ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-19880/16 от 25.10.2016 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-19880/2016

28 октября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2016 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2016 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи   Назметдиновой Р.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Транковской Е.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний Бентон" (ИНН 2537094776 , ОГРН  1122537003819) к  Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484) о признании незаконным постановления от 16.08.2016 по делу об административном правонарушении № 10702000-862/2016,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – Ночвина И.А. (доверенность б/н от 28.09.2016, паспорт),

от административного органа – Удовиченко Н.В. (доверенность № 162 от 22.06.2016).

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний Бентон" (далее по тексту- заявитель, Общество, ООО "Группа компаний Бентон" ) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о  признании незаконным постановления Владивостокской таможни (далее по тексту- таможня, таможенный орган, административный орган) от 16.08.2016 по делу об административном правонарушении № 10702000-862/2016 и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что товар был задекларирован в полном объеме по количеству и по весу по двум декларациям по причине нехватки денежных  средств для уплаты таможенных платежей. Таможенный орган был поставлен в известность о разделении товарной партии на две части по  заявлению от 08.07.2016, заявление и обе декларации были поданы в таможенный орган до начала проведения таможенного досмотра, в связи с чем, полагает, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, устанавливающего  ответственность за недекларирование товара.

Таможенный орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве, полагает, что оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется, поскольку материалами проверки полностью подтверждается вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

При исследовании материалов дела суд установил следующее.

04.07.2016 г. на т/х «VOSTOCHNYVOYAGER», рейс 0060W, по товаросопроводительным документам SNKO02A160600334, в адрес ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ БЕНТОН» прибыл товар: мешки полипропиленовые, для упаковки хоз.товаров в количестве 398 грузовых мест, всего 894 000 шт.

Данный товар был задекларирован двумя ДТ №№ 10702030/050716/0036478 и 10702030/080716/0037113 - на 6 000 шт. и 888 000 шт. соответственно, по причине нехватки денежных средств для уплаты таможенных платежей. Товар был задекларирован в полном объеме, по количеству и весу.

05.07.2016 года в отдел таможенного оформления и таможенного контроля ТП МПВ (г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 14) ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ БЕНТОН» подана ДТ № 10702030/050716/0036478, с заявленными в ней к таможенному оформлению товарами: мешок упаковочный полипропиленовый технический для упаковки хозтоваров в количестве 6000 шт., прибывшие на теплоходе "VOSTOCHNYVOYAGER 0060", по коносаменту №SNKO02A 160600334, страна отправления - Китай.

08.07.2016 в отдел таможенного оформления и таможенного контроля ТП МПВ (г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 14) ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ БЕНТОН» подана ДТ № 10702030/050716/0036478, с заявленными в ней к таможенному оформлению товарами: мешок упаковочный полипропиленовый технический для упаковки хозтоваров в количестве 888000 шт., прибывшие на теплоходе "VOSTOCHNYVOYAGER 0060", по коносаменту №SNKO02A 160600334, страна отправления - Китай.

При этом, письмом от 08.07.2016 до начала проведения таможенного досмотра ООО «Группа компаний Бентон» поставила в известность таможенный орган о разделении данной партии товара на две части: в одной 6000 шт. в другой 888000 шт.

Однако, 08.07.2016 был проведен таможенный досмотр (АТД №10702030/080716/005234), в результате которого выявлен незадекларированный товар, а именно - мешок упаковочный полипропиленовый технический для упаковки хозтоваров в количестве 888 298 шт., без маркировки.

08.07.2016 к товару, явившемуся предметом административного правонарушения, применена мера обеспечения в виде ареста.

Товар, явившийся предметом административного правонарушения, помещен на ответственное хранение ООО «Сенк ДВ» (Приморский край, г. Артем, ул. 2-я Рабочая, д. 175).

19.07.2016 в таможенный орган поступили письменные пояснения директора ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ БЕНТОН» Мартынова Дмитрия Алексеевича, согласно которым, 04.07.2016 на теплоходе "VOSTOCHNYVOYAGER 0060", по коносаменту №SNKO02A 160600334 в адрес общества прибыл товар: мешки полипропиленовые для упаковки хозтоваров - 398 мест, всего 894000 шт. Данный товар был задекларирован двумя ДТ №№ 10702000/050716/0036478 и 10702000/080716/00037113, по причине нехватки денежных средств. Товар был задекларирован в полном объеме по количеству и весу. В ходе проведения таможенного досмотра инспектор ОТД МПВ усмотрел признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, хотя был извещен о декларировании товарной партии двумя ДТ. Было принято решение о наложении ареста на всю партию товара.

Руководитель общества считает, что факта недекларирования товара в ходе таможенного оформления и таможенного досмотра не установлено.

Согласно заключению эксперта № 12410040/030060 от 11.08.2016 свободная рыночная стоимость товара на момент совершения правонарушения, а именно: 05.07.2016, составляла 2141952, 97 руб.

15.08.2016 должностное лицо таможенного органа составило в отношении общества протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

О месте и времени составления протокола законный представитель ООО «Группа компаний «Бентон» уведомлен надлежащим образом, однако на составление протокола не явился, ходатайств не заявил.

16.08.2016  заместителем начальника таможни вынесено постановление об административном правонарушении N 10702000-862/2016, которым ООО «Группа компаний «Бентон» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1070976 руб. 49 коп.

