ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-20310/18 от 25.12.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-20310/2018

28 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2018 года .

Полный текст решения изготовлен декабря 2018 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Баланец А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью «Арион» (ИНН 2536116240, ОГРН 1022501300282, дата регистрации 19.11.2001)

к Администрации города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 22.08.1991)

третье лицо Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока

о признании незаконными действий,

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 31.07.2018), от ответчика – юрист правового управления ФИО2 (доверенность от 28.12.2017 № 1-3/3472), начальник управления охраны окружающей среды и природопользования ФИО3 (доверенность от 21.12.2018 № 1-3/3467), от третьего лица - юрист правового управления ФИО2 (доверенность от 27.12.2017 № 27/2-6-3365),

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Арион» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий Администрации г. Владивостока по отказу в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 25:28:040008:131, оформленных письмом от 02.07.2018 № 6558/20, и об обязании ответчика выдать соответствующее разрешение.

          В судебном заседании заявитель требование поддержал, указав, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:040008:131 предоставлен Обществу для строительства и дальнейшей эксплуатации общественно-торгового центра, снос зеленых насаждений вызван необходимостью подготовки строительной площадки и реализации проекта возведения объекта капитального строительства в соответствии с полученным разрешением на строительство. Утверждает, что документами, представленными для получения разрешения на снос зеленых насаждений, подтверждено соблюдение Обществом установленного порядка  получения такого разрешения.

Общество считает, что ответчик не доказал нарушение арендатором пункта 4.4.6 договора аренды земельного участка в случае сноса зеленых насаждений, ухудшение экологической обстановки допущено не будет, поскольку проектом предусмотрены решения по благоустройству территории. Кроме того, на смежных земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:040008:132 и 25:28:040008:133, арендатором которых также является ООО «Арион» и которые предназначены для благоустройства, снос зеленых насаждений производиться не будет и не может быть произведен в силу положений Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений в г. Владивостоке от 10.08.2015 № 212-МПА, постановления Администрации г. Владивостока от 28.12.2015 № 10998.

Представители Администрации и УГА требование не признали, указывая на то, что осуществление вырубки зеленых насаждений приведет к ухудшению экологической обстановки и нарушению пункта 4.4.6 договора аренды спорного земельного участка, тем более учитывая, что он является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером 25:28:040008:133, по которому проходит автомобильная дорога местного значения. В администрацию поступают жалобы и коллективные обращения горожан, в которых они указывают на то, что существующий сквер является единственным благоустроенным местом отдыха для жителей ближайших домов, ликвидация которого лишит жителей города необходимого места отдыха и существенно ухудшит экологическую обстановку.

Ответчик  также сослался на факт несанкционированной вырубки деревьев, установленный обследованием спорного земельного участка, и полагает, что судебный акт не может подменять решение уполномоченного органа по вопросу выдачи разрешения на снос зеленых насаждений.

При рассмотрении дела суд установил, что согласно договору от 11.07.2003 № 01-00480-Ю-Д-0146 Общество с ограниченной ответственностью «Арион» арендует находящийся в муниципальной собственности земельный участок площадью 1236 кв.м с кадастровым номером 25:28:040008:131, расположенный г. Владивосток, в районе просп. Красного Знамени, д. 61, для использования в целях строительства и дальнейшей эксплуатации общественно-торгового центра.

Распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 17.05.2016 № 355 утверждена измененная редакция градостроительного плана данного земельного участка № RU25304000-0309201400000169.

23.03.2018 Администрация г. Владивостока выдала ООО «Арион» разрешение № RU25304000-102/2018 на строительство здания общественно-торгового центра на данном земельном участке. Срок действия разрешения на строительство – до 23.03.2020.

01.06.2018 Общество обратилось в Администрацию с заявлением на выдачу разрешения на снос зеленых насаждений в порядке подготовительных работ перед началом строительства, приложив к заявлению копии документов о праве на земельный участок, кадастрового паспорта земельного участка, градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство, Схемы планировочной организации земельного участка проектной документации на строительство, договора на утилизацию деревьев от 16.05.2018, а также оригиналы схем подеревной съемки и перечетной ведомости.

