АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-20459/2018
29 июля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 29 июля 2019 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.А. Беспаловой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.И. Мазуровой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «КВИНТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 07.06.2012)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 8111008 , ОГРН 2540005724 , дата государственной регистрации 21.06.2007)
третьи лица: Департамент градостроительства Приморского края, администрация города Владивостока, Управление муниципальной собственности города Владивостока,
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 02.11.2018;
от ответчика - консультант отдела правового обеспечения ФИО2 по доверенности от 26.12.2018 № 20/45093, служебное удостоверение;
от третьих лиц:
Департамента градостроительства Приморского края – не явились, извещены;
администрации города Владивостока, Управления муниципальной собственности города Владивостока – представитель Е.П. Пе по доверенности от 20.06.2019 № 1-3/1760, доверенности от 20.06.2019 № 28/1-3654,
установил: закрытое акционерное общество «КВИНТ» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «КВИНТ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – ответчик, Департамент земельных отношений) о признании незаконными решений, выраженных в письмах от 05.07.2018 № 20/23230, от 20.07.2018 № 20/25309, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 площадью 626 кв.м., расположенного по адресу: <...>; обязании предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 25:28:020029:6 площадью 626 кв.м., расположенный по адресу: <...> и направить проект договора купли-продажи (в редакции уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).
Определениями суда от 07.11.2018, от 30.01.2019 и 20.05.2019 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства Приморского края (далее – Департамент градостроительства), администрация города Владивостока (далее – администрация г. Владивостока), Управление муниципальной собственности города Владивостока (далее – УМС г. Владивостока).
Департамент градостроительства Приморского края, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, для участия в нем своих представителей не направил, в связи с чем заседание проведено в его отсутствие в порядке части 5 статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ЗАО «КВИНТ» требования поддержал в полном объеме. С оспариваемым отказом Департамента не согласен, по доводам, изложенным в заявлении, считает его незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы Общества и, соответственно, препятствующим осуществлению его деятельности.
Согласно заявлению и выступлениям представителя ЗАО «КВИНТ» в предыдущих судебных заседаниях, в обоснование своих требований Общество указывает, что ссылка ответчика на пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, положенного в основание отказа, является необоснованной, поскольку данная норма применима в случае истребования земельного участка впервые (если вид использования не совпадает с заявленной целью), однако если на земельном участке расположен объект недвижимости и ранее земельный участок предоставлялся в аренду для эксплуатации, расположенного на нем объекта недвижимости, то в данном случае Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельного участка в аренду путем заключения нового договора либо выкупа в собственность, правом которого воспользовался заявитель. Положения ранее действовавшего земельного законодательства, в соответствии с которым был сформирован спорный земельный участок, при наличии расположенного на нем объекта недвижимости предполагали вид его использования только для эксплуатации данного объекта. Указанное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 18.07.2018 № 32-КГ-18-13.
В части указания в оспариваемом отказе Департамента земельных отношений нахождения земельного участка в красных линиях ЗАО «КВИНТ» указывает, что в границах земельного участка отсутствуют территории общего пользования, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в отношении спорного земельного участка, в которой сведений о нахождении на участке красных линий не имеется. Также согласно схеме земельного участка, являющейся приложением к договору аренды, его граница идет вдоль красной линии, вхождение участка в зону красной линии отсутствует. Ссылаясь на постановление администрации г. Владивостока от 25.12.2012 № 4478 «Об утверждении документации по планировке территории в части проекта планировки территории полуострова Шкота Владивостокского городского округа», на основании которого Департаментом градостроительства установлены красные линии, заявитель отметил, что утвержденные данным постановлением в таблице 2 координаты красных линий не совпадают с координатами земельного участка, имеющимися в выписке ЕГРН. Помимо этого, по мнению заявителя, установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков не предусмотрено нормами земельного и градостроительного законодательства.
