ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-22154/18 от 19.03.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-22154/2018

26 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена марта 2019 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи   Галочкиной Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кравченко В.В.,

рассмотрев заявление Товарищества собственников жилья "Шилкинская-11" (ИНН 2536212346, ОГРН 1092536000039, дата государственной регистрации 12.01.2009)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации 23.12.2004)

о признании незаконными и отмене решений и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю провести государственный кадастровый учет изменений в сведения о местоположении границ и площади земельного участка МКД с кадастровым номером 25:28:010021:142, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул.Шилкинская, д. 11 в соответствии с межевым планом от 09.07.2018, кадастрового инженера Ивашина А.Г.

при участии: от заявителя: председатель правления Холодцов Ю.Н. (протокол №1/2017 от 13.04.2017),

от ответчика: начальник отдела Норкина А.Ю. (доверенность №03-189 от 25.12.2018 сроком действия до 31.12.2019)

установил: Товарищество собственников жилья "Шилкинская-11"  (далее по тексту - ТСЖ «Шилкинская-11», заявитель) обратилось  в арбитражный суд с заявлением кУправлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю ( далее по тексту- ответчик,   Управление Росреестра по ПК)о признании незаконными и отмене решения от 18.07.2018 №25/18-23695 о приостановлении осуществления  кадастрового учета, решения от 27.07.2018 №25/18-24770 об отказе  в снятии приостановления осуществления кадастрового учета,  от 18.09.2018 №25/18-30194 об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, решения от 23.10.2018 №25/18-34279 об отказе в учете изменений  объекта недвижимости;  об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю провести государственный кадастровый учет изменений в сведения о местоположении границ и площади земельного участка МКД с кадастровым номером 25:28:010021:142, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул.Шилкинская, д. 11 в соответствии с межевым планом от 09.07.2018, кадастрового инженера Ивашина А.Г.( с учетом уточнения требований).

Заявитель в обоснование заявленных требований указывает, чтоучитывая явные ошибки кадастрового инженера Гончаренко Р.С, которые были указаны арбитражными судами, ТСЖ заказало новый межевой план в ООО «Землемеръ». Кадастровый инженер Ивашин А.Г. изготовил межевой план от 09.07.2018г., в котором устранены все нарушения указанные судебными инстанциями, внесены изменения по площади и координатам, произведено согласовании местоположения границ с правообладателями земельных участков, дополнительно учтён сервитут к территории ГСК.  Но ответчиком принято решение от 18.07. 2018 N 25/18-23695 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в котором  было указано, что изменения возможны при решении суда.

 Кадастровый инженер устранил причины, которые были указаны в вышеуказанном решении о приостановке, был подан межевой план с добавлением решений арбитражных судов:  от 20.12.2011 по делу № А51-12184/2011;  от 21.02.2012  по делу № А51-18959/2011; от 17.05. 2017г. по делу № А51-31163/2016г.; от 01.03.2018г. по делу № А51-21924/2017с; постановление апелляционной инстанции от 17.05. 2018г.  по делу № А51-21924/2017с,  представлены разъяснения по решениям суда.

Ответчиком 27.07. 2018 принято решение N 25/18-24770 об отказе в снятии приостановления, в котором кроме отсутствия прямого решения суда, дополнительно указано на ошибки кадастрового инженера при согласовании земельных участков.

Кадастровый инженер устранил причины, внёс изменения в межевой план согласно рекомендациям, указанным в решении от 27.07.2018 N 25/18-24770 об отказе в снятии приостановления в части согласования.

Ответчиком 18.09. 2018 принято решение  N 25/18-30194 об отказе в снятии приостановления, с указанием на необходимость решения суда для внесения изменений в кадастровый учёт.

 23.10. 2018г.  ответчиком принято решение N 25/18-34279 об отказе в учёте изменения объекта недвижимости.

Ответчик, принимая решения об отказе в изменении в учёте изменений объекта недвижимости, грубо нарушил требования законодательства, принял решение, которое противоречит, не соответствует решению арбитражного суда от 17.05.2017г.
 по делу   №   А51-31163/2016г.   вступившему   в   законную   силу.

