АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-21239/2021
23 мая 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 23 мая 2022 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Намзырай С.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бигмашин» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 25.09.2017)
к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 15.04.2005)
о признании незаконным решения от 26.05.2021 № РКТ-10702000-21/000408,
при участии:
от заявителя - представителя не явились, надлежаще извещены,
от ответчиков - представитель ФИО1 (доверенность от 26.07.2021 № 116),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Бигмашин» (далее – заявитель, общество, ООО «Бигмашин») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне о признании незаконным решения от 26.05.2021 о классификации товара ввезенного по ДТ № 10702070/011220/0297030 по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4011209000.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда своих представителей не направил. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судсчитает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие не явившихся участников процесса, по имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование своих требований, общество в заявлении указало, что согласно Разделам VI - VIII. Группы 29 - 43 Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС при проверке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара, при этом основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин. Полагает, что спорный товар не может относиться к субпозиции 4011 20, так как его описание, назначение, характеристики и свойства, заложенные производителем, более точно соответствуют субпозиции 4011 80, поскольку, в числе прочих характеристик, не предназначен для применения на автобусах или моторных транспортных средствах для перевозки грузов, в связи с тем, что шины изначально разработаны специально для жесткого бездорожного сцепления, например, в условиях строительных зон, зон ведения горных работы. Указал, что в таможенный орган представлялось письмо производителя товара, согласно которому, шины имеют внедорожный рисунок протектора, предназначены для использования в условиях бездорожья, используется на строительных площадках, в горно-добывающей области, на промышленных площадках, вне дорог общего пользования. Сославшись на положения пункта 4.4 ГОСТ 8430-2003 иГОСТ 22374-77, также указал, что исследуемые шины, обладают особыми (исключительными) характеристиками, в том числе имеют маркировку «FOR HEAVY DUTY TRUCKS», присущую шинам, применяемым в очень крупных специализированных грузовых автомобилях, предназначенных для применения в тяжелых условиях эксплуатации и производителем шин определена область их использования для жесткого бездорожного сцепления, что подтверждается описанием спорного товара в коммерческих документах сделки. Также сославшись на выводы экспертного заключения от 02.082021 № 03-21-06-40, подтверждающие его доводы в обоснование заявленных требований и указав на критичную оценку обществом выводов таможенных экспертиз, которые основаны исключительно на ГОСТ Р 52899-2007 и ГОСТ 5513-97, тогда как ГОСТ 8430-2003 и ГОСТ 22374-77 не применялся, хотя шины имеют нанесенную обязательную маркировку, предусмотренную пунктом 5.4.1 ГОСТ 8490-2003, и не предусмотренную ГОСТ Р 52899-2007. Считает, что у таможенного органа не имелось законных оснований для принятия оспариваемого решения для классификации товара по иному коду 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, чем заявлен обществом по коду 4011 80 000 0 ТН ВЭТ ЕАЭС при декларировании товара по спорной ДТ.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с требованиями заявителя по доводам, изложенным в письменном отзыве. Полагает, что оспариваемое решение о классификации товаров по спорной ДТ принято правомерно и обосновано в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 и 6 ТН ВЭД и с учетом области применения шин и установления невозможности классификации данного товара в предыдущих субпозициях, принимая во внимание выводы таможенных экспертов по результатам проведенных в рамках таможенного контроля экспертиз.Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела судом установлено, что 01.12.2020 обществом ввезена на территорию ЕАЭС партия товаров в рамках исполнения контракта от 01.04.2019 № 40028780 и с использованием средств электронного декларирования во Владивостокский таможенный пост (ЦЭД) Владивостокской таможни, в целях помещения товаров под таможенную процедуру «Выпуска для внутреннего потребления» подана декларация на товары № 10702070/011220/097030 (далее – спорная ДТ), заявив графе 31 в отношении товара № 1 сведения: «Шины пневматические резиновые бескамерные. Новые. Рисунок протектора «шашка», отличный от рисунка «елочка». Модель GL072A 425/85R21-20 TL/TT EN. Ширина профиля 425 мм; посадочный диаметр 21... предназначены для карьерных самосвалов и спецтехники, не предназначены для дорог общего пользования».
В графе 33 спорной ДТ заявлен классификационный код 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС «Шины и покрышки, для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности». Ставка таможенной пошлины -5 %,НДС-20%.
