АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-19824/2022
18 августа 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 18 августа 2023 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Яфаевой Е.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарём Леонович М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Андезит-М" (ИНН <***>, ОГРН<***>) к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН<***>, ОГРИП 314250118500035), администрации Михайловского муниципального района Приморского края (ИНН<***>, ОГРН<***>)
третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, при участии Прокуратуры Приморского края,
о признании недействительным договора аренды,
при участии в судебном заседании до перерыва и после окончания перерыва:
от истца: ФИО2, доверенность, диплом, паспорт; ФИО3, доверенность удостоверение;
от главы КФХ ФИО1: ФИО4, удостоверение, доверенность.
от администрации: ФИО5, удостоверение, диплом, доверенность, ФИО6, удостоверение, доверенность;
от МИЗО по ПК, Прокуратуры ПК: не явились, извещены.
установил: общество с ограниченной ответственностью "Андезит-М" (далее- общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – глава КФХ ФИО1), администрации Михайловского муниципального района Приморского края (далее – администрация) о признании недействительным договора аренды №09-СХ-0164 от 22.06.2022 земельных участков с кадастровыми номерами 25:09:320501:1359/1, 25:09:320501:1359/2, применении последствий недействительности ничтожной сделки: прекратить право аренды земельных участков с кадастровыми номерами 25:09:320501:1359/1, 25:09:320501:1359/2, снять заключенный главой КФХ ФИО1 и администрацией договор аренды земельных участков с кадастрового учета.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - МИЗО).
Ответчик глава КФХ ФИО1 иск оспорила, представила отзыв, по тексту которого указала, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:09:320501:1359/1, 25:09:320501:1359/2 не имеют пересечений с горным отводом, поскольку они находятся в разных не пересекаемых плоскостях. При заключении договора аренды №09-СХ-0164 от 22.06.2022 порядок определения назначения земельных участков, формирования, постановки на кадастровый учет не нарушены. Земельные участки сформированы в соответствии с требованиями закона, отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, поставлены на кадастровый учет, переданы в соответствии с установленной законом процедурой в аренду для осуществления сельскохозяйственной деятельности – овцеводство и не пересекаются с иными земельными участками, в том числе с земельным участком, используемым истцом.
Ответчик администрация в отзыве указала, что пользователю недр ООО «Андезит-М» предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, соответственно в настоящий момент у него не возникает право на проведение работ по добыче камня за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользование недрами за пределами лицензионного участка не допускается.ФИО1 в данном споре не претендует на пользование недрами, согласно договору аренды вид разрешенного использования земельного участка овцеводство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, что в границах горного отвода расположены земельные участки и строения, находящиеся в собственности граждан, то есть дачные участки в количестве более 20 штук, собственность на которые оформлена гражданами в период с 2016 по 2022 годы.Так же, в границах уточненного отвода расположен участок автомобильной дороги общего пользования «Хабаровск-Владивосток-Васильевка» (с мостовым сооружением), общая протяженность вышеуказанной дороги около 6 км,. Кроме того, в уточненные границы горного отвода частично включен объект Министерства обороны РФ стратегического значения. Более того, в границах уточненного горного отвода расположен земельный участок с кадастровым номером 25:09:320501:1373, собственность на который зарегистрирована 27.12.2022 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью более 4-х га.Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка.
Третье лицо МИЗО в отзыве возражало по иску, указав, что предоставление горного отвода влечет ограничения в порядке недропользования, но не ограничивает в обороте земельные участки и их использование в сельскохозяйственных и иных целях, не связанных с недропользованием. Право недропользователя на осуществление в границах горного отвода пользования недрами не отменяет установленный порядок предоставления земельного участка в аренду. Лицензия на право пользования недрами является основанием для оформления земельного участка в целях недропользования, но не документом, подтверждающим право владения, пользования и распоряжения земельными участками, расположенными в границах горного отвода.
