АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-22365/2019
19 июня 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2020 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Вялковой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Комплаенс-Брок» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 08.02.2002, дата присвоения ОГРН 01.11.2002), Общества с ограниченной ответственностью «Приморская социальная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 05.12.2003)
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 28.01.2003)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1, Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 21.06.2007).
об оспаривании решения, обязании,
при участии: от заявителей – адвокат Манжурина А.Ю., от ответчика – главный специалист 1 разряда правового управления ФИО2, третьи лица не явились, извещены надлежаще, в соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие,
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Комплаенс-Брок» и Общество с ограниченной ответственностью «Приморская социальная компания» обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления муниципальной собственности города Владивостока от 19.08.2019 № 13576/20у об отказе в предоставлении земельного участка, обязании в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда направить в адрес заявителей проект договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка площадью 2 372 кв.м. с кадастровым номером 25:28:010010:10, местоположение участка: <...>.
В судебном заседании представитель заявителей требование поддержал, указав, что они, а также предприниматель ФИО1 являются собственниками нежилых помещений в здании по адресу <...> и имеют право на получение земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:10, на котором находится это здание, в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора.
Полагает несостоятельными основания отказа УМС г. Владивостока в предоставлении этого земельного участка, поскольку закон не требует отказ от прав на земельный участок от лица, которому ранее принадлежала часть помещений в здании и которому ранее данный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование. Заявители не являются субъектами, которым земельные участки могут быть предоставлены на этом праве, в силу чего и обратились за оформлением аренды спорного земельного участка.
По мнению заявителей, нахождение земельного участка в территориальной зоне ОД-2 не препятствует его предоставлению в соответствии с тем видом разрешенного использования, который сложился до принятия градостроительных регламентов.
Заявители утверждают, что к заявлению, поданному в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, был приложен в том числе перечень зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, ссылка ответчика на отсутствие такого перечня не соответствует фактическим обстоятельствам. Также полагают, что на момент вынесения оспариваемого решения Управление располагало всеми необходимыми документами, полученными от Департамента, и обязано было принять решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Ответчик требования не признал, указав, что в комплекте документов, переданных в Управление Департаментом в связи с перераспределением полномочий по распоряжению земельными участками, отсутствовал перечень всех объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, обязательность которого предусмотрена нормативно-правовым актом.
Также УМС г. Владивостока сослалось на то, что в данном комплекте документов отсутствовал письменный отказ акционерного общества открытого типа Социально-коммерческого банка Приморья от права бессрочного пользования земельным участком, без которого невозможно рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка иным лицам.
Ответчик указал, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне ОД 2, градостроительный регламент которой не предусматривает «размещение административных зданий и благоустройства». Полагает, что при таких обстоятельствах невозможно предоставить земельный участок в аренду, тем более что вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка заявители ни в одном из заявлений не ставили.
Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края (ранее – Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края) в ходе рассмотрения дела поясняло, что ранее по результатам рассмотрения заявлений ООО «Комплаенс-Брок», ООО «Приморская социальная компания» и предпринимателя ФИО1, являющихся собственниками помещений в здании по Партизанскому пр-ту, 44, было издано распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, впоследствии был подготовлен пакет документов для предоставления земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:10 в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, однако в связи с передачей полномочий по управлению и распоряжению земельными участками органам местного самоуправления договоры аренды были переданы на бумажном и электронном носителе в Управление муниципальной собственности г. Владивостока. Дата передачи документов – 07.05.2019, дата принятия документов Управлением – 05.07.2019.
ФИО1 своего отношения к требованиям не выразил, письменных пояснений в материалы дела не направил, участия в судебных заседаниях не принимал.
При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Комплаенс-Брок» является собственником нежилых помещений площадью 840,4 кв.м с кадастровым номером 25:28:010010:1144, расположенных на 2-м этаже, нежилых помещений площадью 1780,9 кв.м с кадастровым номером 25:28:010010:1208, нежилых помещений площадью 815,5 с кадастровым номером 25:28:010010:1096, расположенных на 3-м этаже здания по адресу <...>.
Нежилые помещения площадью 154,7 кв.м с кадастровым номером 25:28:010010:501 на 4-м этаже этого же здания принадлежат на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью «Приморская социальная компания», а нежилые помещения площадью 70,8 кв.м с кадастровым номером 25:28:010010:498 на 4-м этаже здания – ФИО1.
Право собственности указанных лиц на нежилые помещения зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, о чем имеются соответствующие свидетельства о государственной регистрации права и актуальные выписки из ЕГРН.
Здание по адресу Партизанский пр-т, 44, имеющее кадастровый номер 25:28:010010:201 расположено на земельном участке площадью 2372 кв.м с кадастровым номером 25:26:010010:10, поставленном на кадастровый учет 25.12.2005, имеющем вид разрешенного использования «для размещения административного здания и благоустройства». Сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок в выписке из ЕГРН от 19.10.2018 № 25/001/005/2018-7809 не значатся.
