ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-22629/09 от 08.02.2010 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-22629/2009

10 февраля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 08.02.2010.

Полный текст решения изготовлен 10.02.2010

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Карпачевым В.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Приморавтотранс»

к Уссурийской таможне

об оспаривании действий

при участии в судебном заседании: от заявителя – зам.директора Дегтярев В.Н., доверенность от 24.02.2009, от ответчика –главные государственные инспекторы Герасимова В.В., доверенность от 14.01.2010, Дульянинов А.А., доверенность от 14.01.2010

установил:  ОАО «Приморавтотранс» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий таможни по обязанию перевозчика производить таможенное оформление контейнеров в режиме реэкспорта и реимпорта при временном вывозе их за таможенную границу РФ, взыскании с таможни 2000 рублей ущерба.

В предварительном судебном заседании заявитель уточнил требования, отказавшись от требования о взыскании 2000 рублей ущерба. Уточнения приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В указанной части производство по делу подлежит прекращению в порядке п.4 ч.1 статьи 150 АПК РФ.

В обоснование заявления общество «Приморавтотранс» указало, что требование таможенного органа производить таможенное оформление контейнеров, используемых при перевозке товара, и уплачивать таможенные сборы за таможенное оформление противоречат требованиям Таможенного кодекса и положениям Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990 (Стамбул), незаконно налагает на общество дополнительные обязанности по таможенному оформлению и несению дополнительных финансовых расходов.

Уссурийская таможня в судебном заседании требования заявителя не признала, указав на правомерность действий должностных лиц таможенного органа, поскольку в Таможенном кодексе РФ не содержится понятие «контейнер». Контейнеры, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, отнесены к категории товаров, что соответствует нормам международного права и ТК РФ, и должны декларироваться в порядке, установленном главами 20,21 Таможенного кодекса РФ.

Из материалов дела судом установлено, что открытое акционерное общество «Приморавтотранс» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем 23.09.2002 в ЕГРЮЛ внесена запись 1022502258624.Основным видом деятельности является перевозка грузов.

08.09.2009 водитель ОАО «Приморавтотранс» Максименко В. И. на автопоезде - контейнеровозе КАМАЗ (автомобиль КАМАЗ 54112 гос. № С 502 УК, полуприцеп ЧМЗАП 9339 гос. № АВ 8775, контейнер № 480425) диспетчерской службой предприятия был направлен по маршруту: г. Уссурийск - Суйфэньхэ для перевозки из России в КНР пиломатериалов. При пересечении таможенной границы РФ на автомобиль и полуприцеп Максименко В. И. были оформлены выездные декларации.

На контейнер, по требованию сотрудников Гродековской таможни, (с 01.11.2009 согласно приказу ФТС № 1342 от 27.07.2009 Гродековская таможня реорганизована путем присоединения к Уссурийской таможне) Максименко В. И. произвел таможенное оформление временно вывозимого контейнера в режиме реэкспорта, уплатив за данную операцию 500 рублей согласно таможенного приходного ордера (далее ТПО) № ВБ - 4871936.

В ТПО в графе «Наименование платежа» указано «таможенный сбор за таможенное оформление товаров».

10.09.2009 при возвращении из КНР в РФ на Уссурийской таможне за таможенное оформление контейнера в режиме реимпорта водитель Максименко В. И. уплатил таможенный сбор 500 рублей (ТПО № ВБ - 5224247).

12.09.2009 водитель ОАО «Приморавтотранс» Антонов А. М. на автопоезде - контейнеровозе КАМАЗ (автомобиль КАМАЗ 54115 гос. № А 840 УВ, полуприцеп ЧМЗАП 9339 гос. № АВ 0475, контейнер № 4584800) при пересечении таможенной границы РФ с грузом (пиломатериалы) произвел таможенное оформление контейнера в режиме реэкспорта, уплатив таможенный сбор 500 рублей (ТПО № ВБ - 4878177).

15.09.2009 г. при возвращении в Российскую Федерацию Антонов А. М. произвел таможенное оформление контейнера в режиме реимпорта, произведя уплату таможенного сбора в сумме 500 рублей (ТПО № ВБ - 5224250).

В дальнейшем, как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается таможней, водителями автопоездов ОАО «Приморавтотранс» по требованию таможенного органа неоднократно производилось таможенное оформление контейнеров с уплатой таможенных сборов.

