ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-19824/20 от 28.04.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                       Дело № А51-19824/2020

13 мая 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2021 года .

Полный текст решения изготовлен мая 2021 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В. Колтуновой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.В. Тищенко, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Профит Транс» (ИНН 2539115904, ОГРН 1112539006029, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.07.2011)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 27.12.2004)

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 25362030800023400004 от 30.11.2020,

при участии в заседании (до и после перерыва):

от заявителя: от общества: ФИО1, по доверенности № 09/2020 от 18.09.2020  на 3 год, паспорт, диплом;

от ответчиков: ФИО2, с/у УР № 23296, доверенность № 10-08/1/00076 от 11.01.2021, срок действия доверенности на 1 год, диплом;

ФИО3, с/у УР № 230161, доверенность № 10-08/1/03140 от 03.02.2021, срок действия доверенности на 1 год, диплом;.

установил: общество с ограниченной ответственностью «Профит Транс» (далее – заявитель, общество, ООО «Профит Транс») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России Ленинскому району г. Владивостока о признании незаконным и отмене постановления № 25362030800023400004 от 30.11.2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Определением от 03.03.2021, в порядке статьи 48 АПК РФ, произведено процессуальное правопреемство и заменен ответчик по делу: Инспекцию Федеральной налоговой службы России Ленинскому району г. Владивостока на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю (далее – ответчик, инспекция, налоговая, административный орган, МИФНС №15 по ПК).

В судебном заседании 26.04.2021 арбитражный суд в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определил объявить в судебном заседании перерыв до 13 часов 00 минут 28.04.2021. О дате и времени продолжения судебного заседания по настоящему делу арбитражным судом размещено объявление в сети Интернет на официальном сайте арбитражного суда Приморского края.

Представитель Общества требования поддержал, ссылается на повторность привлечения его к административной ответственности за совершение правонарушения. Кроме того, заявитель оспаривает факт совершения вмененного ему правонарушения сославшись на то, что в действиях общества отсутствуют событие и состав административного правонарушения, не содержится существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, поскольку полный пакет документов представлен банку в срок, последним проверен и принят.

Административный орган представил материалы дела об административном правонарушении и отзыв на заявление, в котором требование заявителя не признал, считает, что поскольку с признанием постановления от 20.07.2020 № 25362018902086200005 не подлежащим исполнению, общество, за нарушение установленного срока предоставления справки о подтверждающих документах на сумму 3645 EUR, административному наказанию не подвергнуто, материалами административного производства подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, так и вина общества в его совершении.

Из материалов дела судом установлено следующее.

22.12.2016 ООО «Профит Транс» (далее - Заказчик) и PJNELLA SERVICE, Ltd, Литва (далее - Экспедитор) заключили договор
№ 2016-12-22 (далее - Договор) о перевозке груза, согласно которому Экспедитор выставляет Заказчику счет за транспортировку на основании согласованных ставок и условий на условиях предоплаты, если иное не согласовано сторонами.

Счета за демерредж контейнеров, сверхнормативное хранение и простой автотранспорта выставляются на основании действующих тарифов и счетов от субагентов по факту выполнения работ в соответствии с пунктами 2.2.6 - 2.2.8 Договора и оплачивается на основании отдельного счета.

Заказчик оплачивает счет Экспедитора за транспортировку в течение 10 (десяти) банковских дней с момента получения счета путем перечисления денежных средств на расчетный счет Экспедитора (пункт 3.1 Договора).

Согласно пункту 7.1 Договора настоящий Договор действует с даты его подписания и по 31.12.2017 года, а в случае, если к указанному моменту у Сторон остались неисполненные обязательства, вытекающие из настоящего Договора, срок действия Договора продлевается до полного выполнения Сторонами своих обязательств. В случае если ни одна из сторон за 1 (один) месяц до окончания срока действия настоящего Договора не заявит о его прекращении и/или изменении, Договор считается пролонгированным на каждый следующий календарный год на тех же условиях.

В целях учета валютных операций и осуществления контроля их проведением ООО «Профит Транс» 25.07.2018 в уполномоченном банке - ПАО «Дальневосточный банк» - по Договору от 22.12.2016 № 2016-12-22 оформило Ведомость банковского контроля № 18070008/0843/0000/4/1.

13.02.2019 ООО «Профит Транс» и RINELLA SERVICE, Ltd подписали Акт выполненных работ и оказанных услуг б/н (далее - Акт), подтверждающий выполнение транспортно-экспедиционных услуг в рамках автомобильной перевозки двух контейнеров (MSKU9986240 и PONU7873460) маршрутом следования «Рига, Латвия - Могилев, Беларусь - Москва, Россия» в полном объеме и в установленный срок. Общая стоимость оказанных услуг составила 3845 EUR, из них автоперевозка - 3645 EUR, простой (штраф) - 200 EUR.