Истцом в судебном заседании устно заявлено ходатайство о вызове свидетелей ФИО7 и ФИО8
Вызов свидетелей является правом, а не обязанностью суда (статья 88 АПК РФ). Необходимость в свидетельских показаниях определяется судом исходя из заявленного предмета и оснований иска, представленных в материалы дела доказательств.
Суд, рассмотрев ходатайство истца о вызове ФИО7 и ФИО8 в качестве свидетелей отказал в его удовлетворении в соответствии со ст. 88 АПК РФ, ч. 5 ст. 159 АПК РФ.
В целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого арбитражным судом спора, суд, может привлекать специалиста (часть 1 статьи 87.1 АПК РФ).
Суд привлек к участию в судебном заседании специалистов ФИО7 и ФИО8 для дачи пояснений, требующих специальных познаний в рамках части 1 ст. 81.1 АПК РФ.
Судом объявлялся перерыв в судебном заседании до 08.08.2023 и до 11.08.2023.
После окончания перерывов судебное заседание продолжено в том же составе суда при ведении протокола тем же лицом.
До и после перерыва в судебное заседания МИЗО, Прокуратура ПК, глава КФХ ФИО1 в судебное заседание не явились, в связи с чем суд проводит судебное заседание порядке статьи 156 АПК РФ в их отсутствие.
На вопрос суда истец в судебном заседании пояснил, что изменения в лицензию на осуществление деятельности после уточнения границ не вносились.
Специалисты ФИО7 и ФИО8 дали пояснения по делу, по ранее выполненным данными лицами заключениям.
ФИО7 пояснил, что согласно данному им заключению установлено наложение границ уточненного горного отвода и границ многоконтурного земельного участка ответчика.
Специалист ФИО8 пояснил, что данным им заключением установлен радиус опасной зоны именно при проведении взрывных работ.
Оценив доводы сторон, представленные доказательства, суд пришел к следующему.
20.07.2005 Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края истцу выдана лицензия на пользование недрами МИХ №00786 ОЩ для разведки и добычи строительного камня на месторождении «Васильковое 2», участок недр расположен на территории Михайловского муниципального района Приморского края в 2,5 км на северо-запад от д. Васильевка. Участок недр имеет статус горного отвода. Дата окончания действия лицензии 20.07.2025.
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 20.07.2015 №265 истцу предоставлено право пользования участком недр местного значения месторождения Васильевское-2 с целью разведки и добычи строительного камня и скального грунта, сроком на 10 лет. Участок недр расположен на территории Михайловского муниципального района Приморского края.
Дальневосточным управлением Ростехнадзора 19.08.2016 истцу выдан горноотводный акт к лицензии на пользование недрами МИХ №00786 ОЩ от 20.07.2005, которым удостоверены уточненные границы горного отводы для разведки и добычи строительного камня на месторождении «Васильковое 2»; горный отвод расположен примерно в 2.5 км на северо-запад от д. Васильевка на территории Михайловского муниципального района Приморского края РФ; площадь проекции горного отвода 103.2 га гектара; срок действия горноотводного акта на срок действия лицензии.
На основании договора аренды земельного участка №75/2020 от 25.08.2020, земельный участок с кадастровым номером 25:09:320501:585, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами, передан истцу в аренду на срок с 11.09.2020 по 20.07.2025.
14.05.2021 в МИЗО поступило обращение ООО «Андезит-М» о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 12,2 га, для целей недропользование.
МИЗО в рамках проверки схемы расположения земельного участка установлено несоответствие нормам действующего законодательства ООО «Андезит-М» на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
17.09.2021 в МИЗО поступило обращение ООО «Андезит-М» о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 12,836 га. ООО «Андезит-М» на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
10.11.2021 в МИЗО поступило обращение ООО «Андезит-М» о выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута площадью 12,836 га, в целях геологического изучения недр.
По результатам рассмотрения обращения установлено, что схема границ не соответствует форме и содержанию схемы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 09.09.2015 № 336-па «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Приморского края» (далее - постановление № 336-па) и на основании пункта 9 постановления № 336-па ООО «Андезит-М» отказано в выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута.