Письмом от 02.07.2018 № 6558/20у ответчик отказал в выдаче испрашиваемого разрешения со ссылкой на административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача, закрытие разрешений на снос зеленых насаждений», утвержденный постановлением Администрации г. Владивостока от 28.12.2015 № 10998, утверждая, что заявителем представлены документы, на основании которых разрешение не может быть выдано. Указал, что снос зеленых насаждений на спорном земельном участке будет являться нарушением условий договора аренды от 11.07.2003 № 01-00480-Ю-Д-0146 и повлечет ухудшение экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающих территориях.

Посчитав, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «Арион» в сфере экономической деятельности, заявитель оспорил его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.

Так,  всилу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в числе прочих, организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Отношения по созданию, реконструкции, содержанию, сносу и охране (защите) зеленых насаждений на территории города Владивостока регулируются Муниципальным правовым актом «Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Владивостоке» от 10.08.2015 № 212-МПА, принятым Думой г. Владивостока 30.07.2015.

Осуществление органом местного самоуправления соответствующих действий урегулировано административным регламентом предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги «Выдача, закрытие разрешений на снос зеленых насаждений», утвержденным постановлением Администрации г. Владивостока от 28.12.2015 № 10998 (далее – Административный регламент), который предусматривает состав пакета документов, предоставляемых для получения услуги, последовательность и сроки выполнения административных процедур.

В частности, пунктом 2.9.1 Административного регламента определены основания для отказа в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, в том числе:

не представлены или представлены не в полном объеме документы, указанные в подпунктах 2.6.1 - 2.6.12 пункта 2.6 раздела 2 Регламента, за исключением документов, указанных в подпунктах 2.6.3 и 2.6.4;

представлены документы, на основании которых Разрешение на снос зеленых насаждений не может быть выдано;

невозможно обследовать земельный участок в связи с отсутствием доступа и (или) необозначением границ земельного участка, границ разрешенного строительства и пятна застройки;

при проведении натурного обследования территории, занятой зелеными насаждениями, выявлены несоответствия представленных документов, указанных в подпунктах 2.6.1 - 2.6.12 пункта 2.6 раздела 2 Регламента, фактическим данным;

не подтверждены заявленные основания (причины) сноса зеленых насаждений при проведении натурного обследования;

не представлены документы, подтверждающие оплату заявителем компенсационной стоимости зеленых насаждений и расходов по обследованию территории, занятой зелеными насаждениями, оформлению Акта обследования зеленых насаждений и Разрешения на снос зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2.10.1 пункта 2.10 раздела 2 Регламента;

у заявителя имеются в наличии незакрытые Разрешения на снос зеленых насаждений, срок действия которых истек;

заявителем подано письменное обращение об отзыве доверенности на право представления его интересов доверенным лицом;

заявителем подано письменное обращение о прекращении рассмотрения заявления о выдаче Разрешения на снос зеленых насаждений.

Как видно из материалов дела, ООО «Арион», обращаясь к ответчику за получением разрешения на снос зеленых насаждений, приложило к заявлению все необходимые документы по списку, установленному пунктом 2.6 Административного регламента.

Ответчик также не ссылается на некомплектность документов, представленных Обществом для получения этого разрешения.

Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, то в соответствии с назначением имущества.

В силу статей 40, 41 Земельного кодекса РФ арендаторы земельных участков  вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статьей 42 ЗК РФ закреплено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Кодексом, федеральными законами.

ООО «Арион» поставило вопрос о получении разрешении на снос зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 25:28:040008:131 в связи с необходимостью использования земельного участка в соответствии с условиями договора аренды, предусматривающими строительство общественно-торгового центра.

Сопоставив сведения градостроительного плана земельного участка и подеревной съемки, суд пришел к выводу о том, что существующие зеленые насаждения расположены в границах места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

В этой связи использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования неизбежно сопряжено со сносом зеленых насаждений, сохранение которых препятствует созданию объекта недвижимости.

