4/2023-200592(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-22935/2022 22 августа 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2023 года. Полный текст решения изготовлен 22 августа 2023 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бизякиным Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Таможенный портал» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 10.10.2008)
к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 15.04.2005)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1
о признании незаконным уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин процентов и пеней от 04.10.2022 № 10702000/У2022/0002837,
стороны и третье лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Таможенный портал» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным уведомления (уточнения к уведомлению) Владивостокской таможни от 04.10.2022 10702000/У2022/0002837 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда своих представителей не направили. В соответствии с частями 3, 5 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Общество по тексту заявления указало, что у таможни отсутствовали основания для доначисления таможенной пошлины и вынесения оспариваемого уведомления, поскольку заявитель представил все имеющиеся у него и необходимые для подтверждения фактической цены продажи задекларированного товара документы. Заявитель полагает, что у таможенного органа отсутствует право на выставление оспариваемого уведомления в адрес ООО «Таможенный портал» как таможенного Для ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями судей по делу № А51-22935/2022 на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) используйте секретный код:
Возможность доступна для пользователей, авторизованных через портал
государственных услуг (ЕСИА).
представителя, поскольку он не являлся стороной внешнеэкономической сделки и не мог располагать информацией о недостоверности предоставленных физическим лицом сведений о стоимости мотоцикла.
При этом заявитель полагает, что информация, размещенная на сайте https://auctions.aleado.ru, на которую ссылается ответчик, не может быть принята таможенным органом при анализе стоимости товаров, поскольку данный сайт не является официальным, что ставит под сомнение законность и достоверность указанных на данном сайте сведений.
Таможенный орган в письменном отзыве, представленном в материалы дела, относительно заявленных требований возразил, с доводами общества не согласился, считает оспариваемое уведомление законным и обоснованным, поскольку при проверке документов и сведений, представленных декларантом при таможенном декларировании и при проверке документов и сведений после выпуска товара, выявлены несоответствия относительно цены сделки в представленном инвойсе и ПТД.
Третье лицо письменный отзыв в материалы дела не представило, правовую позицию относительно предмета спора не выразило.
Из материалов дела судом установлено, что 19.05.2021 таможенным представителем ООО «Таможенный портал» в Первомайский таможенный пост Владивостокской таможни в соответствии с договором на оказание услуги таможенного представителя от 18.05.2021 № 747/МЮ от имени и по поручению ФИО1 подана пассажирская таможенная декларация (далее - ПТД) № 10702020/190521/А009531, в которой для личного пользования задекларировано мототранспортное средство – Yamaha YZF-R1, 01.07.2013 года выпуска, бывший в употреблении, объем двигателя 997 куб. см., номер кузова (рамы) RN24J-001606, страна происхождения Япония, таможенная стоимость определена в размере 2185 долл. США.
Исходя из стоимости товара, заявленной в данной ПТД, и классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, таможенным постом исчислены таможенные платежи в сумме 52 030, 49 руб. (таможенный приходный ордер № 10702020/200521/ЭО-1357170).
Впоследствии таможней был проведен таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров, о чем составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 22.05.2022 № 10702000/211/220522/А001004. Согласно выводам, изложенным в данном акте, сведения о стоимости мототранспортного средства, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных платежей, являются недостоверными.
По результатам указанной проверки таможней принято решение, в соответствии с которым в целях устранения выявленных нарушений необходимо аннулировать ТПО № 10702020/200521/ЭО-1357170 и составить новый ТПО на уплату таможенных платежей в отношении указанного мототранспортного средства.
В качестве источника ценовой информации для расчета вновь определенной таможенной стоимости мототранспортного средства, задекларированного по спорной ПТД, таможенным органом были использованы сведения о фактической цене данного товара, указанные в аукционной статистике продаж, размещенной на общедоступном интернет-сайте http://auctions.aleado.ru.
Таможней сформировано уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 04.10.2022 № 10702000/У2022/0002837 на сумму 82 753, 97 руб., в том числе 73 215, 63 руб. совокупный таможенный платеж, 9 538, 34 руб. пени.
