ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-21785/09 от 01.02.2010 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-21785/2009

03 февраля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 01.02.2010.

Полный текст решения изготовлен 03.02.2010.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Зиньковой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Зиньковой Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Завод морских конструкций «Восточный»

к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу

о признании незаконным постановления

при участии: от общества – ФИО1 (доверенность от 07.09.2009, сроком на 3 года, полная); от департамента – ФИО2, ведущий специалист-эксперт (доверенность от 01.12.2009 №7-20/2930, ограниченная)

установил: закрытое акционерное общество «Завод морских конструкций «Восточный» (далее – общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела по надзору на море по Приморскому краю Департамента Федеральной службы Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу от 10.11.2009 №10/40-409 «О назначении административного наказания».

В судебном заседании 25.01.2009 судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 01.02.2010.

В обоснование заявленного требования общество ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, поскольку работы по восстановлению сухого дока осуществлялись не во внутренних морских водах, а на земельных участках, принадлежащих на праве собственности обществу. Указало на процессуальные нарушения, допущенные департаментом при производстве по делу об административном правонарушении, поскольку протокол об административном правонарушении был составлен с нарушением сроков, установленных пунктом 5 статьи 28.7 и статьей 28.5 КоАП РФ.

Департамент отклонил заявленные требования, считает, постановление от 10.11.2009 № 10/40-409 законным и обоснованным, указал на то, что материалами административного дела доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ. Департамент отклонил довод общества о нарушении срока составления протокола от 03.11.2009, указал на то, что срок на составление протокола исчисляется с даты получения заявителем определения департамента о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и определения об истребовании сведений и документов, поэтому протокол был составлен после предоставления обществом запрошенных сведений и документов, необходимых для разрешения административного дела.

Из материалов дела судом установлено, что в ходе осмотра акватории бухты Врангель и береговой полосы в районе размещения Сухого дока и причала №5 ОАО «Восточный порт», проведенного 17.09.2009 департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу (далее – департамент), установлено, что на земельном участке, расположенном в водоохраной зоне и береговой полосе б.Врангель в районе причала №5 ОАО «Восточный порт», размещено гидротехническое сооружение «Сухой док». Объект «Сухой док» выведен из эксплуатации в 2005 году, котлован и канал выхода затоплены водой после окончания строительства двух железобетонных опорных оснований гравитационного типа (БОГТ) для морских нефтегазодобывающих платформ. На момент осмотра ЗАО «Завод морских конструкций «Восточный» осуществлялись работы по восстановлению Сухого дока в соответствии с проектом №9004/09-02 «Организация проведения работ по восстановлению земельного участка и инженерных сетей», а именно: производится отсыпка строительного камня в акваторию для создания перемычки между котлованом и каналом выхода, длина перемычки – 200 м, подводная часть составляет 14 метров. На момент осмотра отсыпка перемычки фактически закончена, в месте отсыпки грунта наблюдается замутнение воды, производится забивка шпунта вдоль перемычки со стороны бухты. В месте забивки шпунта также наблюдается замутнение воды.

Результаты осмотра оформлены актом осмотра № 10/20-409 от 17.09.2009.

По факту проведения на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, без оценки воздействия на окружающую среду, что является нарушением пункта 1 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также без проведения экологической экспертизы, что является нарушением пункта 1 статьи 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды», департаментом возбуждено дело об административном правонарушении №10/37-409, о чем 24.09.2009 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Определением от 24.09.2009 по делу №10/37-409 департаментом были истребованы документы, в числе которых проект производства работ по восстановлению Сухого дока, заключение государственной экологической экспертизы, проект оценки воздействия на окружающую среду на планируемую деятельность по восстановлению Сухого дока, согласование работ с Отделом Водных ресурсов по Приморскому краю и другие документы.

