ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-22559/16 от 11.11.2016 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                        Дело № А51-22559/2016

11 ноября 2016 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.В. Борисова,  рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ладыга" (ИНН <***>; ОГРН <***>; дата регистрации: 02.09.2015; адрес: 690065, <...>)

к Владивостокской таможне (ИНН <***>; ОГРН <***>;  дата регистрации: 15.04.2005; адрес: 690003, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления от 06.09.2016 года по делу об административном правонарушении №10702000-987/2016,

без вызова сторон

установил: Общество с ограниченной ответственностью "Ладыга" (далее – «заявитель», «общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни (далее – таможенный орган, таможня) от 06.09.2016 по делу об административном правонарушении №10702000-987/2016 по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

18.10.2016 через канцелярию суда таможенный орган представил письменный отзыв на заявление и копию административного материала.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226–229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) по имеющимся в материалах дела документам.

По тексту заявления в обоснование своих требований общество указало, что 06.09.2016 постановлением Владивостокской таможни по делу об АП №10702000-987/2016 ООО "Ладыга" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.В обоснование заявленного требования общество ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку таможенным органом не представлено доказательств того, что сертификат соответствия не распространяет свое действие на товары, задекларированные обществом. Более того, имеющиеся в распоряжении таможенного органа официальное пояснения лица, уполномоченного производителем (указанные в сертификате) прямо относит указанную продукцию к данному сертификату.

Таможенный орган согласно представленному в материалы дела отзыву требования  заявителя не признал,  считает, что оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления  не имеется.  Полагает,  что собранным по делу административным материалом, доказаны событие и состав вменяемого обществу правонарушения. Указав при этом, что противоправные действия ООО "Ладыга", выразившееся в представлении таможенному органу сертификата соответствия не распространяющий свое действие на ввезенный товар, послужили основанием для несоблюдения запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Данные обстоятельства, по мнению ответчика, свидетельствуют об обоснованности вынесения оспариваемого постановления, в связи  с чем оснований для признания его незаконным и отмене не имеется.

Изучив материалы дела, судом установил следующее.

20.07.2016 в отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Морской порт Владивосток (далее – ОТО и ТК т/п МПВ) Владивостокской таможни генеральным директором ООО "Ладыга" была подана декларация на товары (далее – ДТ) №10702030/200716/0032714, согласно которой под №1 указан товар: «игрушки детские строительного предназначения Товарный знак «Altacto» (заявленный код в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС 9503 00 750 0); под №2 указан товар: «игрушки детские строительного предназначения, наборы инструментов, Товарный знак «Altacto» (заявленный код в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС 9503 00 700 0).

В целях соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении задекларированного товара ООО "Ладыга" был представлен сертификат соответствия №ТС RU C-CN.AB45.B.04627, действующий с 17.09.2015 по 16.09.2016, сведения о котором заявлены в графе 44 ДТ.

В соответствии с мерами по минимизации профиля риска, в отношении товарной партии задекларированной по ДТ №10702030/200716/0032714 таможенным органом был проведен таможенный досмотр товаров.

По результатам фактического контроля таможенным органом было установлено, что на первичной упаковке товара присутствует информация о торговых знаках «Altacto» и «TEGOLE».

Между тем, представленный к таможенному оформлению сертификат соответствия №ТС RU C-CN.AB45.B.04627 выдан на продукцию: игрушки из полимерных материалов с товарным знаком «Altacto». Соответственно, указанный сертификат не распространяет свое действие на игрушки, маркированные товарным знаком «TEGOLE».

По запросу таможенного органа о предоставлении соответствующего сертификата соответствия на игрушки ТМ «TEGOLE», обществом сертификат соответствия на игрушки, маркированные товарным знаком «TEGOLE», предоставлен не был. Следовательно, на момент подачи ДТ у декларанта отсутствовал документ подтверждающий соблюдение запретов и ограничений.

 В связи с вышеизложенным таможенный орган пришел к выводу о том, что сертификат соответствия №ТС RU C-CN.AB45.B.04627, не распространяет свое действие на товары №1-2 по ДТ №10702030/200716/0032714, маркированный товарным знаком «TEGOLE». 

По результатам таможенного досмотра товара таможенным органом был составлен акт таможенного досмотра от 27.06.2016 №10702030/270616/004775.

16.08.2016 таможенным органом по факту нарушения требований таможенного законодательства, выразившихся в представлении к таможенному оформлению сертификат соответствия №ТС RU C-CN.AB45.B.04627, не распространяет свое действие на товары №1-2 по ДТ №10702030/200716/0032714, что могло послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, Решениями Комиссии Таможенного союза и нормативно-правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, запретов и ограничений, составлен протокол № 10702000-987/2016 по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

06.09.2016 при рассмотрении дела в действиях заявителя были выявлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 16.2 КоАП РФ, на основании чего административным органом было вынесено постановление по делу об административном правонарушении №10702000-987/2016 о привлечении ООО "Ладыга" к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с постановлением Владивостокской таможни по делу об административном правонарушении №10702000-987/2016 от 06.09.2016, и полагая, что оно нарушает права и законные интересы общества, декларант обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 150 ТК ТС товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Согласно пункту 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

По правилампункта 1 статьи 152ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативно-правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Под запретами и ограничениями согласно пункту 8 статьи 4 ТК ТС понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии со статьей 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении запретов и ограничений. При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров Таможенного союза.