Не согласившись с уведомлением таможенного органа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого уведомления, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования, учитывая следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 104 ТК ЕАЭС установлено, что таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В случаях, определяемых Комиссией, заполняется декларация таможенной стоимости, в которой заявляются сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об условиях и обстоятельствах сделки с товарами, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров (пункт 2 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Одним из видов таможенной декларации согласно пункту 1 статьи 105 ТК ЕАЭС является пассажирская таможенная декларация, которая в силу пункта 3 статьи 105 ТК ЕАЭС используется при таможенном декларировании товаров для личного пользования.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
В соответствии с пунктом 3 названной статьи таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 данного Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
Пунктом 11 статьи 260 ТК ЕАЭС установлено, что таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется декларантом либо таможенным представителем, а в случаях, определяемых Комиссией, - иным лицом, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 261 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации,
относятся имеющиеся у физического лица документы, подтверждающие стоимость товаров для личного пользования, в отношении которых осуществляется таможенное декларирование.
В соответствии с пунктом 12 статьи 266 ТК ЕАЭС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, базой для исчисления таможенных пошлин, входящих в состав совокупного таможенного платежа, в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются стоимость товаров для личного пользования и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иные характеристики товара).
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 14 статьи 266 ТК ЕАЭС).
База для исчисления налогов, входящих в состав совокупного таможенного платежа, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 51 настоящего Кодекса.
Пунктом 24 статьи 266 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется в соответствии с главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, уплачиваются физическими лицами на основании таможенного приходного ордера либо на основании иного таможенного документа, определяемого Комиссией.
Согласно пункту 25 статьи 266 ТК ЕАЭС таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования исчисляются таможенным органом, производящим выпуск таких товаров, на основании сведений, заявленных декларантом при таможенном декларировании, а также по результатам проведения таможенного контроля.
Обязанность заявления таможенному органу полных и достоверных сведений о товарах для личного пользования, необходимых для определения суммы таможенных платежей, подлежащих уплате, возлагается на декларанта.
Как установлено пунктом 1 статьи 267 ТК ЕАЭС, стоимость товаров для личного пользования заявляется в пассажирской таможенной декларации при таможенном декларировании товаров для личного пользования на основании стоимости, указанной в чеках, счетах, на бирках и ярлыках или в иных документах о приобретении таких товаров, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования. Для подтверждения стоимости товаров для личного пользования физическим лицом представляются оригиналы документов, на основании которых заявлена стоимость товаров для личного пользования.
Согласно пункту 2 статьи 267 ТК ЕАЭС физическое лицо вправе доказать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных в подтверждение стоимости товаров для личного пользования.
Из пункта 3 этой же статьи следует, что таможенный орган определяет стоимость товаров для личного пользования на основании имеющейся в его распоряжении информации о цене на аналогичные товары в следующих случаях:
- наличие обоснованных причин полагать, что представленные физическим лицом документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, содержат недостоверные сведения, если физическое лицо в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи не
докажет достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных в подтверждение стоимости товаров для личного пользования (подпункт 4);
- несоответствие заявленной стоимости товаров для личного пользования рыночной стоимости аналогичных товаров в стране приобретения, по которой такие аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычных (рыночных) условиях торговли (подпункт 5).
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 267 ТК ЕАЭС таможенный орган определяет стоимость товаров для личного пользования на основании имеющейся в его распоряжении информации о цене на аналогичные товары при наличие обоснованных причин полагать, что представленные физическим лицом документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, или документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза, сопровождающие международные почтовые отправления, содержат недостоверные сведения, если физическое лицо в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи не докажет достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных в подтверждение стоимости товаров для личного пользования.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 267 ТК ЕАЭС таможенный орган определяет стоимость товаров для личного пользования на основании имеющейся в его распоряжении информации о цене на аналогичные товары в случае несоответствия заявленной стоимости товаров для личного пользования рыночной стоимости аналогичных товаров в стране приобретения, по которой такие аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычных (рыночных) условиях торговли.
В качестве информации о стоимости товаров для личного пользования таможенный орган может использовать, в том числе сведения, указанные в каталогах и на сайтах иностранных организаций, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров, с учетом сведений, представленных физическим лицом (пункт 4 статьи 267 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
Согласно пункту 2 статьи 270 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 266, 268 и 269 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с данным кодексом.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени (пункт 3 статьи 270 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 4 статьи 270 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных
пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 указанной статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 6 данной статьи.
Форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения указанных в нем требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов.
В соответствии с частью 15 статьи 74 Федерального закона от 03.08.2018 № 289- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 289-ФЗ) уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Как следует из подпункта 2 части 1 статьи 74 Закона № 289-ФЗ, если таможенное декларирование товаров не производилось либо производилось без применения декларации на товары выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок фиксируется таможенным органом, в том числе путем корректировки таможенного приходного ордера.
Днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом корректировки таможенного приходного ордера (пункт 2 части 2 статьи 74 Закона № 289-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 74 Закона № 289-ФЗ факты нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, влекущие наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов или пеней, фиксируются на основании решения таможенного органа по результатам таможенного контроля.
Согласно подпункту 2 пункта 34 Порядка заполнения таможенного приходного ордера и внесения в него изменений (дополнений), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.06.2021 № 79, сведения, указанные в ТПО, подлежат изменению (дополнению), при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, обстоятельств, влияющих на размер подлежащих уплате платежей и (или) на иные сведения, подлежащие указанию в ТПО, в частности, недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах для личного пользования.
В соответствии с пунктом 36 указанного Порядка внесение изменений (дополнений) в ТПО осуществляется путем заполнения нового ТПО.
Пунктом 2 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного
контроля с применением к ним определенных Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Согласно статье 322 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений является одной из форм таможенного контроля.
Пунктом 1 статьи 326 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса.
По результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с настоящим Кодексом, а по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 3 статьи 326 ТК ЕАЭС).
Как следует из материалов дела, в адрес физического лица ФИО1 на таможенную территорию ЕАЭС был ввезен мотоцикл.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости обществом как таможенным представителем были представлены таможенному органу товаросопроводительные документы, в том числе контракт от 10.12.2020 № РМ- 20201012, коммерческий инвойс от 10.04.2021 № Y-1747, агентский договор от 18.03.2021 № 747, экспортная декларация (уведомление о разрешении на экспорт), коносамент.
По условиям пункта 1 контракта № РМ-20201012 от 10.12.2020, заключенного между компанией «BIKE О & COMPANY Ltd» (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью «Порт Мэй сервис» (покупатель), продавец продал, а покупатель купил транспортные средства, водномоторную технику, специальную технику, автозапчасти и комплектующие, несамоходные транспортные средства в течение срока, оговоренного в статье 2 настоящего контракта.
Поставки осуществляются на условиях СФР – порт РФ (Инкотермс 2000). Стоимость настоящего контракта составляет 480000 долларов США.
В случае если предметом контракта будут являться товары физических лиц (автомобили, мотоциклы), стороны договорились, что продавец оказывает помощь в поиске и приобретении товара по заявке покупателя. Заявка может подаваться телефонной, электронной и иной связью.
В свою очередь между ФИО1 (принципал) и ООО «Порт Мэй сервис» (агент) был заключен агентский договор от 18.03.2021 № 747, на основании пункта 1.1 которого агент обязуется за вознаграждение совершить по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, направленные на оказание помощи по подбору и приобретению транспортного средства Yamaha YZF- R1, 2013 года выпуска.
Согласно пункту 1.2 указанного договора агент обязуется в интересах принципала заключить договор на поставку данного транспортного средства.
Разделом 3 внешнеэкономического контракта от 10.12.2020 № РМ-20201012 установлено, что оплата осуществляется Покупателем (ООО «Порт Мэй сервис») путем
перечисления денежных средств на расчетный счет Продавца (компания «ВIКЕ О & COMPANY Ltd.»).
Иностранный продавец - компания «BIKE О & COMPANY Ltd» сформировал и выставил коммерческий инвойс от 10.04.2021 № Y-1747 на сумму 2185 долл. США, в котором было указано наименование товара – Yamaha YZF-R1, number VIN RN24J- 001606.
Указанный коммерческий инвойс выставлен компанией «ВIКЕ О & COMPANY Ltd.» в адрес физического лица как покупателя по сделке и получателя товара, то есть лица, не являющегося стороной внешнеэкономической сделки и не являющегося лицом, на которое возложена обязанность по уплате в адрес компании «ВIКЕ О & COMPANY Ltd.» стоимости ввезенного товара в соответствии с положениями внешнеэкономического контракта от 10.12.2020 № РМ-20201012.
Сравнительная оценка указанной стоимости внешнеэкономической сделки и цены товара, заявленной в пассажирской таможенной декларации, показывает их идентичность, поскольку в ПТД товар был задекларирован по стоимости 2185 долл. США, как и указано в коммерческих документах.
Между тем, как подтверждается материалами дела, достоверность и количественная определенность заявленной таможенной стоимости не были подтверждены в ходе таможенного контроля после выпуска товаров, исходя из содержания и характера представленных коммерческих документов и дополнительной информации, полученной таможенным органом.
