ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-22861/13 от 30.09.2013 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-22861/2013

30 сентября 2013 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.А. Тимофеевой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества с ограниченной ответственностью «Дальнереченсклес» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.12.2002)

к Департаменту лесного хозяйства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.09.2007)

о признании незаконным и отмене постановления от 18.07.2013 № 458-02/2012л,

без вызова сторон

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Дальнереченсклес» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента лесного хозяйства Приморского края (далее по тексту – административный орган) от 18.07.2013 № 458-02/2012л о назначении административного наказания (с учетом уточнения требования от 26.08.2013, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

Заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленного требования общество указало, что проверка проведена с нарушением пункта 64 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 (далее по тексту Правила заготовки древесины), согласно которому проверка должна быть проведена не позднее 2 месяцев со дня окончания заготовки древесины.

Также заявитель указал, что в нарушение статей 27.8, 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом не составлялся протокол осмотра арендуемого обществом лесного участка, понятые при проведении осмотра лесосек не привлекались. При этом акт осмотра мест рубок составлен не 19.08.2012 (сразу после осмотра), а по истечении 11 дней – 30.08.2012.

Кроме того, заявитель указал, что в нарушение статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 23.11.2012 № 17-З.л. составлен по истечении трех месяцев со дня обнаружения правонарушения.

Общество также полагает, что привлечено к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение, что является нарушением части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.

Указанные нарушения, по мнению заявителя, носят существенный характер, составленные по результатам проверки акт и протокол об административном правонарушении не являются надлежащими доказательствами по делу, что является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления.

Административный орган представил отзыв на заявление, согласно которому требование заявителя не признаёт, считает, что материалами проверки подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ. При этом каких-либо нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Между Управлением лесным хозяйством Приморского края и ООО «Дальнереченсклес» заключен договор от 01.12.2008 № 195/29 аренды лесного участка для заготовки древесины.

ООО «Дальнереченсклес» 25.11.2011 подало лесную декларацию, в которой указан перечень лесосек (объекты), на которых будут произведены лесозаготовительные работы в период с 21.02.2012 по 20.02.2013. Разработку места рубок общество осуществляло на основании разработанного и утвержденного проекта освоения лесов и дополнения к проекту освоения лесов с положительным заключением экспертизы.

19.08.2012 помощником участкового лесничего Зимниковского участкового лесничества Дальнереченского филиала КГКУ «Примлес» был проведен осмотр места рубок на участке, переданном в аренду ООО «Дальнереченсклес».

В ходе осмотра было установлено, что в выделе 33 квартала 99 Зимниковского участкового лесничества Дальнереченского лесничества (деляна № 2) при проведении выборочных рубок на складе обнаружена оставленная на весенне-летний период заготовленная древесина без удаления коры (без окорки) в объеме 9,4 куб.м., что является нарушением пункта 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414.

По результатам осмотра составлен акт осмотра мест рубок от 30.08.2012.

По факту выявленного нарушения Правил санитарной безопасности в лесах административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 23.11.2012 № 17 – З.л.

По результатам рассмотрения материалов административного дела административным органом вынесено постановление от 18.07.2013 № 458-02/2012л о привлечении заявителя к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ и назначения ему наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Общество, полагая, что постановление от 18.07.2013 № 458-02/2012л не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд, исследовав материалы административного дела в отношении заявителя, считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

Настоящие Правила устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах (пункт 1 Правил санитарной безопасности в лесах).

Согласно пункту 4 Правил санитарной безопасности в лесах на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

В силу пункта 44 Правил санитарной безопасности в лесах в весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами.

Невыполнение указанных норм образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, согласно которой нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В данном случае судом установлено, что при заготовке древесины в соответствии с договором аренды обществом в нарушение правил санитарной безопасности в лесах на летний период оставлена древесина без окорки.

Факт совершения вмененного заявителю административного правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе: актом осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 30.08.2012, протоколом об административном правонарушении от 23.11.2012 № 17 – З.л., лесной декларацией от 25.11.2011, договором от 01.12.2008 № 195/29 аренды лесного участка для заготовки древесины и другими документами.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что заявителем предприняты исчерпывающие меры для соблюдения требований Правил санитарной безопасности в лесах либо имелись объективные обстоятельства, препятствующие их исполнению, суду не представлено.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания считать, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований Правил санитарной безопасности в лесах, в связи с чем в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ заявитель признается виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Таким образом, оценив в порядке статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные по делу фактические обстоятельства, представленные по делу доказательства, суд находит правильным вывод административного органа о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.31 КоАП РФ.