15.12.2021 в МИЗО поступило повторное обращение ООО «Андезит-М» о выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута. МИЗО в ходе проверки предоставленной схемы установлено, что границы испрашиваемых земель пересекают границы земельного участка, в отношении которого министерством издано распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, срок действия которого не истек (от 10.08.2021 №81-рс).
Распоряжением МИЗО от 08.04.2022 №40-рс предварительно согласовано предоставление ФИО1 земельного участка, имеющего местоположение: <...> в районе д. 34, площадью 303708кв.м.
Как указывает истец, в июле 2022 года ему стало известно о том, что в границах уточненного горного отвода образованы земельные участки с кадастровыми номерами 25:09:320501:1359/1, 25:09:320501:1359/2, которые переданы главе КФХ ФИО1 по договору аренды от 20.06.2022 №09-СХ-0164 с видом разрешенного использования для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (овцеводство).
Истцом в материалы дела представлено заключение эксперта №14/ЗЭ-2022 от 19.10.2022, согласно которому в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:09:320501:1359/1, 25:09:320501:1359/2 установлено наложение (пересечение) с границей уточненного в 2016 году горного отвода для разведки и добычи строительного камня на месторождении «Васильковое 2». Площадь наложения (пересечения) земельных участков с кадастровыми номерами 25:09:320501:1359/1, 25:09:320501:1359/2 площадью 233592 кв.м, с границей горного отвода, установленного согласно Горноотводного акта №444 от 19.08.2016 составляет 151001 кв.м. (15.001 га), в том числе с контуром №1 площадь наложения (пересечения) составляет 123262 кв.м. (12.3262 га), с контуром №2 площадь наложения (пересечения) составляет 27739 кв.м. (2.7739 га),
В соответствии со сведениями кадастрового плана территории № КУВИ-999/2022-1155043 от 27.092022, согласно которым многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 25:09:320501:1359 внесен в единый государственный реестр недвижимости с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (овцеводство).
Многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 25:09:320501:1359, площадью 233592 кв.м. расположен в границе горного отвода, согласно горноотводного акта № 00786 от 20.07.2005, площадь наложения (пересечения) составляет 151001 кв.м.
Как следует из выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 25:09:320501:1359, передан в аренду Главе КФХ ФИО1 на основании договора аренды земельного участка от 20.06.2022 №09-СХ-0164.
Как указывает истец, в связи с тем, что земельный участки с кадастровыми номерами 25:09:320501:1359/1, 25:09:320501:1359/2 образованы с нарушением норм действующего законодательства РФ, находятся в границах горного отвода, не могут использоваться пользователем участка по целевому назначению, договор аренды земельных участков №09-СХ-0164 от 22.06.2022 является недействительным, по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, в силу следующего.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив их доводы и возражения, оценив представленные суду доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно статья 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статья 168 ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).
В силу статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1). Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).
Установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях (пункт 9 части 1 статьи 4 Закона о недрах).
Из положений Закона о недрах (статьи 7 и 11) вытекает, что недра как часть земной коры не являются частью земельного участка (земной поверхности), находятся в государственной собственности и выступают в качестве самостоятельного объекта гражданских прав (определение Конституционного суда Российской Федерации от 24.06.2014 № 1314-О).
В соответствии со статьей 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Таким образом, пользователь недр имеет право пользования недрами, а не земельными участками, под которыми залегают недра.
При этом действующим законодательством (статья 39.6 ЗК РФ и статья 25.1 Закона о недрах) регламентирован порядок и условия предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Из системного толкования указанных норм права следует, что Закон о недрах устанавливает разрешительный режим пользования недрами, согласно которому предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, в связи с чем предоставление в аренду земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, напрямую связано с получением соответствующей лицензии, оформлением геологического отвода и (или) горного отвода и утверждением проектной документации.