 Учитывая выводы обоснования, принятые решения арбитражных судов Приморского края от 20.12.2011 по делу № А51-12184/2011, от 21.02.2012 по делу № А51-18959/2011, , от 17 мая 2017г. по делу № А51-31163/2016г., от 01.03.2018г. по делу № А51-21924/2017с,  постановления апелляционной инстанции от 17.05.2018г. по делу № А51-21924/2017, ответчик обязан был внести изменения на основании окончательного межевого плана от 09.07.2018г.  без дополнительных решений судов.

Сотрудники кадастра, принимая решения об отказе в изменении территории МКД на основании межевого плана от 09.07.2018г., грубо нарушили требования законодательства.  Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации .

Принятыми  решениями  кадастрового учёта прямо нарушаются права и законные интересы собственников помещений дома по ул. Шилкинская, д. 11 на общую долевую собственность, гарантированные действующим законодательством. Нарушены права собственников помещений дома в невозможности согласно положениям части 3 статьи 16 Закона № 189-ФЗ (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П) завершения процедуры оформления прав на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.  По смыслу положений части 5 статьи 16 Закона № 189-ФЗ, разъяснений пункта 66 Постановления № 10/22 возникновение    общей    долевой    собственности    собственников    помещений    в многоквартирном доме на земельный участок связывается с завершением процедуры формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Кадастровым учётом нарушена правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.03.2013 № 14828/12, где разъяснено, что отчуждение общего имущества многоквартирного дома неправомочным лицом невозможно и не создает права собственности на это имущество. Тот факт, что право собственности ответчика на спорное имущество зарегистрировано в ЕГРП не означает, что право собственности жильцов на общее имущество в многоквартирном доме прекратилось.

Кадастровым учётом нарушена правовая позиция, изложенная в определении Верховного суда РФ N 55-КГ17-1 от 21 марта 2017 г., где прямо отражено, что «наличие кадастровой ошибки в сведениях о границах земельного участка является основанием для исправления такой ошибки, но не основанием для прекращения права собственности на земельный участок.

Управление  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю возражает против предъявленных требований, указывая, что все действия Управления соответствовали действующему законодательству.

В  результате рассмотрения представленных заявителем документов государственным регистратором было установлено, что конфигурация земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142,  указанная в распоряжении УГА от 20.05.2009 № 1784, с учетом внесенных в него изменений распоряжением УГА от 12.10.2010 № 3007, и конфигурация земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, указанная в графической части межевого плана от 30.06.2017, не совпадают.

Указанные обстоятельства не позволили провести процедуру осуществления кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142. В дальнейшем в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости было отказано.

 В результате рассмотрения представленных  заявителем документов к межевому плану от 09.07.2018 государственным регистратором было установлено, что конфигурация земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142,  указанная в распоряжении УГА от 20.05.2009. № 1784, с учетом внесенных в него изменений распоряжением УГА от 12.10.2010 № 3007, и конфигурация земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, указанная в графической части межевого плана от 09.07.2018, также не совпадают.

Указанные обстоятельства не позволяют провести процедуру осуществления кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым    номером    25:28:010021:142.

   Согласно    представленному решению Арбитражного суда Приморского края от 01.03.2018 по делу № А51-21924/2017с в удовлетворении требований ТСЖ «Шилкинская-11» о возложении обязанности на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Приморскому краю провести государственный кадастровый учет изменений в сведениях о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142 отказано.

18.07.2018 государственный кадастровый учет был приостановлен, поскольку представленное в межевом плане «Заключение кадастрового инженера» не содержит обосновывающий вывод, подтверждающий наличие кадастровой (реестровой) ошибки в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142.

27.07.2018,  рассмотрев дополнительные документы (межевой план от 25.07.2018),   государственным регистратором было принято решение об отказе в снятии приостановления, поскольку изменение площади и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ; кроме того,  в акте согласования отсутствует информация о всех смежных земельных участках.

18.09.2018,  рассмотрев дополнительные документы (межевой план от 09.07.2018) , государственным регистратором было принято решение об отказе в снятии приостановления, поскольку изменение площади и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка.

23.10.2018 поскольку обстоятельства, указанные в решениях о приостановлении устранены не были, государственным регистратором было принято решение об отказе в учете изменений.

