ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-22258/19 от 25.06.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-22258/2019

03 июля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года .

Полный текст решения изготовлен июля 2020 года .

     Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Николаева А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекалёвой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-Логистическая Компания» (ИНН 2537079104, ОГРН 1062537055591, дата государственной регистрации 21.06.2006, юридический адрес: 690080, Приморский край, г.Владивосток, ул.Командорская, д.11, корпус 1, помещение 1)

к   Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Владивостоку (ИНН 2538033670, ОГРН 1032501897636, дата государственной регистрации 11.05.1981, юридический адрес: 690088, Приморский край, г.Владивосток, ул. Военное шоссе, д.24),

третье лицо - ОСП по ИДЮЛ по Владивостокскому ГО УФССП России по Приморскому краю,

о признании незаконным отказа УМВД России по г. Владивостоку, выразившегося в письме от 01.08.2019 №15/4-12723, об обязании УМВД России по г. Владивостоку уточнить назначение платежа по платежному поручению №726 от 23.04.2019, читать назначение платежа «Постановление 18810025140000009240 Штраф за нарушение ПДД», об обязании возвратить незаконно списанные с расчетного счёта денежные средства.

при участии: от заявителя –  Филатова К.С., паспорт, доверенность от 18.10.2019 №13, копия диплома 102507 0027110 от 14.07.2016; от ответчика – Колесников С.Л., служебное удостоверение, доверенность от 14.03.2018; от ОСП по ИДЮЛ по Владивостокскому ГО УФССП России по Приморскому краю – не явился, извещен,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Транспортно-Логистическая Компания» (далее – заявитель, общество, ООО «ТЛК») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Владивостоку (далее – ответчик, административный орган, Управление) о признании незаконным отказа УМВД России по г.Владивостоку, выразившегося в письме от 01.08.2019 №15/4-12723, об обязании УМВД России по г. Владивостоку уточнить назначение платежа по платежному поручению №726 от 23.04.2019, читать назначение платежа «Постановление 18810025140000009240 Штраф за нарушение ПДД», об обязании возвратить незаконно списанные с расчетного счёта денежные средства.

Третье лицо - ОСП по ИДЮЛ по Владивостокскому ГО УФССП России по Приморскому краю (далее – судебный пристав-исполнитель, судебный пристав) в судебное заседание не явилось, о времени и месте заседания извещено надлежащим образом, доказательства извещения имеются в материалах дела, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 АПК РФ.

В обоснование требований заявитель указал, что исполнил постановление в добровольном порядке, оплатив 50 % суммы административного штрафа с учетом требований части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, при этом допустив ошибку в назначении платежа, в связи с чем, обратился в адрес Управления с заявлением об уточнении назначения платежа.  По мнению, заявителя, Управление является администратором дохода бюджета, обязано было уточнить платежи при наличии заявления лица и подтверждающих необходимость уточнения платежа документов.

Управление требования заявителя оспорило, указало, что не обладает полномочиями изменят уникальный идентификатор платежа, в связи с чем, заявителю был дан ответ, полагает, что в данном случае возможен только возврат платежей. Кроме того, в связи с отсутствием документа, свидетельствующего об оплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечению срока ГИБДД УМВД России по г. Владивостоку направило второй экземпляр постановления судебному приставу-исполнителю.

ОСП по ИДЮЛ по Владивостокскому ГО УФССП России по Приморскому краю указало, что документы подтверждающие оплату долга от ОГИБДД УМВД Росси по г. Владивостока в Отдел судебных приставов по исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц по Приморскому краю ВГО не поступали.

Из материалов дела судом установлено, что 16.04.2019 ГИБДД УМВД России по г. Владивостоку вынесло постановление №18810025140000009240 по делу об административном правонарушении, согласно которого ООО «ТЛК» привлечено в административной ответственности по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

23.04.2019 ООО «ТЛК» на основании платежного поручения №726 оплатило административный штраф в размере 15 000 руб., указав в назначении платежа «1881630020016000140 штраф за нарушение ПДД сумма 15 000-00».

01.07.2019 ОСП по ИДЮЛ по Владивостокскому ГО УФССП России по Приморскому краю вынесло постановление о возбуждении исполнительного производства №43054/19/25043-ИП.

01.07.2019 ОСП по ИДЮЛ по Владивостокскому ГО УФССП России по Приморскому краю вынесло постановление о распределении денежных средств по СД в сумме 1 428,58 руб.