Таким образом, действующее законодательство, наряду с оформлением специального государственного разрешения в виде лицензии на пользование недрами, предусматривает и оформление прав на земельный участок, на котором расположены соответствующие недра, путем заключения договора аренды между пользователем недр и собственником такого земельного участка, однако в более упрощенном порядке - без проведения торгов.
Из названных норм следует, что, обладая исключительным правом на пользование недрами в границах определенного горного отвода, общество не наделено правом на земельный участок, расположенным над участком недр, что согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.06.2006 № 15737/05).
Земельный участок с кадастровым номером 25:09:320501:1359 относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (овцеводство).
Довод ответчика о том, что данный участок не предполагает его использование под сельскохозяйственные нужды, противоречит материалам дела, сведениям из публичной кадастровой карты и пункту 1 статьи 72 ЗК РФ, согласно которой земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Статья 42 ЗК РФ содержит императивное требование, согласно которому собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
По смыслу действующего законодательства земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42 и 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.
В силу пункта 2 статьи 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка.
Отсутствие утвержденного проекта рекультивации является одним из оснований отказа в переводе земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию.
Необходимость предварительного перевода земельного участка в иную категорию в целях его предоставления в аренду недропользователю для соответствующих целей следует из положений статьи 7 ЗК РФ.
Наличие у истца права на получение земельного участка в аренду как недропользователя не свидетельствует об отсутствии необходимости в соблюдении принципа использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
Само по себе получение лицензии на недропользование не предоставляет автоматически права истцу на осуществление на земельных участках сельскохозяйственного назначения вида деятельности, не соответствующего виду разрешенного использования таких участков.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3).
Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В пункте 1 статьи 78 ЗК РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно - исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон №172-ФЗ).
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления (подпункт 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
Из вышеприведенных норм следует, что земли сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для добычи полезных ископаемых, но могут быть переведены в другую категорию в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Доказательств наличия такого плана в распоряжении общества в материалы дела не предоставлено, равно как и доказательств совершения действий по переводу спорного земельного участка (сельскохозяйственного назначения) из одной категории в другую.
Применительно к рассматриваемому спору суд отмечает, что Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 24.12.2013 № 2153-0, указал, что Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).
Пунктами 3, 4 статьи 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия на пользование недрами должна содержать указание границ участка недр, предоставляемого в пользование, и указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии со статьей 25.1. Земельного кодекса РФ, земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Основания предоставления пользователю недр земельных участков закреплены в подпункте 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
При этом судом установлено, что истец обращался в МИЗО о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом МИЗО в рамках проверки схемы расположения земельного участка установлено несоответствие нормам действующего законодательства. ООО «Андезит-М» на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
17.09.2021 в МИЗО поступило обращение ООО «Андезит-М» о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 12,836 га. ООО «Андезит-М» на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
10.11.2021 в МИЗО поступило обращение ООО «Андезит-М» о выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута площадью 12,836 га, в целях геологического изучения недр.
По результатам рассмотрения обращения установлено, что схема границ не соответствует форме и содержанию схемы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 09.09.2015 № 336-па «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Приморского края» (далее - постановление № 336-па) и на основании пункта 9 постановления № 336-па ООО «Андезит-М» отказано в выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута.
15.12.2021 в МИЗО поступило повторное обращение ООО «Андезит-М» о выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута. В ходе проверки предоставленной схемы установлено, что границы испрашиваемых земель пересекают границы земельного участка, в отношении которого министерством издано распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, срок действия которого не истек (от 10.08.2021 №81-рс).
Также истец обращался в администрацию с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером 25:09:320501:ЗУ1 площадью 87778,08 кв.м. с разрешенным использованием недропользование, между тем постановлением администрации от 28.07.2023 №934-па ответчику отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку установлено полное совпадение с местоположением земельного участка с кадастровым номером 25:09:320501:1359, образованного в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка и ранее предоставленного иному лицу.
