АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-20130/2009
25 декабря 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 02.12.2009. Полный текст решения изготовлен 25.12.2009.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Колтуновой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Колтуновой Н.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО Селенг
к Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ПК
третьи лица: Общественная организация охотников и рыболовов Тигровое Михайловского района, Управление по охране,контролю и регулированию использования объектов животного мира
об оспаривании ненормативного правового акта
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 21.09.2009; Загуменная Р.П., доверенность от 21.09.2009;
от ответчика – ФИО2, удостоверение 25 №0141, доверенность №38 от 07.04.2009
от общественной организации охотников и рыболовов «Тигровое» Михайловского района – ФИО3, доверенность от 10.07.2009;
от Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира – ФИО4, удостоверение №4044, доверенность №52-01-01/497 от 20.04.2009
установил:Общество с ограниченной ответственностью «Селенг» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта: долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, выданной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю № 5670 от 02.11.2005 Общественной организации охотников и рыболовов «Тигровое» Михайловского района.
В настоящем судебном заседании представитель общества заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, просил признать ненормативный правовой акт: лицензию на пользование объектами животного мира от 02.11.2005 серии ХХ №567- недействительной в части территории: Приморский край, Михайловский район, Уссурийское лесничество, Кленовское участковое лесничество, в кварталах №27, 35, 44, 53, 61, 64, 73, 80 с 02.09.2009.
Также представитель заявителя заявил ходатайство об истребовании доказательств, просил истребовать у общественной организации охотников и рыболовов «Тигровое» Михайловского района договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключенный между организацией и ФГУ «Ивановский лесхоз», который указан в долгосрочной лицензии №5670 серии ХХ.
Представители ответчика, третьих лиц по ходатайству об истребовании доказательств возразили, считают, что указанный договор не имеет отношения к предмету настоящего спора.
Судом ходатайство об истребовании доказательств рассмотрено и отклонено как необоснованное.
По ходатайству об уточнении заявленных требований представители лиц, участвующих в деле, ходатайство об уточнении заявленных требований оставили на смотрение суда.
Судом уточнение требований рассмотрено и в порядке статьи 49 АПК РФ принято частично, отказано в уточнении требований в части территориального действия оспариваемой лицензии.
Представитель общества заявленные требования поддержал, пояснил, что обязательным условием для выдачи долгосрочной лицензии является согласование представленной территории с собственником, владельцем участка лесного фонда, на который распространяется действие лицензии. Как следует из Положения «О федеральном агентстве лесного хозяйства», данный орган государственной власти не обладал полномочиями по распоряжению лесными участками.
Оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку одна и та же территория не может предоставляться в пользование для осуществления права охоты нескольким правообладателям.
Представитель ответчика заявленные требования оспорил, пояснил, что оспариваемая лицензия выдана на основании решения органа исполнительной власти субъекта РФ – приказа департамента природопользования Администрации Приморского края от 02.11.2005 №27. Департамент природопользования Администрации Приморского края в соответствии с положением о нем является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере природопользования, изучения, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей среды, и в частности, в области охраны и использования животного мира, а также в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Представитель общественной организации заявленные требования оспорил, пояснил, что ООО «Селенг» не подтвердило надлежащими доказательствами и доводами, что наличие долгосрочной лицензии, выданной организации, мешает осуществлению им предпринимательской деятельности. Общество не обращалось с заявлением в уполномоченный орган о выдаче ему лицензии и предоставлении в пользование объектов животного мира. Отказ в выдаче лицензии общество по причине того, что лицензия выдана иному лицу, не получало.
Представитель Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира правовую позицию по заявленным требованиям не выразил, письменный отзыв в материалы дела не представил.
При рассмотрении дела суд установил, что общество с ограниченной ответственностью «Селенг» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.03.2005 Межрайонной инспекцией ФНС №10 по Приморскому краю, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1052500905357.
25.06.2009 Управлением лесным хозяйством Приморского края с обществом с ограниченной ответственностью «Селенг» заключен договор №4/36 аренды лесного участка для ведения охотничьего хозяйства.
Объектом по данному договору явился лесной участок площадью 2 285 Га, местоположением: Приморский край, Михайловский район, Уссурийское лесничество, Кленовское участковое лесничество, кварталы №27, 35, 44, 53, 61, 64, 73, 80.
Договор заключен сроком 25 лет с момента государственной регистрации. Государственная регистрация осуществлена Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю 02.09.2009, номер регистрации 25-25-05/010/2009-234.
В то же время 02.11.2005 общественной организации охотников и рыболовов «Тигровое» Михайловского района Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии ХХ №5670.
Основанием для выдачи указанной лицензии послужил Приказ Департамента природопользования Администрации Приморского края №27 от 02.11.2005 «О предоставлении территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, Общественной организации охотников и рыболовов «Тигровое» Михайловского района.
В приложении к данному приказу указано описание границ представленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, расположенной в Приморском крае, Михайловский муниципальный район, площадью 30, 65 тыс. Га.
На основании лицензии №5670 Департаментом природопользования Администрации Приморского края и общественной организацией охотников и рыболовов «Тигровое» заключен договор №4001 о предоставлении в пользование территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, в соответствии с которым общественной организации передана в пользование территория площадью 30, 62 тыс. Га, расположенная в пределах Михайловского муниципального района, в границах, указанных в приложении к приказу департамента природопользования Администрации Приморского края от 27.11.2005. №27.
