АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091 г. Владивосток, ул. Светланская , д. 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть была оглашена и оформлена судом в судебном заседании 10 июня 2009 года.
Изготовление решения в полном объеме откладывалось в соответствии с п.2 ст.176 АПК РФ.
г. Владивосток Дело № А51- 2017/2009
19 июня 2009 года
Судья Арбитражного суда Приморского края Н.Н. Куприянова :
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Фирсовой
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению :
Закрытого Акционерного Общества «Восток - Бор»
к Межрайонной ИФНС России № 6 по Приморскому краю
о признании незаконными решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика ; 21 от 12.11.2008, №855 от 14.11.2008, №892 от 17.11.2008, №893 от 17.11.2008, №1008 от 12.12.2008, №1067, №1068, №1069, №1070, №1071, №1072, №1073, №1074 от 19.01.2009; решения №6614 от 12.11.2008, №6672, №6673 от 17.11.2008,
При участии в заседании :
от Заявителя : представитель О.Ю. Пода Дов. №1 от 11.01.2009
от Налогового органа : главный специалист-эксперт юридического отдела А.Ю. Милай Дов. № 04/39 от 24.03.2009 ; заместитель начальника инспекции ФИО1 Дов. № 04/01 от 12.01.2009
у с т а н о в и л :
Закрытое акционерное общество « Восток-Бор » (далее по тексту – Заявитель, Налогоплательщик, Общество , ЗАО « Восток-Бор ») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной ИФНС России № 6 по Приморскому краю о приостановлении операций по счетам налогоплательщика № 821 от 12.11.2008, № 855 от 14.11.2008, № 892 от 17.11.2008, № 893 от 17.11.2008, № 1008 от 12.12.2008, № 1067, № 1068, № 1069, № 1070, № 1071, № 1072, № 1073, № 1074 от 19.01.2009 ; решения № 6614 от 12.11.2008, № 6672, № 6673 от 17.11.2008 , а также по аналогичным решениям, принятым после 12.05.2008.
Заявитель в судебном заседании в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил предмет предъявленных требований и просит признать незаконными решения МИФНС России №6 по Приморскому краю о приостановлении операций по счетам ЗАО «Восток-Бор» в банке от 26.08.2008г. №653, от 02.09.2008г. №659, от 18.09.2008г. №717, от 12.11.2008г. №821, от 14.11.2008г. №855, от 17.11.2008г. № 892, 893, от 25.11.2008г. №921, от 03.12.2008г. №956, от 12.12.2008г. №1007, 1008, и от 19.01.2009г. №1067, 1068, 1069, 1070, 1071, 1072, 1073, 1074., а также решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов в порядке, установленном ст. 46 НК РФ от 26.08.2008 №6207, от 18.09.2008 №6366, от 12.11.2008 №6614, от 14.11.2008 №6635, от 17.11.2008г. №6672, 6673, от 25.11.2008г. №6745, от 03.12.2008г. №6797, от 12.12.2008г. №6890, от 19.01.2009г. №7049, 7050, 7051,7052 ; а также признать незаконными действия МИФНС России №6 по Приморскому краю по выставлению требований об уплате налога, сбора, пени от 08.08.2008г. №42331, от 26.08.2008г. №42511, от 11.08.2008г. №1222, от 20.10.2008г. №13956, от 21.10.2008г. № 14036, 14037, от 27.10.2008г. №1406, от 10.11.2008г. №54660, от 18.11.2008г. №1488, от 19.11.2008г. №54722, от 18.12.2008г. № 15535, 15536, 15537,15538 и начислению в них пени.
В ходе судебного разбирательства Заявитель письменно отказался от требования о признании незаконными действий по начислению пени в оспариваемых требованиях.
Суд принимает отказ от заявленных требований в этой части .
Настаивая на удовлетворении уточненных требований Общество попояснило, что действия налогового органа по принятию вышеуказанных решений считает неправомерными, а сами решения незаконными в силу следующего :
12 мая 2008 года на внеочередном собрании акционеров ЗАО «Восток-Бор» было принято решение о ликвидации Общества и о создании ликвидационной комиссии. В 3-х дневный срок после принятия решения о ликвидации в ИФНС России №6 по Приморскому краю было направлено уведомление о начале ликвидации предприятия и о создании ликвидационной комиссии.
Также опубликовано сообщение о ликвидации ЗАО «Восток-Бор» в журнале «Вестник государственной регистрации».
По мнению Заявителя , статьёй 49 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее НК РФ или Кодекс) определена обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации , которая исполняется ликвидационной комиссией за счёт денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации её имущества.
При этом очерёдность исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов при ликвидации организации среди расчётов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечёт его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
В силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия публикует информацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
В силу пункта 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности , установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.
Согласно пунктам 2 и 5 вышеуказанной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
По мнению Заявителя , в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями предприятия решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесении налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, уполномоченные государственные органы не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию , а также по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечёт за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Оспариваемые Решения о приостановлении операций по счетам ЗАО «Восток-Бор» в банке и Решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов в порядке, установленном ст. 46 НК РФ были вынесены Инспекцией после принятия решения о ликвидации предприятия.
Общество считает, что вынесение вышеуказанных решений не соответствует нормам налогового и гражданского законодательства, а также нарушает права организации, находящейся в процессе ликвидации, и остальных кредиторов.
Также незаконными являются действия налогового органа по выставлению вышеуказанных требований , так как процедура ликвидации изменяет сроки уплаты налогов, сборов, пени в бюджет и внебюджетные фонды и данные платежи уплачиваются в соответствии с очередностью выплат кредиторам ликвидируемой организации, что установлено пунктом 3 ст. 49 НК РФ.
