АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-20063/2019
09 декабря 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Тихомировой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазуровой Л.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Уссурийского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 28.10.2002)
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.12.2004)
третьи лица: Департамент лесного хозяйства Приморского края, Муниципальное казенное учреждение Уссурийского городского округа «Служба единого заказчика-застройщика»
об обязании снять с кадастрового учета земельные участки
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1 по доверенности
от Департамента лесного хозяйства Приморского края – ФИО2 по доверенности
установил: Администрация Уссурийского городского округа (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – ответчик, регистрирующий орган) с заявлением об обязании снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 25:34:000000:22974, 25:34:000000:22976, 25:34:000000:22975, 25:34:000000:22971, 25:34:017502:7, местоположение установлено относительного ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участки находятся примерно в 360 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: <...> и исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о земельных участках.
Ответчик, представитель МКУ УГО «Служба единого заказчика-застройщика» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель администрации по тексту заявления указал, что при внесении границ Уссурийского лесничества в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности было установлено, что имеется наложение границ спорных земельных участков на границы земель лесного фонда.
Поскольку данные земельные участки сформированы с нарушением правил целевой принадлежности, сведения о правообладателях в отношении данных земельных участков в Едином государственном кадастре недвижимости отсутствуют, с целью устранения противоречий сведений государственного лесного реестра и сведений генерального плана Уссурийского городского округа необходимо внести соответствующие изменения в документы территориального планирования с формированием земельных участков и обоснованием необходимости включения земель лесного фонда в границы населенных пунктов, для чего необходимо снять с государственного кадастрового учета уже сформированные земельные участки.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в письменном отзыве по требованиям администрации возразило. Представитель регистрирующего органа пояснил, что из совокупности анализа положений статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что земельный участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета в случае, если он является преобразуемым либо истек срок действия временных сведений о таком земельном участке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда.
Поскольку спорные земельные участки не являются преобразуемыми, сведения о них не носят временный характер, считает, что оснований для снятия их с государственного кадастрового учета не имеется.
Представитель Департамента лесного хозяйства Приморского края письменный отзыв в материалы дела не представил, в судебном заседании поддержал позицию заявителя.
Представитель МКУ УГО «Служба единого заказчика-застройщика» письменный отзыв в материалы дела не представил, правовую позицию относительно предмета спора не выразил.
Из материалов дела судом установлено, что Муниципальное казённое учреждение Уссурийского городского округа «Служба единого заказчика-застройщика» и общество с ограниченной ответственностью «Дальпрофпроект» в рамках пункта 9 Приложения № 2 к муниципальной программе «Охраны окружающей среды Уссурийского городского округа» на 2016 - 2020 годы» утвержденного Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 22.12.2015 N 3595-НПА (ред. от 25.01.2017) в целях обеспечения нужд Уссурийского городского округа, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от «21» марта 2017 года заключили контракт на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации, выполнение инженерных изысканий, разработку проекта планировки и проекта межевания на строительство объекта - гидротехническое сооружение строительства: «Дамба «Солдатское озеро» в соответствии Техническим заданием.
В соответствии с указанным Контрактом сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 25:34:000000:22974, 25:34:000000:22976, 25:34:000000:22975, 25:34:000000:22971, 25:34:017502:7.
При внесении границ Уссурийского лесничества в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, установлено, что имеется наложение границ населенных пунктов на границы лесного фонда, в том числе произошло наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:000000:22974, 25:34:000000:22976, 25:34:000000:22975, 25:34:000000:22971, 25:34:017502:7 - земли населенных пунктов, на границы участков лесного фонда.
По информации Уссурийского филиала КГКУ «Примлес» от 03.09.2019 № 98земельные участки с кадастровыми номерами 25:34:000000:22974, 25:34:000000:22976 25:34:000000:22975, 25:34:000000:22971, 25:34:017502:7 накладываются на территорию государственного лесного фонда. На основании предоставленных координат испрашиваемые земельные участки находятся на землях гослесфонда.
После установления факта наложения вышеуказанных земельных участков на земли лесного фонда, управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа обратилось в регистрирующий орган с заявлением о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:000000:22974, 25:34:000000:22976, 25:34:000000:22975, 25:34:000000:22971, 25:34:017502:7.
25.07.2019, 29.07.2019, 30.07.2019 в управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа поступили уведомления № 25/19-24812, 25/19-25166, 25/19-25273, 25/19-25330, 25/19-25332 о приостановлении заявления о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:000000:22974, 25:34:000000:22976, 25:34:000000:22975, 25:34:000000:22971, 25:34:017502:7 по причине того, что земельные участки имеют статус «Учтенный», не являются преобразуемыми и не подлежат снятию с такого учета в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ.
Посчитав, что в рассматриваемом случае нарушены права и законные интересы заявителя как распорядителя землями на территории Уссурийского городского округа, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, считает заявленное требование подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Согласно положениям статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, также возможно применение иных способов, предусмотренных в законе.
Частью 6 статьи 13 АПК РФ предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017, далее - Закон №221-ФЗ) орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона №221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Частью 6 статьи 27 Закона №221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 того же Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в Государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в Государственном кадастре недвижимости законодательством не предусмотрены.
С 01.01.2017 отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ).
Частью 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Пунктом 7 статьи 72 Закона №218-ФЗ установлено, что в течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В силу пункта 33 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Закон №218-ФЗ аналогично Закону №221-ФЗ указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если сведения о нем не носят временный характер, он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона.
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "учтенный", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 ЗК РФ.
При этом отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота осуществления права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 №Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона №221-ФЗ, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Данная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 по делу №305-КГ17-14600.
Учитывая, что в отношении спорного земельного участка отсутствует спор о праве, нахождение этого объекта в государственном кадастре противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы администрации как распорядителя земель на территории Уссурийского городского округа.
При этом суд считает необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
При разрешении подобного иска, по мнению суда, необходимо учитывать, что целью судебной защиты является внесение правовой определенности в отношения сторон спора. Поэтому, устанавливая, исходя из специфики обстоятельств дела, является ли выбранный истцом способ защиты своих прав надлежащим применительно к статье 4 АПК РФ, суду следует оценивать, насколько действия ответчика создают существенные препятствия истцу для реализации его гражданских прав и (или) возлагают на него необоснованные обязанности, и по результатам такой оценки приходить к выводу о том, требуют ли интересы истца защиты суда на существующей стадии правоотношения.
Обращение с настоящим иском обусловлено наличием права в отношении земельных участков, реализация которого невозможна виду наличия пробела в законодательной базе, регулирующей отношения по кадастровому учету объектов недвижимого имущества. При этом, при рассмотрении настоящего дела, судом уже проведена правовая экспертиза необходимости исключения сведения о спорном земельном участке из кадастра недвижимости и установлено право правообладателя земельного участка на распоряжение указанным имуществом.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая, что в отношении спорных земельных участков фактически отсутствует спор о праве, при этом нахождение этих участков в государственном кадастре нарушает права и законные интересы администрации, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 25:34:000000:22974, 25:34:000000:22976, 25:34:000000:22975, 25:34:000000:22971, 25:34:017502:7, местоположение которых установлено относительного ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участки находятся примерно в 360 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: <...>.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Тихомирова Н.А.