АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г.Владивосток, ул.Светласнкая, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-2002/2007 25-39
«28» марта 2007г.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.П.Хвалько,
при ведении протокола судебного заседания судьей О.П.Хвалько,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Краевого природоохранного учреждения «Приморская администрация особо охраняемых природных территорий»
к Административной комиссии Уссурийского городского округа Приморского края
о признании незаконным постановления № 4995 от 30.08.2006г.
при участии в заседании:
от заявителя – представитель ФИО1 по дов. от 15.01.2007г.;
от ответчика – представитель не явился, извещен.
установил: Краевое природоохранное учреждение «Приморская администрация особо охраняемых природных территорий» (далее по тексту – «заявитель», «учреждение» или КПУ «Приморская администрация ООПТ») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным постановления Административной комиссии Уссурийского городского округа Приморского края (далее по тексту – «ответчик» или «административная комиссия») № 4995 от 30.08.2006г. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 28 (1) Закона Приморского края от 11.10.2004г. № 142-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае в виде штрафа в размере 50 МРОТ, что составляет 5 000 (пять тысяч) рублей.
В обоснование требований заявитель указал, что оспариваемое постановление не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении административной комиссией допущены грубые нарушения требований законодательства, регулирующего процессуальный порядок привлечения виновного лица к административной ответственности.
В частности представитель заявителя пояснил, что протокол об административном правонарушении № 990 от 21.08.2006г. составлен в отсутствие законного представителя; отсутствуют подписи законного представителя; не разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП под роспись; копия протокола не вручена законному представителю.
Кроме перечисленных нарушений заявитель отметил, что оспариваемое постановление не было вручено в течение трех дней со дня его вынесения законному представителю юридического лица, что не дало возможности своевременно его обжаловать.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В материалы дела представил отзыв, в котором указал, что с требования заявителя не согласен, в удовлетворении которых просил отказать.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
21.08.2006г. в ходе проверки уборки и благоустройства территории КПУ «Приморская администрация ООПТ» по адресу: <...>, проведенной специалистом комитета по административно-техническому контролю в области благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Уссурийского городского округа ФИО2 установлено, что на прилегающем к зданию по ул.Некрасова, 19 газоне со стороны ул.Сибирцева на площади ок. 40 кв.м. не скошена трава, высота которой достигает 45 см., чем нарушен абз. 4 п. 3.4.4 Правил благоустройства и санитарного содержания территории Уссурийского городского округа (далее по тексту Правила благоустройства), утвержденных Решением Думы Уссурийского городского округа № 430-НПА от 08.06.2006г.).
Границы санитарной ответственности учреждения были утверждены протоколом собрания арендаторов помещений в здании по адресу: <...>, в соответствии с которым ответственность за уборку и благоустройство территории со стороны ул.Сибирцева лежит на КПУ «Приморская администрация ООПТ».
По результатам рассмотрения административного дела 30.08.2006г. административной комиссией было вынесено постановление № 4995, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 28 (1) Закона Приморского края от 11.10.2004г. № 142-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае в виде взыскания штрафа в размере 50 МРОТ, что составляет 5 000 (пять тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает прав и законные интересы КПУ «Приморская администрация ООПТ» в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, выслушав пояснения заявителя, проверив законность оспариваемого постановления в полном объеме, в порядке ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, ч.7 ст.210 АПК РФ, суд полагает, что заявленные требования подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В части 3 статьи 25.4 КоАП РФ указано, что дело об административном правонарушении, совершенное юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются место, время совершения и событие административного правонарушения.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий конкретное противоправное деяние и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Частями 2, 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения. При составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Несоблюдение регламентированного статьей 28.2 КоАП РФ порядка составления протокола об административном правонарушении органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.
Составление протокола с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ является грубым нарушением обязательной процедуры административного производства.