В ходе проведения таможенного контроля 03.12.2020 таможенным органом было принято решение о назначении таможенной экспертизы № 10702070/031220/ДВ/000674, о чем обществу направлено уведомление от 05.12.2020 № 1.
Таможенным органом получено заключение таможенного эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивостока от 20.01.2021 № 12410007/0031160.
В целях определения конкретного назначения шин, таможенным органом было принято решение о назначении дополнительной таможенной экспертизы от 19.02.2021 № 10702070/190221/ПВ/000084, на основании которого таможенным экспертом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивостока проведена экспертиза, по результатам которой оформлено заключение от 13.05.2021 № 12410007/0006212.
По результатам таможенного контроля, с учетом заключений таможенных экспертов, таможней 26.05.2021 принято решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10702070-21/000408, в соответствии с которым, ввезенный по спорной ДТ товар № 1 классифицирован таможенным органом в подсубпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС «Шины и покрышки пневматические резиновые новые, для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, с индексом нагрузки более 121», ставка ввозной пошлины - 10%, НДС – 20 %.
На основании решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 26.05.2021 № РКТ-10702070-21/000408 таможней 26.05.2021 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10702070/011220/097030, и оформлена корректировка декларации на товары (по форме КДТ) № 10702070/011220/0297030/01.
В связи с внесенными изменениями общая сумма, подлежащая уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов составила 232 705,04 руб.
Полагая, что принятие решения по классификации товара по спорной ДТ по коду 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС не соответствует закону, нарушает права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусматривает, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, вступил в силу 01.01.2015) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с положениями указанного Договора.
В силу пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенным декларированием является заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (часть 35 пункта 1 статьи 4 ТК ЕАЭС).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе: наименование, описание, необходимое для идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 19 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатуройвнешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
В порядке положений статей 20, 50, 52 ТК ЕАЭС товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров, при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункта 1 статьи 20 ТК ЕАЭС и статьи части 1 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (статья 111 ТК ЕАЭС).
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с Правилами 1, 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 (а), 5 (б) и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение). Разделом 3 Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД.
Согласно названной норме ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (пункт 5 Положения).
Из пункта 6 Положения следует, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В силу пункта 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность, использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Классификация должна осуществляться в первую очередь в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам, причем наименование товарных позиций и примечания имеют одинаковый статус. Дальнейшую классификацию после того, как определена соответствующая товарная позиция, устанавливает правило ОПИ 6, согласно которому классификация осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Исходя из изложенного, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет.
Для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД ТС товара, задекларированного заявителем, необходимо установление основных свойств, характеристик, функционального назначения и области применения товара.
Учитывая изложенное, ОПИ 1 имеет приоритет над остальными правилами и требует, чтобы товар сначала классифицировался в соответствии с требованиями товарных позиций номенклатуры и связанными с ними примечаниями к разделам и группам; в силу ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования номенклатуры Гармонизированной системы; если текст товарной позиции точно и полно описывает какой-либо товар, то такой товар должен быть отнесен к указанной товарной позиции.
Правила ОПИ 2 и 3 не применяются, пока не исчерпаются все возможности для определения товарной позиции в соответствии с ОПИ 1.
В связи с этим в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» разъяснено, что суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС.
Судом установлено, что обществом в спорной ДТ задекларирован товар, заявив его классификационный код 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, указав его наименование и характеристики и область применения, как «Шины пневматические резиновые бескамерные. Новые. Рисунок протектора «шашка», отличный от рисунка «елочка», предназначены для карьерных самосвалов и спецтехники, не предназначены для дорог общего пользования».
При этом по результатам таможенного контроля таможенный орган пришел к выводу о необходимости классифицировать спорный товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4011 20 900 0, которому соответствует товарная позиция «шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121», в связи с чем, 26.05.2021 принято оспариваемое решение, которым изменен заявленный обществом классификационный код 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В рамках применения ОПИ 1 и таможня, и заявитель определили одинаковую товарную позицию 4011 ТН ВЭД ЕАЭС и спора между сторонами в части товарной позиции нет.
В соответствии с текстом товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС, избранной как декларантом, так и таможенным органом при классификации товара, в нее включаются шины и покрышки пневматические резиновые новые.
Таким образом, спор между обществом и таможенным органом возник относительно классификации товаров на уровне разных товарных субпозиций.
