АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-20623/2016
10 марта 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 марта 2017 года .
Полный текст решения изготовлен 10 марта 2017 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаровой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная Транспортная Компания" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 29.12.2008)
к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 06.03.2009)
о признании незаконными решений, приказа
при участии: от заявителя – ФИО1, директор (Выписка из ЕГРЮЛ); ФИО2, представитель по доверенности от 29.04.2016; от ответчика – ФИО3, ведущий консультант по доверенности от 31.01.2017 №1.4-1/37/532, ФИО4, зам.начальника правового отдела по доверенности от 18.01.2017 №1.4-1/37/240
установил: общество с ограниченной ответственностью «Строительная Транспортная Компания» (далее по тексту – Общество, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее – Департамент) по не соблюдению административного регламента и направлению уведомлений от 18.05.2016 и 05.08.2016.
В судебном заседании 22.11.2016 заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил предмет заявленного требования: признать незаконными решения, оформленные письмами Департамента уведомление №7-12/373490 от 18.05.2016, письмо №7-12/37/5904 от 05.08.2016, письмо №7-12/37/6302 от 02.09.2016; признать недействительным приказ Департамента №224 от 02.09.2016 о досрочном прекращении права пользования недрами и аннулировании лицензии ПАР №648ОЩ.
Судом принято уточнение предмета заявленных требований в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
В судебных заседаниях 12.12.2016, 26.01.2017 судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв, после которого судебное заседание продолжено 15.12.2016, 02.02.2017 в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовым В.А., при участии представителей сторон.
В судебном заседании 02.03.2017 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 09.03.2017.
В судебном заседании 09.03.2017 рассмотрение дела продолжено в том же составе суда, при ведении протокола секретарем судебного заседания Шаровой О.В., при участии представителей сторон.
В обоснование заявленного требования Общество указало на несоответствие оспариваемых решений и приказа Департамента требованиям Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", а также пункту 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1, поскольку Общество реализовало право на обращение в уполномоченный орган с заявлениями о внесении изменений в условия лицензии серии ПАР №648 ОЩ, выданной на право Обществу осуществлять добычу песка и песчано-гравийной смеси на участке №10 месторождения «Долинное» на территории Партизанского муниципального района, однако Департамент в нарушение указанного права Общества на внесение изменений в лицензию не рассмотрел данные обращения, а неправомерно прекратил право пользования недрами, чем нарушил права и законные интересы Общества как недропользователя.
Общество также указало на то, что оспариваемые уведомление №7-12/373490 от 18.05.2016, письмо №7-12/37/5904 от 05.08.2016, письмо №7-12/37/6302 от 02.09.2016 не соответствуют Административному регламенту, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе, по предоставлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, поскольку в нарушение порядка, предусмотренного данным Административным регламентом Департамент не рассмотрел обращения Общества о внесение изменений в лицензию и не принял по нему никаких решений.
Общество также указало на невозможность устранения допущенных нарушений, связанных с обеспечением годового уровня добычи песка в соответствии с пунктом 4 лицензии – не менее 100 000 куб.м, пояснило, то с 2014 года приостановило добычу в связи со снижением рыночного спроса на покупку добытого песка. Поскольку у общества остался большой объем нереализованного песка, возобновление добычи не соответствует экономической эффективности.
В обоснование наличия препятствий для возобновления добычи песка Общество также ссылается на неопределенность статуса земельного участка, необходимого для пользования недрами, поскольку прокурор Партизанского района обратился в Партизанский районный суд с заявлением о взыскании ущерба, нанесенного Обществом, при проведении добычных работ, в связи с отнесением земельного участка к земля сельскохозяйственного назначения, что обусловило объективную невозможность выполнить предписание Департамента от 25.06.2015 №26П-03/15.
Общество также ссылается на решение Арбитражного суда Приморского края по делу №А51-15324/2016, в обоснование невозможности исполнения требований предписания Департамента от 25.06.2015 №26П-03/15, по причине отнесения земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, считает, что данное решение имеет преюдициальное значение для рассмотрения заявленных требований.
Также Общество ссылается на налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за 8 налоговый период 2016 года, в подтверждение возобновления работ по добыче песка в 2016 году, что по мнению Общества, подтверждает факт устранения допущенного нарушения, связанного с прекращением добычи песка, на момент принятия Департаментом оспариваемого приказа о прекращении пользования недрами.
Департамент возражает против заявленных требований, указал на то, что оспариваемые уведомление №7-12/373490 от 18.05.2016, а также письма Департамент №7-12/37/5904 от 05.08.2016, №7-12/37/6302 от 02.09.2016 не нарушают права и законные интересы Общества, так как носят уведомительный характер и приняты во исполнение процедуры соблюдения прав недропользователя, связанной с досрочным прекращением права пользования недрами, что соответствует положениям Закона о недрах.