Поскольку  в разделе III «Сведения о подтверждающих документах» ведомости банковского контроля не подлежат отражению штрафы, пени, неустойки, по результатам анализа вышеназванных документов налоговый орган пришёл к выводу о том, что отражение данных подтверждающих документов создает ситуацию умышленного увеличения суммы исполненных обязательств нерезидента, что в результате приводит к незаконному выводу денежных средств без представления надлежащего основания.

По изложенному Инспекция также пришла к выводу о том, что ООО «Профит Транс» необходимо предоставить Справку о подтверждающих документах на сумму 3645 EUR, исключив сумму за простой (штраф) в размере 200 EUR из общей суммы Акта, не позднее 22.03.2019.

Таким образом, Справка о подтверждающих документах от 18.02.2019 оформлена с нарушением порядка представления подтверждающих документов (пункт 8.1 Инструкции 181-И), следовательно, не была представлена должным образом (представлена с нарушением установленного порядка); до настоящего времени ошибка не исправлена, корректирующая справка о подтверждающих документах не представлена, что привело к недостоверному отражению суммы исполненных нерезидентом обязательств в Разделе III «Сведения о подтверждающих документах» ВБК, увеличивая ее на сумму штрафа за простой.

По данному факту административным органом 16.11.2020 в отношении ООО «Профит Транс» в отсутствие представителя составлен протокол об административном правонарушении № 25362030800023400002, ответственность за которого предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Уведомлением от 03.11.2020 №25362030800023400001 ООО «Профит Транс» предложено прибыть 16.11.2020 в 10 час. 00 мин. по адресу: <...>, кабинет 203 для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ. Уведомление №25362030800023400001 направлено обществу 03.11.2020 по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) и получено им 03.11.2020.

Определением от 26.11.2020 № 25362030800023400004 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (далее - дело об АП) №253620308000234, рассмотрение дела об АП назначено на 30.11.2020 в 16 час. 00 мин. Протокол об административном правонарушении (далее - протокол об АП) от 16.11.2020 №25362030800023400002 направлен обществу 16.11.2020 по ТКС, получен 16.11.2020, определение №25362030800023400003 от 26.11.2020 направлено ООО «Профит Транс» по ТКС 26.11.2020 получено обществом - 26.11.2020.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекцией вынесено постановление от 30.11.2020 № 25362030800023400004 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным административным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность оспариваемого постановления в полном объеме,  суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ).

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Таким образом, при наличии такой идеальной совокупности административных правонарушений независимо от их количества при условии, что дела о них рассматриваются одним и тем же должностным лицом, лицу, их совершившему, назначается одно основное административное наказание в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.

Как установлено судом, Постановлением ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока от 20.07.2020 № 25362018902086200005 общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за нарушение установленного срока предоставления справки о подтверждающих документах на сумму 3645 EUR.

Часть 6 статьи 15.25 КоАП (в редакции действовавшей на дату принятия постановления) устанавливала административную ответственность в том числе за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Решением Арбитражного Суда Приморского края от 05.10.2020 по делу №А51-12301/2020 постановление от 20.07.2020 № 25362018902086200005 признано законным. В связи с изменением Федеральным законом от 20.07.2020 № 218-ФЗ диспозиции части 6 статьи 15.25 КоАП РФ постановление от 20.07.2020 № 25362018902086200005 признано не подлежащим исполнению.

В связи с признанием постановления от 20.07.2020 № 25362018902086200005 не подлежащим исполнению, общество, за нарушение установленного срока предоставления справки о подтверждающих документах на сумму 3645 EUR, административному наказанию не подвергнуто.

Федеральным законом от 20.07.2020 № 218-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» введена часть 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ в которой установлена ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее - Закон № 173-ФЗ) установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, подтверждающие совершение валютных операций, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального Закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 24 и подпункт 9 пункта 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).

Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (пункт 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ).

Порядок оформления, переоформления и закрытия ведомости банковского контроля установлен Инструкцией № 181-И. Действие Инструкции № 181-И распространяется на договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами (проекты договоров, направленные резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения), которые предусматривают осуществление расчетов через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 настоящего пункта,  предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункты 4.1, 4.1.3 Инструкции № 181-И).

Главой 9 Инструкции № 181-И определен порядок формирования и ведение ведомости банковского контроля.

По каждому контракту (кредитному договору), принятому на учет банком УК в порядке, установленном в приложениях 4 и 5 к настоящей Инструкции, ведется одна ведомость банковского контроля (далее ВБК) (пункт 9.1 Инструкции № 181-И).

Главой 8 Инструкции № 181-И установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), в отношении которых настоящей Инструкцией установлено требование об их постановке на учет.

Пунктом 8.1 Инструкции № 181-И установлено, что при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов (далее - подтверждающие документы).

