АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-20293/2014
19 февраля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2015 года .
Полный текст решения изготовлен февраля 2015 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Шалагановой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>; дата регистрации: 15.03.2002; юридический адрес: 690068, <...>)
к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 25 Федеральной службы исполнения наказаний» (ИНН <***>, ОГРН <***>; дата регистрации: 08.01.2003; юридический адрес: 690105, <...>)
о взыскании 130 774 рублей 28 копеек
при участии:
от истца – ФИО1, доверенность от 12.01.2015, удостоверение № 65 (10.02.2015);
от ответчика – ФИО2, доверенность от 13.09.2015, удостоверение ПРМ № 029441;
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока Приморского края (далее – Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 25 Федеральной службы исполнения наказаний» о взыскании 130 774 рублей 28 копеек, в том числе 29 239 рублей 81 копейки пени на взносы на страховую часть трудовой пенсии, 1 809 рублей 53 копеек пени на взносы на накопительную часть трудовой пенсии, 975 рублей 46 копеек пени по дополнительному тарифу страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 58. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), 12 489 рублей 23 копейки пени по дополнительному тарифу страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 58. 3 Закона № 212-ФЗ, 138 рублей 47 копеек пени на взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также 86 121 рубль 78 копеек штрафа.
Истец поддержал исковое заявление, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, которое судом рассмотрено и удовлетворено, дал пояснения по делу.
Ответчик дал пояснения по делу, представил в материалы дела дополнительные документы.
Руководствуясь статьей 163 АПК РФ суд объявлял перерыв в судебном заседании до 11 часов 00 минут 12.02.2015.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие истца.
От ответчика в материалы дела 11.02.2015 поступили дополнительные документы.
Ответчик заявил ходатайство об освобождении от штрафа, ссылаясь на доводы, изложенные в дополнительных пояснениях.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 25 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – Учреждение) зарегистрировано в качестве юридического лица 08.01.2003 за основным государственным регистрационным номером <***>.
В ходе проведения Пенсионным фондом 25.12.2013 и 26.02.2014 камеральных проверок выявлены занижение базы для начисления страховых взносов и неполная уплата страховых взносов, в том числе по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ за период с 01.07.2013 по 30.09.2013.
По результатам камеральных проверок Пенсионным фондом были составлены акты № 03500730007838 от 25.12.2013 и № 03500730000899 от 26.02.2014, согласно которым ответчику начислены пени, а также принято решение о привлечении Учреждения к ответственности в виде штрафа по пункту 1 статья 47 Закона № 212-ФЗ.
Уведомлениями Учреждение вызывалось для рассмотрения актов, однако в связи с неявкой для их рассмотрения акты были рассмотрены в его отсутствие, в результате чего решениями от 03.02.2014 и от 31.01.2014 Учреждение привлечено к ответственности за нарушение обязанностей страхователя в виде пени, а также штрафа в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.
В целях досудебного урегулирования спора 23.04.2014 Пенсионным фондом вынесено требование № 03500740077342 (уточненное) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 130 0774 рубля 28 копеек, которое последний не исполнил, что послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, оценив письменные доводы заявителя в порядке статьи 71 АПК РФ, суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального Закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», статей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ», частью 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
В силу пункта 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ право на досрочную пенсию предоставляется: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
В штатном расписании ответчика предусмотрены должности, имеющие данное право, что подтверждается актом от 10.06.2014 № 21 по результатам документальной проверки факта льготной работы и достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд индивидуальных сведений со специальным стажем на застрахованных лиц.
Согласно пункту 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Закона № 173-ФЗ, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установлено, что при назначении пенсии лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 85.
В соответствии с пунктами 3 и 4 данного списка правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными медицинские работники учреждений, создаваемых при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Согласно пункту 3 статьи 27 закона № 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.
Данная позиция отражена в письме Министерства труда и социальной защиты от 04.12.2014 № 17-3/10-В-8254, а также письма Пенсионного фонда от 17.11.2014 № НП-30-26/14713.
При этом в указанном письме Министерства труда и социальной защиты прямо указано, что исчисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам с выплат работникам медико-санитарных частей ФСИН России должны производиться в общеустановленном порядке в соответствии с положениями статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.
В силу статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего закона, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 18 Закон № 212-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закон № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится с организации, у которой открыт лицевой счет. Должник является государственным и бюджетным учреждением и у него открыт только лицевой счет, поэтому взыскание недоимки и пени по страховым взносам должно производиться в судебном порядке.
Согласно статьи 3 Закон № 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
С целью контроля за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды проводятся камеральные проверки.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закон № 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закон № 212-ФЗ плательщика страховых взносов до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 25 Закона № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние, по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом, сроки, взысканию со страхователя подлежит сумма пени.
Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние, по сравнению с установленными настоящими Федеральным законом, сроки.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статья 47 Закона № 212-ФЗ).
Судом установлено, что Федеральным казенным учреждением здравоохранения «Медико-санитарная часть № 25 Федеральной службы исполнения наказаний» не погашена задолженность по уплате страховых взносов за спорный период, в связи с чем требования Пенсионного фонда о взыскании пени и штрафа является правомерным.
Расчет пени, произведенный Пенсионным фондом, судом проверен и признан обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени с организации, которой открыт лицевой счет, производится органами Пенсионного фонда в судебном порядке.
Судом установлено, что истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку требованием № 03500740077342 от 23.04.2014 истец предложил ответчику уплатить задолженность в установленный срок в добровольном порядке.
С заявлением в суд Пенсионный фонд обратился в течение шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о соблюдении срока давности взыскания задолженности.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет исковые требования в части взыскания пени в заявленном размере.
Требование Пенсионного фонда о взыскании штрафа в размере 86 121 рубля 78 копеек удовлетворению не подлежит в силу следующего.
Статьями 42 и 43 Закона № 212-ФЗ предусмотрены обстоятельства исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 47 № 212-ФЗ.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ указано, что обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признается: выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов.
На основании статьи 42 Закона № 212-ФЗ, виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
В статье 114 НК РФ указано, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза, по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса. Применительно к данным нормам Постановлением Пленума ВС РФ И ВАС РФ от 11.06.1999 года № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в пункте 19 указано, что суд при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства обязан уменьшить размер штрафа не менее чем в два раза, при этом по результатам оценки соответствующих обстоятельств, в том числе количества смягчающих ответственность обстоятельств, суд вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.10.2010 № 3299/10 указано, что перечень смягчающих ответственность обстоятельств, приведенный в статье 112 НК РФ, не является исчерпывающим и суд вправе признать иные обстоятельства в качестве смягчающих ответственность. Так же указано, что даже отсутствие ходатайства о применении судом смягчающих ответственность обстоятельств не исключает обязанности суда дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения, применить иные смягчающие ответственность обстоятельства.
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 25 Федеральной службы исполнения наказаний» является казенным учреждением, учредителем которого является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний (пункт 1.2 Устава), финансирование осуществляется за счет федерального бюджета.
Как указал ответчик, в нормативных актах, регулирующих право на досрочное назначение трудовых пенсий лиц, занятых на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих, указывается на то, что они должны являться рабочими и служащими учреждений Минюста России, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Поскольку ответчик таковым в силу пункта 9 статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не является, он добросовестно полагал, что не обязан уплачивать дополнительные тарифы
Кроме того, непосредственно из ФСИН России Федеральным казенным учреждением здравоохранения «Медико-санитарная часть № 25 Федеральной службы исполнения наказаний» было получено обязательное для исполнения указание от 02.10.2014 № исх-04-46439, в котором указывалось об отсутствии у учреждения обязанности по начислению дополнительных тарифов в отношении работников медико-санитарных частей ФСИН России, по отношению к видам работ указанным в подпункте 17 пункта 1 статьи 27 № 173-ФЗ и предоставить в ФЭУ ФСИН России предложения по корректировке доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Только в ходе рассмотрения настоящего дела на основании запроса Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 25 Федеральной службы исполнения наказаний», 23.01.2015 исх. № исх-04-2431 ФСИН России представил разъяснение, согласно которому дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд в отношении работников образовательных организаций и медико-санитарных частей ФСИН России должны выплачиваться в размере, установленном частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, а также указал на необходимость произвести доначисление дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд за 2014 год и представить в ФЭУ ФСИН России сведения о потребности в бюджетных ассигнованиях по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» за 2014 год.
На основании вышеизложенного суд не усматривает в действиях Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 25 Федеральной службы исполнения наказаний» умышленного уклонения от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд за 2014 год.
Руководствуясь статьями 167-170 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
Взыскать с федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 25 Федеральной службы исполнения наказаний» в доход бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации 44 852 рубля 50 копеек, в том числе 29 239 рублей 81 копейку пени на взносы на страховую часть трудовой пенсии, 1 809 рублей 53 копейки пени на взносы на накопительную часть трудовой пенсии, 975 рублей 46 копеек пени по дополнительному тарифу страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 58. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», 12 489 рублей 23 копейки пени по дополнительному тарифу страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», 138 рублей 47 копеек пени на взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Во взыскании штрафа в сумме 86 121 рубль 78 копеек отказать.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную
силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Е.Н. Шалаганова