Не согласившись с действиями таможенного органа, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушает права общества в сфере экономической деятельности, ОАО «Приморавтотранс» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 123, 124 Таможенного кодекса РФ товары подлежат декларированию таможенным органом при перемещении через таможенную границу Российской Федерации, что производится путем заявления декларантом или таможенным брокером (представителем) таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме, и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Обязывая заявителя производить таможенное оформление контейнеров и уплату таможенных сборов, таможенный орган относит данные контейнеры к категории товаров, которые должны декларироваться в порядке, установленном главами 20,21 Таможенного кодекса РФ.

Однако, при этом по мнению суда, таможенный орган ошибочно не учитывает следующее.

Статьи 84 и 372 Таможенного кодекса РФ устанавливают различия между «контейнерами» и «товарами», определяя, что «контейнеры» используются при перевозке «товаров».

В пункте 1 статьи 84 ТК РФ прямо сказано, что транспортные средства, контейнеры или съемные кузова могут быть допущены для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями при условии, что таможенные пломбы и печати могут быть наложены непосредственно на эти транспортные средства, контейнеры или съемные кузова.

Контейнера, в которых ОАО «Приморавтотранс» осуществляет перевозку товаров, являются собственностью Уссурийского АТП ОАО «Приморавтотранс» (филиал), что подтверждается бухгалтерскими документами, часть контейнеров арендована у ООО «Автоколонна 1408».

На Уссурийской таможне произведено таможенное оформление контейнеров для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями и на каждый контейнер выдано «Свидетельство о допущении дорожного транспортного средства к перевозке грузов под таможенными пломбами и печатями».

В рассматриваемом случае при осуществлении международных перевозок контейнер не является самостоятельным предметом коммерческой операции, он выполняет функцию транспортного средства.

Пунктом 5 статьи 11 «Основ таможенных законодательств государств - участников содружества независимых государств», принятых решением Совета глав государств СНГ от 10.02.1995, определено, что транспортные средства - любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Понятие термина «контейнер» раскрыто в «Конвенции о временном ввозе» от 26.06.1990 (Стамбул), к которой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.1995 № 1084 присоединилась Российская Федерация.

В соответствии с пунктом «С» статьи 1 Главы 1 Приложения В.3 Конвенции термин «контейнер» означает:

транспортное оборудование (клетка, съемная цистерна или подобное приспособление):

i) представляющее собой полностью или частично закрытую емкость,
 предназначенную для помещения в нее товаров,

ii) имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочное,
 чтобы служить для многократного использования,

iii) специально сконструированное для облегчения перевозки товаров
 одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки
 товаров,

iv) сконструированное таким образом, чтобы была облегчена его
 перегрузка, в частности, с одного вида транспорта на другой,

v) сконструированное таким образом, чтобы его можно было легко
 загружать и разгружать,

vi) имеющее внутренний объем не менее одного кубического метра.

Следовательно, контейнеры являются специальным оборудованием, предназначенным для погрузки - разгрузки, защиты грузов и в рассматриваемом случае не могут быть отнесены к категории товаров.

Частью 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что таможенное оформление транспортных средств, запасных частей, оборудования производится в упрощенном порядке в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или месте убытия с этой территории.

Помещение транспортных средств под таможенные режимы временного вывоза и временного ввоза, предусмотренного пунктом 1 статьи 274 и пунктом 1 статьи 276 ТК РФ, осуществляются при предъявлении соответствующих въездных и выездных деклараций без уплаты таможенных сборов (ч.3 статьи 279 ТК РФ).

Спора по выполнению указанной обязанности между ОАО «Приморавтотранс» и таможенным органом нет. Возложение на перевозчика дополнительной обязанности по таможенному оформлению контейнеров как товара с уплатой таможенных сборов не соответствует изложенным выше положениям Таможенного кодекса РФ и нормам международной Конвенции, создает заявителю препятствия в сфере предпринимательской деятельности, ведет к необоснованным дополнительным финансовым расходам.

Статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах требования ОАО «Приморавтотранс» в части оспаривания действий таможни подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина в сумме 2000 рублей относится на таможню, в сумме 500 руб. подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная.

Руководствуясь статьями 150, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Уссурийской таможни, выразившееся в обязании ОАО «Приморавтотранс» производить таможенное оформление контейнеров в режиме реэкспорта и реимпорта при временном вывозе их за таможенную границу с уплатой таможенных сборов, как несоответствующие требованиям Таможенного кодекса Российской Федерации.

В части взыскания 2000 рублей ущерба производство по делу прекратить.

Взыскать с Уссурийской таможни в пользу ОАО «Приморавтотранс» 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины.

Возвратить ОАО «Приморавтотранс» 500 (пятьсот) руб. государственной пошлины, оплаченной по платежному поручению от 04.12.2009 № 314.

Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

Судья Е.И. Голуб