Судом проверен порядок привлечения к административной ответственности, нарушений не установлено.

Довод заявителя о нарушении положений пункта 64 Правил заготовки древесины суд отклоняет в силу следующего.

Согласно пункту 64 Правил заготовки древесины при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных на праве аренды или постоянного (бессрочного) пользования, осмотр мест рубок осуществляется, как правило, в бесснежный период, но не позднее 2 месяцев со дня окончания заготовки древесины.

Заявитель указал, что согласно протокола заготовка древесины велась с 01.01.2012 по 31.03.2012, соответственно, осмотр мест рубок должен был быть произведен до 30 мая 2012.

Из материалов дела судом установлено, что осмотр места рубок действительно проведен по истечении двух месяцев со дня окончания заготовки древесины, срок производства которой указан в протоколе по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем в данном случае пропуск срока составления акта осмотра не является существенным в смысле, придаваемом пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

При этом суд признает, что административный орган не мог располагать информацией о завершении заготовки древесины на спорном участке в указанный заявителем момент март 2012года, что установлено судом следующими документами.

В материалы дела представлены лесная декларация заявителя от 25.11.2011 об использовании леса в период с 05.12.2011 по 31.12.2011, включая сведения об объемах заготовки леса по спорной выделу 33 квартала 99 (лесосеки1,2), при этом 07.02.2012 заявителем представлено дополнение к лесной декларации от 25.11.2011 с уточненными сведениями об использовании леса в период с 21.02.2012 по 2002.2013, включая данные об увеличении объемов заготовки древесины в 99 квартале 33 выдела (лесосека №2), заявление от 27.02.2012 №34 об окончании рубок в кВ. 99 выделе 33 по Зимниковскому лесничеству, а также отчет от 09.07.2013 об использовании лесов за январь-июнь 2012года с данными об объемах заготовки древесины, включая рубки на 1,2 лесосеке 33 выдела 99 квартала.

Таким образом, заявитель исходя из данных уточненной лесной декларации от 07.02.2012 (на период проведения заготовки с 21.02.2012 по 20.02.2013), а также отчета об использовании лесов, производил заготовку древесины позже даты, которой объявил об окончании заготовки древесины на указанном участке (27.02.2012), в то время как после этого об окончании заготовительных работ по указанному участку ответчику стало известно только после представления отчета об использовании лесов от 09.07.2012.

С учетом того, что акт осмотра мест рубок (мест заготовок древесины) произведен 30.08.2012, соответственно, нарушений сроков проведения осмотра мест рубок не произошло.

Суд также отклоняет доводы заявителя о составлении акта осмотра мест рубок с нарушением положений КоАП РФ, об отсутствии протокола осмотра с участием двух понятых в силу следующего.

Согласно положениям статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Таким образом, положения статьи 26.2 КоАП РФ не ограничивают использование в качестве доказательства по делу об административном правонарушении только протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Такими доказательствами могут являться любые фактические данные, подтверждающие событие административного правонарушения, в том числе акт осмотра, предусмотренный пунктом 66 Правил заготовки древесины.

В силу положений статей 26.2, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении по существу представляет собой процессуальный документ, являющийся одним из доказательств по делу об административном правонарушении и фиксирующий совершение конкретного противоправного деяния, а также является одним из оснований для привлечения к административной ответственности.

Судом установлено, что по результатам осмотра мест рубок 19.08.2012 в квартале № 99 выдела № 33 деляна № 2 административным органом составлен акт осмотра, который содержит необходимые и достаточные сведения, установленные пунктом 66 Правил заготовки древесины, в связи с чем признается судом надлежащим и допустимым доказательством совершения обществом административного правонарушения. Следовательно, суд считает, что в данном случае составления отдельного протокола осмотра в порядке статьи 27.8 КоАП РФ с участием двух понятых не требовалось. Присутствие понятых в ходе осмотра мест рубок Правилами заготовки древесины не предусмотрено.

При этом факт составления акта проверки не 19.08.2012, а 30.08.2012 суд также не признает существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку данное обстоятельство не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, сам факт совершения нарушения установлен уполномоченными лицами в присутствии представителя заявителя, им не отрицается и не опровергнут ни в ходе производства по делу об административном правонарушении, ни в ходе рассмотрения дела..

Законный представитель ООО «Дальнереченсклес» в соответствии с пунктом 65 Правил заготовки древесины о дате и времени проведения осмотра мест рубок (мест заготовок древесины) был извещен 06.08.2012. Осмотр мест рубок проводился в присутствии представителя ООО «Дальнереченсклес» - ФИО1, действующего на основании по доверенности от 09.08.2012 ЗЮ-1/08. Акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 30.08.2012 подписан ФИО1 без каких-либо замечаний и дополнений.

