АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-2167/2015
15 апреля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2015 года .
Полный текст решения изготовлен апреля 2015 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.А. Самофал,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Филимоненко,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владстройзаказчик" (ИНН 0113813 , ОГРН 2504432320 , дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.08.2005)
к управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
об оспаривании распоряжения
при участии в заседании:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 14.06.2014 сроком на 5 лет;
от УГА – заместитель начальника отдела правового управления
ФИО2 по доверенности от 02.12.2014 № 27/1-1-4916 сроком до 31.12.2015;
установил Общество с ограниченной ответственностью «Владстройзаказчик» (далее – заявитель, общество, ООО «Владстройзаказчик») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 29.12.2014 № 3011 об отмене распоряжения управления от 05.12.2013 № 2476 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка земельного участка, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Сабанеева, 16».
На основании определения от 11.03.2015 и в соответствии с частью 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом произведена замена ненадлежащего ответчика администрации г. Владивостока, на надлежащего – управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее – ответчик, управление, УГА администрации г. Владивостока).
Представитель общества заявленные требования поддержал, указав, что оспариваемое распоряжение противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, как правообладателя земельного участка по договору аренды от 03.05.2013 № 04-Ю-16544.
Заявитель считает, что, отменяя ранее принятое распоряжение об утверждении градостроительного плана земельного участка, управление не указало на нормы действующего законодательства, которым оно не соответствует. Однако по смыслу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уполномоченный орган обязан обосновать необходимость отмены правового акта в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона.
Ответчик заявленные требования не признал, указав на наличие у него полномочий по отмене своих распоряжений, как несоответствующих требованиям действующего законодательства.
Управление пояснило, что при издании распоряжения от 05.12.2013 № 2476 об утверждении градостроительного плана земельного участка не были учтены положения статей 44, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и пункта 3.4.15 договора аренды от 03.05.2013 № 04-Ю-16544, предусматривающие подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах предоставленного земельного участка.
Исследовав материалы дела, суд установил, что 03.05.2013 между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – Департамент) и обществом с ограниченной ответственностью «ПАРТНЕРЫ» (далее – ООО «ПАРТНЕРЫ») заключен договор аренды № 04-Ю-16544 земельного участка площадью 5 166 кв.м. с кадастровым номером 25:28:040011:367, расположенного по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: для жилищного строительства.
В соответствии с соглашением от 14.08.2013 ООО «ПАРТНЕРЫ», как арендатор по договору от 03.05.2013 № 04-Ю-16544, передало все права и обязанности по вышеназванному договору ООО «Владстройзаказчик» в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:367, расположенного по адресу: <...>.
На основании обращения ООО «Владстройзаказчик» от 08.11.2013 № 30674/20У УГА администрации г. Владивостока издало распоряжение от 05.12.2013 № 2476 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в городе Владивостоке, в районе ул. Сабанеева, 16».
Распоряжением управления от 29.12.2014 № 3011 отменено распоряжение от 05.12.2013 № 2476 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в городе Владивостоке, в районе ул. Сабанеева, 16».
Не согласившись с распоряжением ответчика от 29.12.2014 № 3011, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого распоряжения, суд полагает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Исходя из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198 и части 3 статьи 201 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Как следует из статьи 85 ЗК РФ и статей 8, 18, 23 - 29 ГрК РФ вопросы территориального планирования являются компетенцией органов местного самоуправления, что также следует и из положений статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 2 - 5 статьи 31 ЗК РФ, пункта 9 статьи 48 ГрК РФ.
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 06.06.20111 № 1300 утвержден Регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков" (далее - регламент), действовавший на момент принятия оспариваемого распоряжения.
Регламент разработан с целью организации предоставления услуги - "Выдача градостроительных планов земельных участков" в администрации города Владивостока, регулирует порядок взаимодействия органов администрации города Владивостока, устанавливает порядок работы администрации города Владивостока с заявлениями физических или юридических лиц, испрашивающих изготовление градостроительных планов земельных участков (далее - заявители, заявитель), при предоставлении услуги.
В силу пункта 2.2 регламента услуга предоставляется администрацией города Владивостока в лице управления градостроительства и архитектуры.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно положениям ГрК РФ градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 44 ГрК РФ).
В силу частей 1 и 8 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа, за исключением случая, указанного в части 8.1 данной статьи.
Частью 8.1 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений).
Материалами дела подтверждается, что на основании соглашения от 14.08.2013 ООО «Владстройзаказчик» приняло на себя все права и обязанности по договору аренды от 03.05.2013 № 04-Ю-16544 земельного участка площадью 5 166 кв.м. с кадастровым номером 25:28:040011:367, расположенного по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: для жилищного строительства.
Пунктом 3.4.15 договора аренды от 03.05.2013 № 04-Ю-16544 прямо предусмотрено, что арендатор не позднее 6-ти месяцев со дня заключения договора аренды земельного участка, обязан подготовить проект планировки территории и проект межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В материалах дела отсутствуют доказательства о предоставлении обществом в орган местного самоуправления проект планировки и проект межевания территории земельного участка, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Сабанеева, 16, на основании которых возможно изготовление градостроительного плана земельного участка.
Вместе с тем, при издании распоряжения от 05.12.2013 № 2476 об утверждении градостроительного плана вышеуказанного земельного участка управлением фактически не учтены вышеназванные положения части 8.1 статьи 45 ГрК РФ о необходимости подготовки документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории лицами, с которыми заключены соответствующие договоры аренды земельных участков в целях жилищного строительства.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что распоряжение УГА администрации г. Владивостока от 05.12.2013 № 2476 об утверждении градостроительного плана вышеуказанного земельного участка явно не соответствует положениям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 48 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
На основании изложенных норм права, суд приходит к выводу о том, что управление уполномочено на отмену, приостановление действия ранее принятых им муниципальных правовых актов в порядке самоконтроля, в случае выявления нарушения или их противоречия действующему законодательству.
При этом отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.
Поскольку материалами дела подтверждается, что распоряжение УГА администрации г. Владивостока от 05.12.2013 № 2476 не соответствует положениям действующего законодательства, то последний вправе его отменить в порядке самоконтроля, тем самым, устранив выявленные нарушения.
Таким образом, оспариваемое распоряжение от 29.12.2014 № 3011 издано УГА администрации г. Владивостока в соответствии с законом и в пределах предоставленных ему полномочий.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При вышеизложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя.
Учитывая, что в удовлетворении заявленных требований отказано, судебные расходы, в силу статьи 110 АПК РФ, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Владстройзаказчик» в удовлетворении заявления о признании незаконным распоряжения управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 29.12.2014 № 3011 «Об отмене распоряжения управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 05.12.2013 № 2476».
Проверено на соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Д.А. Самофал