ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-21580/09 от 15.12.2009 Пятого арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток                                                      Дело № А51-21580/2009

18 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 15.12.2009, изготовление мотивированного решения откладывалось на основании ст.176 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.В. Пятковой,

При ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Пятковой

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ООО «Находка-Портбункер»

к Находкинской таможне

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10714000-713/2009 от 03.11.2009

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 20.07.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009

от административного органа – главный госналогинспектор правового отдела ФИО2 по доверенности № 11-31/12800 от 06.07.2009 со специальными полномочиями сроком на 1 год

Установил:

ООО «Находка-Портбункер» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Находкинской таможни по делу об административном правонарушении № 10714000-713/2009 от 03.11.2009.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что в отношении общества возбуждено административное дело по факту погрузки товара без разрешения таможенного органа по ч. 1 ст. 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Погрузка товара с танкера на другое судно предполагает причаливание, поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело о привлечении к ответственности по ст. 16.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно было быть рассмотрено одновременно с делом о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал изложенные доводы.

Находкинская таможня представила письменный отзыв, доводы которого были поддержаны её представителем в судебном заседании, в котором отклонила предъявленные требования, ссылаясь на то, что материалами дела подтверждается факт причаливания бункеровщика заявителя к т/к «YuJong-2» (флаг Корея), находящемуся под таможенным контролем. Считает, что ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применима.

В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 09 по 15 декабря 2009 года, после окончания которого судебное разбирательство было продолжено.

Исследовав материалы дела, суд установил.

ООО «Находка-Портбункер» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.03.2003, о чем ИФНС России по г. Находка внесены сведения в ЕГРЮЛ и выдано свидетельство серии 25 № 01969150.

16.09.2009 на приход в порт Находка из п. Хунгнам (Китай) был оформлен т/х «YuJong-2» (флаг Корея).

16.09.2009 в таможенный пост «Морской порт Находка» в режиме экспорт припасов была оформлена ГТД №10714060/160909/0003685 на товар – топливо судовое маловязкое в количестве 50 тонн код ТН ВЭД 2710194900 для т/х «YuJong-2».

Также в таможенном посту «Морской порт Находка» было оформлено поручение №288W на погрузку судовых припасов (топливо судовое маловязкое 50 тонн), о чем свидетельствует штамп «погрузка разрешена 16.09.2009», проставленный на данном поручении на погрузку. В оформленном поручении указан порт погрузки Находка Торговый порт.

17.09.2009 в ходе таможенного наблюдения за т/х «YuJong-2», находящемся в 10-ом районе рейда Нефтепорт старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного досмотра таможенного поста «Нефтепорт» было установлено, что около 13 часов 30 минут к борту т/х «YuJong-2» причалил бункеровщик т/к «Заправщик-05».

Поскольку ни устного, ни письменного уведомления о причаливании к борту т/х «YuJong-2» в таможенный пост «Нефтепорт» не поступало, таможенный орган пришел к выводу, что ООО «Находка-Портбункер», которому на праве собственности согласно данных, внесенных в государственный судовой реестр Российской Федерации под № 20-549-205 от 19.10.2004, принадлежит нефтеналивное судно т/к «Заправщик-05», совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По данному факту Находкинской таможней 28.10.2009 в отношении ООО «Находка-Портбункер», надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении № 10714000-713/2009.

Определением от 28.10.2009 было назначено место и время рассмотрения дела об административном правонарушении № 10714000-713/2009 на 03.11.2009.

Данное определение одновременно с протоколом об административном правонарушении было направлено обществу заказной корреспонденцией. Кроме того, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 10714000-713/2009 ООО «Находка-Портбункер» было извещено телеграммой от 29.10.2009 исх. №07-09/1039.

По результатам рассмотрения материалов административного дела Находкинской таможней 03.11.2009 было принято постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 16.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10.000 руб.

Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.

Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, доводы заявителя, возражения административного органа, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.

Статьей 24 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» установлены ограничения доступа лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля.

