ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-22712/17 от 20.11.2017 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-22712/2017

24 ноября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2017 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Бурова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Новожеевой С.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА МОСКВЫ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВО "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НОМУРА, ЛТД"

об обжаловании торгов

при участии

от ответчика: ФИО1 (паспорт, доверенность), ФИО2 (паспорт, доверенность)

установил:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА МОСКВЫ" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА"), АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВО "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НОМУРА, ЛТД" с требованиями о признании незаконным решение Единой закупочной комиссии (закупка № 31705369365) по определению победителем запроса предложений Коллективного участника; признать Протокол заседания Единой закупочной комиссии по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок участников открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора от 23.08.2017 № 17-46/2 недействительным, обязании АО «Корпорация развития Дальнего Востока» расторгнуть договор на выполнение работ на разработку планов перспективного развития (ППР) территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Южная Якутия», «Нефтехимический», «Свободный», заключенный с победителем по результатам проведенного запроса предложений, обязании АО «Корпорация развития Дальнего Востока» возместить понесенные Заявителем судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (командировочные расходы).

Истец, извещённый надлежащим образом о времени и месте предварительного судебного заседания, в суд не явился. Поскольку суд не усматривает препятствий для проведения предварительного судебного заседания, оно проводится в отсутствие указанных лиц в порядке части 1 статьи 136 АПК РФ.

С учётом того, что стороны, уведомленные о возможности перехода в судебное заседание в случае отсутствия их возражений, подобных возражений не выразили, суд определил в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание по делу.

В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 20.11.2017.

От истца в материалы дела поступило ходатайство о замене истца в связи с реорганизацией.

Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено в силу следующего.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 05.09.2017 № № 472-РП Государственное унитарное предприятие «Научно-исследова.тельский и проектный институт Генерального плана города Москвы» (ГУП «НИ и ГШ Генплана Москвы») реорганизован в форме преобразования в Государственное автономное учреждение «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» (сокращенное наименование ГАУ «Институт Генплана Москвы») (OITH 5177746186756, ИННЯШП 9710042298/771001001), что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Согласно ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Представители ответчика возражали против удовлетворения требований заявителя, указав, что правомерно не начислили истцу часть баллов.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ) 28.07.2017 АО «Корпорация развития Дальнего Востока (АО «КРДВ») (далее - Заказчик) на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (закупка № 31705369365) размещено извещение о проведении открьггого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на разработку планов перспективного развития (ППР) территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Южная Якутия», «Нефтехимический», «Свободный» и закупочная документация.

Заявителем была направлена заявка на участие в запросе предложений (письмо от 07.08.2017 № ГП-03-1264/17). В соответствии с протоколом заседания Единой закупочной комиссии по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок участников открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора от 23.08.2017 № 17-46/2 (далее - Протокол) заявки были поданы тремя участниками:

1)АНО «НИСИПП» (ИНН <***>);

2)Коллективным участником (лидер - АО «Исследовательский институт Номура, Лтд» (ИНН <***>), Партнер № 1 - ООО «ФОК групп» (ИНН <***>), Партнер № 2 -ООО «ФОК» (ИНН <***>));

3) ГУН «НИ и ПИ Генплана Москвы» (ИНН <***>);
Все заявки были допущены к участию в закупочной процедуре.

Победителем запроса предложений признан Коллективный участник. Заявитель занял второе место.

Заявитель, не согласившись с итогами запроса предложений, обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд отказал в удовлетворении требований в силу следующего.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 9 статьи 3 Закона № 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с п.п. 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, документация о запросе предложений должна содержать сведения о критериях и порядке оценки и сопоставлении заявок на участие в запросе предложений.

Пунктом 2.19 Закупочной документации предусмотрен порядок оценки «Квалификации участника закупки» по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг)», который складывается из показателей:

- опыта разработки проектов стратегических документов (концепции, стратегии, планы) развития особых экономических зон и других территорий со специальным статусом;

- опыта разработки проектов стратегических документов (концепции, стратегии, программы, планы) социально-экономического развития для регионов;

- опыта разработки проектов государственных стратегических документов по отраслям и секторам экономики (концепции, стратегии) для федеральных органов исполнительной власти в России.

В подтверждения наличия соответствующей квалификации в заявке на участие по подкритерию «Опыт разработки проектов стратегических документов (концепции, стратегии, планы) Истец представил 7 (семь) ФИО3, при этом по результатам их рассмотрения, ни один их них не принят ЕЗК АО «КРДВ» соответствующим требованиям закупочной документации.

Согласно содержанию предусмотренного пунктом 2.19 закупочной документации подкритерия оценки №3.1.1. предметом оценки является наличие опыта разработки проектов стратегических документов (концепции, стратегии, планы) развития особых экономических зон и других территорий со специальным статусом за последние 7 лет на территории государств-членов Евразийского экономического союза с суммой исполненного контракта не менее 50% НМЦ.

Проведенный ЕЗК анализ всех представленных истцом ФИО3 (контрактов), показал, что ни один из них не соответствует требованиям закупочной документации, предъявляемым к предмету контракта, а именно не является стратегическим документом развития (концепцией, стратегией, планом) и был выполнен для территории города Москвы, не имеющего статуса особой экономической зоной и иной территории, обладающей специальным статусом.

Причины отклонения представленных контрактов изложены ЕЗК в протоколе по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок №17-46/2 от 23.08.2017, имеющемуся в материалах дела.