Оценивая обоснованность приведенных сторонами доводов, суд исходит из того, что в товарную позицию 4011 согласно Пояснениям к данному коду ТН ВЭД включены шины и покрышки пневматические резиновые, субпозиция 4011 20 - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, субпозиция 4011 80 - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.
При этом в разделе «Общие положения» к группе 40 «Каучук, резина и изделия из них»» Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС (Том II. Разделы VI - VIII. Группы 29 - 43) предусмотрено, что в группе 4011 классификация шин и покрышек пневматических резиновых новых проводится по видам транспортных средств, для использования на которых указанные товары предназначены.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС (Том II, Разделы VI - VIII, Группы 29-43) шины и покрышки могут быть предназначены для любого типа транспортного средства или летательного аппарата, игрушек с колесами, машин разного типа, артиллерийских орудий и т.д. Они могут использоваться как с камерами, так и без них.
Таким образом, при проверке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара. При этом основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.
Субпозиция 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС, избранная таможенным органом, включает в себя «шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов».
В свою очередь, субпозиция 4011 80 ООО 0 ТН ВЭД ЕАЭС, избранная декларантом, включает «шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности».
Следовательно, для правильной классификации спорных товаров необходимо установить область применения шин.
Для того чтобы рассматривать все последующие субпозиции товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС при классификации спорных товаров, необходимо установить невозможность его классификации в предыдущих субпозициях.
Для рассмотрения возможности классификации товар в субпозиции 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, необходимо установить невозможность классификации его в субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно заключению таможенного эксперта ЦЭКТУ г. Владивостока от 20.01.2021 № 12410007/0031160, маркировка представленных к таможенному оформлению в рамках ДТ № 10702070/011220/0297030 шин, характеризующей основные параметры и размеры (индекс несущей способности - 160, индекс категории скорости «J», модели ADVANCE GL072A, размер 425/85R21) соответствует маркировке шин, предназначенных для использования на колесных шасси грузовых механических транспортных средствах и прицепах (грузовых, автомобилях, автобусах и троллейбусах, указанной в ГОСТ 5513-97 «Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия» (далее - ГОСТ 5513-97) и ГОСТ Р 52899-2007 «Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов» (далее - ГОСТ Р 52899-2007).
Общество в обоснование своих требований ссылается на то обстоятельство, что спорные шины обладают особыми (исключительными) характеристиками, в том числе имеют маркировку «FOR HEAVY DUTY TRUCKS», присущую шинам, применяемым в очень крупных специализированных грузовых автомобилях, предназначенных для применения в тяжелых условиях эксплуатации и относятся к шинам пневматическим для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных (шахтных) машин и прицепов (полуприцепов) - тяжеловозов, предусмотренным ГОСТ 8430-2003 и как указано в ГОСТ 22374-77. Государственный стандарт СССР. Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения, утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 21.02.1977 № 428, рисунок протектора повышенной проходимости.
Из ГОСТ 8430-2003 следует, что упоминаемые в нем шины могут иметь индекс скорости только от А1 (5 км/час) до D (65 км/час).
Так, в частности, согласно ГОСТ 5513-97 шины, предназначенные для использования на грузовых автомобилях, прицепах к ним, автобусах и троллейбусах имеют эксплуатационные скорости от 80 до 130 км/ч (индексы скорости «F», «G». «J». «К», «L». «M»).
В свою очередь, спорные шины имеют индекс скорости «J», соответствующий 100 км/ч и не могут относиться к шинам пневматическим для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных (шахтных) машин и прицепов (полуприцепов) - тяжеловозов, предусмотренным ГОСТ 8430-2003, максимальная разрешенная скорость при использовании которых до 65 км/час, а соответствуют положениям ГОСТ 5513-97 «Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия».
В то же время, маркировка спорных шин не соответствует по значению индекса скорости маркировке шин, указанной в ГОСТ 8430-2003 «Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин. Технические условия» и ГОСТ Р ИСО 13442-2017 «Шины и ободья для строительных машин. Технические требования».
Как уже отмечалось судом, в ГОСТ 8430-2003 для шин пневматических предназначенных для использования на строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных (шахтных) машинах (автопогрузчики, прицепы (полуприцепы)-тяжеловозы, автогрейдеры, краны на шасси автомобильного типа, краны пневмоколесные, рудничные самоходные вагоны, скреперы и т.п.) ограничена максимальная скорость эксплуатации шин, а именно 65 км/ч (индекс скорости «D»).