Так, указанной нормой предусмотрено, что места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными и таможенными органами. Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости - запрещается. Посадка пассажиров в транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадка при прибытии в Российскую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты и грузов производятся с разрешения пограничных и таможенных органов.

В соответствии с п. 1 ст. 360 Таможенного кодекса Российской Федерации товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента: выпуска для свободного обращения; уничтожения; отказа в пользу государства; обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса; фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.

Приказом ГТК России от 12.09.2001 № 892 утверждено Положение о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами.

В соответствии с пунктами 9 и 10 указанного Положения суда и товары, а также транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным режимом. Все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля. Не допускается причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля.

Требования данного пункта не соблюдаются при форс - мажорных обстоятельствах (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.), требующих немедленного производства таких операций. В этих случаях уведомление таможенного органа и органа пограничного контроля может быть сделано после начала проведения указанных операций.

Таким образом, по общему правилу все действия с транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, осуществляются только с разрешения пограничных и таможенных органов.

Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается, влечет согласно ст. 16.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Судом установлено, что 01.09.2008 обществом заключен договор №5730008/0059Д с ООО «РН-Бункер» на поставку нефтепродуктов.

16.09.2009 от ООО «РН-Бункер» заявителю поступила заявка №РБ-Н-555 на бункеровку т/х «YuJong-2» 50 тоннами топлива (мазут топочный М-40).

Как пояснил представитель ООО «Находка-Портбункер» в судебном заседании, на основании заявки ООО «РН-Бункер» судно заявителя т/к «Заправщик-05» направилось для бункеровки т/х «YuJong-2» во 2-ой район, однако там судна не оказалось. Связавшись с агентом и получив от него информацию о том, что судно тхк «YuJong-2» ожидает в 10-ом районе, т/к «Заправщик-05» направился туда.

Из материалов дела судом установлено, что 17.09.2009 в 13 часов 15 минут т/к «Заправщик-05», принадлежащий в соответствии со свидетельством о праве собственности на судно ООО «Находка-Портбункер», пришвартовался к борту т/х «YuJong-2», находящемуся под таможенным контролем в ПЗТК «Акватория Нефтепорт» на рейде 10-го района.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из судового журнала т/к «Заправщик-05»; служебной запиской инспектора ОТД ФИО3 от 18.09.2009; протоколом опроса вахтенного помощника капитана ФИО4, который пояснил, что 17.09.2009 в 13 часов 15 минут по распоряжению руководства ООО «Находка-Портбункер» и информации агента ООО «Профинет» т/к «Заправщик-05» причалил к т/х «YuJong-2» для осуществления бункеровки, об уведомлении таможенного органа для причаливания к иностранному судну, находящемуся под таможенным контролем, ему ничего не известно; протоколами опроса свидетелей – второго механика т/к «Заправщик-05» ФИО5 и матроса ФИО6, и не оспариваются заявителем.

Принимая во внимание, что ни устного, ни письменного уведомления от ООО «Находка-Портбункер» о причаливании к т/х «YuJong-2» в таможенный пост не поступало, суд приходит к выводу о доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылка заявителя на то, что соответствующим уведомлением о причаливании следует считать ГТД №10714060/160909/0003685 на товар – топливо судовое маловязкое в количестве 50 тонн код ТН ВЭД 2710194900 для бункеровки т/х «YuJong-2», судом отклоняется.

Приказом ФТС от 24.08.2009 № 800  «О местах декларирования отдельных видов товаров» определено, что местами декларирования товаров, классифицируемых в товарных позициях 2709 и 2710 (топливо судовое маловязкое) ТН ВЭД России и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации морским транспортом, являются таможенные посты, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на морское судно, убывающее с таможенной территории Российской Федерации.

Таким образом, в случае бункеровки товара, соответствующего коду ТН ВЭД 2710194900, декларирование и погрузка такого товара должна производиться в одном таможенном посту в соответствии Приказом ФТС от 24.08.2009 № 800.