Департамент указал на допущенные со стороны Общества существенные нарушения пунктов 4, 7 лицензии серии ПАР №648 ОЩ на право Обществу осуществлять добычу песка и песчано-гравийной смеси на участке №10 месторождения «Долинное», сослался на акты проверки от 25.02.2015 №26П-03/15, от 31.03.2016 №14в-03-4674/16, указал на то, что Общество самостоятельно прекратило добычу полезного ископаемого на основании действующей лицензии, и фактически с июля 2013 года не ведет добычу песка на участке №10 месторождения «Долинное». Департамент указал на то, что Общество обратилось с заявкой на внесение изменений в лицензию после начала проверочных мероприятий в 2015 году, до приостановления работ по добыче недр, Общество с аналогичными заявками не обращалось. Департамент указал на то, что не наделен обязанностью по внесению изменений в действующую лицензию, а имеет лишь право на внесение изменений, при наличии документального обоснования необходимости внесения изменений в лицензию, чего со стороны Общества представлено не было.
Департамент отклонил ссылки Общества на несоблюдение Административного регламента, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315, указав на то, что данный Административный регламент не распространяет свое действие на полномочия Департамента, а издан в целях исполнения государственной услуги со стороны Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, к которым Департамент не отнесен.
Департамент отклонил доводы Общества о невозможности устранения допущенных нарушений условий лицензии, указал на то, что предписание Департамента от 25.06.2015 №26П-03/15 не было обществом исполнения в установленные сроки, а также оспорено им в установленном законом порядке и не отменено. Кроме того, в срок, установленный уведомлением от 18.05.2016 №7-12/37-3490, Общество также не устранило допущенные нарушения, что явилось основанием для принятия решения о досрочном прекращении действия лицензии.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края выдана лицензия серии ПАР №648 ОЩ на право Обществу осуществлять добычу песка и песчано-гравийной смеси на участке №10 месторождения «Долинное» на территории Партизанского муниципального района на левом берегу нижнего течения р.Партизанская, в 1 км. Ю-в с.Голубовка сроком действия до 24.08.2029. Лицензия зарегистрирована 25.08.2009 за №153.
Согласно условиям лицензии, владелец данной лицензии обязуется обеспечить:
1. В течение 12 месяцев после регистрации лицензии произвести за счет собственных средств геологическое доизучение участка, с подсчетом запасов до промышленной категории.
2. Подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта освоения участка не позднее 24 месяцев со дня государственной регистрации лицензии, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз.
3. Приступить к добычным работам не позднее 2011 года.
4. С 2012 года обеспечить годовой уровень добычи полезного ископаемого на период действия лицензии в соответствии с техническим проектом, но не менее 100 тыс. м3.
5. Соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с разработкой участка недр.
6. Соблюдение требований технического проекта разработки месторождения и рекультивации нарушенных земель.
7. Определение объема добытого полезного ископаемого по результатам маркшейдерских замеров.
8. Ежегодно, в срок до 15 января, предоставлять информацию органу, выдавшему лицензию и ФГУ «ТФИ по ДВФО» о фактических объемах добытого полезного ископаемого и уплаченных налогах, связанных с пользованием данным участком недр.
9. Выполнение требований законодательства, норм, правил, технических регламентов по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
10. Соблюдение требований законодательства по охране окружающей среды.
11. Участие в социально-экономических и инвестиционных мероприятиях Партизанского муниципального района и организацию рабочих мест для населения, проживающего в районе пользования лицензионным участком.
12.0плату разового платежа в течение 30 дней со дня государственной регистрации лицензии, оплату других платежей и налогов, предусмотренных условием аукциона.
13.10.2011 между администрацией Партизанского муниципального района и Обществом заключен договор аренды №390-Ю земельного участка с кадастровым номером 25:13:020404:2613, площадью 299200 кв.м, местоположение: в 600 метрах по направлению на северо-запад от ориентира (гора Брат), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Партизанский район, для ведения работ, связанных с пользованием недрами – карьер по добыче песка и песчано-гравийной смеси на участке №10 месторождение «Долинное», земли сельскохозяйственного назначения. Договор аренды заключен на срок с 10.10.2011 до 24.08.2029.
Приказом гендиректора Общества от 15.01.2014 №01 работы по добыче песка на карьере месторождения «Долинное» участок №10 прекращены в связи с изменением экономической ситуации и фактическим отсутствием спроса на песок в регионе г.Находка и Приморского края, а также наличием не проданного песка на складе Общества и производственной необходимостью и уменьшением расходов предприятия.
Письмом от 27.04.2015 №7-12/37/1801 Департамент уведомил предприятие о том, что в 2014 году оно не осуществляло добычные работы на переданном в пользовании участке недр, в связи с чем в краевой бюджет не поступили планируемые суммы налога на добычу, что в соответствии со статьей 20 Закона о недрах является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами. Указанным письмом Департамент предложил предприятию в срок до июня 2015 года приступить к добычным работам на переданном в пользование участке недр либо рассмотреть возможность отказа владельца лицензии от права пользования недрами. Указанным письмом Департамент предложил в срок до 18.05.2015 предоставить соответствующую информацию в Департамент.
05.05.2015 письмом исх.№11 Общество сообщило Департаменту о том, что в связи с экономической ситуацией в стране, объемы добычи диктуются потребностями рынка, который крайне нестабилен. В связи с чем, просило рассмотреть вопрос о корректировке условий пользования недрами, в соответствии с прилагаемым перечнем, а именно внести изменения в пункт 4 лицензии, указав его в следующей редакции: «Обеспечить годовой уровень добычи полезного ископаемого на период действия лицензии, в объемах фактического рыночного спроса».
