АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-20511/2020
23 марта 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В.Колтуновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.В.Тищенко,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Владивостокской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005)
к обществу с ограниченной ответственностью «ВОСТОК ИМПОРТ СЕРВИС» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 02.07.2018)
о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 12851250 рублей и пени в размере 1468527,72 рублей по ДТ №10702030/150519/0004623, №10702030/290519/0005239,
№ 10702030/270819/0008642
при участии в заседании:
от таможни: ФИО1, по доверенности № 5 от 15.01.2020 (срок действия до 31.12.2021), с/у № 191765, диплом;
от ответчика: не явились, извещены;
установил: Владивостокская таможня (далее – заявитель, таможенный орган, таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ВОСТОК ИМПОРТ СЕРВИС» (далее – ответчик, ООО «ВОСТОК ИМПОРТ СЕРВИС», общество) о взыскании суммы утилизационного сбора в размере 12851250 рублей и пени в размере 1468527,72 рублей за товар, ввезенный по ДТ №10702030/150519/0004623, №10702030/290519/0005239,
№ 10702030/270819/0008642 (с учетом принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ уточнений требований).
Таможенный орган в своем заявлении указал, что обществом было ввезены на таможенную территорию и помещено под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» самоходные транспортные средства классифицируемые в подсубпозиции 8429521001 ТН ВЭД ЭАЭС - Экскаваторы гусеничные, бывшие в употреблении задекларированные в ДТ, в отношении которых не уплачен утилизационный сбор. Поскольку общество не уплатило сумму утилизационного сбора в добровольном порядке согласно направленному в его адрес уведомлению, таможня обратилась в арбитражный суд для взыскания суммы утилизационного сбора, а также пени за неуплату таможенных платежей в судебном порядке.
Общество предъявленные к нему требования не оспорило, отзыв на заявление не представило.
Из материалов дела судом установлено, что в мае и в августе 2019 года обществом на таможенную территорию было ввезено и помещено под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления»
- по ДТ № 10702030/150519/0004623 (номер товара 1 код ТН ВЭД 8429521001). Экскаватор б/у, гусеничный (для последующей разукомплектации на крупногабаритные узлы и агрегаты); марка: HITACHI 30, модель VI505; цвет желтый, номер шасси 30J-0109407; двигатель дизельный, идентификационный номер V1505-5864125; мощность двигателя 27 л.с.; объем двигателя 1498 см3; год выпуска 2002; дата выпуска 16.05.2019.
- по ДТ № 10702030/290519/0005239 (номер товара 1. код ТН ВЭД 8429521001) Экскаватор гусеничный полноповоротный бывший в эксплуатации; двигатель: дизельный; цвет желтый; номер шасси HGM1V700E00051172; модель двигателя: 6НК1; номер двигателя 516055, объем двигателя 7790 см3, мощность двигателя 286 л.с./210квт; год выпуска 2002; дата выпуска 30.05.2019.
- по ДТ № 10702030/270819/0008642 (номер товара 1. код ТН ВЭД 8429521001) Экскаватор малогабаритный гусеничный; марка: AIRMAN; модель: HM30S (для последующей разукомплектации на крупногабаритные узлы и агрегаты); полноповоротный; бывший в эксплуатации; двигатель: дизельный; цвет: оранжевый,
номер шасси 861-020109, модель двигателя: 3LD1; год выпуска 1998; дата выпуска 03.09.2019.
Таможенный орган при оформлении товара требование об уплате утилизационного сбора декларанту не предъявил, товар был выпущен без оформления паспорта самоходной машины и уплаты утилизационного сбора.
На основании сведений, заявленных в ДТ №10702030/150519/0004623, №10702030/290519/0005239, №10702030/270819/0008642 и представленных в ходе таможенного декларирования документов, в отношении указанных в декларациях на товары транспортных средств установлен коэффициент расчета размера утилизационного сбора и произведён следующий расчёт: 172 500*17 = 2 932 500 руб., где 172 500 – это базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в рублях; 17 и 40,5 – это коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, в отношении экскаваторов мощностью силовой установки менее 170 л.с. и в отношении экскаваторов мощностью силовой установки не менее 250 л.с. соответственно (раздел IIIПеречня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утв. Постановлением Правительства РФ № 81 от 06.02.2016) (далее – Перечень № 81).