Учитывая, что в данном случае протокол об административном правонарушении от 23.11.2012 № 17 – З.л. был составлен на основании акта от 30.08.2012, который признан судом надлежащим доказательством, суд не усматривает в действиях административного органа процессуальных нарушений.

Довод общества о нарушении срока составления протокола суд отклоняет в силу следующего.

Из разъяснений, данных в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что несоблюдение срока составления протокола об административном правонарушении, если он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является существенным нарушением процедуры производства по делу об административном правонарушении и достаточным основанием для признания недействительным вынесенного на его основании постановления, поскольку предусмотренный статьёй 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок пресекательным не является.

Из материалов дела судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 23.11.2012 № 17 – З.л. составлен, а постановление о привлечении общества к административной ответственности от 18.07.2013 вынесено административным органом в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ за совершение правонарушения по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что общество дважды привлечено к административной ответственности, поскольку деляны в квартале 99 выделы 6, 13, 21, 33, на которых были выявлены нарушения находятся в пределах одного лесного участка, расположенного на территории Зимниковского участкового лесничества Дальнереченского лесничества, использовались обществом на основании одного договора аренды и в рамках одной лесной декларации, нарушения были выявлены в ходе одной проверки, суд отклоняет в силу следующего.

Согласно пункту 18 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.

В соответствии с пунктом 21 Правил заготовки древесины, работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают:

а) прорубку визиров шириной не более 1 м, за исключением сторон, отграниченных видимыми квартальными просеками, граничными линиями, таксационными визирами, непокрытыми лесной растительностью землями и лесными культурами или обозначение границы лесосеки иным способом без рубки деревьев;

б) постановку столбов на углах лесосек;

в) отграничение неэксплуатационных участков в пределах лесосек;

г) промер линий, измерение углов между ними и углов наклона, а также инструментальную привязку к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам.

Согласно пункту 53 Правил заготовки древесины, организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

В технологической карте разработки лесосек указывается : принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.

Исходя из пунктов 7, 28, 33, 35 Правил заготовки древесины лесосеки делятся:

1) по способу заготовленной древесины

2) по способу рубок (выборочные, сплошные)

3) по интенсивности рубок

4) по рубкам спелых (перестойных) насаждений и ухода за лесами (рубки ухода) и т.д.

В соответствии с п. 18 Правил заготовки древесины лесосека – это часть площади лесного участка, переназначенного в рубку.

Исходя из вышеизложенного, следует, что лесосеки в арендованных ООО «Дальнереченсклес» кварталах Зимниковского участкового лесничества Дальнереченского лесничества являются самостоятельными объектами, на которых производится лесозаготовительные работы, которые могут производиться разными способами, разной интенсивности и отличаться по другим вышеуказанным параметрам. В пределах одного лесного квартала может вырубаться несколько лесосек, данный фактор зависит от площади квартала и других показателей.

Данный факт подтверждается лесной декларацией от 25.11.2011, заявленной ООО «Дальнереченсклес», в которой указан перечень лесосек (объекты), на которых будут произведены лесозаготовительные работы в период с 21.02.2012 по 20.02.2013. В дополнении к лесной декларации от 25.11.2011 б/н ООО «Дальнереченсклес» проведение лесозаготовительных работ было заявлено на 12 лесосеках (объектах), том числе в выделах 16, 33, 23, 24, 29 лесного квартала 99 Зимниковского участкового лесничества на 8 лесосеках (8 объектов), на одной из них - лесосеки № 2 площадью 14.4 га в квартале 99 выделе 33 Зимниковского участкового лесничества Дальнереченского лесничества обнаружено правонарушение.

Лесная декларация подается в соответствии с проектом освоения лесов, разработанным и утвержденным согласно договору аренды лесного участка для заготовки древесины.

Ссылка заявителя на постановление Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.11.2010 № Ф03-7589/2010 по делу А51-7644/2009 в обоснование довода о нарушении административным органом положений ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, неправомерна, поскольку в рамках указанного дела рассмотрена ситуация применительно к лесорубочным билетам, выдача которых была предусмотрена раннее действовавшим Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденных Правительством РФ от 01.06.1998 № 551, которые утратили силу после 31.03.2008. В настоящее время действуют Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч.3 ст. 211 АПК РФ оспариваемое постановление является законным, требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 229 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления Департамента лесного хозяйства Приморского края (далее по тексту – административный орган) от 18.07.2013 № 458-02/2012л о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Дальнереченсклес» к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в сумме 5000 рублей отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Ю.А.Тимофеева