В ответ на данное обращение Департамент письмом от 10.06.2015 №7-12/37/4725 сообщил Обществу о том, что рассмотрел обращение о внесении изменений в лицензию, однако в соответствии с утвержденным сводным планом проверок юридических лиц на 2015 год в отношении Общества проводится комплексная проверка с 29.05.2015 по 26.06.2015. В связи с чем вопрос о внесении изменений в условия лицензии может быть рассмотрен по результатам проведенной плановой проверки.
Актом проверки от 25.06.2015 №26П-03/15 Департамент зафиксировал результаты плановой выездной проверки в отношении Общества, согласно которым выявлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов:
1. Общество не обеспечило годовой уровень добычи полезного ископаемого 100 т.куб.м ( по форме 5-гр за 2014 г.добыча в графе «Движение балансовых запасов за 2014 год» не осуществлялась), что является нарушением п.4 условий лицензии ПАР №648 ОЩ, ч.2 п.10 ст.22 Закона о недрах.
2. Объем добытого полезного ископаемого не определялся по результатам маркшейдерских замеров, так как отсутствовали объемы добычи (журнал подсчета объемов добычи и вскрыши (горной массы), что является нарушением п.7 условий лицензии ПАР №648 ОЩ, ч.2 п.10 ст.22 Закона о недрах.
По результатам проверки Обществу выдано предписание №26П-03/15 от 25.06.2015, согласно которому Обществу предписано в срок до 31.12.2015 обеспечить ежегодный объем добычи в соответствии с условием в лицензии 100 000 куб.м, по результатам добытого полезного ископаемого в 2015 г. определить объем добытого полезного ископаемого по результатам маркшейдерских съемок.
Письмом от 16.11.2015 исх.№20 Общество повторно обратилось с просьбой рассмотреть вопрос о корректировке условий пользования недрами, в связи с существенным изменением объема потребления добываемого сырья по независящим от пользователя причин, в также в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона о недрах, при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. Согласно приложению к письму Общество просило изменить редакцию пункта 4 лицензии, изложив ее в следующей редакции: «Обеспечить годовой уровень добычи полезного ископаемого на период действия лицензии, в объемах фактического рыночного спроса».
23.03.2016 Департаментом на основании распоряжения от 18.03.2016 №14в-03 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что добыча недр в соответствии с выданной лицензией ПАР №648 ОЩ с июля 2013 года не ведется. 23.03.2016 осуществлен осмотр карьера, на момент осмотра добычные работы не осуществлялись, какие-либо работы не велись. Налог на добычу полезных ископаемых в бюджет не поступает, годовой отчет по форме 5-ГР за 2015 год не представлен. При проверке выполнения ранее выданного предписания от 25.06.2015 №26П-03/15, установлено, что предприятием на 31.03.2016 требования предписания от 25.06.2015 №26П-03/15 не выполнены.
Указанные нарушения зафиксированы актом проверки от 31.03.2016 №14в-03-4674/16.
Кроме того, данным актом проверки зафиксировано, что у предприятия есть техническая возможность добывать до 3000 куб.м песка в час по пульпе, но добыча не ведется в связи с отсутствием рыночного спроса на добываемый продукт. На складе предприятия хранится 18 000 куб.м песка.
31.03.2016 в пояснениях исх.№09, Общество в ответ на проведение проверки, повторно обратилось с просьбой изменить условия лицензии, в связи со снижением экономического спроса на добытый песок.
18.05.2016 Департамент на имя гендиректора общества направил уведомление №7-12/37/3490, руководствуясь пунктами 2, 3, 5, 8 части второй статьи 20 Закона о недрах, уведомив общество о том, что при пользовании недрами по лицензии ПАР №648 ОЩ на добычу песка и песчано-гравийной смеси на участке №10 месторождения «Долинское» допущены следующие нарушения: не ведутся добычные работы. С 2012 года не обеспечен годовой уровень добычи полезного ископаемого на период действия лицензии в соответствии с техническим проектом, но не менее 100 тыс.куб.м.
Согласно данному уведомлению Обществу предложено в трехмесячный срок со дня получения уведомления устранить допущенные нарушения и предоставить информацию в Департамент. В случае, если в установленный срок нарушения не будут устранены Департаментом будет рассмотрен вопрос о досрочном прекращении лицензии ПАР №648-ОЩ на основании пунктов 2, 3, 5, 8 части второй статьи 20 Закона о недрах, пункта 4 статьи 14 Закона Приморского края от 28.06.2007 №103-КЗ «О порядке пользования участками недр местного значения, на территории Приморского края».
Данное уведомление получено Обществом 01.06.2016.
Письмом от 01.07.2016 №17 Общество повторно обратилось в Департамент с просьбой о внесении изменений в пункт 4 лицензии ПАР №648-ОЩ, изложив пункт 4 лицензии в следующей редакции: «Обеспечить годовой уровень добычи полезного ископаемого на период действия лицензии, в объемах фактического рыночного спроса, но не менее 15 тыс.куб.метров.
В обоснование внесения изменений в пункт 4 лицензии Общество указало в обращении на то, что в результате проведенных исследований качественных характеристик песка участка №10 Долинного месторождения, установлено, что пески по модулю крупности относятся к группе очень мелких песков, реже к мелким и тонким. Результаты изучения песка показали, что область применения песка из данного месторождения крайне мала, песок не подходит для производства бетона, и может использоваться только как подсыпной материал.