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 13442-2017 устанавливаются обозначение, размеры, индексы нагрузки и индексы скорости шин и ободьев для строительных машин (экскаваторов-погрузчиков, малых самосвалов, погрузчиков, экскаваторов и т. д.), работающих на строительных площадках при выполнении погрузочных и транспортных операций. При этом максимальная скорость эксплуатации шин ограничена значением 70 км/ч (индекс скорости «Е»).
В рассматриваемых заключениях от 20.01.2021 № 12410007/0031160, от 13.05.2021 № 12410007/0006212 таможенными экспертами установлено, что представленный образец шин модели ADVANCE GL072A, размер 425/85R21, предназначен для грузовых механических транспортных средств и прицепов (грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов), индекс нагрузки - 160, категория скорости, для которой предназначен представленный образец — 100 км/ч.
Индекс категории скорости в соответствии с положениями ТН ВЭД ЕАЭС сам по себе не является критерием для таможенной классификации шин, между тем для правильной классификации спорного товара в соответствующей товарной субпозиции необходимо, как уже указано ранее, установить область применения шин - для транспортных средств дляперевозки грузов или для иных транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности, в связи с чем должна быть дана оценка всем известным характеристикам данного товара.
Данная позиция в настоящее время подтверждается классификационным решением Комитета по Гармонизированной Системе Всемирной таможенной организации (67-я сессия ВТО - апрель 2021), суть которого заключается в том, что при классификации шины, кроме сведений о назначении, следует обратить особое внимание на индекс скорости и если данная скорость не соответствует скорости передвижения специальных транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности в условиях бездорожья, шины подлежат классификации в субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС.
Довод заявителя о том, что исследуемые шины имеют маркировку «FOR HEAVE DUTY TRUCKS», присущую шинам, применяемым в очень крупных специализированных грузовых автомобилях, предназначенных для применения в тяжелых условиях эксплуатации судом отклоняется, поскольку согласно заключениям таможенных экспертов, маркировка представленных к таможенному оформлению в рамках ДТ № 10702070/011220/0297030 шин «FOR HEAVE DUTY TRUCKS» не установлена ГОСТами и правилами. Данная маркировка переводится как «Для тяжелых грузовиков», что также подтверждает позицию таможенного органа в рассматриваемой части.
Кроме того, размерные характеристики грузового автомобиля не является признаком исключающим (подтверждающим) предназначение транспортного средства, поскольку соответствующие требования к габаритным размерам транспортного средства для перевозки грузов отсутствуют.
Довод заявителя о предоставлении таможне письма производителя товара, согласно которому, шины имеют внедорожный рисунок протектора, предназначены для использования в условиях бездорожья, используется на строительных площадках, в горно-добывающей области, на промышленных площадках, вне дорог общего пользования, является несостоятельным, поскольку в данном письме не содержится информации, на которую ссылается заявитель, в части использования шин на строительных площадках, в горно-добывающей области, на промышленных площадках, вне дорог общего пользования.
При этом, пункт 4.3 статьи 4 ГОСТ 5513-97, устанавливает, что в зависимости от назначения и условий эксплуатации шины могут иметь рисунок протектора дорожный, универсальный, повышенной проходимости, зимний; соответственно, шины с универсальным рисунком протектора предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным облегчённым покрытием и переходным покрытием, а шины с рисунком протектора повышенной проходимости - преимущественно в условиях бездорожья и на мягких грунтах.
Из приведенных положений ГОСТ 5513-97 следует, что шины пневматические для грузовых автомобилей также могут использоваться в условиях бездорожья, в связи с чем, наличие в письме производителя описания проходимости шин в условиях бездорожья не свидетельствует о том, что шина предназначается именно для спецтехники.
Представитель таможни в судебном заседании пояснил, что в ходе таможенного контроля спорной ДТ были проанализированы официальные сведения сайта Федеральной службы по аккредитации (fsa.gov.ru) и установлено, что различными заявителями, получены сертификаты соответствия на товар, аналогичный спорному.
Исходя из сведений сертификата от 22.10.2021 № ЕАЭС RU C-CN.HX27.B.03224/21, предоставленного в материалы настоящего дела следует, что документ получен на шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей и их прицепов, автобусов и троллейбусов и согласно разделу «Основные сведения», указанный сертификат подтверждает соответствие продукции требованиям Технического регламента TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - TP ТС 018/2011).