11.04.2018 ООО «Комплаенс-Брок», ООО «Приморская социальная компания» и ФИО1 обратились в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, уполномоченный на тот момент распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3204 кв.м, на котором расположено здание по адресу Партизанский пр-т, 44, и предоставлении земельного участка в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, вид разрешенного использования «административные объекты», для целей использования – эксплуатация административного здания. При этом заявители указали, что ранее земельный участок площадью 2372 кв.м, на котором расположено здание, был предоставлен в бессрочное пользование ПАО «Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк», земельный участок просят предоставить в аренду в целях переоформления права бессрочного пользования земельным участком, а в здании имеются иные собственники нежилых помещений и лица, которым помещения принадлежат на праве хозяйственного ведения.
Впоследствии в заявлении от 26.06.2018 заявители уточнили, что просят утвердить схему и предоставить в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка площадью 2372 кв.м, в заявлении от 18.07.2018 привели ссылку на норму права, предусматривающую предоставление земельного участка собственникам зданий, сооружений без проведения торгов.
Заявлением от 21.08.2018 указанные лица уточнили свои намерения и просили предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:10 площадью 2372 кв.м, в связи с уточнением его границ, в целях последующего предоставления в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора.
Распоряжением от 24.08.2018 № 488-вр Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края предварительно согласовал предоставление ООО «Комплаенс-Брок», ООО «Приморская социальная компания» и ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:10 площадью 2372 кв.м по адресу <...>, наделил указанных лиц правом без доверенности обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ данного земельного участка и указал, что это распоряжение является основанием для предоставления земельного участка, указанного в пункте 1 распоряжения, в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
23.10.2018 ООО «Комплаенс-Брок», ООО «Приморская социальная компания» и ФИО1 подали в Департамент заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:10 в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, приложив к заявлению выписку из ЕГРН от 19.10.2018 № 25/001/005/2018-7809 и указав, что иные документы, необходимые для предоставления земельного участка, прилагались к ранее поданным заявлениям о предварительном согласовании его предоставления.
Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» (до вступления в силу изменений внесенных Законом Приморского края от 06.03.2019 № 462-КЗ) было установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления в том числе Владивостокского городского округа, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного/начального общего, основного общего, среднего общего образования), в том числе по предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов.
Законом Приморского края от 03.12.2018 № 402-КЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений» в статью 2 Закона Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ внесены изменения, согласно которым с 01.01.2019 Департамент не осуществляет полномочия органов местного самоуправления, в том числе Владивостокского городского округа, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
С 01.05.2019 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации г. Владивостока на основании Закона Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ (в редакции Закона Приморского края от 03.12.2018 № 402-КЗ).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 5 этого закона Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в срок до 1 мая 2019 года обеспечивает передачу органам местного самоуправления Владивостокского городского округа в соответствии графиком, утвержденным департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края по согласованию с органами местного самоуправления Владивостокского городского округа, в частности:
заявлений физических и юридических лиц по вопросам предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, решения по которым не приняты;
решений по заявлениям физических и юридических лиц по вопросам предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, по которым не заключены договоры, соглашения о перераспределении земельных участков.
В соответствии с постановлением администрации г. Владивостока от 25.04.2019 № 1667 «Об осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Владивостокского городского округа, является Управление муниципальной собственности г. Владивостока.
В июне 2019 заявители направили в Департамент обращение о направлении в их адрес проекта договора аренды земельного участка, если он подготовлен, либо о передаче заявления о предоставлении участка и всех документов в Администрацию г. Владивостока, а в июле 2019 обратились в Управление муниципальной собственности г. Владивостока с заявлением о рассмотрении ранее поданного в Департамент заявления о заключении договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора в установленные законом сроки.
Рассмотрев обращение, Управление письмом от 19.08.2019 № 13576/20у отказало в предоставлении земельного участка, указав, что заявителями представлена копия государственного акта о предоставлении испрашиваемого земельного участка в бессрочное пользование АООТ социальному коммерческому банку Приморья, однако отказа правообладателя от права пользования земельным участком в представленных документах не имеется. Вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны ОД 2, в которой находится этот участок. Заявителями не представлено сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров. Также орган указал, что согласно реестрам переданных документов от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края обращения от 11.04.2019 не поступали.
Не согласившись с отказом, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителей, ООО «Комплаенс-Брок» и ООО «Приморская социальная компания» оспорили его в арбитражном суде.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен Главой V.I ЗК РФ.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
К таким случаям, в частности, относится предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса, на праве оперативного управления (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
В пункте 1 статьи 39.20 ЗК РФ закреплено, что, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 3 названной статьи).
В соответствии с положениями пункта 6 этой же статьи любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
При этом согласно пункту 10 названной статьи размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены в статье 39.16 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что ООО «Комплаенс-Брок» приобрело помещения в здании по Партизанскому пр-ту, 44 на основании договоров купли-продажи нежилых помещений от 30.07.2002, от 18.03.2002, от 22.02.2002, заключенных с Открытым акционерным обществом Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк».
ООО «Приморская социальная компания» и ФИО1 приобрели помещения в указанном здании по договорам купли-продажи, заключенным с иными лицами (прежними собственниками).