Посчитав, что долгосрочная лицензия серии ХХ №5670, выданная общественной организации охотников и рыболовов «Тигровое» Михайловского района, выдана с нарушением требований действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Селенг» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 4 статьи 201 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемых действий государственных и иных органов необходима совокупность двух условий: несоответствия оспариваемых действий требованиям действующего законодательства и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон «О животном мире») долгосрочная лицензия (на пользование объектами животного мира) является специальным разрешением на осуществление хозяйственной и иной Деятельности, связанной с использованием объектов животного мира.
Согласно статье 12 Федерального закона «О животном мире», отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами является одним из основных принципов в области охраны и использования животного мира.
Как следует из статьи 33 Федерального закона «О животном мире», объекты Животного мира могут предоставляться соответствующими органами государственной власти юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, представляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Порядок предоставления животного мира в пользование и порядок выдачи долгосрочных лицензий на пользование животным миром определен Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденном приказом Минсельхоза России от 26 июня 2000 года № 569 «Об утверждении Положения о порядке и выдачи долгосрочных лицензий» (зарегистрированном в Минюсте России 09.08.2000 №2341) (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения (в редакции от 02.04.2003, действовавшей на момент выдачи спорной лицензии) органом, уполномоченным выдавать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и его территориальные органы - управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что лицензирующий орган рассматривает поступившие заявки на получение охотничьих животных в пользование в течение 30 дней с даты поступления, готовит экспертное заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии, вносит в долгосрочную лицензию условия пользования охотничьими животными, разработанные на основе федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, являющиеся неотъемлемой частью лицензии.
По правилам пункта 7 Положения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего лицензирующего органа принимает решение о предоставлении соискателю лицензии заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования охотничьими животными, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование охотничьими животными.
Долгосрочная лицензия на пользование охотничьими животными по форме, утвержденной Приказом Госкомэкологии России и Минсельхозпрода России от 22.06.98 N 378/400, выдается лицензирующим органом на основании решения Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о заключении договора о предоставлении соискателю лицензии территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными (п. 8, 9 Положения).
Как следует из материалов дела, долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии XX № 5670 выдана Управлением Россельхознадзора по Приморском у краю 02.11.2005.
Данная лицензия выдана на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - приказа департамента природопользования Администрации Приморского края от 02.11.2005 № 27 «О предоставлении территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, Общественной организации охотников и рыболовов «Тигровое» Михайловского района».
На момент выдачи спорной лицензии в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 09.09.2005 № 188-па «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования администрации Приморского края», Департамент природопользования являлся органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере природопользования, изучения, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей среды, и в частности, в области охраны и использования рвотного мира, а также в области использования, охраны, защиты лесного Фонда и воспроизводства лесов.
Департаментом природопользования Администрации Приморского края при принятии решения о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовывались условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно, как предусмотрено статьей 37 Федерального закона «О животном мире».
Так, в материалы дела представлено экспертное заключение по заявке общественной организации охотников и рыболовов «Тигровое» Михайловского района на получение объектов животного мира в пользование от 20.10.2005 №01/1373, подготовленное Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю, о возможности выдачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты общественной организации сроком на 25 лет.
27.10.2005 Думой Михайловского муниципального района принято решение №162 о предоставлении общественной организации охотников и рыболовов «Тигровое» территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, площадью 30, 6 тыс. Га на срок 25 лет.
Указанные документы были приложены к проекту приказа «О предоставлении территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, общественной организации охотников и рыболовов «Тигровое» Михайловского района, представленного в уполномоченный орган.
Таким образом, оспариваемый ненормативный акт принят уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем оснований для признания его недействительным у арбитражного суда не имеется.
Кроме того, договор от 14.06.2006 № 4001 о предоставлении в пользование территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, Департаментом природных ресурсов Администрации Приморского края заключен с пользователем животным миром - Общественной организации охотников и рыболовов «Тигровое» Михайловского района.
Договор №4/36 от 25.06.2009 аренды лесного участка для ведения охотничьего хозяйства предоставляет ООО «Селенг» право осуществлять использование лесов, но не объектов животного мира. Этот договор не предоставляет и не может предоставлять данной организации права и обязанности пользователей животным миром, определенные статьей 40 Федерального закона «О животном мире».
По правилам части 1 статьи 36 Лесного кодекса РФ ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту.
В то же время, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» использование объектов животного мира - изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.
Таким образом, права относительно использования спорного земельного участка, предоставленные заявителю и третьему лицу, различны, в связи с чем, наличие долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира у какого-либо субъекта предпринимательской деятельности не может нарушать прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при осуществлении прав по договору аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом установленных судом обстоятельств дела основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Селенг» о признании недействительным со 2.09.2009 ненормативного правового акта: долгосрочной лицензии Серии XX № 5670 от 02.11.2005 на пользование объектами животного мира, выданной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю Общественной организации охотников и рыболовов «Тигровое» Михайловского района отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия в порядке главы 34 АПК РФ и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в порядке главы 35 АПК РФ.
Судья Колтунова Н.В.