Уведомлением от 06.11.2020, направленным в адрес общества письмом от 06.11.2020 № 25-35/44517, таможенный орган уведомил декларанта о необходимости уплатить утилизационный сбор в размере 12851250 руб. за товар задекларированный по ДТ №10702030/150519/0004623, №10702030/290519/0005239, №10702030/270819/0008642, а также пени в сумме 1235097,12 руб. за период с 31.05.2019, 14.06.2019, 18.09.2019 по 06.11.2020.
В связи с неуплатой обществом в добровольном порядке утилизационного сбора, таможенный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что требование таможенного органа подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В пункте 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 указанной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор – это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, в числе которых названы лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила № 81) и Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Согласно пункту 2 названного постановления оно вступает в законную силу со дня его официального опубликования (опубликовано 10.02.2016).
Таким образом, из приведенных норм следует, что утилизационный сбор в отношении самоходных машин, указанных в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 №81 перечне, подлежит взиманию с 10.02.2016.
В пункте 5 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ). При этом, в соответствии с пунктом 3 Правил № 81, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба.
В силу пунктов 5, 6 Правил № 81 утилизационный сбор исчисляется и уплачивается плательщиком самостоятельно.
Согласно пункту 11 Правил № 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган в том числе и расчет суммы утилизационного сбора в отношении в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним по утверждённой форме, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
Документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования) (пункт 11(1) Правил № 81).
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо наличия чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора (пункт 13 Правил № 81), а также выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяется Федеральной таможенной службой (пункт 14 Правил № 81).
Таким образом, исходя из приведённых положений Правил и статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, суд полагает, что именно уплата утилизационного сбора в установленном порядке является одним из условий выдачи ПСМ, а не наоборот; выдача таможенными органами ПСМ на ввозимые на территорию РФ самоходные машины осуществляется после уплаты утилизационного сбора и проставления в соответствующей графе отметки о его оплате.
По изложенному следует, что факт отсутствия у спорных самоходных машин ПСМ не является основанием для освобождения лица, осуществившего ввоз таких транспортных средств на территорию РФ, от уплаты утилизационного сбора.
Так, именно ответчик является лицом, осуществившим ввоз спорных самоходных транспортных средств на территорию РФ, следовательно, именно общество признаётся плательщиком утилизационного сбора в силу пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ.
Согласно разделу III Перечня № 81Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0ТН ВЭД ЕАЭС,относятся к самоходным машинам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
В соответствии со ссылкой «4» к Перечню № 81 размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублей.
В соответствии с разделом III Перечня № 81 «Экскаваторы…» мощностью силовой установки менее 170 л.с., с даты выпуска которых прошло более 3-х лет, применяется коэффициент 17,в отношении экскаваторов мощностью силовой установки не менее 250 л.с. с даты выпуска которых прошло более 3-х лет, применяется коэффициент 40,5.
Как следует из сведений, заявленных декларантом в графе 31 ДТ - № 10702030/150519/0004623 (номер товара 1 код ТН ВЭД 8429521001). Экскаватор б/у, гусеничный (для последующей разукомплектации на крупногабаритные узлы и агрегаты); марка: HITACHI 30, модель VI505; цвет желтый, номер шасси 30J-0109407; двигатель дизельный, идентификационный номер V1505-5864125; мощность двигателя 27 л.с.; объем двигателя 1498 см3; год выпуска 2002;
- по ДТ № 10702030/290519/0005239 (номер товара 1. код ТН ВЭД 8429521001) Экскаватор гусеничный полноповоротный бывший в эксплуатации; двигатель: дизельный; цвет желтый; номер шасси HGM1V700E00051172; модель двигателя: 6НК1; номер двигателя 516055, объем двигателя 7790 см3, мощность двигателя 286 л.с./210квт; год выпуска 2002;
- по ДТ № 10702030/270819/0008642 (номер товара 1. код ТН ВЭД 8429521001) Экскаватор малогабаритный гусеничный; марка: AIRMAN; модель: HM30S (для последующей разукомплектации на крупногабаритные узлы и агрегаты); полноповоротный; бывший в эксплуатации; двигатель: дизельный; цвет: оранжевый,
номер шасси 861-020109, модель двигателя: 3LD1; год выпуска 1998.
