$!90A4HJ-ifhaai!
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-20399/2011
22 февраля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Карандашовой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гориченко М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата гос.регистрации 18.01.2002)
к КГБУ социального обслуживания «Артемовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата гос.регистрации 23.08.2002)
о взыскании 41 577 руб. 10 коп.,
при участии:
от заявителя: главный специалист-эксперт юридической группы ФИО1, доверенность № 4 от 10.01.2012 с частичн.спец.полн., пост.,
от ответчика: директор ФИО2, приказ от 24.11.2011 № 66-рл о назначении на должность.
установил:
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края (далее – управление, заявитель) обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с КГБУ социального обслуживания «Артемовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» финансовых санкций от начисленных за 2011 год платежей в Пенсионный фонд РФ в размере 41 577 руб. 10 коп.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик исковые требования оспорил, ссылаясь на то, что при проведении выездной проверки от 18.03.2011 в связи с ликвидацией (реорганизацией) КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка, специалисты Пенсионного фонда РФ не предупредили работников дома-интерната о необходимости своевременного предоставления сведений о персонифицированном учете; сведения, принятые ГУ - Управление Пенсионного фонда по Находкинскому городскому округу 04.07.2011, были переданы несуществующим на указанную дату юридическим лицом.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Дом интернат для престарелых и инвалидов» г.Находка (далее – КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка) было зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Находке Приморского края за ОГРН <***>.
В соответствии с п.19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438, регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр представил сведения о прекращении деятельности КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка путем реорганизации в форме присоединения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения, представленные за 1 полугодие 2011 года 04.07.2011, содержат наименование страхователя – КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка.
Полагая, что указанные сведения были представлены страхователем с нарушением сроков, установленных Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» , фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требование заявителя не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в пунктах 2 и 2.1. данной статьи; в случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу, он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В соответствии со ст. 9 указанного закона, страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе при ликвидации, реорганизации юридического лица.
Суд считает, что в силу положений данных статей Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка, как страхователь, не позднее 21.06.2011 было обязано предоставить в управление Пенсионного фонда РФ сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица, первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Как следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРЮЛ от 01.07.2011 № 2 и от 25.07.2011 № 3, КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка с 21.06.2011 как юридическое лицо прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к КГБУ СО «Артемовский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Как следует из указанных документов, управление приняло сведения о количестве застрахованных лиц, начисленных и уплаченных страховых взносах за 1 полугодие 2011 года, представленные КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка 4.07.2011, после прекращения данным учреждением своей деятельности в качестве юридического лица. Сведения подписаны лицом, должность которого, как следует из: приказа Департамента социальной защиты населения Приморского края «О временном исполнении обязанностей» от 5.10.2009 № 479, описи сведений, передаваемых страхователем в ПФР (форма АДВ-6-2) от 3.07.2011, приказа КГБУ СО «Артемовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» от 23.06.2011г. № 27 «О введении нового штатного расписания в связи с реорганизацией учреждения», сокращена с 21.06.2011.
Указанные в сведениях о количестве застрахованных лиц, начисленных и уплаченных страховых взносах за 1 полугодие 2011 года, суммы страховых взносов за 1 полугодие 2011 года составили 415 771 руб., в том числе: 401 438 руб. - на страховую часть трудовой пенсии, 14 333 руб. – на накопительную часть трудовой пенсии.
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Сумма санкций в размере 10 % от суммы страховых взносов составляет 41 577 руб. 10 коп.
Управлением по факту нарушения КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен Акт № 444 от 08.08.2011, которым предусмотрено привлечение к ответственности за совершение нарушения КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка. На указанный акт от КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка поступили возражения.
По результатам рассмотрения возражений, управлением принято решение № 444 от 06.09.2011 о привлечении КГБУ СО «Артемовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», со ссылкой на то, что КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка с 21.06.2011 является структурным подразделением КГБУ СО «Артемовский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Суд считает, что управлением к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечено ненадлежащее лицо по следующим основаниям.
В силу ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователем является юридическое лицо и его обособленное подразделение, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Застрахованными лицами в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, в том числе граждане России, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера.
Исходя из изложенных норм права, с учетом положений п.2 приказа КГБУ СО «Артемовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» от 23.06.2011г. № 27 «О введении нового штатного расписания в связи с реорганизацией учреждения», суд считает, что с 21.06.2011 страхователем для бывших работников КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка является КГБУ СО «Артемовский дом-интернат для престарелых и инвалидов». КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка с 21.06.2011 прекратило свою деятельность в качестве юридического лица, что следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРЮЛ. Суд считает, что п.1 приказа КГБУ СО «Артемовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» от 23.06.2011г. № 27 «О введении нового штатного расписания в связи с реорганизацией учреждения» противоречит действующему законодательству, поскольку в силу положений ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации, обособленными подразделениями юридического лица являются его филиалы и представительства, не являющиеся в силу прямого указания закона юридическими лицами. Исходя из изложенного, ссылка заявителя в решении от 06.09.2011 № 444 на то, что КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка является КГБУ СО «Артемовский дом-интернат для престарелых и инвалидов», противоречит действующему законодательству.
Учитывая изложенное, суд считает, что управлением привлечено к ответственности не лицо, совершившее нарушение - КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка, а лицо, которое является его правопреемником.
Федеральный закон N 27-ФЗ не содержит положений, определяющих порядок исполнения обязанности по уплате штрафов при реорганизации юридического лица, в связи с чем в силу статьи 2 названного Закона подлежат применению нормы Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ от 04.11.2005), а также нормы Налогового кодекса РФ.
Как следует из статьи 50 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 07.06.2011), на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.
Таким образом, при наложении управлением штрафа на КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка за нарушение ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» до 21.06.2011, КГБУ СО «Артемовский дом-интернат для в силу положений ст. 15 НК РФ было было обязано уплатить указанный штраф.
Суд считает, что при указанных обстоятельствах у управления отсутствовали основания для привлечения КГБУ СО «Артемовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к ответственности 06.09.2011 за нарушение, совершенное КГБУ СО «ДИПИ» г.Находка 21.06.2011.
Требованием № 444 от 12.10.2011 КБУ СО «ДИПИ» г.Находка (указанное лицо не является лицом, прекратившим свою деятельность в результате реорганизации) было предложено добровольно уплатить финансовые санкции в сумме 41 577 руб. 10 коп. в срок до 30.10.2011. Указанное требование, как следует из списка почтовых отправлений, поданных в почтовое отделение 13.10.2011, адресовано КБУ СО «ДИПИ» (г.Находка и г.Артем).
В соответствии с ч. 1 и ч.2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, требованием об уплате штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму штрафов, требование об уплате штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов.
Суд считает, что представленное управлением требование от 12.10.2011 № 444 с доказательствами его направления не соответствует положениям указанной статьи.
С учетом изложенного, нарушений, допущенных управлением при привлечении страхователя к ответственности, а также наличия у управления в силу положений ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ права требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом, суд считает, что требование управления о взыскании с КГБУ СО «Артемовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» суммы финансовых санкций от начисленных за 2011 платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 41 577 рублей 10 копеек удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176,216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований о взыскании суммы финансовых санкций от начисленных за 2011 платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 41 577 рублей 10 копеек отказать.
Взыскать с государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края в доход федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Карандашова Е.В.