При таких обстоятельствах ЗАО «КВИНТ» просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Департамент земельных отношений с требованиями ЗАО «КВИНТ» не согласен, считает их несостоятельными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Считает, что цель использования земельного участка, указанная в заявлении о выкупе, для применения пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации должна соотноситься с разрешенным использованием земельного участка, установленным в актуальных градостроительных нормах и фактическим использованием земельного участка. Ответчик полагает ошибочной позицию заявителя на то, что положения пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации распространяются только на вновь заключаемые договоры и образуемые земельные участки. Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462, спорный земельный участок расположен в зоне Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более)), поэтому заявленная в заявлении цель использования земельного участка для эксплуатации одноэтажного земельного здания не соответствует градостроительному регламенту. Кроме того, часть земельного участка расположена в красных линиях, что в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации исключает его приватизацию и предоставление в собственность. Указанные обстоятельства явились основанием для отказа заявителю в предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6.
Учитывая изложенное, Департамент земельных отношений считает, что оспариваемое заявителем решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка принято законно и правомерно, не влечет нарушение прав Общества на использование участка, поскольку принадлежит ему на праве аренды на основании договора, поэтому оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Департамент градостроительства Приморского края в части несоответствия вида разрешенного использования земельного участка заявленной цели его представления пояснил, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462, в случае расположения на испрашиваемом земельном участке здания, права на которое возникли в установленном законом порядке до вступления в силу настоящих Правил, требования о соблюдении вида разрешенного использования в случае его несоответствия градостроительному регламенту, установленному настоящими Правилами, не применяются вне зависимости от территориальной зоны, в границах которой находится образуемый земельный участок. В указанном случае вид разрешенного использования образуемого земельного участка устанавливается с учетом разрешенного использования расположенного на нем здания, в связи с чем несоответствие заявленной цели использования земельного участка для эксплуатации одноэтажного земельного здания градостроительному регламенту не могло послужить основанием для отказа в предоставление участка в собственность.
Вместе с тем, Департамент градостроительства поддержал позицию Департамента земельных отношений в части пересечения границы спорного земельного участка красных линий территорий общего пользования (автодорога), что в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации исключает предоставление его в собственность, поскольку земельные участки общего пользования приватизации не подлежат.
Представитель администрации г. Владивостока, УМС г. Владивостока подтвердил, что спорный земельный участок не находится в границах зон с особыми условиями использования территории и не расположен в границах запретной зоны военного объекта. Также указал, что в ходе проведения обследования земельного участка сотрудником управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока установлено расположение на земельном участке одноэтажного здания, имеющего признаков капитальности, дорога в пределах участка не расположена.
Из материалов дела судом установлено, что на основании постановления администрации г. Владивостока от 26.09.2000 № 1788 администрацией (арендодатель) на праве аренды предоставлен ЗАО «Фокинская кампания» (арендатор) земельный участок с кадастровым номером 25:28:021107:04 общей площадью 626 кв.м, расположенный по адресу: <...>, сроком на 15 лет для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания с пристройкой, о чем между сторонами 03.11.2000 заключен договор аренды № 003163. В отношении договора аренды произведена государственная регистрации сделки от 15.01.2001 за регистрационным номером 25-1/00-37/2000-193 и выдано свидетельство о государственной регистрации права аренды от 19.01.2001 серии 25-АА № 0060508.
27.03.2013 между ЗАО «Фокинская кампания» (продавец) и ЗАО «КВИНТ» (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества (здания, сооружения, нежилого помещения) № 001-010, согласно которому ЗАО «КВИНТ» передан в собственность объект недвижимости - одноэтажное здание с пристройкой (лит. А, А1) общей площадью 128 кв.м, инвентарный номер 17990, расположенное по адресу: <...>,кадастровый (или условный) номер ПК:28:2:040:073:011, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации от 06.05.2013 № 25-25-01/069/2013-252 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 06.05.2013 25-АБ № 961186.