Судом установлено следующее.

20.05.2009 распоряжением № 1784 Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока  (далее по тексту - УМИГА) утвердило схему расположения земельного участка по адресу г. Владивосток, ул. Шилкинская, 11, собственникам помещений в многоквартирном доме для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома площадью 21986 кв.м.

12.10.2010  на основании заявления председателя товарищества об изменении (увеличении) границ земельного участка, предоставленного товариществу, Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока  (далее - УГА) вынесло распоряжение № 3007 «О внесении изменений в распоряжение управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 20.05.2009 № 1784 и отмене распоряжения управления градостроительства и архитектуры от 11.08.2010 №647», которым были внесены изменения в распоряжение УМИГА от 20.05.2009, а именно,  в пункте 1 слова:  «площадью 21 986 кв.м» заменены  словами : «площадью 28 545 кв.м».

Земельный участок сформирован для дальнейшей эксплуатации МКД и поставлен ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю 14.09.2011 на государственный кадастровый учет на основании заявления товарищества от 19.08.2011 и межевого плана, подготовленного на основании распоряжения УГА от 12.10.2010 № 3007. Поставленному на кадастровый учет земельному участку присвоен номер 25:28:010021:142.

Распоряжением от 20.01.2012 № 95 УГА  внесло в распоряжение УМИГА от 20.05.2009 № 1784 изменения в части уменьшения площади предоставленного ТСЖ земельного участка с 28545 кв.м. на 21 817 кв.м.

  В соответствии с данным распоряжением подготовлен межевой план земельного участка и на основании поданного УГА в кадастровую палату заявления от  17.05.2013 об учете изменений объекта недвижимости в связи с исправлением кадастровой ошибки органом кадастрового учета принято решение от 27.05.2013 № Ф01/13-33716 о внесении изменений в части площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142.

Позднее,  на основании вынесенного прокуратурой г. Владивостока протеста от 28.07.2014 распоряжением от 04.08.2014 № 1511 УГА отменило изданное им  20.01.2012 распоряжение  № 95.

ТСЖ «Шилкинская-11» заказало ООО «ДВ Кадастр» выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером  25:28:010021:142.

 29.09.2016 по результатам проведенных работ кадастровым инженером Гончаренко Р.С. был подготовлен межевой план.

30.09.2016 ТСЖ «Шилкинская-11» обратилось в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, приложив к заявлению вышеназванный межевой план.

Решением от 04.10.2016 № Ф01/16-42348 ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю отказало в учете испрашиваемых заявителем изменений.

  Не согласившись с указанным решением, товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, по результатам рассмотрения которого Арбитражный суд Приморского края в рамках дела №А51-31163/2016 вступившим в законную силу решением от 17.05.2017 решение филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от 04 октября 2016 года № Ф01 /16-42348, признал незаконным.

 Вместе с тем, в удовлетворении требований об обязании филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю провести государственный кадастровый учет изменений в сведения о местоположении границ и площади земельного участка МКД с кадастровым номером 25:28:010021:142, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Шилкинская, дом 11, в соответствии с межевым планом от 29 сентября 2016 года, кадастрового инженера Гончаренко Р.С. товариществу арбитражным судом было отказано.

ТСЖ «Шилкинская-11» с учетом решения от 17.05.2017 по делу №А51-31163/2016 повторно заказало ООО «ДВ Кадастр» выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142.

 30.06.2017 по результатам проведенных работ кадастровым инженером Гончаренко Р.С. был подготовлен новый межевой план.

В тот же день ТСЖ «Шилкинская-11» обратилось в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, приложив к заявлению вышеназванный межевой план.

Рассмотрев представленный пакет документов,  орган кадастрового учета 05.07.2017 принял решение №25/17-30128 о приостановлении кадастрового учета кадастрового учета в срок до 05.10.2017. При этом,  основанием для приостановки кадастрового учета явилось то обстоятельство, что приложенные к заявлению судебные акты не обязывали орган кадастрового учета провести государственный кадастровый учет изменений о местоположении границ и площади по межевому плану от 30.06.2017  в  отношении спорного земельного участка, а сам технический план не является основанием для проведения государственного кадастрового учета изменений.