В соответствии с Приказом ФТС России от 19.04.2007 № 497 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом» таможенный пост «Нефтепорт» Находкинской таможни является специализированным таможенным органом, чья компетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом, а также товаров, перемещаемых иными видами транспорта.

Приказом Находкинской таможни от 27.09.2007 в регионе деятельности таможенного поста «Нефтепорт» создана постоянная зона таможенного контроля «Акватория Нефтепорта», расположенная на акватории внутреннего рейда Находкинского нефтеналивного порта и в районах № 4 и 10 акватории залива Находка в соответствии со схемой акватории залива Находка.

Судом установлено, что ГТД № 10714060/160909/0003685 на товар – топливо судовое маловязкое в количестве 50 тонн код ТН ВЭД 2710194900 для т/х «YuJong-2» была принята таможенным постом «Морской порт Находка» 16.09.2009. Разрешение на погрузку данного топлива на т/х «YuJong-2» было выдано 16.09.2009, при этом в поручении указан порт погрузки «Морской порт Находка».

Указанная грузовая таможенная декларация была отозвана по заявлению декларанта 17.09.2009 в 17 часов 11 минут.

ГТД  № 10714050/180909/0000405 была подана в таможенный пост «Нефтепорт», в районе деятельности которого заявителем и осуществлялась погрузка, 18.09.2009. Разрешение на погрузку данного товара было выдано таможенным постом «Нефтепорт» также 18.09.2009, о чем свидетельствует штамп «Погрузка разрешена 18.09.2009» на поручении на погрузку судовых припасов №292W.

Из изложенного следует, что на момент причаливания  (17.09.2009 в 13 часов 15 минут) т/к «Заправщик-05» к борту т/х «YuJong-2» в 10-ом районе  акватории залива Находка, который находится в регионе деятельности таможенного поста «Нефтепорт», соответствующий таможенный орган о причаливании уведомлен не был и соответственно разрешения не давал.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вступая в таможенные правоотношения, ООО «Находка-Портбункер» должно не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах суд считает доказанным как факт совершения правонарушения, так и вину общества в содеянном.

Проверив соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности, суд установил, что заявитель не был лишен соответствующих процессуаль­ных гарантий защиты в ходе производства по делу об административном правонарушении, поскольку надлежащим образом уведомлялся как о времени и месте составления протокола, так и о месте и времени рассмотрения административного дела, соответственно, процедура привлечения заявителя к административной ответственности  таможенным органом соблюдена.

Срок давности привлечения к ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушен.

Административным органом применен минимальный размер штрафа в пределах санкции ст. 16.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для признания незаконным и отмены постановления Находкинской таможни по делу об административном правонарушении № 10714000-713/2009 от 03.11.2009.

Довод заявителя о том, что погрузка товара с танкера на другое судно предполагает причаливание, поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело о привлечении к ответственности по ст. 16.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно было быть рассмотрено одновременно с делом о привлечении к ответственности по ч.1 ст. 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом отклоняется, поскольку в данном случае подлежит применению ч. 1 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Часть 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применима, поскольку объективная сторона правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 16.13 и ст. 16.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях различная. Причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну является оконченным действием и само по себе образует состав административного правонарушения.

Кроме того, суд считает, что рассмотрение дела об административном правонарушении № 10714000-713/2009 отдельно от дела № 10714000-616/2009 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в силу ч. 2 и 3 ст.4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Статьей 16.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ч. 1 ст. 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность для юридических лиц в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Таким образом, в случае одновременного рассмотрения обоих административных дела таможенный орган был вправе назначить максимальный размер штрафа в размере 20.000 руб. В данном же случае таможенный орган, рассмотрев административные дела № 10714000-713/2009 и № 10714000-616/2009, назначил минимальное наказание за каждое правонарушение по 10.000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 167–170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Находкинской таможни по делу об административном правонарушении № 10714000-713/2009 от 03.11.2009 о привлечении ООО «Находка-Портбункер» к административной ответственности по ст.16.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 10.000 руб. отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья                                                                         А.В. Пяткова