Следовательно, исходя из базовой ставки и приведенных выше коэффициентов, сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении товаров ввезенных по ДТ №10702030/150519/0004623, №10702030/270819/0008642 составляет 172500 * 17 = 2 932 500руб. за каждый товар и сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении товара по ДТ №10702030/290519/0005239 составляет 172500 * 40,4 = 6986250руб.
Согласно пункту 17 Правил в случае, если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Названный порядок взыскания таможенным органом соблюден. Уведомлением от 06.11.2020, направленным в адрес общества письмом от 06.11.2020 № 25-35/44517 таможенный орган сообщил о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени расценивается судом в спорном случае в качестве требования об уплате обязательных платежей.
Из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Закона № 89-ФЗ, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство Российской Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления.
При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса, которая приобретает тем самым универсальный характер.
В частности, для отношений по уплате фискальных сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Такие правовые позиции, изложенные применительно к отдельным фискальным сборам, но в универсальном ключе, сформированы в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 №14-П, от 05.03.2013 № 5-П, от 14.05.2009 № 8-П, от 28.02.2006 № 2-П.
С учетом изложенного, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов, равно как и восполнение пробелов в порядке исчисления сбора по аналогии, не может быть признано правомерным.
Судебная практика исходит из допустимости устранения неясностей в порядке исчисления обязательных публично-правовых платежей в тех случаях, когда это не выходит за пределы толкования соответствующих норм и необходимо для обеспечения реализации принципов равенства плательщиков, экономической обоснованности платежей и т.п. (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2013 № 3589/13, от 21.06.2012 № 2676/12, от 25.02.2010 № 13640/09, от 08.12.2009 № 11715/09, Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 305-КГ17-12383).
Абзацем 5 пункта 11(1) Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 31.05.2018 № 639 предусмотрено начисление пени за неуплату утилизационного сбора за каждый календарный день просрочки в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора, начиная со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил – в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования).
Проверив расчёт пени, суд установил, что пени по ДТ №10702030/150519/0004623 начислены за период с 01.06.2019 по 16.03.2021 в сумме 359011,31руб., пени по ДТ №10702030/290519/0005239 начислены за период с 15.06.2019 по 16.03.2021 в сумме 830024,72руб., пени по ДТ №10702030/270819/0008642 начислены за период с 19.09.2019 по 16.03.2021 в сумме 279491,69руб.
Расчет судом проверен и признан правильным.
Доказательств уплаты обществом предъявленной к взысканию суммы утилизационного сбора, а также пени материалы дела не содержат.
На основании изложенного суд находит заявление таможни в части взыскания с ООО «ВОСТОК ИМПОРТ СЕРВИС» утилизационного сбора в сумме 12851250 рублей и пени за неуплату утилизационного сбора в сумме 1468527,72 руб. подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВОСТОК ИМПОРТ СЕРВИС» в доход бюджета Российской Федерации 14319777руб.72коп., в том числе утилизационный сбор за товары, ввезённые по декларациям на товары №10702030/150519/0004623, №10702030/290519/0005239, №10702030/270819/0008642 в сумме 12851250 рублей и пени за неуплату утилизационного сбора в сумме 1468527,72 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВОСТОК ИМПОРТ СЕРВИС» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 94599 рублей.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Н.В.Колтунова