АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-21006/2016
27 января 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена января 2017 года . Полный текст решения изготовлен января 2017 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Черняк Л.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мясниковой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «НТС «ГРАДИЕНТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 03.10.2002, адрес: ул. Бориса Галушкина, д. 14, корп. 1, <...>)
к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 15.04.2005, ул. Посьетская, д. 21А, <...>)
о признании недействительным решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей (таможенной пошлины и НДС), внесенных по ДТ №№ 10702020/160915/0029779; 10702020/270215/0005308; 10702020/220615/0018639; 10702020/040815/0024690; 10702020/040915/0028689; 10702020/130215/0003752; 10702020/070915/0028860; 10702020/100415/0009293; 10702020/270215/0005301; 10702020/040815/0024726; 10702020/020415/0008410; 10702020/260615/0019365; 10702020/210715/002999, оформленного письмом Владивостокской таможни от 15.08.2016 № 25-28/39814;
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился;
от таможенного органа: представитель ФИО1 по доверенности от 01.02.2016, служебное удостоверение;
установил: общество с ограниченной ответственностью «НТС «ГРАДИЕНТ» (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее – ответчик, таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей (таможенной пошлины и НДС), внесенных по ДТ №№ 10702020/160915/0029779; 10702020/270215/0005308; 10702020/220615/0018639; 10702020/040815/0024690; 10702020/040915/0028689; 10702020/130215/0003752; 10702020/070915/0028860; 10702020/100415/0009293; 10702020/270215/0005301; 10702020/040815/0024726; 10702020/020415/0008410; 10702020/260615/0019365; 10702020/210715/002999, оформленного письмом Владивостокской таможни от 15.08.2016 № 25-28/39814.
Заявитель в судебное заседание представителей не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь статьями 156, 200 АПК РФ, суд рассмотрел дело без его участия по имеющимся в деле документам.
Общество в обоснование заявленных требований по тексту заявления и в дополнительных пояснениях указало, что им были исполнены все требования законодательства в части предоставления пакета документов, обосновывающих право на возврат излишне уплаченных таможенных платежей (таможенной пошлины и НДС) и предусмотренных частью 2 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ.
По мнению декларанта, документы, содержащие сведения о праве указывать код ТН ВЭД 9619 00 210 0, и платежные поручения, свидетельствующие о перечислении таможенной пошлины и НДС в полном объеме (без перерасчета), представленные обществом в таможенный орган, являются документами, подтверждающими факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов, поскольку они показывают разницу между фактически уплаченными таможенными платежами и таможенными платежами, подлежащим уплате в соответствии с действующим законодательством.
В этой связи заявитель полагает, что, подав в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей указанные документы, им было инициировано внесение соответствующих изменений в декларации на товары.
Учитывая отсутствие оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, предусмотренных частью 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ, заявитель полагает, что отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей является необоснованным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Таможенный орган заявленные требования оспорил, полагает, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, указал, что поскольку документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, обществом не представлено, то в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» основания для возврата таможенных платежей отсутствуют.
Кроме того, таможенный орган пояснил, что при обращении в таможенный орган декларант обязан указать причину (основание) для возврата таможенных платежей и предоставить документы, подтверждающие наличие оснований для возврата таможенный платежей. При этом заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, поданное в таможенный орган, подлежит рассмотрению отделом таможенных платежей, и приложенная КДТ не может обозначать волеизъявление лица о необходимости внесения изменений в ДТ.
На основании вышеизложенного, таможенный орган полагает, что обществом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, а именно в таможенный орган не было направлено обращение о внесении соответствующих изменений в декларацию на товары.
Исследовав материалы дела, суд установил, что в период с февраля по сентябрь 2015 года во Владивостокскую таможню были поданы декларации на товары №№ 10702020/160915/0029779; 10702020/270215/0005308; 10702020/220615/0018639; 10702020/040815/0024690; 10702020/040915/0028689; 10702020/130215/0003752; 10702020/070915/0028860; 10702020/100415/0009293; 10702020/270215/0005301; 10702020/040815/0024726; 10702020/020415/0008410; 10702020/260615/0019365; 10702020/210715/002999, в которых под товарами заявил «санитарно-гигиенические изделия из целлюлозно-бумажной массы: трусики-подгузники для детей», производства «Сао Corporation», Япония, товарный знак «Merries».
Декларантом в графе 33 ДТ был заявлен код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза - 9619 00 900 1, ставка таможенной пошлины 10%, НДС -18%.
09.08.2016 общество обратилось в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных денежных средств по спорным декларациям, в связи с тем, что в отношении спорных товаров, ввезенных по рассматриваемым ДТ, подлежал применению классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 9619 00 210 0 (ставка таможенной пошлины 5%, ставка НДС 10%) и у общества возникла излишняя уплата таможенных платежей.
Рассмотрев указанные заявления, таможенный орган письмом от 15.08.2016 № 25-28/39814 возвратил их без рассмотрения по причине отсутствия документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Не согласившись с указанным решением таможни, расценив его как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, посчитав, что оно не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы декларанта в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав законность оспариваемого решения, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 ТК ТС).
Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов установлен статьей 147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ).