В связи с тем, что с момента направления требования в порядке, установленном гл. 10 НК РФ начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, сбора или взноса и что направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации, то Общество считает , что выставление вышеуказанных требований об уплате налогов, сборов, пени не соответствует нормам налогового и гражданского законодательства, а также нарушает права организации, находящейся в процессе ликвидации, и остальных кредиторов.
Налоговый орган с предъявленными требованиями не согласен , в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела , пояснил , что поскольку нормы Налогового кодекса не содержат освобождение организаций, находящихся в стадии ликвидации от обязанности уплачивать в установленные сроки обязательные платежи, Налоговый орган действовал полностью в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
По мнению Инспекции процедура ликвидации, ни в коей мере не изменяет сроки уплаты налогов , поскольку перенос сроков уплаты налогов в НК РФ при ликвидации не предусмотрен.
Ссылку же заявителя по данному вопросу, на п.3 ст. 49 НК РФ налоговый орган считает не состоятельной, т.к. п. 3 ст. 49 НК РФ не изменяет сроки уплаты налогов, а всего лишь разъясняет порядок исполнения обязанности по уплате налогов в соответствии с Гражданским кодексом РФ .
Инспекция полагает, что в ГК РФ так же, как и в НК РФ не предусмотрен особый порядок взыскания текущих налогов при процедуре ликвидации предприятия , и что в данном случае действуют нормы НК РФ (ст.45-47) и ст. 855 ГК РФ
Таким образом, Инспекция полагает, что действия налогового органа по вынесению вышеозначенных требований об уплате налогов, пени и штрафных санкций, решений о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, решений о приостановке операций по счетам законны и обоснованы.
Из материалов дела судом установлено:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Приморскому краю в порядке статьи 76 НК РФ приняла Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика № 21 от 12.11.2008, №855 от 14.11.2008, №892 от 17.11.2008, №893 от 17.11.2008, №1008 от 12.12.2008, №1067, №1068, №1069, №1070, №1071, №1072, №1073, №1074 от 19.01.2009; решения №6614 от 12.11.2008, №6672, №6673 от 17.11.2008.
ЗАО «Восток-Бор» посчитав, что указанные ненормативные акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности , обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит уточненные требования правомерными и подлежащими удовлетворению в силу следующего :
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 49 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела , на внеочередном собрании акционеров ЗАО «Восток-Бор» 12 мая 2008 года было принято решение о ликвидации Общества и о создании ликвидационной комиссии и в 3-х дневный срок после принятия решения о ликвидации в ИФНС России №6 по Приморскому краю было направлено уведомление о начале ликвидации предприятия и о создании ликвидационной комиссии.
В силу пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса , в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.
Согласно пунктам 2 и 4 настоящей статьи Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения кредиторов предыдущей очереди. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в сумм с иском к ликвидационной комиссии.
Таким образом , указанные положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения к кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Следовательно , в период нахождения организации - налогоплательщика в стадии ликвидации, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов, в том числе путем принятия решения об их взыскании за счет денежных средств на счетах в банках, поскольку это противоречит положениям статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов организации - налогоплательщика.
Материалами дела подтверждается , что оспариваемые решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках, Решения о приостановлении операций по счетам ЗАО «Восток-Бор» в банке и оспариваемые требования о взыскании налогов ,сборов , пеней вынесены Инспекцией после принятия решения о добровольной ликвидации Предприятия, после создания ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.11.2008.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае , если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных закону и иному должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, руководствуясь Руководствуясь п.4 ст. 150 , ст. ст. 167-170 , 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ , суд
р е ш и л :
Удовлетворить требования Закрытого Акционерного Общества «Восток - Бор» .
Признать незаконными решения Межрайонной ИФНС России № 6 по Приморскому краю о приостановлении операций по счетам Закрытого Акционерного Общества «Восток-Бор» в банке от 26.08.2008 № 653 , от 02.09.2008 № 659 , от 18.09.2008 № 717; от 12.11.2008 № 821 , от 14.11.2008 № 855 , от 17.11.2008 № 892, № 893 ; от 25.11.2008 № 921 ; от 03.12.2008 № 956 ; от 12.12.2008 № 1007, № 1008 и от 19.01.2009г. № 1067, № 1068, № 1069 , № 1070 , № 1071, № 1072, № 1073, № 1074 .
Признать незаконными решения Межрайонной ИФНС России № 6 по Приморскому краю о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика ( плательщика сборов)-организации в банках от 26.08.2008 № 6207 , от 18.09.2008 №6366 ; от 12.11.2008 № 6614 ; от 14.11.2008 № 6635, от 17.11.2008 № 6672, 6673 ; от 25.11.2008 № 6745 ; от 03.12.2008 № 6797 ; от 12.12.2008 № 6890 ; от 19.01.2009 №7049, № 7050, № 7051 , № 7052.
Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России №6 по Приморскому краю по выставлению требований об уплате налога, сбора, пени от 08.08.2008 № 42331, от 26.08.2008 №42511 , от 11.08.2008 №1222, от 20.10.2008 №13956 , от 21.10.2008 № 14036 , 14037 ; от 27.10.2008 № 1406 , от 10.11.2008 № 54660 , от 18.11.2008 № 1488 , от 19.11.2008 № 54722 , от 18.12.2008 № 15535, № 15536 , № 15537, № 15538 , как не соответствующее Налоговому Кодексу РФ.
В отношении требований о признании незаконными действия Межрайонной ИФНС России №6 по Приморскому краю по начислению пени в оспариваемых требованиях, производство по делу прекратить. .
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края.
Судья Н.Н.Куприянова