не позднее 17.04.2019. 

Если исполнительный документ впервые поступил в службу  судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о  возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для  добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном  документе требований и предупреждает должника о принудительном  исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного  исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по  совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и  116 данного Закона (часть 11 статьи 30 Закона об исполнительном  производстве). 

 Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней  со дня получения должником постановления о возбуждении  исполнительного производства, если иное не установлено данным законом. 


В силу части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в  случае неисполнения должником требований, содержащихся в  исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного  исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о  взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок  для исполнения. 

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым  на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок,  установленный для добровольного исполнения исполнительного  документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа,  подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента  получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о  возбуждении исполнительного производства. 

Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.  Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи,  если должник не представил судебному приставу-исполнителю  доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие  непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при  данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим  судебным приставом (части 1, 2 статьи 112 Закона об исполнительном  производстве). 

Таким образом, основанием для взыскания с должника  исполнительского сбора является неисполнение в назначенный для  добровольного исполнения срок требований исполнительного документа  без уважительных причин.  

В соответствии с пунктом 4.8.3.4. Приказа ФССП России от  10.12.2010 № 682 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в 


Федеральной службе судебных приставов» регистрируемым почтовым  отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику  постановление о возбуждении исполнительного производства. 

В пункте 24 информационного письма Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 № 77 «Обзор  практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными  приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов»  разъяснено, что исполнительский сбор не подлежит взысканию, если  судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленном  законом порядке о необходимости добровольного исполнения  исполнительного документа в определенный срок. 

Согласно абзацу второму пункта 3.1 Методических рекомендаций о  порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной  службой судебных приставов от 08.07.2014 № 0001/16, в мотивировочной  части постановления о взыскании исполнительского сбора указываются  дата получения должником постановления о возбуждении  исполнительного производства либо отказа от его получения, факт  истечения срока добровольного исполнения, неисполнения должником  требований исполнительного документа, иных имеющих значение  обстоятельствах, а также непредставления должником доказательств  наличия чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях  обстоятельств либо отказа в признании представленных доказательств  таковыми. 

В рассматриваемом случае в подтверждение факта извещения ООО  «Марин Лайн» о возбуждении исполнительного производства судебным  приставом представлен список корреспонденции, направляемой почтовой  связью, от 18.04.2019, согласно которому копия указанного постановления  направлена должнику простым письмом. 


Вместе с тем, данный список подтверждает лишь принятие органом  почтовой связи к обработке почтового отправления, но не факт его  получения адресатом. 

Общество, в свою очередь, отрицает факт получения копии  постановления о возбуждении исполнительного производства по почте. 

Изучив представленные материалы дела, суд приходит к выводу о  том, что доказательств получения должником (заявителем) копии  постановления о возбуждении исполнительного производства от  16.04.2019 и неисполнения им в пятидневный срок, установленный для  добровольного исполнения требований постановления, в нарушение части  5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела заинтересованным лицом (ОСП) не  представлено. 

В постановлении о взыскании исполнительского сбора от 30.07.2019   № 26158/19/25043-ИП также отсутствует ссылка на дату получения  должником постановления о возбуждении исполнительного производства,  что свидетельствует о неосведомленности судебного пристава-исполнителя  о получении должником копии постановления о возбуждении  исполнительного производства на момент вынесения постановления о  взыскании исполнительского сбора. 

Таким образом, бесспорных и однозначных доказательств,  подтверждающих факт получения обществом постановления о  возбуждении исполнительного производства от 16.04.2019 применительно  к положениям статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, в материалах дела не имеется. 

Иных доказательств, анализ существа и содержания которых бы  позволял сделать вывод о получении, вручении обществу, как должнику по  исполнительному производству, копии указанного постановления о  возбуждении исполнительного производства, в материалы дела  представлено не было. 


Задачами исполнительного производства являются правильное и  своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и  должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской  Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты  нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций  (статья 2 Закона об исполнительном производстве). 

При этом стоит отметить, что судебный пристав при вынесении  постановления о взыскании исполнительского сбора, должен убедиться о  надлежащем извещении должника. Использование судебным приставом- исполнителем различных способов извещения гражданина-должника  должно быть обязательным, во всяком случае, он должен воспользоваться  всеми инструментами уведомления, предоставленными ему законодателем,  последовательно применяя их до тех пор, пока лично, а не опосредованно,  не будет убежден, что его должник извещен надлежащим образом. 