В силустатьи 179ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящимКодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (пункт 1 статьи 181 ТК ТС).

В таможенной декларации указываются основные сведения, закрепленные в пункте 2 статьи 181 ТК ТС, в том числе сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), сведения о соблюдении ограничений, сведения о производителе товаров.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза (статья 180 ТК ТС).

На основании статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее по тексту - Закон №184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 данного Закона.

Положениями пункта 1 статьи 183 ТК ТС установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС. К таким документам, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС, в том числе, относятся документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений.

Требования о представлении при таможенном декларировании документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (документы о соответствии) также установлены подпунктами «а», «б» пункта 9 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 25.12.2012 №294, исходя из которых подача таможенной декларации на продукцию (товары) должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (документы о соответствии), к которым относятся: сертификат соответствия, декларация о соответствии, сертификат соответствия Таможенного союза.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона №184-ФЗ декларация о соответствии и сертификат соответствия (документы о подтверждении соответствия) имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядокввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абзаца второгопункта 1статьи 29 Закона №184-ФЗ и с учетом положенийпункта 2статьи 29 того же Закона, устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утверждённого Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 №294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при её таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в Единыйперечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 №526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза установлены обязательные требования (подпункт «а» пункта 2 Положения №294).

Пунктом 29 вышеуказанного Единого перечня игрушки отнесены к продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.

Как следует из материалов дела, в ходе таможенного контроля установлено, что ООО "Ладыга" с целью подтверждения соответствия заявленных в ДТ №10702030/200716/0032714 товара №1-2 требованиям Регламента представлен в таможенный орган сертификат соответствия №ТС RU C-CN.AB45.B.04627 сроком действия с 17.09.2015 по 16.09.2016 выданный на продукцию: игрушки из полимерных материалов с товарным знаком «Altacto».

Вместе с тем, суд установил, что указанный сертификат не распространяет свое действие на товары № 1-2 по ДТ №10702030/200716/0032714, маркированные товарным знаком «TEGOLE».

Следовательно, сертификат соответствия №ТС RU C-CN.AB45.B.04627 сроком действия с 17.09.2015 по 16.09.2016 выданный на продукцию: игрушки из полимерных материалов с товарным знаком «Altacto» представленный обществом при таможенном декларировании товара в ДТ №10702030/200716/0032714не распространяет свое действие на товары маркированные товарным знаком «TEGOLE»

Статьей 189 ТК ТС предусмотрено, что декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, в соответствии с законодательством государств - участников Таможенного союза.

Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта (статья 205 ТК ТС).

В соответствии состатьей 26.1КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящимКодексомили законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии спунктом 3 статьи 16.2КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Из содержания примечания 2 кстатье 16.1КоАП РФ следует, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров при их помещении под таможенную процедуру.

Объективная сторона состава правонарушения включает в себя заявление декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно представление недостоверных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Для установления в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, события правонарушения необходимо установить взаимосвязь между заявлением в декларации недостоверных сведений (представление недействительных документов) и наличием оснований для неприменения к товарам запретов и ограничений.

В соответствии счастью 1 статьи 2.1КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названнымКодексомили законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из даннойнормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Согласночасти 1 статьи 1.5КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное вчасти 2 статьи 2.1Кодекса.

Согласно названнойнорме, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указаннымКодексомили законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая изложенное, суд считает, что ООО "Ладыга", нарушив требования ст.ст. 152, 183 ТК ТС, не выполнило возложенных на него обязанностей по представлению в таможенный органа необходимых документов при декларировании товаров и не приняло для этого все зависящие от него меры.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи с совокупности, суд приходит к выводу о том, чтопредставленный обществом сертификат соответствия№ТС RU C-CN.AB45.B.04627 сроком действия с 17.09.2015 по 16.09.2016 выданный на продукцию: игрушки из полимерных материалов с товарным знаком «Altacto» представленный обществом при таможенном декларировании товара в ДТ №10702030/200716/0032714не распространяет свое действие на товары маркированные товарным знаком «TEGOLE»

В этой связи, учитывая, что заявитель представил недостоверные документы (сертификаты соответствия), не подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, его действия составляют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

В соответствии спунктами 4 - 6статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно материалам дела, в ходе административного расследования таможней выяснялись как обстоятельства смягчающие, так и отягчающие ответственность, предусмотренныестатьями 4.2и4.3КоАП РФ, что нашло отражение в оспариваемом постановлении таможни.

Сведений об обстоятельствах, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в деле нет. Административное наказание назначено обществу в пределах санкции, установленной частью 3статьи 16.2КоАП РФ.

Нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.

Частью 3 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Таким образом, поскольку оспариваемое постановление является законным, требование ООО "Ладыга"  удовлетворению не подлежит.

В соответствии с п.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи, с чем суд не относит на стороны расходы по государственной пошлине.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 15 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                              Д.В. Борисов