ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-22350/12 от 28.11.2012 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-22350/2012

30 ноября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.С. Турсуновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Панасюк,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восток-Т» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 21.08.2007)

к Администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 12.12.2002)

о признании незаконным отказа,

при участии в заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 по решению № 6;

от департамента – представитель ФИО2 по доверенности от 26.11.2011,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Восток-Т» (далее по тексту – «заявитель», «общество», «ООО «Восток-Т») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту – «ответчик», «департамент»), выраженного в не утверждении схемы расположения земельного участка примерной площадью 805 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Окатовая, 16 для дальнейшего использования в целях, не связанных со строительством и об обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка примерной площадью 805 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Окатовая, 16, для дальнейшего использования в целях, не связанных со строительством.

Заявитель на требованиях настаивал в полном объеме, в обоснование указал, что общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, к которому были приложены все необходимые документы, в том числе, кадастровый план территории, что соответствовало требованиям пункта 3 статьи 34 ЗК РФ.

Заявитель указал, что оснований для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка не имелось, поскольку форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества закончился, и необходимость соблюдения постановления Главы г. Владивостока от 09.07.2009 № 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» в настоящее время не имеется.

Кроме того, заявитель указал, что согласно проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц, не изъят и не зарезервирован для государственных и муниципальных нужд в целях развития города Владивостока как центра международного сотрудничества.

Оспариваемое решение, по мнению заявителя, нарушает его право на приобретение спорного земельного участка и его последующего использования для осуществления предпринимательской деятельности.

Департамент с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах территории гостевого маршрута, в связи с чем его предоставление под размещение стоянки автотранспортных средств, будет противоречить требованиям действующего законодательства.

Представитель ответчика указал, что поскольку постановление Главы г. Владивостока от 09.07.2009 № 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» до настоящего времени в установленном законом порядке не оспорено и не отменено, оснований полагать его недействующим не имеется.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

02.04.2012 общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка площадью 805 кв.м, расположенного в районе ул. Окатовая, д. 16, в г. Владивостоке, для размещения автостоянки. К заявлению в том числе, был приложен кадастровый план территории.

Письмом от 20.06.2012 № 29/06/02-13/12811 Департамент обратился в Администрацию г. Владивостока по вопросу подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, приложив к заявлению проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом от 25.07.2012 № 33046/1У Администрация г. Владивостока отказала заявителю в предоставлении земельного участка, указав на его нахождение в границах территории гостевого маршрута, проходящего вдоль ул. Окатовая.

Не согласившись с вынесенным отказом, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы сторон и документы, представленные в материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.

Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса РФ.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.

В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 данной статьи).

Судом установлено, что 02.04.2012 общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка площадью 805 кв.м, расположенного в районе ул, Окатовая, д. 16 в г.Владивостоке, для целей, не связанных со строительством, - размещения автостоянки.

Таким образом, заявление общества соответствовало требованиям, предусмотренным статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Отказывая обществу в утверждении схемы расположения земельного участка, Администрация г. Владивостока указала на его нахождение в границах гостевого маршрута.

В силу статей 11, 72 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за использованием земель поселения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – «Закон № 93-ФЗ») подготовка документации по планировке территории для размещения необходимых для проведения саммита объектов осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти Приморского края, органом местного самоуправления Владивостокского городского округа.

Следовательно, Законом № 93-ФЗ органу местного самоуправления Владивостокского городского округа предоставлены особые полномочия по установлению определенных ограничений в предоставлении земельных участков в собственность или аренду в рамках исполнения данного федерального закона.

Во исполнение Закона № 93-ФЗ главой администрации г. Владивостока издано постановление от 09.07.2009 № 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», которым установлен запрет на размещение временных построек, киосков, навесов и других подобных построек на протяжении всего гостевого маршрута делегаций - участников встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году на территории Владивостокского городского округа на земельных участках, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут делегаций.

Пунктом 2 указанного постановления Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ФИО3) поручено обеспечить исполнение полномочий, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации и возложенных на администрацию города Владивостока в отношении земельных участков, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут делегаций (за исключением участков, которые предоставляются для размещения газетно-журнальных киосков, осуществляющих продажу периодических печатных изданий в порядке, установленном действующим законодательством), с учетом архитектурных решений существующей застройки и назначения гостевого маршрута делегаций.

Федеральным законом от 05.04.2011 № 56-ФЗ в статью 4 Закона № 93-ФЗ введена часть 21, устанавливающая, что расположение гостевого маршрута делегаций - участников саммита определяется правовым актом главы местной администрации Владивостокского городского округа.

Постановлением администрации г. Владивостока от 12.09.2011 № 2461 установлено расположение гостевого маршрута, который включает в себя ул. Окатовая (от домов № 1 и № 12 до дома № 28). Как видно из материалов дела, испрашиваемый заявителем земельный участок, расположенный в районе д.16 по ул. Окатовая в г. Владивостоке, попадает в границы гостевого маршрута.

Письмом Управления градостроительства и архитектуры от 11.10.2012 № 27/2-9-287 также подтверждается, что земельный участок полностью расположен в границах гостевого маршрута.

Факт нахождения земельного участка в границах гостевого маршрута заявителем не оспаривается.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у Департамента имелись основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах вывод администрации г. Владивостока о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка соответствует закону и не нарушает права и законные интересы ООО «Восток-Т».

Поскольку в ходе рассмотрения дела оснований для признания незаконным оспариваемого отказа судом не установлено, оснований для удовлетворения требований заявителя в части обязания Управления утвердить и выдать ООО «Восток-Т» схему расположения земельного участка также не имеется.

Утверждение заявителя о том, что поскольку форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества закончился, необходимость в соблюдении требований, изложенных в постановлении главы администрации г. Владивостока от 09.07.2009 №777 не имеется, признается судом не обоснованным, поскольку указанный нормативно-правовой акт до настоящего времени в установленном законом порядке не отменен и не оспорен в судебном порядке, в связи с чем основания считать его недействующим отсутствуют.

Расположение гостевого маршрута, проходящего по автомобильным дорогам территории Владивостокского городского округа утверждено Постановлением главы администрации г. Владивостока от 09.07.2009 №777 не только для организации проведения саммита АТЭС 2012, но и в рамах Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 № 480.

Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

В силу статей 101 и 110 АПК РФ судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Восток-Т».

Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Турсунова Ю.C.