Как следует из текста оспариваемого постановления, при составлении протокола об административном правонарушении в качестве представителя КПУ «Приморская администрация ООПТ» присутствовал ФИО3 по доверенности № 396 от 21.08.2006г.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также проверяются полномочия законных представителей юридического лица.
Изучив имеющуюся в материалах дела доверенность № 396 от 21.08.2006г. на имя ФИО4 суд установил, что КПУ «Приморская администрация ООПТ» не наделяло ФИО4 полномочиями представлять интересы учреждения в ходе производства по административным делам, в т.ч. при составлении протокола об административном правонарушении.
Кроме того, суд установил, что подпись ФИО4 на протоколе об административном правонарушении не соответствует его подписи проставленной им собственноручно в объяснительной от 19.03.2007г. и в заявлении на отпуск от 17.11.2006г.
Из изложенного выше суд не признает ФИО4 законным представителем КПУ «Приморская администрация ООПТ».
При таких обстоятельствах привлекаемое к ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте составления протокола, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Тем самым указанное лицо лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
Данные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении и являются неустранимыми.
Несоблюдение порядка применения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене в порядке статьи 211 АПК РФ.
В соответствии с вышеизложенным суд, руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Уссурийского городского округа Приморского края по делу об административном правонарушении № 4885 от 30.08.2006г., вынесенное в отношении Краевого природоохранного учреждения «Приморская администрация особо охраняемых природных территорий».
Решение вступает в законную силу по истечении 10-ти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края в десятидневный срок.
Судья О.П.Хвалько
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТОКОЛ
СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ
«28» марта 2007г. Дело №А51-2002/2007
г.Владивосток 25-39
Судья О.П. Хвалько
рассматривает в судебном заседании дело по заявлению
Краевого природоохранного учреждения «Приморская администрация особо охраняемых природных территорий»
к Административной комиссии Уссурийского городского округа Приморского края
о признании незаконным постановления № 4995 от 30.08.2006г.
из вызванных в судебное заседание явились:
от заявителя – представитель ФИО1 по дов. от 15.01.2007г.;
из вызванных в судебное заседание не явились:
от ответчика – представитель не явился, извещен.
Протокол судебного заседания ведет судья О.П.Хвалько
Судебное заседание открыто в 11 час 00 мин.
Судьей разъяснены лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса их процессуальные права и обязанности, предусмотренные статьями 41, 55, 56, 57, 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отводов не заявлено. Заявлений, ходатайств нет.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования, по основаниям перечисленным в заявлении, обосновав их суду. В материалы дела представил дополнительные документы.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В материалы дела представил отзыв, в котором указал, что с требования заявителя не согласен, в удовлетворении которых просил отказать.
Исследовав материалы дела, определив достаточность представленных доказательств по делу, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству. Руководствуясь ст.137 АПК РФ, суд перешел к судебному разбирательству.
Судом исследуются доказательства по делу.
Исследование доказательств окончено.
Дополнительно представленные доказательства приобщены к материалам дела.
Рассмотрение дела по существу закончено.
Суд удаляется на совещание для принятия решения.
Оформлена резолютивная часть решения.
Судебное заседание окончено в 11 час. 30 мин.
Протокол составлен «28» марта 2007г. с соблюдением требований статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья ______________________________________________________О.П.Хвалько
Протокол вел_____________ _ О.П.Хвалько
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ
г. Владивосток Дело № А51-2002/2007 25-39
«28» марта 2007г.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.П.Хвалько,
при ведении протокола судебного заседания судьей О.П.Хвалько,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Краевого природоохранного учреждения «Приморская администрация особо охраняемых природных территорий»
к Административной комиссии Уссурийского городского округа Приморского края
о признании незаконным постановления № 4995 от 30.08.2006г.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Уссурийского городского округа Приморского края по делу об административном правонарушении № 4885 от 30.08.2006г., вынесенное в отношении Краевого природоохранного учреждения «Приморская администрация особо охраняемых природных территорий».
Решение вступает в законную силу по истечении 10-ти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края в десятидневный срок.
Судья О.П.Хвалько