При этом истец в установленном законом порядке отказы МИЗО и администрации не обжаловал, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, судом установлено, что ни на дату обращения в администрацию, ни на момент заключения договора аренды №09-СХ-0164 от 20.06.2022 проектная документация общества не была утверждена, в том числе отсутствовали горноотводный акт (указание в лицензии на то, что участок недр имеет статус горного отвода в предварительных границах, не свидетельствует об оформлении горного отвода), заявление общества о предоставлении земельного участка в аренду, заявление о переводе земель в иную категорию, проект рекультивации отсутствуют (категория земель не изменилась).
В материалы дела истцом не предоставлено сведений о принятии мер к переводу земель из одной категории в другую, об обращении в администрацию с заявлением о передаче спорного земельного участка в аренду до момента перехода права по договору аренды к главе КФХ ФИО1
Таким образом, истцом не предоставлено доказательств возникновения у него на дату заключения договора аренды земельный участков №09-СХ-0164 от 22.06.2022 с кадастровыми номерами 25:09:320501:1359/1, 25:09:320501:1359/2, каких-либо прав на данные земельные участки, равно как и не представлено доказательств нарушения органом уполномоченным на дату предоставления спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, установленной законом процедуры и порядка.
Доводы истца о нарушении уполномоченным органом требований действующего законодательства при постановке земельного участка с кадастровым номером 25:09:320501:1359 безосновательны.
Законом о недрах не ограничено право уполномоченного органа на распоряжение земельными участками, на формирование участков в границах горного отвода.
Материалами дела и пояснениями представителя истца подтверждается, что в уточненных границах горного отвода истец не оформлял земельные участки в соответствии с действующим законодательством и с заявлением о предоставлении вновь сформированных земельных участков (расположенных в уточненных границах горного отвода) в пользование не обращался ни в администрацию, ни в МИЗО.
Представленный в аренду обществу земельный участок с кадастровым номером 25:09:320501:585 из категория земель - земли промышленности, вид разрешенного использования: добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами на срок по 20.07.2025, с многоконтурным земельным участком ответчика из земель сельскохозяйственного назначения не пересекается, что подтверждается представленными в материалы дела, следует из пояснений специалиста ФИО7 и не оспаривается истцом.
При заключении договора аренды земельных участков № 09-СХ-0164 от 22.06.2022 с кадастровыми номерами 25:09:320501:1359/1 и 25:09:320501:1359/2 порядок определения назначения земельных участков, формирования, постановки на кадастровый учет, урегулированный ЗК РФ не нарушен.
Предоставленные в аренду КФХ ФИО1 земельные участки сформированы в соответствии с требованиями закона, отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, поставлены на кадастровый учет, переданы в соответствии с установленной законом процедурой в аренду для осуществления сельскохозяйственной деятельности - овцеводства, и не пересекаются с земельными участками, используемыми третьими лицами, в том числе не пересекаются с земельным участком, переданным в арену истцу (кадастровый номер 25:09:320501:585).
В связи с этим, заключая договор аренды земельного участка с кадастровыми номерами 25:09:320501:1359/1 и 25:09:320501:1359/2 от 20.06.2022 №09-СХ-0164 с видом разрешенного использования для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (овцеводство) ответчики не допустили нарушения действующего законодательства.
Более того, учитывая отсутствие пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 25:09:320501:585 с многоконтурным спорным земельным участком (не оспаривается сторонами), при наличии у истца интереса разработке недр в границах уточненного горного отвода и при несовершении им действий, в рамках установленных законом порядка и процедур по получению для разработки недр земельного участка в границах уточненного горного отвода (в т.ч. перевод земель из одной категории в другую, план рекультивации), а так же тот факт, что отказы МИЗО и администрации по результатам рассмотрения обращений общества не обжаловались ни в административном, ни в судебном порядке, суд приходит к выводу, что истец не представил доказательства нарушения его прав и законных интересов, которые будут восстановлены в случае признания договора недействительным и применения последствий недействительности.
На основании изложенного, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется в силу ст.ст. 166, 167, 168 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, то расходы на оплату государственной пошлины подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении требований.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Яфаева Е.Р.