Заявитель указывает на использовании АО «КРДВ» «неконкретной формулировки» и «отсутствия уточнения определения «территории со специальным статусом»,

Однако, в соответствии с пунктом 11 Извещения о закупке, пунктом 2.13 закупочной документации № 17-46 установлено право участников закупки на получении разъяснений заказчика положений закупочной документации.

Из пояснений ответчика и материалов дела следует, что истцом в период с даты публикации закупочной документации (28.07.2017г.) и до даты окончания приема заявок (08.08.2017г.), не было направлено в адрес Организатора закупки (АО «КРДВ») жалоб и/или запросов на разъяснение положений закупочной документации, в том числе в части формулировки критериев и порядка оценки и сопоставления заявок участников.

Кроме того, Истец в своей заявке на участие подтвердил согласие с условиями и требованиями закупочной документации и свое им соответствие по всем установленным критериям.

Согласно части 2 статьи 1, абзаца 3 части 2 ГК РФ субъекты гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, а предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно части 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Таким образом, действуя добросовестно, оценивая все риски участия в закупке на предложенных закупочной документацией условиях. Истец имел возможность при подаче заявки получить разъяснение заказчика по всем положениям закупочной документации, в том числе по вопросам значения и толкования вышеназванных терминов и определений.

Вместе с тем, согласно материалам дела причиной отклонения и непринятия к зачету представленных контрактов истца стало также их несоответствие содержанию понятия стратегического документа.

Помимо академического значения терминов «концепция, стратегия, план», понятие стратегических документов, стратегического планирования отражено и в законодательных и подзаконных актах РФ, таких как Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства.

Так, согласно пункту 1 статьи 3 названного ФЗ «стратегическое планирование -деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации».

Проектом Договора и Техническим заданием (Приложение №№ 5,6) к Закупочной документации определено понятие Плана перспективного развития, как документа определяющего основные направления развития и этапы реализации проекта создания и развития территории опережающего развития в границах, определенных соглашением о создании территории опережающего развития, на долгосрочный период - 70 лет, а также с детализацией его реализации в краткосрочной перспективе в ближайшие 3 года и 10 лет.».

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» установлено, что территория опережающего социально-экономического развития - часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

В составе Заявки на участие Истцом были представлены контракты предметом которых была разработка документов не являющихся концепцией, стратегией или планом. Кроме того, документы разрабатывались для территории г. Москвы, которая не является особой экономической зоной и не обладает специальным статусом.

Следовательно, представленные к оценке контракты Истца не могли быть оценены ЕЗК как соответствующие требованиям закупочной документации к выполнению аналогичных работ (критерий оценки № 3.1).

В связи с чем, по результатам рассмотрения и оценки заявки истца на участие, ЕЗК было обосновано принято решение о присвоении «0» (ноль) баллов по подкритерию «Опыт разработки проектов стратегических документов (концепции, стратегии, планы) развития особых экономических зон и других территорий со специальным статусом».

Вместе с тем, в составе прилагаемых к заявке документов Истцом был представлен контракт от 26.11.2012 г. № 8/3-540«Г»-12, который указан Истцом в исковом заявлении как соответствующий предусмотренному закупочной документацией критерию при оспаривании выводов ЕЗК АО «КРДВ». Предметом данного контракта являлось «Оказание услуг по разработке концепции отраслевой схемы развития, реконструкции, размещения предприятий и организаций Федерального космического агентства (Роскосмос)», Заказчиком являлся Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

Из содержания предусмотренного пунктом 2.19 закупочной документации критерия №3.1.3. следует, что при определении победителя открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке Планов перспективного развития (ППР) территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) «остров Русский», сведения о наличии опыта выполнения аналогичных работ подтверждаются, наряду с копиями исполненных контрактов, технических заданий - в том числе актами сдачи-приемки выполненных работ, подписанных сторонами.

Истцом в составе заявки не представлено документов, подтверждающих факт передачи результатов разработок по контракту 26.11.2012 г. № 8/3-540«Г»-12 в Федеральное агентство Роскосмос.

Изучив представленные документы. Единая закупочная комиссия сделала вывод о том, что конечным получателем услуг, оказанных в рамках контракта, является Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, который не обладает статусом федерального органа исполнительной власти.

Кроме того, что при условии подтверждения факта получения результатов разработок Федеральным космическим агентством и принятия к учету вышеуказанного проекта, итоговая оценка ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» увеличилась бы только на 1,2 балла, что никак не повлияло бы на результаты подведения итогов по закупке, так как разница в итоговой оценке между победителем и участником, занявшим второе место, составляет 5,28 баллов.

Таким образом, действия комиссии полностью соответствовали порядку, установленному документами, регламентирующими проведение открытого запроса предложений, т.е. документации о запросе предложений и Методике оценки заявок.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Вместе с тем, судом установлено отсутствие нарушений при проведения запроса предложения.

Исходя из изложенного суд не находит в действиях закупочной комиссии ответчика по определению победителя на право заключения договора от 23.08.2017 № 17-46/2 нарушений Закона № 223-ФЗ, а также не считает доказанными основания для расторжения договора, в связи с чем, отсутствуют основания для возмещения судебных расходов.

С учетом изложенного требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Произвести замену ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА МОСКВЫ" на ГАУ «ИНСТИТУТ ГЕНПЛАНА МОСКВЫ»

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Буров А.В.