Согласно пункту 8.2 Инструкции № 181-И Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк УК в следующие сроки: в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы (подпункт 8.2.2 Инструкции №181-И).

Валютные операции, заключающиеся в оплате штрафов, пени, неустоек по внешнеторговым контрактам, подлежащим постановке на учет, отражаются в ВБК Раздел II «Сведения о платежах». Для кодировки данных операций, на основании Инструкции 181-И используется код вида операции 35040 (Расчеты резидента в пользу нерезидента по прочим операциям, связанным с внешнеторговой деятельностью и прямо не указанным в группах 10-23 Приложения 1 Инструкции 181-И).

Согласно Примечанию к ведомости банковского контроля Приложение 4 Инструкции 181-И валютные операции, проводимые по коду вида операции 35040, не участвуют в формировании сальдо расчетов ведомости банковского контроля, следовательно, в разделе III «Сведения о подтверждающих документах» ведомости банковского контроля не отражаются штрафы, пени, неустойки.

Таким образом, Справка о подтверждающих документах на сумму 3645 EUR от 18.02.2019 оформлена ООО «Профит Транс» с нарушением порядка представления подтверждающих документов, предусмотренного пунктом 8.1 Инструкции 181-И, в связи с чем ООО «Профит Транс» следовало предоставить Справку о подтверждающих документах на сумму 3645 EUR, исключив штраф за простой в размере 200 EUR из общей суммы Акта, не позднее 22.03.2019.

Оценив названные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи, суд считает, что в спорной ситуации совершение указанных выше административных правонарушений было обусловлено единым действием общества по непредставлению в установленный срок в банк форм учета и отчетности по валютным операциям, а именно справки о подтверждающих документах на сумму 3645 EUR.

Соответственно в силу прямого указания части 2 статьи 4.4 КоАП РФ общество подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.

В свою очередь, как установлено судом, Постановлением ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока от 20.07.2020 № 25362018902086200005 общество было привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за нарушение установленного срока предоставления справки о подтверждающих документах на сумму 3645 EUR.

Решением Арбитражного Суда Приморского края от 05.10.2020 по делу №А51-12301/2020 постановление от 20.07.2020 № 25362018902086200005 признано законным.

С учетом изложенного следует признать, что повторное привлечение общества к административной ответственности по части 6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ при наличии вступившего в законную силу Постановления ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока от 20.07.2020 № 25362018902086200005 вступает в противоречие с правилом части 2.2 статьи 4.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах в спорной ситуации привлечение общества к административной ответственности по части 6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ и назначение ему административного наказания применено незаконно.

Делая указанный вывод, суд отмечает, что по правилам части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в спорной ситуации имеются основания считать, что при принятии оспариваемого постановления не только не был соблюден принцип сочетания ответственности при одновременном совершении нескольких правонарушений, но и общество фактически повторно было привлечено к ответственности за непредставление в установленный срок в банк форм учета и отчетности по валютным операциям, а именно справки о подтверждающих документах на сумму 3645 EUR.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В целях устранения допущенных нарушений валютного законодательства за несоблюдением установленного порядка предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, в связи с исполнением предписания № 253620200057006 органа валютного контроля ИФНС Ленинского района г. Владивостока ООО «Профит Транс» 27.08.2020 года в ПАО «Дальневосточный банк» предоставлена корректирующая Справка о подтверждающих документах по платежу на сумму 3645 EUR по контракту ООО «Профит Транс» с RINELLA SERVICE, Ltd. № 2016-12-22 (ВБК 18070008/0843/0000/4/1). Из первоначальной Справки о подтверждающих документах исключена сумма за простой в размере 200 EUR.

Агент валютного контроля - ПАО «Дальневосточный банк» с учетом полномочий предоставленных Федеральным законом от 10.12.2003
№ 173-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О валютном регулировании и валютном контроле» пункта 9 части 4, абзаца 4 части 5 статьи 23 ФЗ провел проверку, поданных ООО «Профит Транс» 27.08.2020 года документов: корректирующей Справки о подтверждающих документах по платежу на сумму 3645 EUR по контракту ООО «Профит Транс» с RINELLA SERVICE,
Ltd. № 2016-12-22 (ВБК 18070008/0843/0000/4/1), признал их обоснованными и включил в ведомость банковского контроля по контракту.

Кроме того, рассматриваемое правонарушение прекращено 27.08.2020, то есть до составления 16.11.2020 протокола об административном правонарушении № 25362030800023400002 в связи с представлением в банк корректирующей справки о подтверждающих документах, что подтверждается материалами дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Следовательно, в данном случае отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

Поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о распределении между сторонами расходов по уплате государственной пошлины сторонами не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление № 25362030800023400004 от 30.11.2020, вынесенное инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Профит Транс» к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

          Судья                                                                         Н.В. Колтунова