На основании договора от 18.04.2013 № 001-013 о передаче (уступке) прав и обязанностей по Договору аренды земли от 03.11.2000 № 003163 в связи с заключением договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.03.2013 № 001-010, ЗАО «Фокинская кампания» (правообладатель) передало ЗАО «КВИНТ» (правоприобретатель) как новому арендатору все права и обязанности в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:021107:04, предоставленного администрацией г. Владивостока для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания с пристройкой, общей площадью 626 кв.м, расположенного по адресу: ул. Бестужева, д. 32.
04.12.2017 ЗАО «КВИНТ» через МКУ МФЦ ВГО Отделение № 5 обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в собственность в порядке пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 (имеющий ранее присвоенный государственный учетный номер 25:28:021107:04) площадью 626 кв.м, расположенного по адресу: <...>, для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания, приложив документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, перечень которых утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1.
Письмом от 05.07.2018 за № 20/23230 Департамент земельных и имущественных отношений отказал в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6, поскольку испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте ввиду нахождения его запретном районе войсковых частей согласно постановлению Губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» (с изменениями, внесенными постановлением Губернатора Приморского края от 18.04.2013 № 56-пг).
Письмом от 20.07.2018 № 20/25309 Департамент дополнительно сообщил, что постановлением Губернатора Приморского края от 13.04.2018 № 14-пг испрашиваемый в собственность участок с кадастровым номером 25:28:020029:6 исключен из запретного района войсковых частей. Вместе с тем, в результате повторного осмотра земельного участка ответчиком установлено нахождение части земельного участка площадью 14 кв.м в красных линиях, а также несоответствие разрешенного использования земельного участка – «для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания с пристройкой» градостроительному регламенту территориальной зоны Ж 4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более)), в которой расположен участок, окончательно тем самым отказав заявителю в предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6. ЗАО «КВИНТ» также предложено обратиться с заявлением о заключении договора аренды на испрашиваемый им земельный участок.
ЗАО «КВИНТ», полагая, что отказ Департамента не соответствует действующему законодательству, нарушает исключительное право Общества на приобретение спорного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле проанализировав законность оспариваемого отказа, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следует отметить, что в рассматриваемом случае в силу положений статей 198, 201 АПК РФ законность оспариваемого отказа Департамента земельных отношений оценивается на дату его принятия.
Порядок предоставления земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Земельное законодательство Российской Федерации основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 части 1 статьи 1 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекс.
В силу Закона Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» (в редакции, действующей в период спорных отношений) было установлено, что полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по предоставлению земельных участков без проведения торгов осуществляла Администрация Приморского края в лице уполномоченных ею органов исполнительной власти Приморского края.
Указанные полномочия с 01.03.2015 предоставлены Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края на основании постановления Администрации Приморского края от 05.03.2015 № 70-па, внесшего изменения в Положение о Департаменте земельных и имущественных отношений, утвержденное Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 374-па.
С 01.01.2019 согласно Закону Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ в редакции от 03.12.2018 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Владивостокского городского округа осуществляются органами местного самоуправления. На основании постановления администрации г. Владивостока от 25.04.2019 № 1667 «Об осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Владивостокского городского округа с 01.05.2019 осуществляет Управление муниципальной собственности г. Владивостока.
В силу изложенного, на момент подачи заявления ЗАО «КВИНТ» о предоставлении в собственность спорного земельного участка Департамент земельных и имущественных отношений являлось уполномоченным органом по предоставлению земельных участков без проведения торгов.
В пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Так, согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что ЗАО «КВИНТ» является собственником одноэтажного здания с пристройкой (лит. А, А1) общей площадью 128 кв.м, назначение: нежилое, адрес (местонахождение) объекта: <...>, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6.
Таким образом, заявитель, являясь собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, в соответствии с земельным законодательством имеет исключительное право на приобретение данного земельного участка. При этом в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ предоставление такого земельного участка осуществляется без проведения торгов.
Статьей 39.17 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Отказывая ЗАО «КВИНТ» в предоставлении в собственность спорного земельного участка, в письме от 05.07.2018 № 20/23230 Департамент земельных отношений указал на нахождение испрашиваемого участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 полностью запретном районе войсковых частей, границы которого установлены постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» (с изменениями, внесенными постановлением Губернатора Приморского края от 18.04.2013 № 56-пг), что ограничивает его в обороте и в силу пункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ является основанием для отказа.