В разделе «Стандарты и иные нормативны документы, применяемые при подтверждении соответствия» указанного сертификата содержится ссылка на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН № 54 и № 117. Раздел «Сведения об обозначении, идентификации и дополнительная информация» содержит указание на шины пневматические для грузовых автомобилей торговых марок «ADVANCE», с индексом несущей способности 160, индексом скорости категории «J», модели GL072A на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН № 54 и № 117. Раздел «Сведения об обозначении, идентификации и дополнительная информация» содержит указание на код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 20 900 0 - с индексом нагрузки более 121.
Пункт 2 раздела TP ТС 018/2011 к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относит:
- колесные транспортные средства категорий L, М, N и О, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси;
- компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Объекты технического регулирования устанавливаются согласно приложению № 1, согласно которому в Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие TP ТС 018/2011, отнесены транспортные средства категории N, используемые для перевозки грузов -автомобили грузовые и их шасси, в том числе категорий N1, N2, N3, транспортные средства повышенной проходимости (категории G), специальные и специализированные транспортные средства, изготовленные на базе (шасси) транспортных средств категории G, в том числе специальные и специализированные транспортные средства, в отношении которых предъявляются дополнительные требования безопасности (например, Автолесовозы, Автосамосвалы и прицепы (полуприцепы)-самосвалы, Пожарные автомобили, Транспортные средства для аварийно-спасательных служб и милиции (полиции), Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, Транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, и т.п.), а также компоненты транспортных средств такие, как Шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей и их прицепов, автобусов и троллейбусов.
Как предусмотрено пунктом 81 раздела 5 TP ТС 018/2011, при проверке выполнения требований к типам компонентов транспортных средств перед их выпуском в обращение целью подтверждения такого соответствия является удостоверение в том, что всевыпускаемые компоненты, относящиеся к типу, заявленному для подтверждения соответствия, соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 20 настоящего технического регламента.
Подтверждение соответствия проводится аккредитованными органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, в отношении компонентов, поставляемых как сменные (запасные) части для находящихся в эксплуатации транспортных средств.
Подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия или обязательной сертификации.
Подтверждение соответствия проводится по Правилам ООН, Глобальным техническим правилам ООН, а в случае их отсутствия - по стандартам, включенным в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств».
Требования к шинам пневматическим для легких грузовых и грузовых автомобилей и их прицепов, автобусов и троллейбусов согласно Перечню требований к типам компонентов транспортных средств, содержащемуся в приложении № 10 к TP ТС 018/2011, содержатся в Правилах ООН № 54-00, № 117-02.
На Правила ЕЭК ООН № 54 ссылаются также статьи 2, 3, пункты 5.1, 5.4 статьи 5 ГОСТ 5513-97.
В частности, пункт 5.1 ГОСТ 5513-97 устанавливает, что шины должны отвечать требованиям Правил ЕЭК ООН № 54.
Названные Правила ЕЭК ООН № 54 были в полном объеме восприняты в «ГОСТ Р 41.54-99 (Правила ЕЭК ООН № 54). Государственный стандарт Российской Федерации. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов», который был принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26.05.1999 №184.
В соответствии с приказом Росстандарта от 19.07.2018 № 420-ст «Об отмене национальных стандартов Российской Федерации» ГОСТ Р 41.54-99 утратил силу с 01.09.2018 в связи с прямым применением с 28.12.2000 Правил ООН, принятых в соответствии с международным Женевским Соглашением 1958 года о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (то есть ГОСТ Р 41.54-99 отменен как национальный стандарт Российской Федерации в связи с тем, что Правила ЕЭК ООН № 54 имеют прямое действие).
При этом, что ни положения TP ТС 018/2011, ни положения Правил ЕЭК ООН № 54 не распространяются ни на карьерные самосвалы, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, ни на иную спецтехнику, не предназначенную для перевозки грузов.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, судом принимаются во внимание предоставленные сведения о том, что проанализировав полученные сертификаты соответствия на аналогичный спорному товару товар, таможней установлено, что в частности, обращаясь за получением сертификата соответствия, заявители указывают код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 20 900 0, что свидетельствует об отнесении при обращении в сертифицирующий орган спорных товаров к тому коду ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с которым, спорный товар был классифицированы таможенным органом.