По окончании административного расследования, после представления обществом запрошенных документов и сведений, департаментом в отношении общества в один день 03.11.2009 составлено два протокола №10/39-409 об административном правонарушении по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ и №10/40-409 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении №10/39-409 от 03.11.2009 работы по отсыпки строительного камня в акваторию бухты Врангель для создания перемычки между котлованом сухого дока и каналом выхода, а также работы по забивке шпунта вдоль перемычки со стороны бухты, осуществляемые обществом по проекту №9004/09-02 «Организация проведения работ по восстановлению земельного участка и инженерных сетей», разработанного ООО «НПО «Гидротекс» в 2009 году, ведутся обществом в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, что является нарушением пункта 1 статьи 34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Данные действия общества квалифицированы департаментом по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении №10/40-409 от 03.11.2009 работы по отсыпки строительного камня в акваторию бухты Врангель для создания перемычки между котлованом сухого дока и каналом выхода, а также работы по забивке шпунта вдоль перемычки со стороны бухты, осуществляемые обществом по проекту №9004/09-02 «Организация проведения работ по восстановлению земельного участка и инженерных сетей», разработанного ООО «НПО «Гидротекс» в 2009 году, ведутся обществом без оценки воздействия на окружающую среду, что является нарушением пункта 1 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Данные действия общества квалифицированы департаментом по статье 8.1 КоАП РФ.

10.11.2009 по результатам рассмотрения данных протоколов департаментом приняты постановления №10/39 409 и №10/40 409 о назначении ЗАО «Завод морских конструкций «Восточный» административного наказания по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размер 50 000 рублей и по статье 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Общество, не согласившись с постановлением департамента о назначении административного наказания от 10.11.2009 № 10/40 409, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Как установлено судом из материалов дела работы по восстановлению сухого дока в акватории б.Врангель осуществлялись обществом по проекту №9004/09-02 «Организация проведения работ по восстановлению земельного участка и инженерных сетей», разработанного ООО «НПО «Гидротекс» в 2009 году. В соответствии с данным проектом для устройства перемычки между котлованом и каналом выхода необходимо выполнить определенный перечень работ в акватории (отсыпка скального грунта, погружение шпунта, устройство «морского откоса, удаление из котлована пульпы и осадка, транспортировка пульпы и осадка при осушении котлована на свалку в район острова Лисий). После окончании работ по восстановлению перемычки планировалось проведение работ по осушению котлована Сухого дока. На момент осмотра 17.09.2009 акватории бухты Врангель и береговой полосы в районе размещения Сухого дока департаментом зафиксировано осуществление обществом работ по отсыпке строительного камня в акваторию б.Врангель для создания перемычки между котлованом и каналом выхода, а также работ по забивке шпунта. На момент осмотра забивка шпунта произведена на 80 метров вдоль перемычки, в месте отсыпки грунта наблюдается замутнение воды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32, пункта 1 статьи 36, пункта 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» до начала производства строительных работ необходимо провести оценку воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности для определения возможности минимизации воздействия на окружающую среду, учета нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, определения программы антропогенной нагрузки на окружающую среду, определения программы наблюдения за водным объектом, качеством среды обитания водных биологических ресурсов.

Материалами дела подтверждается, что оценка воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной деятельности при восстановлении сухого дока обществом не проводилась, мониторинг состояния акватории б.Врангель при проведении работ в акватории по устройству перемычки сухого дока не организован. Экологическая экспертиза проектной документации не осуществлялась.

Таким образом, действия ЗАО «Завод морских конструкций «Восточный» по отсыпке строительного камня в акваторию б.Врангель для создания перемычки между котлованом сухого дока и каналом выхода в б.Врангель, а также по забивке шпунта осуществлялись обществом без соблюдения экологических требований, что является нарушением пункта 1 статьи 32, пункта 1 статьи 36, пункта 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 56 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