Не согласившись с указанным решением, посчитав, что оно не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в реализации его прав и законных интересов, а также прав членов ТСЖ -собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Шилкинская, 11, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, товарищество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Вступившим в законную силу  17.05.2018 года решением суда от 01.03.2018 года по делу № А51-21924/2017с  в удовлетворении требований о признании незаконным решения от 05.07.2017 № 25/17-30128 и об обязании провести  государственный кадастровый учет изменений  ТСЖ «Шилкинская-11» было отказано.

ТСЖ «Шилкинская-11», учитывая явные ошибки кадастрового инженера Гончаренко Р.С., которые были указаны арбитражными судами, заказало новый межевой план в ООО «Землемеръ».

  Кадастровый инженер Ивашин А.Г. изготовил межевой план от 09.07.2018г., в котором внесены изменения по площади и координатам, произведено согласовании местоположения границ с правообладателями земельных участков, дополнительно учтён сервитут к территории ГСК.

ТСЖ «Шилкинская-11»  12.07.2018 обратилось в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю с заявлением  № 25-0-1-133/3001/2018-2532 о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142,  площадью 27 103 кв.м,   расположенного по адресу: Приморский край, ул. Шилкинская, 11, приложив к заявлению вышеназванный межевой план.

Площадь уточненного земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142  составила 27 103 кв.м, что соответствует  площади 28 185 кв.м, за исключением площади земельных участков  с кадастровыми номерами  25:28: 010021:2736 (799 кв.м – участок ГСК «Шилка»), 25:28:010021: 3945 ( 20 кв.м – участок Оседач В.Л.) и части участка площадью 263 кв.м, через которую  осуществляется проезд к гаражам, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 25:28: 010021:2736. 

  18.07.2018  Управлением Росреестра по ПК   в соответствии с п.25 ч.1 ст. 26 Федерального закона  от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»  было принято решение N 25/18-23695 о приостановлении до 18.10.2018г., в котором  было указано, что  межевой план не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований  к его подготовке»; отсутствует обоснование для изменения конфигурации и площади земельного участка, согласно приложенного плана 27 103 кв.м .

 Кадастровый инженер устранил причины, которые были указаны в вышеуказанном решении о приостановке, был подан межевой план с добавлением решений арбитражных судов:  от 20.12.2011 по делу № А51-12184/2011;  от 21.02.2012  по делу № А51-18959/2011; от 17.05. 2017г. по делу № А51-31163/2016г.; от 01.03.2018г. по делу № А51-21924/2017с; постановление апелляционной инстанции от 17.05. 2018г.  по делу № А51-21924/2017с,  представлены разъяснения по решениям суда.

  Ответчиком  27.07.2018  в соответствии с п.п.7, 25 ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015 № 218- ФЗ  «О государственной регистрации недвижимости» принято решение N 25/18-24770  об отказе  в снятии приостановления осуществления кадастрового учета, в котором  указано, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:142 имеет смежные границы с земельными участками: гр. 40-48 земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:2736, гр. 50-53 земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:94, гр. 440-446 земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:126, гр. 386-390 земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:121, гр. 12-18 земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:2735, гр. 393-394 земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:3823, гр. 115-394 земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:125. В представленном акте согласования в разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует информация о вышеуказанных смежных земельных участках.

Кадастровый инженер устранил причины, внёс изменения в межевой план согласно рекомендациям, указанным в решении от 27.07.2018 N 25/18-24770 об отказе в снятии приостановления в части согласования.

 Ответчиком 18.09.2018  в соответствии с п.31 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ  «О государственной регистрации недвижимости» принято решение  N 25/18-30194 об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, в котором указано, что в результате рассмотрения представленных документов к межевому плану от 09.07.2018 было установлено, что конфигурация земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, указанная в распоряжении УГА от 20.05.2009 № 1784, с учетом внесенных в него изменений распоряжением УГА от 12.10.2010 № 3007, и конфигурация земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, указанная в графической части межевого плана от 09.07.2018, не совпадают. Указанные обстоятельства не позволяют провести процедуру осуществления кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142.