В дополнительном письме от 20.07.2018 № 20/25309 после повторного осмотра земельного участка, Департамент земельных отношений сообщил, что постановлением Губернатора Приморского края от 13.04.2018 № 14-пг испрашиваемый в собственность участок с кадастровым номером 25:28:020029:6 исключен из запретного района войсковых частей.
То, что спорный участок не находится в границах зон с особыми условиями использования территории и не расположен в границах запретной зоны военного объекта также подтверждено администрацией г. Владивостока, что следует из представленного ею отзыва.
При таких обстоятельствах отказ Департамента земельных отношений в предоставлении испрашиваемого ЗАО «КВИНТ» в собственность земельного участка, изложенный в письме от 05.07.2018 № 20/23230, на основании пункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ, предметом проверки не является и судом не оценивается.
Вместе с тем, в письме от 20.07.2018 № 20/25309 ответчик указывает на нахождение части земельного участка площадью 14 кв.м в красных линиях, а также на несоответствие разрешенного использования земельного участка – «для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания с пристройкой» градостроительному регламенту территориальной зоны Ж 4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более)), в которой расположен участок, что явилось основанием для отказа заявителю в предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 на основании пункта 12 статьи 85 и пункта 14 статьи 39.16ЗК РФ.
Оценивая выводы Департамента земельных отношений о нахождении части спорного земельного участка в границах красных линий, суд учитывает следующее.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) установлено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Аналогичный запрет следует из пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, в силу которого земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). По смыслу пункта 12 названной статьи территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Соответственно наличие в документах территориального планирования сведений о территории общего пользования, и разграничение данной территории от других участков красными линиями, может служить самостоятельным основанием для отказа в выкупе земельного участка.
Пунктом 4 части 3 статьи 8 ГрК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что утвержденная до введения в действие ГрК РФ градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, действуют в части, не противоречащей ГрК РФ.
В соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 ГрК РФ в целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории. Эта документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
В соответствии с пунктом 4.4 названной Инструкции при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Согласно выписке из ЕГРН от 26.11.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 (имевший ранее присвоенный государственный учетный номер 25:28:021107:04) датой присвоения кадастрового номера значится 15.01.2001, имеет вид разрешенного использования – «Для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания с пристройкой», сведений о том, что земельный участок находится в границах красных линий, не содержится.
В договоре аренды земельного участка от 03.11.200 № 003163 данных о нахождении на арендуемом участке территорий общего пользования, а именно, что участок занят автомобильной дорогой либо другими объектами, не имеется.
При этом распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28.03.2018 № 14 (ред. от 27.12.2018) «О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» издано значительно позже даты формирования спорного земельного участка на условиях аренды для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания с пристройкой и подачи заявления о предоставлении участка в собственность.
Таким образом, на момент установления красных линий земельный участок был сформирован, не относился к землям общего пользования на момент предоставления его в аренду по договору от 03.11.200 № 003163 и не относится к таким землям в настоящее время, поскольку установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков не предусмотрено нормами земельного законодательства,
Установление (изменение) красных линий с пересечением ими границ уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков не предусмотрено (не допускается) нормами земельного и градостроительного законодательства. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 № 2438/10.
Кроме того, суд учитывает, что красные линии, проходящие по указанному земельному участку, установлены проектом планировки территории полуострова Шкота Владивостокского городского округа, утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 25.12.2012 № 4478, и закреплены в системе координат города Владивостока (таблица 2).
Рассматриваемые красные линии обозначают границы территории, занятой линейным объектом - автомобильной дорогой по ул. Бестужева г. Владивостока. Данная автодорога согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы города Владивостока от 15.09.2008 № 119, имеет категорию «магистральная улица районного значения транспортно-пешеходная».
