АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-21516/2009
04 мая 2010 года
Резолютивная часть решения оглашена 26.04.2010г., решение в полном объеме изготовлено 04.05.2010г.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.Н. Кучинского
При ведении протокола секретарем судебного заседания судьей Д.Н. Кучинским
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока
к закрытому акционерному обществу «Росхолод-Владивосток»
третье лицо – Региональное определение Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе
о ликвидации юридического лица
при участии в заседании:
от истца - ФИО1 (доверенность от 24.03.2010г., удостоверение 463226)
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока обратилась в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Росхолод-Владивосток» о ликвидации юридического лица.
Определением арбитражного суда от 21.12.2009 исковое заявление принято к производству. Определением от 08.02.2010 в настоящее судебное заседание назначено рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, определением отложено в настоящее заседание.
В настоящем заседании истец подержал требования в полном объеме.
Ответчик и третье лицо в заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
От третьего лица в материалы дела поступил отзыв, из которого следует, что Федеральная служба по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе контролирует соблюдение эмитентами требований законодательства Российской Федерации и осуществляет полномочия регистрирующего органа, осуществляющего государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг. В ходе проверки выявлено длительное неисполнение ответчиком требований законодательства о ценных бумагах, допущены грубые нарушения, что является основанием для ликвидации юридического лица.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения налогового органа, суд установил, что исковые требования подлежат удовлетворению силу следующего.
Из материалов дела следует, что закрытое акционерное общество «Росхолод-Владивосток» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока в едином государственном реестре юридических лиц 23.03.1995 за № 102254000010, учредителем общества при его создании являлся ФИО2, юридический адрес – 690091, <...>.
В нарушение ст. ст. 19, 20 Федерального закона от 22.04.1996г. № 39 «О рынке ценных бумаг» общество не зарегистрировало выпуск ценных бумаг, размещенных при учреждении акционерного общества.
На основании распоряжения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 29.12.2001г. № 1456-р эмитенту было отказано в государственной регистрации выпуска ценных бумаг в связи с некомплектностью и несоответствием представленных эмитентом 03.12.2001г. документов и содержащихся в них сведений требованиям законодательства Российской Федерации и Стандартам эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 17.09.1996г. № 19.
Неисполнение ответчиком обязанности представить в регистрирующий орган документы для государственной регистрации акций, приобретенных единственным учредителем акционерного общества при его учреждении, в срок, установленный пунктом 1 статьи 25 Закона N 39-ФЗ и пунктом 3.2.2 Стандартов, послужило основанием для обращения налоговым органом в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование заявленного требования истец ссылается на абзац третий пункты 2, 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункт 11 статьи 7 Закона от 25.02.1993г. № 4549-1 «О налоговых органах Российской Федерации», часть 2 статьи 2 Закона от 10.12.2003г. № 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации».
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что допущенное ответчиком нарушение законодательства о рынке ценных бумаг носит неоднократный, длительный (более 15 лет) характер и является грубым нарушением требований законодательства Российской Федерации, что является основанием для ликвидации юридического лица.
В силу абзаца третьего пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (пункт 3 статьи 61 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 61 ГК РФ).
Следовательно, неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П, исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, пункт 2 статьи 61 ГК РФ предполагает, что допущенные юридическим лицом нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
В силу статьи 2 Закона N 39-ФЗ эмиссия ценных бумаг представляет собой установленную настоящим законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, к числу которых отнесены и акции.
В пункте 1 статьи 19 Закона N 39-ФЗ перечислены этапы процедуры эмиссии и указано, что эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями настоящего закона, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено этим же законом.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В настоящее время данные полномочия предоставлены Службе (пункт 5.3.1.1 Положения N 317).
В соответствии с пунктом 1.3 приказа Службы от 18.09.2008 N 08-35/пз-н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.10.2008 за номером 12428) территориальные органы Службы проводят государственную регистрацию выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг эмитентов, местом нахождения которых являются территории осуществления деятельности соответствующих органов.
Как предусмотрено абзацем восьмым пункта 1 статьи 19 Закона N 39-ФЗ, при учреждении акционерного общества размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг. Аналогичное правило содержится в пункте 3.2.1 Стандартов.
В силу пункта 3.2.2 Стандартов документы на государственную регистрацию выпуска акций, приобретенных единственным учредителем акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.
В установленный срок и до настоящего времени общество не представило указанные документы в РО ФСФР в надлежащем порядке.
Допущенное ответчиком нарушение отвечает установленным статьей 26 Закона N 39-ФЗ признакам недобросовестной эмиссии.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии оснований для ликвидации закрытого акционерного общества «Росхолод-Владивосток», поскольку его действия (бездействие) в данном случае могут быть квалифицированы как неоднократное или грубое нарушение Закона N 39-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Ликвидировать закрытое акционерное общество «Росхолод-Владивосток».
Возложить обязанности по осуществлению ликвидации на учредителя закрытого акционерного общества «Росхолод-Владивосток» ФИО2.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Росхолод-Владивосток» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Д.Н. Кучинский