23.07.2019 ОСП по ИДЮЛ по Владивостокскому ГО УФССП России по Приморскому краю вынесло постановление о распределении денежных средств по СД в сумме 1 360,56 руб.

31.07.2019 ОСП по ИДЮЛ по Владивостокскому ГО УФССП России по Приморскому краю вынесло постановление о распределении денежных средств по СД в сумме 24 036,47 руб.

31.07.2019 ОСП по ИДЮЛ по Владивостокскому ГО УФССП России по Приморскому краю вынесло постановление о распределении денежных средств по СД в сумме 1 878,64 руб.

12.08.2019 ОСП по ИДЮЛ по Владивостокскому ГО УФССП России по Приморскому краю вынесло постановление об окончании исполнительного производства №43054/19/2043-ИП.

ООО «ТЛК» обратилось в Управление с письмом об уточнении назначения платежа, указав, что в поле «назначения платежа» указан неверно номер постановления «18811630020016000140 штраф за нарушение ПДД», верным следует считать назначение платежа постановления «18810025140000009240 штраф за нарушение ПДД».

01.08.2019 Управление письмом №15/4-12723 отказало ООО «ТЛК» в уточнении назначения платежа ООО«ТЛК» по платежному поручению № 726 от 23.04.2019.

Не согласившись с вынесенным отказом Управления в уточнении назначения платежа ООО«ТЛК» по платежному поручению № 726 от 23.04.2019, выраженным в письме от 01.08.2019 №15/4-12723, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ООО«ТЛК», последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела 01.08.2019 Управление письмом №15/4-12723 отказало ООО «ТЛК» в уточнении назначения платежа ООО«ТЛК» по платежному поручению № 726 от 23.04.2019 на основании заявления об уточнении назначения платежа, согласно которого в поле «назначения платежа» указан неверно номер постановления «18811630020016000140 штраф за нарушение ПДД», верным следует считать назначение платежа постановления «18810025140000009240 штраф за нарушение ПДД».

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В силу части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Как следует из материалов дела, 16.04.2019 ГИБДД УМВД России по г. Владивостоку вынесло постановление №18810025140000009240 по делу об административном правонарушении, согласно которого ООО «ТЛК» привлечено в административной ответственности по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

При этом на второй странице постановления №18810025140000009240 по делу об административном правонарушении в разделе «информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы штрафа» указаны следующие реквизиты для оплаты административного штрафа:

Получатель: ИНН 2538033670 КПП 253801001

ОКТМО 05701000

Управление Федерального казначейства по

Приморскому краю (УВД по г. Владивосток)

Банк получателя: В ГРКЦ ГУ Банка России по

Приморскому краю, г. Владивосток

БИК 040507001

Номер счета получателя:

Р/с 4010180900000010002

КБК (код бюджетной классификации)

18811630020016000140.

Заявитель в обоснование требований предоставил платежное поручение от 23.04.2019 №726, согласно которого реквизиты на оплату указаны:

ИНН 2538033670 КПП 253801001

ОКТМО 05701000

Управление Федерального казначейства по

Приморскому краю (УВД по г. Владивосток)

Банк получателя: В ГРКЦ ГУ Банка России по

Приморскому краю, г. Владивосток

БИК 040507001

Номер счета получателя:

Р/с 4010180900000010002

КБК (код бюджетной классификации)

18811630020016000140.

назначение платежа «1881630020016000140 штраф за нарушение ПДД сумма 15 000-00».

Таким образом, анализ постановления №18810025140000009240 по делу об административном правонарушении и платежного поручения №726 показывает, что они содержат все реквизиты, позволяющие идентифицировать плательщика, получателя платежа и сам платеж.

Пунктом 1 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что к доходам бюджета относятся налоговые доходы и неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 БК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы относятся к налоговым доходам бюджетов.

В силу статьи 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 30.09.2014 №836 в целях реализации пункта 2 статьи 160.1 БК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 №995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также на основании Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.201 №248, утверждена Инструкция о порядке осуществления подразделениям центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Инструкция №836).

