ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-19986/2023 от 15.01.2024 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-19986/2023

29 января 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 29 января 2024 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Фокиной А.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русская Рыбопромышленная Компания» (ИНН 7731414433, ОГРН 1117746801424, дата государственной регистрации 11.10.2011)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570, дата государственной регистрации 27.12.2004)

о признании незаконным и отмене постановления от 02.11.2023 №25362329200323400003 о назначении административного наказания (по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, штраф 45000,00 руб.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Русская Рыбопромышленная Компания» (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «Русская Рыбопромышленная Компания») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю (далее по тексту – налоговый орган, инспекция, МИФНС № 15) о признании незаконным и отмене постановления от 02.11.2023 № 25362329200323400003 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 45000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.

Определением суда от 14.11.2023 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решение в виде резолютивной части по делу изготовлено судом 15.01.2024 года.

Основания для прекращения производства по делу у суда отсутствуют, поскольку в рамках арбитражного процесса прекращение производства в арбитражном суде производится только по основаниям, предусмотренным статьей 150 АПК РФ. При этом постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении является результатом рассмотрения дела об административном правонарушении в порядке статьи 29.9 КоАП РФ и выносится административным органом, ведущим в пределах своих полномочий дело об административном правонарушении. Арбитражный суд таким органом в рассматриваемой ситуации не является.

Между тем, в силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

По изложенному, при рассмотрении данного дела суд исходил из того, что защита прав лица, обратившегося в суд в рассматриваемом деле, полностью охватывается его требованием о признании постановления МИФНС незаконным и его отмене, в связи с чем к производству суда было принято заявление общества только с таким требованием.

Возражений от заявителя не последовало, на рассмотрении своего требования о прекращении производства по делу заявитель не настаивал.

От МИФНС № 15 в материалы дела 22.01.2024 поступило заявление о составлении мотивированного решения суда по настоящему делу, в связи с чем по ходатайству стороны судом изготовлен полный текст мотивированного решения.

Общество по тексту заявления оспорило вмененное ему правонарушение, полагая, что в действиях заявителя отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, так как общество своевременно представило отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам за 2 квартал 2023 года в налоговый орган; в установленный срок по запросу налоговой предоставило уточненный отчет, содержащий запрошенные МИФНС № 15 сведения.

Инспекция представила письменный отзыв, считает требование общества необоснованным и не подлежащим удовлетворению, так как отчет о движении средств по счету № 0971060535600011 в банке, расположенном за пределами РФ, за 2 квартал 2023 года, заполненный надлежащим образом, представлен с нарушением установленного срока более чем на 30 дней.

Изучив доводы заявителя, возражения налогового органа, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 11.10.2011, состоит на налоговом учете в МИФНС № 15 с 25.10.2019, основным видом экономической деятельности является деятельности по управлению финансово-промышленными группами (ОКВЭД 70.10.1).

В ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства инспекцией было установлено, что ООО «Русская Рыбопромышленная Компания» 27.04.2023 открыт мультивалютный счет № 0971060535600011 по 15-ти кодам валют -036, 124, 156, 208, 344, 392, 554, 578, 702, 752, 756, 764, 826, 840, 978 - в банке UNDUSTRIAL BANK OF KOREA, расположенном за пределами территории РФ, о чем заявитель уведомил налоговый орган.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон « 173-ФЗ) и пунктом 4 Правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 (далее – Правила № 819), общество представило в налоговый орган отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, за 2 квартал 2023 года по счету № 0971060535600011 в пределах установленного срока.

Установив, что названный отчёт был составлен только по одному коду валюты -156 «юань» - вместо 15 кодов валют, инспекцией 07.09.2023 в адрес общества был направлен запрос № 25362325000382 «О предоставлении документов и информации», согласно которому в срок 7 рабочих дней со дня получения заявителю необходимо представить в МИФНС информацию (пояснения) по факту непредставления отчета за 2 квартал 2023 года по счету № 0971060535600011 по остальным кодам валют 036, 124, 208, 344, 392, 554, 578, 702, 752, 756, 764, 826, 840, 978. Одновременно инспекция указала на необходимость соблюдения пункта 4 Правил № 819 в части количества листов № 3-5 и его соответствия количеству кодов валют.

Запрос получен обществом 11.09.2023.

Корректирующий отчет по счету № 0971060535600011 по всем кодам валют, указанным в уведомлении об открытии счета, за 2 квартал 2023 года представлен обществом налоговому органу 12.09.2023.

На основании изложенного налоговый орган пришел к выводу о предоставлении обществом надлежащим образом заполненного отчета за 2 квартал 2023 года только 12.09.2023, то есть с нарушением срока, установленного Правилами № 819.