   23.10. 2018г.   ответчиком на основании ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ  «О государственной регистрации недвижимости»  принято решение N 25/18-34279 об отказе в учете изменений  объекта недвижимости, в котором указано, что в результате рассмотрения представленных документов к межевому плану от 09.07.2018 было установлено, что конфигурация земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, указанная в распоряжении УГА от 20.05.2009 № 1784, с учетом внесенных в него изменений распоряжением УГА от 12.10.2010 № 3007, и конфигурация земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, указанная в графической части межевого плана от 09.07.2018, не совпадают. Указанные обстоятельства не позволяют провести процедуру осуществления кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142.

21.09.2018 года  председатель  ТСЖ «Шилкинская-11»   Холодцов Ю.Н. обратился  с заявлением № 25-0-1-133/3001/2018-2532 об обжаловании решения Управления Росреестра по ПК  об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета от 18.09.2018 № 25/18-30194  в адрес  председателя апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.

Решением  апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по ПК  от 15.10.2018 года было отказано в принятии к рассмотрению заявления Холодцова Ю.Н.

Не согласившись с принятыми Управлением Росреестра по ПК решениями  от 18.07.2018 №25/18-23695 о приостановлении осуществления  кадастрового учета, от 27.07.2018 №25/18-24770 об отказе  в снятии приостановления осуществления кадастрового учета,  от 18.09.2018 №25/18-30194 об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, от 23.10.2018 №25/18-34279 об отказе в учете изменений  объекта недвижимости, посчитав, что они не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя в реализации его прав и законных интересов, а также прав членов ТСЖ -собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Шилкинская, 11, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, товарищество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Исследовав по правилам Главы 7 Арбитражного Процессуального кодекса РФ,  представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).

 В соответствии со статьей 1 Закона № 218-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральном}' закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (пункт 2 статьи 1 Закона №218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества -внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Закона №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

  Пунктом 1 статьи 13 Закона №218-ФЗ предусмотрено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Согласно статье 14 Закона  № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (пункт 1 статьи 14 Закона .N218-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 14 Закона №218-ФЗ установлены следующие основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав:

-акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

-вступившие в законную силу судебные акты;

-межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

Согласно подпункту 6 пункта 5 статьи 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Основания приостановления в осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены в статье 26 названного закона.

 Так,  в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа,    представленного    для    осуществления    государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Статьей 22 Закона №218-ФЗ установлены требования к межевому плану, представляемому на регистрацию в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктом 1 которой межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно пункту 2 указанной статьи в межевом плане указываются:

-сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

-новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

 В соответствии с пунктами 6, 10 статьи 22 Закона №218-ФЗ в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок.

Пунктом 13 статьи 22 Закона №218-ФЗ предусмотрено, что форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Вышеуказанные требования установлены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», в согласно пункту 69 которого в случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений (например, о необходимости направления органом регистрации прав в соответствующие органы информации о наличии ошибок в сведениях о границах муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков фрагмент описания местоположения границы таких объектов с правильными значениями координат характерных точек).

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

 Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:142 площадью 28 545 кв.м  сформирован и поставлен  14.09.2011 на кадастровый учет на основании утвержденной распоряжением УГА администрации г. Владивостока от 20.05.2009 № 1784  схемы расположения земельного участка по адресу: г. Владивосток, ул. Шилкинская, 11, собственникам помещений в многоквартирном доме для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома площадью 21 986 кв.м, и распоряжения УГА от 12.10.2010 № 3007 о внесении в названное распоряжение изменений в части площади земельного участка.

Соответствие закону названных распоряжений УГА администрации г. Владивостока  подтверждено вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Приморского края от 20.12.2011 по делу № А51-12184/2011 и от 21.02.2012 по делу № А51-18959/2011.

Следовательно,  постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142 площадью 28 545 кв.м. в изначально согласованных органом местного самоуправления границах и указанной площади названными распорядительными актами произведена в силу вышеприведенных норм закона при наличии к тому правовых оснований, что не оспаривается органом кадастрового учета.