Вместе с тем, как установлено статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 35 данного закона при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу пункта 2.1 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Владивостоке под сносом зеленых насаждений понимаются вырубка, обрезка, пересадка деревьев, кустарников, лиан, выкапывание, раскапывание цветников, травяного покрова, плодородно-растительного слоя, произведенные на основании Разрешения на снос зеленых насаждений, выполнение которых объективно необходимо в целях обеспечения условий для размещения объектов капитального строительства, линейных объектов, их ремонта и обслуживания, реконструкции и содержания зеленых насаждений, а также в целях обеспечения нормативных требований к освещенности жилых и нежилых помещений.

Разрешение на снос зеленых насаждений - разрешительный документ, являющийся основанием для производства работ по сносу зеленых насаждений, оформленный в порядке, установленном данными Правилами, выдаваемый уполномоченным органом.

Согласно пункту 3.1 Правил охране подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Владивостока, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.

Пунктом 3.5 Правил провозглашено, что осуществление градостроительной деятельности в городе Владивостоке ведется с соблюдением приоритета сохранения существующих зеленых насаждений.

Согласно пункту 7.3 Правил проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и линейных объектов на территории города Владивостока должна содержать решения по сохранению, реконструкции или капитальному ремонту существующих зеленых насаждений.

Проектно-сметной документацией должны быть предусмотрены мероприятия и их стоимость:

по сохранению зеленых насаждений на весь период строительства;

по сохранению и восстановлению зеленых насаждений, прилегающих к границам предоставленного в установленном законом порядке земельного участка;

по восстановлению поврежденных при производстве работ зеленых насаждений;

по пересадке деревьев и кустарников;

компенсационная стоимость зеленых насаждений;

по созданию зеленых насаждений с последующим уходом за ними до их полной приживаемости.

В случае объективной необходимости сноса (уничтожения и (или) повреждения) зеленых насаждений должно быть предусмотрено их восстановление.

Законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено ее осуществление с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ),

Согласно части 1 статьи 57.3 ГрК РФ в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, выдается градостроительный план земельного участка, в котором содержатся сведения в объеме, предусмотренном частью 3 данной статьи.

Требования к градостроительной деятельности на земельном участке с кадастровым номером 25:28:040008:131 определены градостроительным планом данного земельного участка № RU25304000-0309201400000169, согласно которому участок расположен в территориальной зоне многофункциональной общественно-деловой застройки (ОД-1), максимальный процент застройки в границах земельного участка – 80%, минимальный процент озелененной территории – 10%. Также градпланом определено место допустимого размещения зданий, строений, сооружений площадью 0,0923 га.

Разрешение на строительство было выдано ООО «Арион» с учетом вступивших в законную силу судебных актов по делу № А51-20271/2017.

Схема подеревной съемки и перечетная ведомость зеленых насаждений на спорном земельном участке была предварительно согласована управлением охраны окружающей среды и природопользования администрации г. Владивостока письмом от 18.05.2018 № 4677СП. При этом управление указало, что количество зеленых насаждений, попадающих под разрешенный снос, а также размер компенсационных платежей, подлежащих внесению в бюджет города Владивостока, окончательно будут определены непосредственно перед началом производства работ при выдаче разрешения на снос зеленых насаждений. Также будет дополнительно направлено заявителю предложение о возмещении вреда, причиненного уничтожением зеленых насаждений, в связи с обнаружением порубочных остатков двух деревьев в ходе обследования территории.

В ходе судебного разбирательства ответчик не доказал невозможность исполнения к настоящему времени условий, изложенных в  письме от 18.05.2018 № 4677СП.

Довод ответчика о том, что заявителем была допущена несанкционированная вырубка зеленых насаждений, суд отклоняет за недоказанностью, принимая во внимание, что никакие работы на участке не ведутся, спорный земельный участок находится в открытом доступе, через него осуществляется проход неограниченного круга лиц, как указывает сам ответчик, настаивая, что участок является территорией общего пользования. Следовательно, повреждение и уничтожение двух деревьев могло произойти вследствие действий любых лиц. Более того, данное обстоятельство не указано в нормативных правовых актах в качестве препятствия к выдаче разрешения на снос зеленых насаждений.