Таможня также сослалась на то обстоятельство, что обществом была подана заявка на проведение сертификации от 27.11.2020 и представлена в таможенный орган при декларировании товара, что указывает на то, что оно самостоятельно относит спорные шины к грузовым транспортным средствам.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что у таможни имелись правовые основания для принятия решения по классификации товара от 26.05.2021 № РКТ-10702070-21/000408 в соответствии с товарной подсубпозицией 4011 20 900 0ТН ВЭД ЕАЭС товаров, задекларированных в ДТ № 10702070/011220/0297030, принимая во внимание, что доводы общества о критичности его отношения к заключениям таможенных экспертов не нашли подтверждения материалами дела, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 64 АПК РФ, в качестве доказательств допускаются заключения экспертов.
В статье 388 ТК ЕАЭС определено понятие таможенной экспертизы, согласно которому таможенной экспертизой является исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами (экспертами) с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы. Таможенный эксперт - должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы и обладающее необходимыми специальными и (или) научными знаниями.
Как указано в статье 389 ТК ЕАЭС, таможенная экспертиза назначается таможенным органом в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные знания.
Таким образом, таможенная экспертиза может быть назначена исключительно при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля.
На основании пункта 3 статьи 390 ТК ЕАЭС порядок проведения таможенной экспертизы уполномоченными таможенными органами устанавливается законодательством государств-членов.
Частью 5 статьи 335 Закона № 289-ФЗ установлено, что порядок проведения таможенной экспертизы, форма решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы, а также формат и структура решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы в виде электронного документа определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
В свою очередь, пунктом 3 Порядка проведения таможенной экспертизы, утвержденного Приказом ФТС России от 16.01.2019 № 34, предусмотрено, что основанием для принятия решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы является применение мер по минимизации рисков или проведение таможенного контроля после выпуска товаров.
Согласно пункту 7 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 ТК ЕАЭС. После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 - 15 статьи 14 ТК ЕАЭС, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлено, что таможенный контроль после наступления указанных обстоятельств может проводиться до истечения 5 лет со дня наступления таких обстоятельств. В Российской Федерации подобные нормы в отношении товаров, не относящихся к категории условно выпущенных товаров, законодательством не установлены.
Пунктом 7 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем до приобретения ими в соответствии с ТК ЕАЭС статуса товаров Союза. В силу пункта 2 статьи 134 ТК ЕАЭС товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус товаров Союза, за исключением условно выпущенных товаров, указанных в пункте 1 статьи 126 ТК ЕАЭС.
Таким образом, таможенный орган с целью проведения таможенного контроля вправе назначить таможенную экспертизу после выпуска товаров при условии, что не истекло 3 года с момента помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то есть не истек предельный срок для проведения таможенного контроля.
Приказом ФТС России от 19.11.2018 № 1859 «Об определении таможенного органа, уполномоченного на производство таможенных экспертиз при проведении таможенного контроля» ЦЭКТУ определено таможенным органом, уполномоченным на производство таможенных экспертиз при проведении таможенного контроля.
Целью таможенной экспертизы является установление характеристик товара, позволяющих его классифицировать в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, аттестованными на право производства судебных и таможенных экспертиз Главной экспертно-квалификационной комиссией ЦЭКТУ. Таможенные эксперты предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта по статье 19.26 КоАП РФ. Таможенные эксперты ЦЭКТУ, выполняют измерения и исследования с использованием средств измерения и оборудования, прошедшего поверку и аттестацию в установленном законом порядке.
Следовательно, деятельность ЦЭКТУ в части производства экспертиз и исследований для таможенных органов не требует аккредитации.
Как следует из материалов дела в ходе таможенного контроля спорной ДТ на основании решения о назначении таможенной экспертизы № 10702070/031220/ДВ/000674 и решения о назначении дополнительной таможенной экспертизы от 19.02.2021 № 10702070/190221/ПВ/000084 таможенными экспертами ЦЭКТУ г. Владивостока проведены экспертизы.
То обстоятельство, что таможенный эксперт является должностным лицом таможенного органа, не свидетельствует о его заинтересованности либо отсутствии беспристрастности, поскольку в силу статьи 19.26 КоАП РФ эксперт может быть привлечен к административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Экспертные заключения от 20.01.2021 № 12410007/0031160 и от 13.05.2021 № 12410007/0006212 подготовлены экспертами ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивосток, содержат сведения о предупреждении экспертов об административной ответственности, предусмотренной статьей 19.26 КоАП РФ за дачу заведомо ложного заключения, являются полными, обоснованными и достоверными, экспертиза проведена лицами, имеющими право на осуществление такой деятельности, экспертами соблюден порядок проведения экспертизы.