Не согласившись с постановлением таможенного органа от 16.08.2016 № 10702000-862/2016, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованности оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный срок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Пунктом 1 статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) предусмотрено, что декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

Согласно статье 150 ТК ТС товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. При этом товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии со статьей 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Согласно статье 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В таможенной декларации указываются основные сведения, закрепленные в пункте 2 статьи 181 ТК ТС, в том числе сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость.

В силу пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом.

Положениями статьи 188 ТК ТС установлено, что при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза; 5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; 6) выполнять иные требования, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза.

В соответствии со статьей 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Пунктом 7 статьи 190 ТК ТС предусмотрено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Порядок заполнения граф декларации на товары определен Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (далее по тексту - Инструкция N 257).

В соответствии с пунктом 2 Инструкции в одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено настоящей Инструкцией, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.

Для целей настоящей Инструкции как одна товарная партия рассматриваются при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее соответственно - таможенная территория, Союз) - товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки, а также, если такие товары в пределах сроков, предусмотренных статьей 185 Кодекса, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита, и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение), либо выпущены в сроки, установленные для подачи ДТ в соответствии со статьей 197 Кодекса

При этом,  декларант вправе заявить сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, в нескольких ДТ, подаваемых в один и тот же таможенный орган, за исключением случая, когда товары, содержащиеся в одной товарной партии в силу Основного правила интерпретации 2а, рассматриваются как составляющие товара, представленного в несобранном или разобранном виде, и классифицируются в позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), соответствующей комплектному или завершенному товару.

Как указано в подпункте 29 пункта 15 Инструкции, в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" декларации указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах.

Под номером 1 указываются, в частности, наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.

Под номером 2 указываются для товара, имеющего упаковку, через запятую - общее количество грузовых мест, занятых товаром (если товар занимает грузовые места не полностью, то дополнительно в скобках указывается количество грузовых мест, занимаемых товаром частично, с проставлением через тире "-" записи: "часть места"), коды видов упаковки товара в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире "-" количества упаковок по каждому виду.

Под номером 3 указывается для товара, перевозимого в контейнерах, - тип контейнеров в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов, количество контейнеров, через двоеточие их номера. Если декларируемые товары занимают не весь контейнер, после номера производится запись: "часть".

Таким образом, количественные и качественные характеристики товара являются обязательными требованиями, подлежащими указанию в декларации на товары.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, является порядок декларирования товаров и транспортных средств.

Недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Субъектом правонарушения является декларант либо таможенный представитель.

В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 и частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо исходить из следующего.

Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона № 213-ФЗ от 23.06.2016) установлено, что заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Таким образом, в свете последних изменений, которые законодатель внес в часть  2 статьи 16.2 КоАП РФ, если товар по количественным характеристикам задекларирован не полностью (т.е. не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре), если в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Как усматривается из материалов дела, декларантом был задекларирован товар задекларирован двумя ДТ №№ 10702030/050716/0036478 и 10702030/080716/0037113 - на 6 000 шт. и 888 000 шт. соответственно, по причине нехватки денежных средств для уплаты таможенных платежей.

05.07.2016 в таможенный орган была представлена  ДТ № 10702030/050716/0036478, в которой заявлен к таможенному оформлению  товаров:  мешок упаковочный полипропиленовый технический для упаковки хозтоваров в количестве 6 000 шт.

Но при этом,  в графе «31»  указанной декларации Обществом не было указано, что декларируется "часть" контейнера.

08.07.2016 был проведен таможенный досмотр (АТД №10702030/080716/005234), в результате которого выявлен товар, а именно - мешок упаковочный полипропиленовый технический для упаковки хозтоваров в количестве 894 298 шт.

В то же время, 08.07.2016 вместе с письмом  о разделении товарной партии на две части таможенному органу была представлена ДТ №10702030/080716/0037113 в которой заявлена к таможенному оформлению недостающая часть товара мешок упаковочный полипропиленовый технический для упаковки хозтоваров в количестве 888000 шт.

Таким образом, декларантом не был задекларирован товар в полном объеме, по количеству и весу.

Вместе с тем, учитывая, что квалифицирующим признаком состава правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ является недекларирование товара, в связи с чем декларантом не выполняются требования таможенного законодательства, в том числе по сообщению в декларации сведений о всех ввезенных товарах, суд приходит к выводу о том, что выявленные таможней нарушения, в том числе документарная пересортица не привела к нарушению таможенного законодательства не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права.

С учетом положений статей 1.5, 2.1, 24.5 Кодекса обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения входят в предмет доказывания по административному делу, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.

По правилам пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Таким образом, учитывая, что основания для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, у таможни отсутствовали, суд считает, что оспариваемое постановление от 16.08.2016 по делу об административном правонарушении N 10702000-862/2016 является незаконным и подлежит отмене.

Требование заявителя о прекращении производства по административному делу не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

В силу статей 207 и 211 АПК РФ арбитражный суд в результате рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимает решение о признании его незаконным и отмене полностью или в части, изменении решения либо об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Согласно статье 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных данной статьей.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении может быть прекращено соответствующим административным органом, а в компетенцию арбитражного суда, рассматривающего дело об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, разрешение данного вопроса не входит.

Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать незаконным и отменить полностью постановление от 16.08.2016 по делу об административном правонарушении № 10702000-862/2016, вынесенное Владивостокской таможней о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний Бентон" к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 1 070 976 (один миллион семьдесят тысяч девятьсот семьдесят шесть) руб. 49 коп.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                    Р.Б. Назметдинова