 Из материалов дела также следует, что впоследствии ответчиком произведен учет изменений границ спорного земельного участка в соответствии с решением от 27.05.2013 № Ф01/13-33716, принятым им по результатам рассмотрения заявления УГА администрации г. Владивостока от 17.05.2013 об учете изменений объекта недвижимости в связи с исправлением кадастровой ошибки на основании принятого органом местного самоуправления распоряжения от 20.01.2012 № 95, которым внесены изменения в распоряжение УМИГА от 20.05.2009 № 1784 изменения в части уменьшения площади предоставленного ТСЖ земельного участка с 28 545 кв.м. на 21 817 кв.м.

Позднее, на основании вынесенного прокуратурой г. Владивостока протеста от 28.07.2014 распоряжением от 04.08.2014 № 1511 УГА отменило изданное им распоряжение от 20.01.2012 №95.

30.06.2017 ТСЖ «Шилкинская-11» обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, приложив к заявлению межевой план от 30.06.2017.

В результате анализа документов, использованных при подготовке межевого плана, а также графической части межевого плана от 30.06.2017  было установлено, что заявление ТСЖ «Шилкинская-11» о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142 направлено на восстановление расположения границ земельного участка, определенных схемой, утвержденной распоряжением УГА от № 1784, с учетом внесенных в него изменений распоряжением УГА от 12.10.2009 №3007.

При этом в схеме, утвержденной распоряжением УГА от 20.05.2009 № 1784, с учетом внесенных в него изменений распоряжением УГА от 12.10.2010 № 3007 земельный участок, согласованный ТСЖ «Шилкинская-11», изображен в виде единого землепользования, без вкраплений в виде земельных участков, предоставленных иным лицам.

 Однако из анализа графической части межевого плана от 30.06.2017 следует, что согласно схеме расположения земельных участков из внутреннего контура земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142 исключены земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010021:2736 и 25:28:010021:3830,  которые предоставлены в аренду иным лицам.

Согласно сведениям об уточняемом земельном участке в межевом плане от 30.06.2017 площадь земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142 составила 28 545 кв.м, что соответствует площади, указанной в распоряжении УГА от 12.10.2010 № 3007.

 В части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации РФ указано, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Таким образом, такая схема представляет собой графический образ земельного участка, который предстоит образовать.

В настоящий момент в конфигурацию земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142 (его внутренний контур), утвержденную распоряжением УГА от 20.05.2009 № 1784, с учетом внесенных в него изменений распоряжением УГА от 12.10.2010 № 3007, попадают земельные участки с кадастровыми номерами: 25:28:010021:2736,  25:28:010021:3830.

Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте Росреестра, размещенной в открытом доступе в сети Интернет, земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010021:2736  и 25:28:010021:3830 стоят на кадастровом учете, в отношении указанных земельных участков зарегистрированы права третьих лиц.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:3830 площадью 20 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет 20.03.2014 на основании межевого плана, подготовленного с учетом распоряжения УГА г. Владивостока от 10.05.2011 № 997, с учетом изменений, внесенный распоряжением УГА г. Владивостока от 29.01.2014 № 148. Указанный земельный участок был предоставлен в аренду Оседач В.Л. по договору аренды от 05.08.2014 №01-4-18926 Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края сроком действия  с 05.08.2014 продолжительностью 5 лет.

По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:2736  площадью 819 кв.м был поставлен на государственный кадастровый учет 27.05.2013 на основании межевого плана. Указанный земельный участок был предоставлен в аренду ГСК «Шилка» по договору аренды от 24.09.2013 №01-Ю-1775 Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края сроком действия с 24.09.2013 продолжительностью 3 года.

   02.11.2016  из земельного участка 25:28:010021:2736   выделен земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:3945 площадью 20 кв. м, на который в последующем 16.04.2018 было зарегистрировано право собственности Оседач В.Л. по договору купли продажи земельного участка от 03.04.2018 № 8475, заключенным с Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края.

С учетом положений ст. 11.10 Земельного Кодекса  РФ конфигурация образуемого земельного участка, указанная в схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и конфигурация образуемого земельного участка в документах межевого плана должны быть идентичны.