В соответствии с положениями статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Следовательно, с продажей объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, предоставленном прежнему собственнику этих объектов, он утрачивает соответствующие права на земельный участок, которые переходят к новым собственникам данных объектов. Согласие прежнего собственника объектов на переход этих прав или его отказ от права на земельный участок законом не предусмотрены.
Согласно пункту 2 статьи 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Заявители не относятся к субъектам данных категорий, ввиду чего оформление их прав на земельный участок под зданием, часть помещений в котором принадлежат им на праве собственности, должно производиться не иначе как по правилам статьи 39.20 ЗК РФ и в порядке, установленном статьей 39.17 Кодекса.
Согласно статье 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, определен приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1.
Применительно к случаю предоставления в аренду земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, к числу представляемых документов отнесены:
документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРН;
документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок);
сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю;
иные документы, обозначенные в Перечне символом "*", которые запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Как видно из материалов дела, к заявлениям об утверждении схемы расположения земельного участка и о предварительном согласовании предоставления земельного участка ООО «Комплаенс-Брок», ООО «Приморская социальная компания» и ФИО1 прилагали все документы, соответствующие данному перечню и позволявшие принять соответствующее решение.
В частности, письмом от 29.06.2018 № 20/03/02-03/22640 Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, возвращая заявителям ранее поданное заявление от 26.06.2018, указал на необходимость приложения документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1, после чего, устраняя нарушения, заявители письмом от 13.07.2018 направили в Департамент в том числе перечень строений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Именно с учетом наличия данного перечня Департаментом было издано распоряжение от 24.08.2018 № 488-вр.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 39.17 ЗК РФ у заявителей не возникла обязанность повторно представлять сообщение с перечнем зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Кроме того, в случае, если пакет документов, полученных УМС от Департамента вследствие перераспределения полномочий по распоряжению земельными участками, не содержал части каких-либо документов, которые заявителями ранее представлялись, это не могло возлагать на них какие-либо дополнительные обязанности, поскольку ранее в орган, осуществлявший соответствующие полномочия, им были представлены документы надлежащей комплектностью.
Также заявителями были представлены заключение экспертной организации и соглашение о распределении долей (вх. Департамента от 11.04.2019, которое имеется в пакете документов, переданных УМС Департаментом), с учетом которого ответчик мог бы определить размер обязательств по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в соответствии с пунктом 10 статьи 39.20 ЗК РФ.
Как верно указывает ответчик, согласно положениям статьи 85 ЗК РФ, регулирующей состав земель населенных пунктов и зонирование территории, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в частности, в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:010010:10 расположен в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД 2).
Действительно, такой вид разрешенного использования, как «размещение административного здания и благоустройство» не включен в перечень видов разрешенного использования для этой зоны пунктом 3.11 главы IIIПравил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462.
Вместе с тем, в силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:010010:10 с видом разрешенного использования «для размещения административного здания и благоустройства» был поставлен на кадастровый учет 25.12.2005, то есть в период до принятия Правил землепользования и застройки на территории ВГО.
Несоответствие ранее установленного вида разрешенного использования земельного участка не названо в законе в качестве основания для отказа в предоставлении в аренду этого земельного участка собственникам объекта, расположенного на нем.
Пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено лишь, что в предоставлении земельного участка должно быть отказано, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ).
В данном же случае заявители испрашивали спорный земельный участок для целей, соответствующих установленному виду разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, согласно распоряжению Департамента градостроительства Приморского края от 28.03.2018 № 14 виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, ранее установленные градостроительными регламентами на территории ВГО, были изменены в связи с утверждением Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540).
Ранее действовавшая редакция ПЗЗ в числе основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства территориальной зоны многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки (ОД-2) предусматривала: административные объекты, а в числе вспомогательных видов разрешенного использования – зеленые насаждения и элементы благоустройства (пункт 2 статьи 28 ПЗЗ в редакции от 14.04.2017).
В настоящее время в числе основных видов разрешенного использования зоны ОД 2 значатся деловое управление (размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности), общественное управление (размещение зданий, предназначенных для размещения органов и организаций общественного управления. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.8.1 - 3.8.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков).
Таким образом, по своему существу вид разрешенного использования спорного земельного участка, сохраняющийся на настоящий момент, не вступил в противоречие с градостроительными регламентами территориальной зоны ОД 2, но требует установления соответствия вида разрешенного использования по правилу, установленному частью 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно данному правилу, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
На какие-либо иные обстоятельства, препятствующие предоставлению земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:10 заявителям в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, Управление не ссылается, суд таковых не установил.
Решение ответчика от 19.08.2019 № 13576/20у нарушило права и законные интересы заявителей, поскольку не позволяет оформить права на землю под объектом недвижимости, часть помещений в котором находится в их собственности.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит признанию незаконным, при этом суд в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ возлагает на ответчика обязанность совершить действия, направленные на восстановление нарушенных прав заявителей и предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Управления муниципальной собственности г. Владивостока от 19.08.2019 № 13576/20у об отказе в предоставлении земельного участка, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Управление муниципальной собственности г. Владивостока подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:10 и направить его для подписания заявителям.
Взыскать с Управления муниципальной собственности г. Владивостока в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Комплаенс-Брок» 3000 руб. (Три тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.