Как следует из материалов исполнительного производства, судебный  пристав-исполнитель вынес постановление от 30.07.2019   № 26158/19/25043-ИП о взыскании с ООО «Марин Лайн»  исполнительского сбора в размере 10 000 руб., на основании которого  постановлением от 01.08.2019 возбудил исполнительное производство   № 48494/19/25043-ИП. 

Судебный пристав, не убедившись в получении должником копии  постановления о возбуждении исполнительного производства, а также в  необходимости и актуальности наложения денежного взыскания  за неисполнение им исполнительного документа, вынес постановление о  взыскании исполнительского сбора. 

Судебный пристав-исполнитель, как должностное лицо, состоящее  на государственной службе и наделенное специальными полномочиями,  обязан, соблюдая принцип законности, обеспечивать реализацию прав и 


защиту интересов как должника, так и взыскателя в рамках  исполнительного производства. 

Статьей 2 Закона об исполнительном производстве определено, что  задачами исполнительного производства являются правильное и  своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и  должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской  Федерации случаях – исполнение иных документов в целях защиты  нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. 

Одним из принципов осуществления исполнительного производства  в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона об исполнительном  производстве является своевременность совершения исполнительных  действий и применения мер принудительного исполнения. 

Указанное свидетельствует о том, что оспариваемые постановления  должностного лица службы судебных приставов вынесены с нарушением  названных положений Закона об исполнительном производстве и Закона о  судебных приставах и влекут нарушение прав и интересов заявителя, как  должника по исполнительному производству. 

Выводов, свидетельствующих об ином, представленная в дело  совокупность документальных доказательств сделать не позволяет. 

Учитывая изложенные обстоятельства, установленные судом, а  также факт того, что в материалах дела отсутствуют достаточные  доказательства, подтверждающие получение должником копии  постановления о возбуждении исполнительного производства, суд  приходит к выводу, что законных оснований для принятия постановления  о взыскании исполнительского сбора фактически не имелось. 

При указанных обстоятельствах судом делается вывод о том, что  оспариваемое постановление не соответствуют закону, нарушают права и  законные интересы заявителя, поскольку постановление о взыскание  исполнительского сбора возлагает на него, как на должника по 


исполнительному производству, обязанность по уплате суммы  исполнительского сбора в размере 10000 руб. при отсутствии законных  оснований. 

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об  оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны  содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта  недействительным или решения незаконным полностью или в части и  обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью  или в части. 

В силу частей 10, 11 статьи 112 Закона об исполнительном  производстве исполнительский сбор возвращается должнику в полном  объеме в случаях отмены постановления судебного пристава-исполнителя  о взыскании исполнительского сбора. Возвращение должнику  исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом  Правительством Российской Федерации. Правила возврата должнику  исполнительского сбора утверждены постановлением Правительства РФ от  21.07.2008 № 550. 

В соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации заявление об  оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных  приставов, их действий (бездействий) государственной пошлиной не  облагается. 

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

р е ш и л:


Признать незаконным и отменить Постановление от 30.07.2019 о  взыскании исполнительного сбора в размере 10 000 рублей по ИП  имущественного характера, вынесенное судебными приставом-  исполнителем ОСП по ИДЮЛ Полищук С.В. в отношении ООО «Марин  Лайн» в рамках исполнительного производства № 26158/19/25043-ИП о  взыскании с ООО «Марин Лайн» суммы пени в размере 10 649,81 рублей,  как несоответствующее Федеральному закону № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве» 

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд  Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый  арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного  округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения  в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения  апелляционной инстанции. 

 Судья Николаев А.А.

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного

департамента

Дата 26.05.2019 23:17:39

 Кому выдана Николаев Антон Аркадьевич


Для ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями
судей по делу № А51-19753/2019 на информационном ресурсе «Картотека арбитражных
дел» (http://kad.arbitr.ru) используйте секретный код:
 Возможность доступна для пользователей, авторизованных через портал
государственных услуг (ЕСИА).