В результате рассмотрения представленных документов к межевому плану от 09.07.2018 было установлено, что конфигурация земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, указанная в распоряжении УГА от 20.05.2009 № 1784, с учетом внесенных в него изменений распоряжением УГА от 12.10.2010 № 3007 (площадь земельного участка составляет 28 545 кв.м) , и конфигурация земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, указанная в графической части межевого плана от 09.07.2018 ( площадь земельного участка 27103 кв.м) , не совпадают.

Суд считает, что заявление ТСЖ «Шилкинская-11» о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером  25:28:010021:142  на основании межевого плана от 09.07.2018 не приведет к восстановлению расположения границ земельного участка, определенных схемой, утвержденной распоряжением УГА от № 1784, с учетом внесенных в него изменений распоряжением УГА от 12.10.2009 №3007.

В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 1 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество-юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода,   прекращения   права  определенного  лица   на   недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

 Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

    Таким образом,  независимо от правовых оснований, послуживших основанием для постановки на государственный кадастровый учет выше указанных земельных участков, до исключения информации о них из Государственного реестра недвижимости, данные участки являются объектами права и формирование иных земельных участков, в том числе на основании решений органов местного самоуправления должно осуществляться с учетом их местоположения и границ.

Согласно части  2 Постановления Пленума ВС РФ №10 и Пленума ВАС РФ №22 от 29 апреля 2010г.  «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

   Поскольку при рассмотрении настоящего дела получил свое подтверждение  факт того, что конфигурация земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, указанная в распоряжении УГА от 20.05.2009 № 1784, с учетом внесенных в него изменений распоряжением УГА от 12.10.2010 № 3007 (площадь земельного участка составляет 28 545 кв.м), и конфигурация земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, указанная в графической части межевого плана от 09.07.2018  ( площадь земельного участка 27 103 кв.м) , не совпадают, а также наличие иных оснований для принятия органом государственной регистрации решений о приостановлении государственного кадастрового учета,  об отказе  в снятии приостановления осуществления кадастрового учета,  об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, об отказе в учете изменений  объекта недвижимости   законных оснований для учета таких изменений на основании представленных документов у органа кадастрового учета не имелось, в связи с чем,  оспариваемые в рамках настоящего дела решения приняты в полном соответствии с положениями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Поскольку в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированных правах и обременениях земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010021:2736, 25:28:010021:3830, 25:28:010021:3945, с государственного кадастрового учета данные земельные участки не сняты,  суд считает, что имеется спор о праве, который подлежит рассмотрению в рамках искового производства.

Суд считает, что  формирование спорного земельного участка в границах, установленных распоряжениями органа местного самоуправления на данный момент не представляется возможным ввиду наложения на границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142 границ земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010021:2736, 25:28:010021:3830, 25:28:010021:3945, а возможно лишь  после снятия с государственного кадастрового учета данных земельных участков.

  При этом ссылка заявителя на вступившие в законную силу судебные акты по делам№ А51-12184/2011, № А51-18959/2011 , № А51-31163/2016г., № А51-21924/2017с,  в которых, по мнению заявителя напрямую указано на необходимость постановки на учет земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142 , судом  не принимается, поскольку данными судебными актами  было признано право ТСЖ «Шилкинская-11» на формирование земельного участка, решения об обязании ответчика внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости  на основании окончательного межевого плана от 09.07.2018г., без дополнительных решений судов, арбитражный суд при рассмотрении указанных дел не принимал.

 При этом оспариваемые решения не могли нарушить права и законные интересы товарищества, поскольку соблюдение государственным органом при осуществлении своей деятельности положений действующего законодательства не может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.

    Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, оснований для удовлетворения требований ТСЖ «Шилкинская-11» у арбитражного суда не имеется.

 С учетом изложенного, основания для применения положений пункта 4 части 4 статьи 201 АПК РФ в части требований об обязании ответчика провести государственный кадастровый учет изменений в сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:142, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Шилкинская, 11 в соответствии с межевым планом  от 09.07.2018, кадастрового инженера Ивашина А.Г.  у арбитражного суда также отсутствуют.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины в порядке статьи 110 АПК РФ судом относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

   В удовлетворении  заявленных требований Товарищества собственников жилья «Шилкинская -11» отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

                    Судья                                                         Галочкина Н.А.