В силу части 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 2 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» разъяснено, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов подтверждается документами о внесении изменений в декларацию на товары. Изменения должны быть внесены до обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, так как такой возврат без внесения изменений в соответствующие графы ДТ может повлечь неверное отражение в декларации на товары фактически уплаченных таможенных платежей, что недопустимо, поскольку означает внесение недостоверных сведений в декларацию на товары.
Пунктом 2 статьи 191 ТК ТС установлено, что внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
По смыслу части 2 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения указанные в декларации на товары утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 (далее – Порядок № 289).
В соответствии с абзацем 3 подпункта «а» пункта 11 Порядка № 289 сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе, в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - обращение), в случаях выявления недостоверных сведений о классификации товара, о стране происхождения, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
Пунктом 12 Порядка № 289 декларанту предоставлено право обратиться в таможенный орган с заявлением о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров, составленным в свободной форме с приложением соответствующего пакета документов, в подтверждение тех обстоятельств, на которые тот ссылается в указанном заявлении в подтверждение необходимости внесения в декларацию изменений.
Из материалов дела судом установлено, что 09.08.2016 ООО «НТС «Градиент» обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ №№ 10702020/160915/0029779; 10702020/270215/0005308; 10702020/220615/0018639; 10702020/040815/0024690; 10702020/040915/0028689; 10702020/130215/0003752; 10702020/070915/0028860; 10702020/100415/0009293; 10702020/270215/0005301; 10702020/040815/0024726; 10702020/020415/0008410; 10702020/260615/0019365; 10702020/210715/002999, приложив при этом соответствующий пакет документов, в том числе копии ДТ, КДТ к спорным ДТ, платежные поручения, расчет сумм излишне взысканных таможенных платежей, оригинал экспертного заключения, организационно-распорядительные документы общества.
При этом по тексту указанных заявлений общество сослалось на то, что основанием, в соответствии с которым возникла излишняя уплата таможенных платежей, является неверная классификация кода ТН ВЭД ТС в отношении ввезенных товаров.
Проанализировав приложенные обществом к заявлению документы, суд установил, что приложенные копии КДТ к спорным ДТ, являясь документами, свидетельствующими лишь о доначислении таможенных платежей по результатам таможенного контроля в указанном размере, сами по себе не могут подтверждать обоснованность расчета суммы таможенных платежей, подлежащих возврату, в силу требований, установленных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289.
При этом, КДТ к спорным декларациям со сведениями о скорректированной сумме таможенной стоимости и таможенных платежей, подлежащих возврату как излишне взысканных с соответствующим заявлением о внесении изменений в ДТ к заявлению приложены не были, в соответствии с п. 11, 12 Порядка № 289 общество в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в спорные ДТ в части сведений о коде ЕТН ВЭД ЕАЭС ни до подачи заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, ни одновременно с подачей этого заявления не обращалось, что не соответствует установленному порядку возврата таможенных платежей.
Суд подтверждает факт того, что при рассмотрении дела №А51-15567/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НТС «Градиент» к Владивостокской таможне о признании незаконными решений о классификации товара от 06.04.2015 по ТН ВЭД ТС №№ РКТ-10702020- 15/000112 – РКТ-10702020-15/000141 (с внесенными изменениями), в отношении товаров №№1-30, указанных в ДТ №10702020/020215/0002445 Арбитражный суд Приморского края установил неправомерность классификации товара - санитарно-гигиенические изделия из целлюлозно-бумажной массы различных размеров и артикулов (подгузники для детей), изготовитель Kao Corporation, Япония, аналогичного ввезенному по спорным ДТ, по классификационному коду 9619 00 9001 ТН ВЭД.
При рассмотрении указанного спора, суд пришел к выводу о том, что в отношении товаров, ввезенных по рассматриваемым ДТ, в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС подлежал применению именно классификационный код 9619 00 210 0 (ставка таможенной пошлины 5%, ставка НДС 10%), в связи с чем, классификационные решения №№РКТ-10702020-15/000112- РКТ-10702020-15/000141, вынесенные Владивостокской таможней в отношении товаров, указанных в ДТ №10702020/020215/0002445, были признаны недействительными.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края по делу А51-15567/2015 была признана правомерность классификации товара, аналогичного задекларированному в ДТ, рассматриваемых в рамках настоящего дела, по коду ТН ВЭД 9616 00 210 0, у общества имелись законные основания для обращения в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в сведения о коде ЕТН ВЭД ЕАЭС с целью последующего возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Вместе с тем, суд отмечает, что несоблюдение предусмотренной административной процедуры по представлению в таможенный орган полного пакета документов к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, является основанием для возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения на основании пункта 4 статьи 147 Закона № 311-ФЗ.
При таких обстоятельствах, поскольку заявитель не представил документы, подтверждающие факт излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов по спорным ДТ, у таможни отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявления общества и принятия по существу решения о возврате уплаченных заявителем таможенных платежей, следовательно, таможенный орган правомерно в порядке части 4 статьи 147 Закона № 311-ФЗ возвратил данное заявление без рассмотрения, разъяснив при этом обществу о наличии у него права вновь обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате после обращения в таможенный орган с заявлением о внесении соответствующих изменений в ДТ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, основания для признания незаконным решения Владивостокской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, оформленного письмом от 15.08.2016 № 25-28/39814, у суда отсутствуют, в связи с чем, требования общества удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, понесенные обществом судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Черняк Л.М.