Кроме того, Общество указало на то, что добыча песка на территории Приморского края сократилась с 2010 по 2015 г.г. с 808 тыс.куб.м в 2010 г., до 305,2 тыс.куб.м в 2014 г., и 230,7 тыс.куб.м в 2015 г.
Указанные обстоятельства, по мнению Общества, свидетельствуют о существенном изменении объема потребления добываемого сырья, по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, а также являются обстоятельствами, существенно отличающиеся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
В ответ на обращение Общества от 01.07.2016 Департамент письмом от 05.08.2016 №7-12/37/5904, указал на то, что в представленной информации отсутствует обоснование снижения ежегодного объема добычи полезного ископаемого в количестве, определенного условиями лицензии не менее 100 тыс.куб.м в год, до объема добычи не менее 15 тыс.куб.м в год, при том, что Общество на проектную мощность по добычи песка не вышло, в настоящее время добычные работы не производит и отчитывается с нулевыми показателями, тем самым нарушает условия лицензии, являющиеся решающими.
В связи с этим, Департамент отказал в принятии решения о корректировке условий лицензии, в сторону резкого снижения ежегодного объема добычи полезного ископаемого.
Указанным письмом от 05.08.2016 Департамент повторно предупредил Общество о необходимости устранения допущенных нарушений и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ПАР№648ОЩ.
26.08.2016 Общество повторно обратилось с заявкой исх.№22 (вх.№37/7806 от 31.08.2016) на внесение изменений и дополнений в лицензию на пользование участками недр ПАР №648 ОЩ, в части пункта 4, предложив изменить пункт 4 лицензии в следующей редакции: «С 2016 г.обеспечить годовой уровень добычи полезного ископаемого на период действия лицензии, в объемах фактического рыночного спроса, но не менее 23 тыс.куб.м».
К заявке были приложены обосновывающие необходимость внесения изменений документы.
02.09.2016 по результатам рассмотрения обращения общества от 26.08.2016 письмом №7-12/37/6302 Департамент сообщил, что в представленной информации отсутствуют подтверждающие документы об устранении допущенных нарушений в срок, установленный уведомлением от 18.05.2016 №7-12/37/3490.
Поскольку обществом на проектную мощность по добыче песка не вышло, а с 2014 года добычные работы не производит, и отчитывается с нулевыми показателями, им допущено существенное нарушение условий лицензии ПАР 648 ОЩ. До установленного срока - до 01.09.2016 общество не устранило допущенные нарушения, в связи с чем в соответствии с пунктами 2, 3, 5 части второй статьи 20 Закона о недрах, Департаментом принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ПАР 648 ОЩ.
02.09.2016 Департаментом принят приказ №224 «О прекращении права пользованиями недрами по лицензии ПАР 648 ОЩ», в соответствии с которым досрочно прекращено право пользования недрами, предоставленное Обществу с целью добычи песка и песчано-гравийной смеси на участке №10 месторождение «Долинное» на территории Партизанского муниципального района, и аннулирована лицензия ПАР №648 ОЩ.
Общество, не согласившись с решениями Департамента, изложенными в уведомлении от 18.05.2016 №7-12/373490, в письмах от 05.08.2016 №7-12/37/5904, от 02.09.2016 №7-12/37/6302, а также с приказом Департамента о досрочном прекращении лицензии от 02.09.2016 №224, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 11 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению.
В соответствии с положениями статей 314, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Общество, являющееся субъектом предпринимательской деятельности, в соответствии с положениями статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации действует самостоятельно и на свой риск. Невыполнение обязательств влечет за собой наступление определенных гражданско-правовых последствий.
В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В целях обеспечения защиты прав и интересов недропользователя, в статье 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности.
Учитывая положения названных норм права и разъяснения, изложенные в указанном постановлении Пленума, досрочное прекращение права пользования недрами, по причине нарушения существенных условий лицензионного соглашения, фактически представляет собой расторжение в установленном данным Законом порядке договорных отношений (лицензионного соглашения) и не является административным наказанием (актом привлечения к административной ответственности) в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для проверки законности которого требуется установление наличия вины лица, в отношении которого издан этот акт как необходимой части состава правонарушения.
При этом согласно пункту 7 части 1 статьи 22 Закона о недрах и пункта 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1, пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Из анализа положения Закона о недрах, названный Закон не обязывает орган, выдавший лицензию, в любом случае вносить изменения в условия лицензии на пользование недрами. Такие изменения, по смыслу Закона о недрах, могут быть внесены лишь при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, бремя доказывания наличия которых возлагается на пользователя недр.
Из материалов дела судом установлено, что в соответствии с пунктом 4 условий лицензии серии ПАР №648 ОЩ, выданной Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края Обществу, на право осуществлять добычу песка и песчано-гравийной смеси на участке №10 месторождения «Долинное», последнее приняло на себя обязательства с 2012 года обеспечить годовой уровень добычи полезного ископаемого на период действия лицензии в соответствии с техническим проектом, но не менее 100 тыс. м3.
Согласно пункту 7 условий лицензии серии ПАР №648 ОЩ, общество обязано определять объем добытого полезного ископаемого по результатам маркшейдерских замеров.
