ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-21895/13 от 23.10.2013 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-21895/2013

30 октября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 30 октября 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Мангер Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Широких Э.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Радово-1» (ИНН 2539090495, ОГРН 1082539002149, дата государственной регистрации: 31.03.2008)

к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982)

третье лицо: Черенкова Наталья Никитична

о признании недействительным предписания

при участии в заседании:

от заявителя – не явились, извещены;

от ответчика - Мацыга Ф.А., удостоверение № 3830, Седова Т.Ю., по доверенности № 51-32-07 от 03.06.2013;

от третьего лица – лично Черенкова Наталья Никитична

установил: товарищество собственников жилья «Радово-1» (далее – заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее – ответчик, инспекция, административный орган) от 24.06.2013 №51-04-14/15.

Представитель товарищества в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие заявителя по имеющимся в деле доказательствам.

Обосновывая заявленные требования, товарищество указало в тексте заявления, что право на приостановление подачи электроэнергии предусмотрено действующим законодательством, сослалось на положения пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 (далее-Правила), которым установлено, что исполнитель коммунальных услуг в случае неоплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.

Считает, что у товарищества имелись все основания для приостановления подачи электроэнергии, а установленный законом порядок приостановления подачи электроэнергии был товариществом соблюден.

Представитель ответчика по заявленным требованиям возразил, пояснил, что проверкой, проведенной по обращению 24.06.2013, было установлено приостановление услуги электроснабжения, без ограничения с нарушением положений пункта 119 Правил.

Административный орган в судебном заседании в дополнение к письменному отзыву также указал, что товариществом не представлено доказательств надлежащего уведомления потребителя- должника (в данном случае собственника дома №4 по ул.Янковского в г.Владивостоке) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня получения уведомления предоставление ему такой услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено. По мнению ответчика, письмо №20 от 03.04.2013, полученное Черенковой Н.Н. 18.04.2013 согласно почтовому уведомлению о вручении, нельзя рассматривать как уведомление оформленное надлежащим образом, поскольку данное письмо не содержит информации о размере и периоде задолженности, реквизитах и основаниях её уплаты и т.д., кроме того не содержит приложения и описи вложения, тогда как подп.а) п.119 Правил содержит данное требование. Помимо этого, товариществом не представлены пояснения и документы, подтверждающие отсутствие технической возможности введения ограничения предоставления коммунальной услуги, как то предусмотрено тем же пунктом Правил.

Третье лицо письменный отзыв в материалы дела не представило. Устно в судебном заседании Черенкова Н.Н. пояснила, что не является членом ТСЖ, в связи с чем обязательств по оплате электроэнергии перед данной организации не имеет. Также обратила внимание суда на то обстоятельство, что приборы отопления ее дома также работают от электричества, в связи с чем, с введением отопительного сезона ТСЖ ограничит доступность получения потребителем услуги теплоснабжения. Представители ответчика поддержали данный довод третьего лица, ссылаясь на недопустимость данного ограничения. Также представители инспекции пояснили, что предписание до настоящего времени товариществом не исполнено.

Исследовав материалы дела, суд установил, что 01.10.2012 между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» и товариществом собственников жилья «Радово-1» заключен договор энергоснабжения №6902.

24.06.2013 Государственной жилищной инспекцией Приморского края на основании приказа от 24.06.2013 №51-09-161 проведена проверка ТСЖ «Радово-1» по обращению гражданки Черенковой Н.Н., проживающей в жилом доме №4 по ул. Янковского, в ходе которой было установлено незаконное приостановление услуги электроснабжения данному потребителю без ограничения, выразившееся в нарушении процедуры уведомления потребителя о приостановлении или ограничении предоставления коммунальной услуги. По результатам проверки составлен акт № 51-04-13/27 от 24.06.2013.