Довод заявителя о том, что восстановительные работы в отношении объекта недвижимого имущества – сооружения «Сухой док в порту Восточный» осуществлялись обществом на земельном участке, принадлежащем обществу на праве собственности, а не во внутренних морских водах, в силу чего, работы, проводимые обществом не подпадают под действие требования Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Водного кодекса и Федерального закона «Об охране окружающей среды», судом отклоняется в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внутренние морские воды Российской Федерации - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Как следует из акта осмотра акватории бухты Врангель и береговой полосы в районе размещения Сухого дока и причала №5 ОАО «Восточный порт» от 17.09.2009 № 10/20-409, гидротехническое сооружение «Сухой док» размещено в водоохраной зоне и береговой линии бухты Врангель; котлован и канал выхода затоплены водой; восстановительные работы связаны с созданием перемычки между котлованом и каналом выхода путем отсыпки строительного камня в акваторию моря. В результате удаления перемычки внутренние воды соприкасались с акваторией бухты Врангель. Таким образом, затопленный котлован сухого дока являлся частью акватории бухты Врангель, следовательно, относится к внутренним морским водам. Целью восстановительных работ общества являлось восстановление границы береговой черты, которая достигается путем возведения перемычки в акватории между котлованом и каналом выхода.

Следовательно, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, поэтому департаментом правомерно с учетом установленных обстоятельств составлен протокол №10/40-409 от 03.11.2009.

Судом отклоняется довод заявителя о нарушении департаментом срока составления протокола об административном правонарушении от 03.11.2009 №10/39 409.

Как следует из смысла части 6 статьи 28.7 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется по окончании административного расследования. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.7 КоАП РФ).

Как установлено судом из материалов дела, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принято департаментом 24.09.2009, в тот же день департаментом вынесено определение об истребовании от ЗАО «Завод морских конструкций «Восточный» сведений и документов, необходимых для разрешения дела. Как пояснил департамент в судебном заседании, протокол был составлен 03.11.2009 после исполнения обществом определения об истребовании документов, что не повлекло нарушение прав заявителя, которому была предоставлена возможность представить документы и объяснения по факту выполнения работ, обеспечено участие законного представителя ЗАО «Завод морских конструкций «Восточный» при составлении протокола и рассмотрении административного дела № №10/37-409.

Между тем, как установлено судом из материалов дела, в отношении ЗАО «Завод морских конструкций «Восточный» департаментом в тот же день 03.11.2009 по факту тех же действий по осуществлению отсыпки строительного камня в акваторию б.Врангель для создания перемычки между котлованом сухого дока и каналом выхода в б.Врангель, а также по забивке шпунта без соблюдения экологических требований, а именно без соблюдения требования о проведении государственной экологической экспертизы, составлен протокол №10/39-409 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ. В соответствии с постановлением № №10/39-409 от 10.11.2009 ЗАО «Завод морских конструкций «Восточный» привлечено к ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Судом установлено, что обществом совершено одно действие, выразившееся в производстве работ в акватории б.Врангель без соблюдения экологических требований, административная ответственность за которое предусмотрена двумя различными статьями КоАП РФ, рассмотрение дел которых подведомственно одному органу, правонарушение установлено в одно и тоже время, что подтверждается актом осмотра акватории от 17.09.2009 № 10/20-409.

В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Поскольку постановлением департамента от 10.11.2009 № 10/39-409 в рамках одного административного дела №10/37-409 ЗАО «Завод морских конструкций «Восточный» уже привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50000 рублей, то, в данном случае департаментом при привлечении общества к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, не учтены требования пункта 2 статьи 4.4 КоАП РФ, так как департаменту следовало с учетом пункта 2 статьи 4.4 КоАП РФ назначить обществу административное наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ, поглотив административное наказание, назначенное предпринимателю по статье 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

Допущенные департаментом нарушения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при применении административного взыскания по протоколу №10/40-409 от 03.11.2009 являются процессуальными нарушениями при производстве по делу об административном правонарушении.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Поскольку судом установлено нарушение департаментом порядка привлечения общества к административной ответственности, то требование общества о признании незаконным и отмене постановления отдела по надзору на море по Приморскому краю Департамента Федеральной службы Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу от 10.11.2009 №10/40-409 «О назначении административного наказания», подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление отдела по надзору на море по Приморскому краю Департамента Федеральной службы Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу от 10.11.2009 №10/40-409 «О назначении административного наказания», принятое в отношении ЗАО «Завод морских конструкций «Восточный», расположенного по адресу: Приморский край, г.Находка, <...>».

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана жалоба в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Л.Н.Зинькова