Суд полагает, что доказательств несоответствия заключений экспертов установленным требованиям законодательства о регулировании в сфере таможенного дела либо выводов, изложенных в них фактическим обстоятельствам, материалы дела не содержат; документы и материалы, фиксирующие ход экспертизы, указаны в экспертном заключении, методики и доводы в экспертизе подробно описаны.
Оснований сомневаться в достоверности выводов экспертов не имеется, в связи с чем, заключения таможенных экспертовявляются не только документом, подтверждающим фактические сведения о спорных товарах, но и надлежащим доказательством по делу.
Доказательств того, что представленное в материалы дела заключение таможенных экспертов не соответствует определенным статьей 391 ТК ЕАЭС требованиям, обществом не представлено.
Тогда как отмечается судом, из представленного заявителем экспертного заключения от 02.08.2021 № 03-21-06-40, на выводы которого он ссылается в обоснование своих требований, не следует, что эксперт Негосударственного экспертного учреждения ООО «Алтайское бюро Технических экспертиз» был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Судом также принимается указание таможни в отношении оценки представленного заявителем экспертного заключения, о том, что оно не может быть принято в качестве надлежащего доказательства, поскольку данная экспертиза проведена после выпуска товара и в период, когда товар уже не находился под таможенным контролем, в связи с чем, установить, что исследуемые в нем товары имеют отношение к партии товаров по спорной ДТ, не представляется возможным.
С учетом изложенного, судом не принимаются выводы данного экспертного заключения, которые не основаны на фактических обстоятельствах и нормах таможенного законодательства, в частности, основных правилах интерпретации и опровергаются представленными ответчиком в материалы дела документами.
В силу части 2 статьи 15 Закона № 289-ФЗ при обнаружении таможенным органом, как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара.
На основании части 3 статьи 15 вышеназванного закона решение о классификации товара является основанием для требования или решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации.
При этом, согласно подпункту 7 пункта 4 статьи 15 Закона № 289-ФЗ решение о классификации товара должно содержать обоснование решения о классификации товара, включая причины, послужившие основанием для принятия такого решения.
Оценив в порядке статей 68 и 71 АПК РФ представленные сторонами пояснения и документы, арбитражный суд приходит к выводу, что на основании сведений о товаре, заявленных в спорной ДТ, рассматриваемый товар правомерно отнесен таможенным органом в товарную подсубпозицию 4011 20 900 0 ТН ВЭД.
Доказательства, опровергающие названные факты, обществом не представлены.
Соответственно у таможни имелись законные основания, исходя из функциональных характеристик товара и области применения шин, для принятия решения от 26.05.2021 № РКТ-10702000-21/000408 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, заявленных по ДТ № 10702070/011220/0297030.
На основании пункта 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено Кодексом.
Для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, за исключением случаев, предусмотренных в соответствии с Договором о Союзе, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (пункт 2 статьи 53 ТК ЕЭАС).
Пунктом 4 статьи 53 ТК ЕАЭС установлено, что для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 данного Кодекса они подлежат уплате.
На дату регистрации спорной ДТ в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, Единым таможенным тарифом Таможенного союза, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 10% от таможенной стоимости.
Следовательно, ввиду применения соответствующей подсубпозиции, у общества по правилам пункта 2 статьи 56 ТК ЕАЭС возникает обязанность по уплате исчисленных в связи с этим таможенных платежей, поэтому его право не может быть нарушено оспариваемым решением.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку таможенным органом в ходе таможенного контроля установлен неверный классификационный код товара, заявленный в ДТ № 10702070/011220/0297030, решение о классификации товара от 26.05.2021 № РКТ-10702000-21/000408, принято правомерно в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, суд в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказывает в удовлетворении требования о признании его незаконным.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения требований заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлине, в силу статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Бигмашин» в удовлетворении требований о признании незаконным решения Владивостокской таможни от 26.05.2021 № РКТ-10702000-21/000408, вынесенного по ДТ № 10702070/011220/0297030, проверенного на соответствие Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза, утвержденному Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции через арбитражный суд Приморского края.
Судья Беспалова Н.А.