В тот же день товариществу выдано предписание №51-04-14/15 об устранении в срок до 01.07.2013 выявленных нарушений, товариществу предложено возобновить подачу коммунальной услуги электроснабжения собственнику дома №4 по ул.Янковского в г.Владивостоке Черенковой Наталье Николаевне.

Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав его незаконными и нарушающими права и законные интересы товарищества, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Оценив доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу требований части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила) коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению.

В соответствии с п.3 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителям должно осуществляться в необходимых объемах и надлежащего качества. Приложением №1 п.9 установлены требования к качеству предоставления услуг электроснабжения, в соответствии с которым электроснабжение должно осуществляться круглосуточно в бесперебойном режиме в течение года.

В силу п. 31.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ от 27.12.2004 №861, для потребителей третьей категории надежности, к числу которых относятся жилые дома, допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок аварийного восстановления электроснабжения.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе ее уровня в отношении потребителей электрической энергии.

Из материалов дела следует, что согласно договору энергоснабжения №6902 от 01 10.2012, заключенному между ТСЖ «Радово-1» и открытым акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» последнее является гарантирующим поставщиком, товарищество - покупателем для целей обеспечения коммунальными услугами собственников и пользователей жилых домов, находящихся в управлении покупателя(приложение №1 к договору). Таким образом, товарищество собственников жилья «Радово-1» является исполнителем по предоставлению коммунальных услуг.

Согласно пункту 114 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

Пунктом 119 Постановления №354 предусмотрено, что если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Таким образом, согласно перечисленным нормам права приостановление предоставления коммунальной услуги возможно только при условии предварительного надлежащего уведомления и только после ограничения предоставления такой услуги.

При отсутствии технической возможности введения ограничения приостановление предоставления услуги возможно только при условии предварительного письменного извещения потребителя-должника за трое суток до такого приостановления.

Согласно акту об отключении неплательщика коммунальных услуг от электрических сетей, составленному комиссией в составе председателя правления ТСЖ «Радово-1», членов правления и энергетика ТСЖ «Радово-1», жилой дом по ул.Янковского, 4, принадлежащий гражданке Черенковой Н.Н. был отключен от электрических сетей общего пользования 19.05.2013.

Из материалов дела также следует, что третье лицо неоднократно (уведомления от 03.04.2013, от 15.05.2013) извещалось о наличии задолженности по коммунальным платежам и дальнейшем ограничении, а также приостановлении предоставления коммунальных услуг в соответствии с пунктами 117-119 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011.

Уведомление от 03.04.2013, направленное посредством почтовой связи Черенковой Н.Н. получено лично 18.04.2013, от личного получения уведомления от 15.05.2013 Черенкова Н.Н. отказалась, о чем членами Правления ТСЖ составлен акт.

Вместе с тем, товариществом в материалы дела не представлены доказательства надлежащего уведомления потребителя Черенковой Н.Н. о предстоящем приостановлении предоставления коммунальной услуги в установленные подпунктом в) пункта 119 постановления №354 сроки. Также заявителем не представлено доказательств отсутствия технической возможности введения ограничения предоставления коммунальной услуги.

Согласно пункту 2.1.4 Положения о Государственной жилищной инспекции Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 31.10.2012 №302-па инспекция осуществляет государственный жилищный надзор в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и Приморского края, с оформлением результатов, проведенных мероприятий по государственному жилищному надзору, в виде актов проверок с выдачей предписаний органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам о прекращении нарушения требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Поскольку товариществом собственников жилья «Радово-1» при осуществлении действий по ограничению в пользовании коммунальной услугой были нарушены положения действующего жилищного законодательства, инспекцией правомерно и в пределах предоставленных полномочий было вынесено оспариваемое предписание в адрес товарищества.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное, требования заявителя о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края от 24.06.2013 №51-04-14/15 удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении требований относятся судом на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований товарищества собственников жилья «Радово-1» о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края от 24.06.2013 №51-04-14/15 отказать. Проверено на соответствие Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Мангер Т.Е.