Довод представителей ответчика и третьего лица о наличии сквера на земельном участке с кадастровым номером 25:28:040008:131 и режиме территории общего пользования является надуманным и противоречит имеющимся в деле доказательствам.

Так, вступившими в законную силу судебными актами по делу № А51-13412/2015 установлено, что сквер (в составе: тротуары - 370 кв.м, борты тротуаров - 63,8 кв.м, лестницы - 16,2 кв. м), назначение: сооружение, площадь застройки 450 кв. м, инв. № 05:401:002:000359070, лит. С, лит. 1, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, в районе проспекта Красного Знамени, 59), наличие которого было отражено в реестре муниципальной собственности, является самовольной постройкой, поскольку создан в отсутствие документов, необходимых для возведения объекта недвижимости. В решении от 30.09.2015 по названному делу указано на выводы, содержащиеся во вступившем в законную силу решении Первореченского районного суда от 15.12.2008 по делу № 2-2845/08, о том, что сквер был размещен после 29.12.2004 на уже переданном в аренду ООО «Арион» земельном участке, сквер размещен неофициально на месте снесенных домов до строительства.

Фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 25:28:040008:131 гражданами для прохода не имеет правовых оснований, статус этого земельного участка как территории общего пользования не закреплен в градостроительной документации и не отражен в градостроительном плане земельного участка. Арендатор земельного участка вправе ограничить доступ к нему посторонних лиц, более того, обязан будет это сделать при ведении строительства в целях обеспечения безопасности.

Заинтересованность жителей ближайших домов в сохранении существующих зеленых насаждений объяснима естественным стремлением и гарантированным статьей 42 Конституции Российской Федерации правом на проживание в условиях благоприятной окружающей среды.

Однако такой публичный интерес уравновешивается компенсационными выплатами за снос зеленых насаждений, выполнения застройщиком проекта благоустройства территории и реализацией ответчиком местных программ озеленения территории города, в том числе за счет денежных поступлений в бюджет от компенсационных выплат.  

Проектной документацией на строительство объекта «Здание общественно-торгового центра в районе проспекта Красного Знамени, 59 в г. Владивостоке (1 Очередь строительства)», изготовленной ООО «Диагностик ДВ», предусмотрен процент застройки в границах землепользования – 25,8%, процент озеленения в границах землепользования – 11,5%

Суд также принимает во внимание, что ООО «Арион» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040008:132 и 25:28:040008:133, прилегающих к спорному земельному участку, предназначенных для благоустройства.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчик вопреки части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал наличие основанных на законе обстоятельств, препятствующих выдаче застройщику разрешения на снос зеленых насаждений, требование заявителя подлежит удовлетворению.

Определяя способ восстановления нарушенного права ООО «Арион» в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд учитывает необходимость соблюдения участниками спорных правоотношений установленного порядка получения разрешения на снос зеленых насаждений, в том числе осуществление расчета окончательного размера компенсационных платежей и внесения соответствующей суммы заявителем, ввиду чего возлагает на ответчика обязанность выдать заявителю испрашиваемое разрешение с соблюдением данного порядка.

Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя по правилам статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконными действия Администрации г. Владивостока, оформленные письмом от 02.07.2018 № 6558/20, по отказу в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 25:28:040008:131.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Администрацию г. Владивостока выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Арион» разрешение на снос зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 25:28:040008:131 в порядке, предусмотренном административным регламентом предоставления администрацией г. Владивостока муниципальной услуги «Выдача, закрытие разрешений на снос зеленых насаждений», утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 28.12.2015 №10998, в месячный срок.

Взыскать с Администрации г. Владивостока в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Арион» 3000 руб. (Три тысячи рублей) судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения  в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

          Судья                                                                   Нестеренко Л.П.