Согласно пункта 8 Инструкции №248 ведение учета начисленных администрируемых доходов осуществляется в электронном виде. Форма электронного документа должна содержать: порядковый номер; для физических лиц- фамилия, имя. отчество, дату рождения плательщика, а также реквизиты документа, идентифицирующего физического лица; для юридических лиц – организационно-правовую форму, наименование, ИНН и КПП организации; дату начисления; код бюджетной классификации дохода с указанием наименования источника дохода; код Общероссийского классификатора территории муниципального образования; сумму, подлежащую уплате; номер постановления по делу об административном правонарушении либо реквизиты постановления суда; уникальный идентификатор начисления.

При этом пунктом 9 Инструкции №836 предусмотрено направление структурным подразделением оператору Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах извещения о начислениях, извещения об уточнении начислений, извещения об аннулировании начислений.

Согласно пункта 13 Инструкции №836 факт уплаты административного штрафа подтверждается информацией, содержащейся в документе, свидетельствующем о его уплате (платежное поручение с отметкой банка о его исполнении; квитанция установленной формы, выдаваемая банком, при оплате в наличной форме; кассовый чек, выдаваемый платежным терминалом, банкоматом банковских платежных агентов (субагентов), либо информацией об уплате административного штрафа в ГИС СМП, либо информацией, полученной в территориальном органе Федерального казначейства.

Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (пункт 7 статьи 45 НК РФ).

Из анализа указанных норм следует, что подача налогоплательщиком заявления об уточнении платежа возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом не имеет значение, был ли в результате ошибки налог зачислен в тот же бюджет или нет, поскольку при правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступит в бюджетную систему. Бюджетная система Российской Федерации, как указано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ, представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Указанный порядок уточнения платежа применяется также в отношении пеней и штрафов (пункт 8 статьи 45 НК РФ).

В соответствии со статьей 40 БК РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Соответственно в том случае, когда в результате ошибки в «назначении платежа» сумма штрафа поступила в бюджет, обязанность по уплате штрафа признается исполненной, и плательщик имеет право на подачу заявления об уточнении платежа в части «назначении платежа».

Кроме того, сам факт неправильного указания «назначения платежа» не является основанием для признания обязанности по уплате штрафа неисполненной.

Таким образом, Управление, как администратор доходов бюджета, обязано было уточнить назначение платежа по платежному поручению №726 от 23.04.2019 в соответствии с обращением заявителя, а именно в части считать назначение платежа «Постановление 18810025140000009240 Штраф за нарушение ПДД».

При этом судом учитывается так же и то обстоятельство, что в постановление №18810025140000009240 по делу об административном правонарушении ГИБДД УМВД России по г. Владивостоку не указало уникальный идентификатор начисления, в связи с чем, заявитель имел право обратиться в административный орган для уточнения назначения платежа по платежному поручению №726 от 23.04.2019.      

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах требования заявителя ООО«ТЛК» о признании незаконным отказа Управления в уточнении назначения платежа ООО«ТЛК» по платежному поручению № 726 от 23.04.2019, выраженного в письме от 01.08.2019 №15/4-12723, подлежат удовлетворению.

В части требований об обязании Управления уточнить назначение платежа по платежному поручению №726 от 23.04.2019, читать назначение платежа «Постановление 18810025140000009240 Штраф за нарушение ПДД», об обязании возвратить незаконно списанные с расчетного счёта денежные средства, то по смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При этом такой способ избирается судом самостоятельно и не зависит от волеизъявления стороны.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия является способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.

Таким образом, суд обязывает Управление уточнить назначение платежа ООО «Транспортно-Логистическая Компания» по платежному поручению №726 от 23.04.2019, читать назначение платежа «Постановление 18810025140000009240 Штраф за нарушение ПДД», указанный способ восстановления нарушенного права отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя, не выходит за пределы, необходимые для его применения.

Расходы ООО«ТЛК» по оплате государственной пошлины при обращении в суд в сумме 3000 рублей подлежат возмещению за счет Управления на основании статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Владивостоку в уточнении назначения платежа ООО «Транспортно-Логистическая Компания» по платежному поручению № 726 от 23.04.2019, выраженный в письме от 01.08.2019 №15/4-12723.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Владивостоку уточнить назначение платежа ООО «Транспортно-Логистическая Компания»  по платежному поручению №726 от 23.04.2019, читать назначение платежа «Постановление 18810025140000009240 Штраф за нарушение ПДД».

Взыскать с           Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Владивостоку в пользу общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-Логистическая Компания» 3000 (три тысячи) рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

          Судья                                                                            Николаев А.А.