Приказом гендиректора Общества от 15.01.2014 №01 работы по добыче песка на карьере месторождения «Долинное» участок №10 прекращены в связи с изменением экономической ситуации и фактическим отсутствием спроса на песок в регионе г.Находка и Приморского края, а также наличием не проданного песка на складе Общества и производственной необходимостью и уменьшением расходов предприятия.
Из представленного в материалы дела акта проверки от 25.06.2015 №26П-03/15, составленного Департаментом по результатам плановой выездной проверки, проведенной с целью проверки выполнения Обществом условий лицензии ПАР №648 ОЩ, судом уставлено, что в 2010 году ООО «Дальневосточная комплексная геологическая экспедиция» провела комплекс поисковых и оценочных работ по результатам которых были подсчитаны и утверждены запасы по месторождению песка «Долинное» по участку №10, в соответствии с которым балансовые запасы составляют – 1354,26т.куб.м. Предприятие имеет собственное оборудование для добычи песка, заключен договор с подрядной компанией на оказание услуг по добыче песка, у предприятия имеется техническая возможность добывать до 3000 куб.м песка в час по пульте, но добыча не ведется в связи с отсутствием рыночного спроса на добываемый продукт. На складе хранится 18 000 куб.м.песка. В период с 2011 по 2014 г. предприятием осуществлялись подготовительные работы, вскрышные работы, осуществлялась добыча песка. При этом общество не обеспечило годовой уровень добычи полезного ископаемого 100 т.куб.м, что является нарушением пункта 4 условий лицензии, объем добытого полезного ископаемого не определялся по результатам маркшедерских замеров, так как отсутствовали объемы добычи, что является нарушением пункта 7 условий лицензии.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в 2014 году общество прекратило добычу песка, тем самым не обеспечив уровень добычи строительного песка - 100 тыс.куб.м.
Доказательств того, что обществом производилось согласование прекращения добычи песка в 2014 году, либо согласование изменения уровня добычи полезного ископаемого на период 2014 года, в материалы дела не представлено.
Действий по снижению минимального уровня добычи полезного ископаемого до приостановления добычи песка в 2014 году, общество не предпринимало.
Доказательства невозможности соблюдения обществом требований, предъявляемых к его деятельности нормативными правовыми актами Российской Федерации, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, отсутствуют.
Из материалов дела следует, что первое уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в связи с тем, что с 2014 года предприятие не осуществляет добычу полезного ископаемого и не уплачивает в краевой бюджет планируемые суммы налога на добычу, Департамент направил Обществу 27.04.2015 №7-12/37/1801. Указанным уведомлением Департамент предложил в срок до июня 2015 года приступить к добычным работам на переданном в пользование участке недр и в срок до 18.05.2015 предоставить соответствующую информацию в Департамент.
Материалами дела подтверждается, что Общество 05.05.2015 в порядке статьи 22 Закона о недрах направлено в Департамент заявление на внесение изменений в лицензию ПАР №648 ОЩ, а именно внести изменения в пункт 4 лицензии, указав его в следующей редакции: «Обеспечить годовой уровень добычи полезного ископаемого на период действия лицензии, в объемах фактического рыночного спроса».
В обоснование необходимости внесения изменений в пункт 4 лицензии Общество сослалось на экономическую ситуацию в стране, а также не нестабильность потребительского рынка, которым диктуются объемы добычи.
Между тем, документов, обосновывающих внесение изменение в лицензию, к обращению общества приложено не было. Документальных данных, подтверждающих снижение спроса на добываемое сырье - данные маркетинговых исследований, данные статистики и т.п., подтверждающих необходимость внесения изменений в лицензию в части ежегодного уровня добычи, Обществом не представлено.
Доказательств того, что общество приступило к добыче песка после приостановления добычи в 2014 году, к заявке также не представлено.
В ответ на данное обращение Общества Департамент письмом от 10.06.2015 №7-12/37/4725 сообщил Обществу о том, что с 29.05.2015 по 26.06.2015 в отношении Общества проводится комплексная плановая проверка, в связи с чем вопрос о внесении изменений в условия пользования недрами по лицензии ПАР 00648 ОЩ, будет рассмотрен по результатам проведенной плановой проверки.
Из материалов дела следует, что по результатам плановой проверки со стороны Департамента было выдано предписание от 25.06.2015 №26П-03/15 об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий, установленных лицензией, согласно которому Обществу в срок до 31.12.2015 предложено обеспечить объем добычи в соответствии с лицензией - 100 000 куб.м, по результатам добытого полезного ископаемого в 2015 г. определить объем добытого полезного ископаемого по результатам маркшейдерских съемок.
Доказательств того, что Обществом было обжаловано данное предписание, и оно было отменено в установленном законом порядке, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, 16.11.2015 Общество повторно обратилось в Департамент с заявлением на внесение изменений в лицензию, а именно внести изменения в пункт 4 лицензии, указав его в следующей редакции: «Обеспечить годовой уровень добычи полезного ископаемого на период действия лицензии, в объемах фактического рыночного спроса».
В обоснование необходимости внесения изменений в пункт 4 лицензии Общество указало на то, что спрос в регионе существенно отстает от предложения, фактически отсутствует спрос на песок нашей категории, и нет экономической целесообразности производить добычу в настоящее время, указав на то, что на предприятии имеется порядка 20 000 куб.м продукции. Документов, обосновывающих внесение изменений в лицензию, а также снижения спроса на добываемое сырье, к обращению общества приложено не было. Доказательств того, что общество приступило к добыче песка после приостановления добычи в 2014 году, и предпринимает действия к исполнению ранее выданного предписания, к заявке также не представлено.