Согласно нормативам градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденным постановлением главы г. Владивостока от 10.02.2011 №111 (таблица 16), ширина в красных линиях для улиц и дорог данной категории составляет 35 - 45 м. С учетом сложившейся застройки при подготовке чертежа красных линий, утвержденных впоследствии проектом планировки территории полуострова Шкота, ширина в красных линиях для указанной автомобильной дороги принята 20 м.
Согласно представленному в материалы дела фрагменту чертежа с границами зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и чертежа красных линий в составе документации по проекту планировки территории полуострова Шкота красная линия проходит вдоль границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6, а именно, вдоль внешней стены расположенного на нем здания, и не заходит на участок.
Отсутствие расположения автодороги в пределах участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 подтверждается представленным в материалы дела актом обследования от 25.04.2019 участка в районе ул. Бестужева, д. 32, проведенным специалистом управления градостроительства и архитектуры.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении ЗАО «КВИНТ» испрашиваемого земельного участка в собственность на основании пункта 12 статьи 85 ЗК РФ.
Рассматривая довод ответчика о несоответствии виду разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту территориальной зоны Ж 4, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно сведениям из ЕГРН спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования «для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания с пристройкой».
В соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж 4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами). Аналогичное обстоятельство следует из раздела 9 справки от 13.08.2018 № 28-10946 из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Владивостокского городского округа (ИСОГД).
По общему правилу, закрепленному в пункте 3 статьи 28 Федерального закона № 178-ФЗ, и правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.08.2004 № 4345/04, договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В данном случае наличие законодательно установленных запретов или ограничений, препятствующих предоставлению ЗАО «КВИНТ» арендуемого земельного участка в собственность, в том числе предусмотренных статьей 27 ЗК РФ или пунктом 8 статьи 28 Федерального закона № 178-ФЗ, не установлено, таких оснований в оспариваемом отказе не приведено.
Исходя из позиции Департамента земельных отношений, обстоятельством, препятствующим реализации обществом исключительного права на выкуп земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости, является то, что фактическое использование данного участка «для эксплуатации одноэтажного здания с пристройкой» не соответствует основным видам разрешенного использования территориальной зоны Ж 4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами), установленной Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа от 07.04.2010 № 462 (в редакции распоряжения Департамента от 28.03.2018 № 14), поскольку в такой зоне размещение одноэтажных домов не предусмотрено.
Статьей 7 ЗК РФ определено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.
Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1, глава 4 ГрК РФ).
Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры (пункт 4 статьи 85 ЗК РФ).
В силу пункта 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Частью 8 статьи 36 ГрК РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, из пункта 4 статьи 85 ЗК РФ и части 8 статьи 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ).
Такой подход в целом соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2015 № 308-КГ15-7455, от 03.06.2019 № 301-КГ18-25680.
Указанные выводы не противоречат правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 18.07.2018 № 32-КГ-18-13, согласно которой указанные в пункте 14 статьи 39.16 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка могут являться основанием к такому отказу только в случае первичного предоставления земельного участка.
Само по себе несоблюдение публичными органами требований статей 30, 34 ГрК РФ при подготовке Правил землепользования и застройки и определении границ территориальных зон без учета сложившейся планировки и существующего землепользования не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок и на использование как самого объекта, так и земельного участка, в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством.
Доказательств того, что эксплуатация принадлежащего ЗАО «КВИНТ» одноэтажного дома с пристройкой опасна для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, что с точки зрения пункта 4 статьи 85 ЗК РФ и части 8 статьи 36 ГрК РФ являлось бы препятствием для дальнейшего использования спорного земельного участка с сохранением его фактического целевого назначения, ответчиком в материалы дела не представлено.