Посчитав, что изложенные обстоятельства указывают на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, налоговый орган составил в отношении ООО «Русская Рыбопромышленная Компания» протокол об административном правонарушении от 19.10.2023 № 25362329200323400001.

По результатам рассмотрения материалов административного дела инспекцией было вынесено постановление о назначении административного наказания от 02.11.2023 № 25362329200323400003, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 45 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ законность оспариваемого постановления в полном объеме, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакциях Федерального закона от 20.07.2020 № 218-ФЗ и более поздних) устанавливает ответственность за нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на тридцать дней.

Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, составляют деяния, выразившиеся только в нарушении установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Ранее ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок была установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (в ред. от 28.11.2015 № 350-ФЗ), но со вступлением в законную силу Федерального закона от 20.07.2020 № 218-ФЗ была отменена, о чём налоговые органы были проинформированы письмом ФНС России от 10.08.2020 № ВД-4- 17/12881@.

В названном письме ФНС России указала, что ответственность за несоблюдение установленного порядка предоставления форм учёта и отчётности по валютным операциям исключена из диспозиции частей 6, 6.1-6.3 статьи 15.25 КоАП РФ; положения частей 6.1, 6.2 и 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Закона № 218-ФЗ предусматривают ответственность только за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (пункт 4.1 письма).

Таким образом, нарушение требований к порядку заполнения и представления форм учета и отчетности диспозицией части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ не охватывается.

Оценивая наличие состава правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в действующей редакции, в действиях заявителя, суд установил следующее.

В соответствии с частью 12 статьи 7 Закона № 173-ФЗ резиденты, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Юридическое лицо - резидент, как предусмотрено пунктом 4 Правил № 861, ежеквартально, в течение 30 дней по окончании отчетного квартала, представляет в налоговый орган отчет и документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

При этом в отношении каждого счета (вклада), открытого в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад), а также в отношении каждого электронного средства платежа представляется отдельный отчет с подтверждающими документами, в состав которого включаются: в случае представления информации по счету (вкладу), на котором учитываются денежные средства, - листы № 1 - 5 отчета. Количество листов № 3 - 5 отчета должно соответствовать количеству валют счета (вклада). При отсутствии движения (зачисление и (или) списание) денежных средств в отчетном квартале по счету (вкладу), на котором учитываются денежные средства, в соответствующих графах «Зачислено денежных средств за отчетный квартал – всего» и (или) «Списано денежных средств за отчетный квартал – всего» листа № 3 отчета проставляется ноль.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 819 в случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом подтверждающих документов, либо представления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом подтверждающих документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган письменно уведомляет юридическое лицо - резидента, индивидуального предпринимателя - резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих документов (далее - уведомление).

Соответствующие документы должны быть представлены в налоговый орган в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления.

Из материалов дела судом установлено, что заявитель представил в инспекцию первоначальный отчёт в установленный срок; первоначальный отчёт был составлен с нарушением требований пункта 4 Правил.

На запрос налогового органа от 07.09.2023, полученный 11.09.2023, заявитель представил в МИФНС № 15 откорректированный отчет 12.09.2023, то есть установленный срок представления документов по уведомлению был соблюден.

Суд считает, что в соответствии с положениями Правил № 819 недостатки поданного обществом отчета подлежат устранению в порядке, предусмотренном пунктом 10 Правил № 819, путем предоставления уточненного отчета.

Из положений Правил № 819 не следует, что устранение недостатков поданного отчета на основании уведомления инспекции и в установленный им срок отменяет факт подачи первоначального отчёта; ответственность за представление в установленном порядке корректирующего отчёта не предусмотрена.

При таких обстоятельствах вывод инспекции о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, является неверным, основанным на неправильном толковании норм права и противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку несоблюдение установленного порядка предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, которое вменяется обществу в вину по тексту оспариваемого постановления, не охватывается диспозицией части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, а первоначальный отчёт представлен обществом в пределах установленных сроков.

С учетом положений статей 1.5, 2.1, 24.5 КоАП РФ обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения входят в предмет доказывания по административному делу, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.

Отсутствие состава административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, учитывая, что основания для привлечения ООО «Русская Рыбопромышленная Компания» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, у налогового органа отсутствовали, суд на основании части 2 статьи 211 АПК РФ признает незаконным оспариваемое постановление МИФНС № 15 по ПК от 02.11.2023 № 25362329200323400003 и отменяет его, в связи с чем требование заявителя подлежит удовлетворению в полном объеме.

В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, по данному делу суд не рассматривает вопросы распределения судебных расходов.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю от 02.11.2023 №25362329200323400003 о назначении административного наказания.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение пятнадцати дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Фокина А.А.