Материалами дела подтверждается, что после истечения срока выданного предписания, Общество 31.03.2016 представило в Департамент письменные пояснения, в которых повторно просило Департамент изменить условия лицензии, одновременно указав на невозможность выполнения условий ранее выданного предписания по добыче до 100 000 куб.м песка в год в связи с полным отсутствием спроса на песок.
При этом общество доказательств возобновлении добычи песка после приостановления в 2014 году, также не представило.
Актом проверки от 31.03.2016 №14в-03-4674/16, составленным Департаментом по результатам внеплановой выездной проверки Общества, зафиксирован факт не осуществления Обществом добычи с июля 2013 года. На момент осмотра карьера 23.03.2016 добыча песка не осуществлялась, какие-либо работы на карьере не велись. Актом зафиксировано, что годовой отчет по форме 5-ГР (утвержденной Постановлением Госкомстата России от 13.11.2000 №110) за 2015 год не представлен, предписание от 25.06.2015 №26П-03/15 не исполнено в полном объеме.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что по состоянию на март 2016 года Общество не приступило к работам по добыче песка после приостановления работ приказом директора Общества в 2014 году, фактически работы по добыче песка не ведутся с июля 2013 года.
Впервые Общество обратилось в Департамент с заявкой на внесение изменений в пункт 4 лицензию 05.05.2015, после направленного Департаментом в его адрес уведомления от 27.04.2015 №7-12/37/1801 о возможности досрочного прекращения действия лицензии в связи с прекращением добычи песка. При этом ни в к обращению от 05.05.2015, ни к последующим обращениям от 16.11.2015, 31.03.2016, направленных в Департамент с просьбой о внесении изменений в пункт 4 лицензии, Общество документально не обосновало возникновение чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, при соблюдении условий лицензии. Доказательств снижения спроса на добытое сырье, начиная с июля 2013 года, когда фактически Общество прекратило добычу песка, при обращениях в Департамент со стороны Общества не представлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Общество как пользователь недр, не доказало возникновение обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, и при наличии которых по смыслу Закона о недрах, могут быть внесены изменения в лицензию.
Кроме того, Общество как пользователь недр на основании действующей лицензии, обратилось в Департамент за внесением изменений в лицензию после того, как в самостоятельном порядке прекратило работы по добыче песка. При этом, несмотря на полученное уведомление Департамента от 27.04.2015 №7-12/37/1801 о возможном прекращении права пользования лицензией, выданное Департаментом по результатам проверки предписание от 25.06.2015 №26П-03/15, Общество работы по добыче песка не возобновило.
В силу положений статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в случае, в том числе, нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Пунктами 2, 3 и 5, 8 части 2 статьи 20 Закона о недрах установлены случаи досрочного прекращения права пользования недрами.
Так, право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Абзацем 4 статьи 21 Закона о недрах определено, что в указанном выше случае решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Как установлено судом из материалов дела, уведомлением от 18.05.2016 №7-12/37/3490 Департамент уведомил Общество о том, что при пользовании недрами по лицензии ПАР №648 ОЩ на добычу песка на участке №10 месторождение «Долинное» обществом допущены нарушения условий лицензии: не ведутся добычные работы. С 2012 года не обеспечен годовой уровень добычи полезного ископаемого на период действия лицензии в соответствии с техническим проектом, но не менее 100 тыс.куб.м, в связи с чем указал на необходимость устранить допущенные нарушения в трехмесячный срок со дня получения настоящего уведомления и предоставить информацию в департамент, предупредив, что в случае если в установленный срок не будут устранены нарушения, будет рассмотрен вопрос о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ПАР №648ОЩ.
Оспаривая данное уведомление, Общество указало на то, что действия Департамента по направлению данного уведомления не соответствуют Административному регламенту, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315, поскольку Общество 16.11.2015 и 31.03.2016 направило заявки в Департамент на внесение изменений в лицензию, и полагало, что со стороны Департамента будут совершены действия по рассмотрению данных заявок, однако 18.05.2016 Департамент уведомил Общество о возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Отклоняя данный довод заявителя о несоответствии оспариваемого уведомления Департамента от 18.05.2016 требования Административного регламента, суд исходит из того, что Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе, по предоставлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее - Административный регламент).
Указанный Административный регламент определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе, по предоставлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Согласно пункту 3 Административного регламента исполнение государственных функций осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (далее - Роснедра) и его территориальными органами (список территориальных органов приведен в приложении 1 к настоящему Административному регламенту).
Согласно перечню, указанному в приложении 1 к Административному регламенту, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края не входит в указанный перечень, в связи с чем положения Административного регламента не распространяются на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.
В связи с этим, довод Общества о несоответствии оспариваемого уведомления от 18.05.2016 №7-12/37/3490 Административному регламенту, судом отклоняется.
При этом суд отмечает, что действия Департамента по направлению уведомления от 18.05.2016 №7-12/37/3490 осуществлены в целях соблюдения прав пользователя недр, в рамках установленного порядка досрочного прекращения права пользования недрами.
Интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона Российской Федерации "О недрах") обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункты 2 и 5 части второй статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах"). При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами. Так, согласно оспариваемой части четвертой статьи 21 названного Закона в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (часть четвертая статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах"). Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах.
Таким образом, предусмотренный законодателем механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела при оспаривании решения о прекращении права пользования недрами.
Следовательно, оспариваемое уведомление Департамента от 18.05.2016 №7-12/37/3490, направленное в адрес Общества после установления Департаментом факта нарушения Обществом пунктов 4, 7 лицензии серии ПАР №648 ОЩ, что зафиксировано в акте проверки от 25.06.2015, а также факта неисполнения предписания от 25.06.2015 №26П-03/15, что зафиксировано в акте проверки от 31.03.2016 №14в-03-4674/16, не нарушает права и законные интересы Общества, поскольку принято в рамках соблюдения порядка досрочного прекращения права пользования недрами, предусмотренного частью четвертой статьи 21 Закона о недрах.
Довод общества о том, что на обращения от 05.05.2015, от 16.11.2015, от 31.03.2016 о внесении изменений в пункт 4 лицензии, не были рассмотрены Департаментом по существу и по ним не было принято решений, судом отклоняется, поскольку в рамках данного дела, Обществом не заявлялись требования о признании незаконным бездействия Департамента по нерассмотрению обращений Общества от 05.05.2015, от 16.11.2015, от 31.03.2016.
На основании изложенного, суд не находит оснований для признания незаконным уведомления Департамента от 18.05.2016 №7-12/37/3490.
Суд также не находит оснований для признания незаконным письма Департамента от 05.08.2016 №7-12/37-5904 в силу следующего.
Как следует из оспариваемого письма Департамента от 05.08.2016 №7-12/37-5904, оно было принято на обращение Общества от 01.07.2016 №17, согласно которому общество просило внести изменения в пункт 4 лицензии, указав его в следующей редакции: «Обеспечить годовой уровень добычи полезного ископаемого на период действия лицензии в объемах фактического рыночного спроса, но не менее 15 тыс.куб.м.». В обоснование
При этом Обществом также не было представлено документального обоснования возникновения чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, при соблюдении условий лицензии. Доказательств снижения спроса на добытое сырье, а также доказательств возобновления работ по добыче песка, при обращении в Департамент 01.07.2016 со стороны Общества также не представлено.
В связи с этим, письмом от 05.08.2016 №7-12/37/5904 Департамент указал на то, что в представленной информации отсутствует обоснование снижения ежегодного объема добычи полезного ископаемого в количестве, определенного условиями лицензии не менее 100 тыс.куб.м в год, до объема добычи не менее 15 тыс.куб.м, при том, что Общество на проектную мощность по добыче песка не вышло, в настоящее время добычные работы не производятся, тем самым нарушаются существенные условия лицензии, что не позволяет принять решение о корректировке условий лицензии в сторону столь резкого снижения ежегодного объема добычи полезного ископаемого.
Ссылка Общества в подтверждение снижения ежегодного объема добычи песка на справку ИП ФИО5 от 02.09.2016 №08-2016, а также на справку Территориального органа Федеральной службы государственной статистике по Приморскому краю (Приморскстат) от 01.09.2016 №ЕФ-28-02/2292-ДР, судом отклоняется, поскольку данные документы получены Обществом уже после обращения с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Приморского края, и не были представлены в Департамент при обращении с заявлением от 01.07.2016.
Рассмотрев письмо Департамента от 05.08.2016 №7-12/37/5904, суд считает, что оно не нарушает права и законные интересы общества, поскольку указанным письмом Департаментом правомерно при отсутствии документального обоснования необходимости снижения уровня добычи песка до 15 тыс.куб.м, а также доказательств возобновления работ по добыче песка на месторождении «Долинное», отказал во внесении изменений в пункт 4 условий лицензии и в соответствии с порядком досрочного прекращения права пользования недрами, предусмотренного частью четвертой статьи 21 Закона о недрах, повторно предупредил общество о возможности прекращения действия лицензии, в случае, если не будут исполнены требования уведомления от 18.05.2016.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным решения Департамента, изложенного в письме от 05.08.2016 №7-12/37/5904, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частью 4 статьи 200 АПК РФ.
Рассмотрев требование Общества о признании незаконным решения Департамента, изложенного в письме от 02.09.2016 №7-12/37/6302, а также приказа Департамента от 02.09.2016 №224 «О прекращении права пользования недрами по лицензии ПАР 648 ОЩ», суд также не находит оснований для удовлетворения указанных требований в силу следующего.
Как следует из оспариваемого решения Департамента, изложенного в письме от 02.09.2016 №7-12/37/6302, Департамент уведомил Общество о принятии решения о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ПАР №648 ОЩ.
Основанием для принятия данного решения явилось истечение трехмесячного срока, установленного уведомлением от 18.05.2016 №7-12/37/3490, полученного Обществом 01.06.2016, и не представлением Обществом доказательств устранения допущенных нарушений, зафиксированных в актах проверки от 25.06.2015, от 31.03.2016 №14в-03-4674/16.
Как следует из материалов дела, 26.08.2016 Общество повторно обратилось с заявкой исх.№22 на внесение изменений в пункт 4 лицензии, изложив его в следующей редакции: «С 2016 года обеспечить годовой уровень добычи полезного ископаемого на период действия лицензии, в объемах фактического рыночного спроса, но не менее 23 тыс.куб.м.».
