АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-20552/2021
02 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 02 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Фокиной А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовым С.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 10.02.1999, дата присвоения ОГРН 15.11.2002)
к Администрации Ольгинского муниципального района Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 04.01.2003)
о признании незаконным бездействия по неприятию мер по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети интернет на официальном сайте Администрации Ольгинского муниципального района www.admolga.ru информации, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, об обязании устранить допущенные нарушения законодательства путем размещения на официальном сайте www.admolga.ru информации, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства,
при участии в заседании:
от заявителя – старшего прокурора отдела Заики О.В. (служебное удостоверение), от Администрации – не явились, извещены,
установил:
Первый заместитель прокурора Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской деятельности (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Ольгинского муниципального района Приморского края (далее – Администрация), выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети интернет на официальном сайте Администрации Ольгинского муниципального района www.admolga.ru информации, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, об обязании устранить допущенные нарушения закнодательства путем размещения на официальном сайте www.admolga.ru информации, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Администрация, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в заседание представителя не направила, в письменном отзыве на заявление ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем суд рассмотрел дело в отсутствие Администрации в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по имеющимся в материалах дела документам.
В обоснование заявленного требования прокурор ссылается на нормы статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ), которыми предусмотрено оказание органами государственной власти и органами местного самоуправления информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заявитель полагает, что оспариваемым бездействием Администрации нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской деятельности, поскольку наличие на официальном сайте Администрации информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона № 209-ФЗ, необходимо субъектам малого и среднего предпринимательства для оценки экономической ситуации на конкретной территории.
Администрация согласно письменному отзыву на заявление предъявленные к ней требования не оспорила, согласилась с ними, указав, что обязуется устранить выявленные нарушения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокурором проверки исполнения Администрацией Ольгинского муниципального района Приморского края законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления установлено, что на официальном сайте администрации Ольгинского муниципального района в информационно-телекоммуникационнной сети «Интернет» округа по адресу admolga.ru в разделе «Экономика» вкладки: «Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства», «Экономические показатели района» не размещены следующие сведения:
-о реализации на территории Ольгинского муниципального района программы «Экономическое развитие Ольгинского муниципального района» на 2021-2025 годы и подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ольгинском муниципальном районе на 2021-2025 годы»;
-о числе замещенных рабочих мест в 155 субъектах малого и среднего предпринимательства (из общего количества 202) в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
- об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
По факту выявленных нарушений законодательства Прокуратурой Ольгинского района главе Ольгинского муниципального района 13.04.2021 внесено представление № 7-12-2021/292.
Согласно ответу Администрации от 18.05.2021 в целях устранения нарушений, указанных в представлении, на официальном сайте администрации Ольгинского муниципального района в разделе «Экономика» создана вкладка «Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».
В ходе повторного мониторинга сайта Администрации в сети Интернет по адресу admolga.ru прокурором установлено, что информация о реализации на территории Ольгинского муниципального района программы «Экономическое развитие Ольгинского муниципального района» на 2021-2025 годы и подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ольгинском муниципальном районе на 2021-2025 годы», о числе замещенных рабочих мест в 155 субъектах малого и среднего предпринимательства (из общего количества 202) в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности, об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не размещена.
Результаты повторного мониторинга зафиксированы в акте осмотра от 25.10.2021.
Посчитав, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о допущенном Администрацией незаконном бездействии, прокурор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке статьи 52 АПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Абзацем вторым части 1 статьи 52 АПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 6 Федерального закона № 209-ФЗ определено, что государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содействие развитию малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
В статье 11 Федерального закона № 209-ФЗ закреплены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
1) формирование и осуществление муниципальных программ
(подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
4)содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 209-ФЗ одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства и открытость процедур оказания поддержки.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе, информационную поддержку таких субъектов и организаций.
Согласно статье 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 209-ФЗ оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона № 209-ФЗ к числу информации, обеспечение размещения которой в информационных системах возложено на органы местного самоуправления в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства отнесены, в том числе сведения:
- о реализации муниципальных программ (подпрограмм);
- о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
- об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В то же время требования, установленные в части 3 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, позволяют информацию, указанную в части 2 данной статьи, и являющуюся общедоступной, размещать в сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, не исключая возможности создания для этих целей официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет».
При этом сведения о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности, исходя из их значимости, являются с учетом требований статьи 11 Федерального закона № 209-ФЗ элементами анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований, следовательно, размещение именно этих сведений также отнесено к полномочиям органа местного самоуправления.
Таким образом, предусматривая обязательное наличие такой информации на сайте органа местного самоуправления, законодатель имел в виду необходимость ее использования для оценки экономической ситуации на конкретной территории как субъектами малого и среднего предпринимательства, так и непосредственно органами местного самоуправления для осуществления полномочий в этой сфере.
Системный анализ приведенных выше положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что обязанность по опубликованию и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информации, указанной в части 2 статьи 19 Федерального закона № 209-ФЗ, возложена на органы власти всех уровней, в том числе на органы местного самоуправления.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Администрацией, что на ее официальном сайте в сети «Интернет» в нарушение части 2 статьи 19 Федерального закона № 209-ФЗ не размещена информация о реализации на территории Ольгинского муниципального района программы «Экономическое развитие Ольгинского муниципального района» на 2021-2025 годы и подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ольгинском муниципальном районе на 2021-2025 годы», о числе замещенных рабочих мест в 155 субъектах малого и среднего предпринимательства (из общего количества 202) в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности, об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая изложенное, суд поддерживает обоснованный вывод прокурора о том, что в рассматриваемом случае имело место незаконное бездействие Администрации, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем заявленные требования удовлетворяет.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Соответственно, в случае признания судом ненормативного правового акта или решения недействительным, а действий (бездействия) незаконными судом в соответствии с вышеприведенными законоположениями в резолютивной части решения в обязательном порядке должно быть указано на применение восстановительной меры.
Суд считает, что применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора устранение нарушения прав и законных интересов лиц, в защиту интересов которых обратился прокурор, возможно только в результате фактического размещения Администрацией на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» admolga.ru информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации участники процесса освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие Администрации Ольгинского муниципального района Приморского края по непринятию мер по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информации, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно: о реализации на территории Ольгинского муниципального района программы «Экономическое развитие Ольгинского муниципального района» на 2021-2025 годы» и подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ольгинском муниципальном районе на 2021-2025 годы», о числе замещенных рабочих мест в 155 субъектах малого и среднего предпринимательства (из общего количества 202) в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности, об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Обязать Администрацию Ольгинского муниципального района Приморского края в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения путем размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» admolga.ru информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно: о реализации на территории Ольгинского муниципального района программы «Экономическое развитие Ольгинского муниципального района» на 2021-2025 годы и подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ольгинском муниципальном районе на 2021-2025 годы», о числе замещенных рабочих мест в 155 субъектах малого и среднего предпринимательства (из общего количества 202) в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности, об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Фокина А.А.