Суд также учитывает введенный распоряжением Департамента градостроительства Приморского края от 28.03.2018 № 14 (ред. от 27.12.2018) «О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» пункт 1 статьи 6 Правил землепользования и застройки, согласно которому при образовании земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, права на которые возникли в установленном законом порядке до вступления в силу настоящих Правил, требования о соблюдении предельных минимальных размеров земельных участков не применяются вне зависимости от территориальной зоны, в границах которой находится образуемый земельный участок. В указанном случае вид разрешенного использования образуемого земельного участка устанавливается с учетом разрешенного использования расположенных на нем здания, сооружения и в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае у Департамента земельных отношений не имелось предусмотренных пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ оснований для отказа обществу в выкупе спорного земельного участка.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ Департамента земельный отношений предоставить ЗАО «КВИНТ» в собственность спорный земельный участок не может быть признан законным и обоснованным.
Судом принимается во внимание указание заявителя на нарушение ответчиком установленного пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ 30-дневного срока рассмотрения заявления ЗАО «КВИНТ» о предоставлении в собственность земельного участка от 04.12.2018 (ответ был дан только 05.07.2019). Однако указанный довод Общества не имеет правового значения с учетом того, что заявитель, будучи осведомленным о наличии бездействия со стороны Департамента, в течение длительного времени не предпринимал мер к оспариванию такого бездействия.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного требование Общества о признании незаконным оспариваемого отказа, выраженного в письмах от 05.07.2018 № 20/23230, от 20.07.2018 № 20/25309 Департамента земельных отношений, подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Право выбора способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя принадлежит суду. Способ защиты определяется на основании оценки спорных правоотношений, с учетом установленных по делу обстоятельств, и должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица, и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
При этом, судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
В своем заявлении в суд Общество в качестве способа восстановления своего нарушенного права просит обязать ответчика предоставить ему в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 25:28:020029:6 площадью 626 кв. м, расположенный по адресу: <...>, и направить проект договора купли-продажи в адрес ЗАО «КВИНТ».
Принимая во внимание изложенное, а также то, что суд не может подменять собой уполномоченный орган, осуществляющий публичные полномочия, суд обязывает Департамент земельных и имущественных отношений повторно рассмотреть заявление ЗАО «КВИНТ» о предоставлении спорного земельного участка в собственность, с учетом вышеприведенных выводов.
В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса (часть 1 статьи 48 АПК РФ).
Таким образом, процессуальное правопреемство обусловлено правопреемством в материальном праве и допускается при установлении факта перехода к правопреемнику полномочий и функций правопредшественника.
Как следует из Закона Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» (далее - Закон №497-КЗ), вступившего в силу с 01.01.2019, полномочия департамента в части распоряжения земельными участками в границах Владивостокского городского округа прекращены.
Статьей 9 Закона Приморского края от 03.12.2018 № 402-КЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений» (далее – Закон №402-КЗ), в новой редакции установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в области регулирования земельных отношений осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с постановлением администрации г. Владивостока от 25.04.2019 № 1667 «Об осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков государственная собственность на которые не разграничена» такими полномочиями наделено Управление муниципальной собственности г. Владивостока.
Таким образом, с 01.05.2019 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками в границах Владивостокского городского округа является Управление муниципальной собственности г. Владивостока
Данное обстоятельство влечет за собой функциональное правопреемство и правопреемником в данном случае является орган местного самоуправления, которому переданы соответствующие публичные функции.
Функциональное правопреемство в силу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» означает переход от одного госоргана к другому госоргану функций и обязательств, возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций. По изложенному суд полагает, что общество не лишено возможности заявить такое ходатайство в порядке статьи 48 АПК РФ на любой стадии арбитражного процесса, в том числе на стадии исполнения судебного акта.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Признать незаконными решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, выраженные в письмах от 05.07.2018 № 20/23230, от 20.07.2018 № 20/25309 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 площадью 626 кв.м., расположенного по адресу: <...> как несоответствующие Земельному кодексу РФ.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края повторно рассмотреть заявлениезакрытого акционерного общества «КВИНТ» от 27.11.2017 исх. № 002-юр о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 общей площадью 626 кв.м., расположенного по адресу: <...> в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в пользу закрытого акционерного общества «КВИНТ» судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Н.А. Беспалова