Однако в указанной заявке от 26.08.2016, Общество не указало на меры, предпринятые на устранение допущенных нарушений условий лицензии, не представило доказательств того, что в срок до 01.09.2016 общество возобновило работы по добыче песка, равно как не указало на причины невозможности устранения допущенных нарушений в установленный срок.
Ссылка Общества на налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за 8 налоговый период 2016 года, в подтверждение возобновления работ по добыче песка, судом отклоняется, поскольку не представлено доказательств того, что данная декларация была получена Департаментом до истечения срока - 01.09.2016.
Кроме того, как следует из представленной декларации, общество задекларировало количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению – 15 000 куб.м., что не соответствует условиям лицензии.
В связи с чем, Департамент правомерно в оспариваемом решении от 02.09.2016 №7-12/37/6302 указал на то, что Общество в соответствии с условиями выданной лицензии на проектную мощность по добыче песка не вышло, с 2014 года добычные работы не производит, до установленного срока – 01.09.2016 нарушений условий лицензии ПАР 648 ОЩ не устранило, что является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами.
Доводы общества о том, что устранить допущенные нарушения невозможно в силу неопределенного статуса земельного участка, необходимого для пользования недрами, поскольку прокурор Партизанского района обратился в Партизанский районный суд с заявлением о взыскании ущерба, нанесенного Обществом, при проведении добычных работ, в связи с отнесением земельного участка к земля сельскохозяйственного назначения, что обусловило объективную невозможность выполнить предписание Департамента от 25.06.2015 №26П-03/15 судом отклоняется в силу следующего.
Как следует из представленного в материалы дела решения Партизанского районного суда от 11.08.2016 по делу №2-737/2016 по иску прокурора Партизанского района в защиту неопределенного круга лиц, муниципального образования Партизанский муниципальный район к ООО «Строительная транспортная компания» о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, указанным решением отказано в удовлетворении исковых требований прокурора о возмещении ООО «Строительная транспортная компания» ущерба окружающей природной среде в размере 48649996,8 рублей.
Кроме того, на момент истечения срока уведомления - 01.09.2016, договор аренды от 13.10.2011 №390-Ю, заключенный между администрацией Партизанского муниципального района и Обществом в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:13:020404:2613, для ведения работ, связанных с пользованием недрами – карьер по добыче песка и песчано-гравийной смеси на участке №10 месторождение «Долинное», являлся действующим. Доказательств признания данного договора недействительным в установленном законом порядке в материалы дела также не представлено. В связи с этим, у Общества отсутствовали основания не возобновлять работы по добыче песка на основании выданного Департаментом предписания, по причине того, что земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Доказательств того, что в отношении Общества со стороны Прокуратуры Партизанского муниципального района были вынесены предписания направленные на недопущение возобновления работ по добыче песка на основании выданной лицензии, в материалы дела также не представлено.
Ссылки Общества на решение Арбитражного суда Приморского края по делу №А51-15324/2016, в обоснование невозможности исполнения требований предписания, по причине отнесения земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, судом отклоняется, поскольку данное решение принято в отношении лиц, не участвующих в рассматриваемом споре, по иным обстоятельствам, не отнесенным к обстоятельствам, положенных в основу рассматриваемых требований.
В связи с чем, данное решение не может быть признано судом как имеющее преюдициальное значение для рассмотрения данного дела.
Иные доводы Общества, приведенные в письменных пояснениях в обоснование невозможности устранения допущенных нарушений условий лицензии, судом не рассматриваются, поскольку данные доводы были заявлены Обществом на стадии судебного разбирательства, и не были предметом рассмотрении Департаментом при вынесении оспариваемого приказа о досрочном прекращении пользования недрами.
Материалами дела подтверждено, что Департамент неоднократно направляло обществу уведомления (письмом от 27.04.2015 №7-12/37/1801, письмом от 18.05.2016 №7-12/37/3490), в которых недропользователю было предложено устранить нарушения, связанные с отсутствием добычи полезного ископаемого.
Поскольку общество факт невыполнения существенных условий лицензионного соглашения не опровергло и доказательств устранения выявленных нарушений, в том числе на момент принятия оспариваемого приказа о досрочном прекращении права пользования участками недр, не представило, суд приходит к выводу о соответствии указанного приказа Закону о недрах и другим нормативным правовым актам.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку судом не установлено несоответствие оспариваемых решений Департамента, оформленных письмами от 18.05.2016 №7-12/373490, от 05.08.2016 №7-12/37/5904, от 02.09.2016 №7-12/37/6302, а также приказа от 02.09.2016 №224, требований Закона о недрах, а также иным нормативным правовым актам, а также нарушение прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности, суд в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ, отказывает в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
В связи с тем, что обществом заявлено четыре материально-правовых требований, при этом государственная пошлина уплачена в размере 6 000 рублей, то государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит взысканию с заявителя в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными решений Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, оформленных письмами от 18.05.2016 №7-12/373490, от 05.08.2016 №7-12/37/5904, от 02.09.2016 №7-12/37/6302, приказа от 02.09.2016 №224. Проверено на соответствие Закону РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строительная транспортная компания" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Чугаева И.С.