В ходе анализа информации, представленной в сети Интернет на сайте https://auctions.aleado.ru, на котором в свободном доступе размещена информация о фактической цене продажи автотранспортных средств в Японии, установлено, что спорный мотоцикл имеет аукционный лист с указанием его конечной цены продажи в Японии, которая существенно выше цены, заявленной при декларировании указанного автотранспортного средства.
Согласно полученной от ООО «Алеадо» информации спорный мотоцикл участвовал 14.04.2021 в аукционе BDS Kantou (номер лота 0381) и был продан по цене 576 000 японских йен, что по курсу валют на дату декларирования составило 385 920 рублей или 5 236, 42 долл. США.
Таким образом, при декларировании спорного мотоцикл указана недостоверная таможенная стоимость ввезенного товара.
Таможенным органом правомерно учтены результаты аукционных торгов, размещенные в открытом доступе на сайте http://auctions.aleado.ru, по данным которых спорный товар по представленной ПТД был продан на японском мотоаукционе по цене большей, чем заявлено в указанной декларации, поскольку сведения, отраженные в ПТД о годе выпуска, номере рамы, объеме двигателя, полностью совпадают со сведениями, размещенными на указанном сайте, что с достоверностью позволяет установить факт продажи спорного мотоцикла по аукционной цене, указанной на данном сайте.
Таким образом, с учетом ответа, полученного от ООО «Алеадо» таможней, цена мотоцикла, указанная в статистике аукционных торгов, проведенных с использованием уникального (индивидуального) номера шасси/рамы, является действительной ценой продажи товара в Японии.
При этом судом учтен также и короткий временной промежуток между продажей мотоцикла на аукционе и поступлением товара в адрес физического лица, что также позволяет таможенному органу и суду усомниться к стоимости мотоцикла, указанной в спорной ПТД.
Судом отклоняется довод общества о невозможности использования информации, содержащейся на сайте http://auctions.aleado.ru, поскольку данный сайт не
является официальным, что ставит под сомнение законность и достоверность указанных на данном сайте сведений, как необоснованный в силу следующего.
Размещенная ООО «Алеадо» база транспортных средств на сайте www.aleado.ru предоставляется японскими торговыми площадками по продаже мототехники, при этом для доступа к информации японских аукционов компания ООО «Алеадо» использует доступы, предоставленные заказчиками системы автоматизации данных (дилеры, поставщики и компании экспортеры); информация по аукционной статистике является общедоступной, компания ООО «Алеадо» является исполнителем системы автоматизированных данных для дилеров, поставщиков и компаний экспортеров, использующих японские аукционы для предоставления данных конечным покупателям; по данным аукционной статистики компания ООО «Алеадо» предоставляет стоимость продажи ТС, характеристики ТС, в том числе предоставляет и аукционный лист.
Как следует из материалов дела, таможня в ходе проведения проверки установила, что спорный мотоцикл был приобретен на мотоаукционе Японии незадолго до ввоза товара на территорию ЕАЭС и его декларирования по цене, значительно превышающей заявленную обществом при декларировании. На мотоаукционе приобретен именно декларируемый мотоцикл, поскольку он идентифицируется по уникальному номеру шасси/рамы. Доказательств обратного заявителем не представлено, в связи с чем оснований сомневаться в достоверности указанных на сайте http://auctions.aleado.ru сведений у суда не имеется.
Таким образом, информация, размещенная в сети Интернет на сайте https://auctions.aleado.ru, а также официальная информация от ООО «Алеадо», изложенная в ответе по запросу таможни, об аукционной стоимости продажи спорного мотоцикла отражает цену его приобретения на внутреннем рынке Японии, в связи с чем в силу пункта 6 статьи 324, подпункта 5 пункта 3, пункта 4 статьи 267 ТК ЕАЭС данная информация могла быть использована таможенным органом для определения стоимости мотоцикла для личного пользования, задекларированного в спорной ПТД.
Указания общества на отсутствие в аукционном листе цены товара не могут быть приняты во внимание, учитывая предоставленную ООО «Алеадо» совместно с аукционным листом информацию о стоимости продажи транспортного средства.
В свою очередь сведения, отраженные в ПТД № 10702020/190521/А009531 о годе выпуска, номерах агрегатов, объеме двигателя спорного транспортного средства, полностью совпадают со сведениями, размещенными на вышеуказанном сайте, что с достоверностью позволяет установить факт продажи спорного мотоцикла по аукционной цене, указанной на данном сайте.
Кроме того, полученные таможенным органом в рамках таможенного контроля сведения подтверждаются, в том числе на иных специализированных Интернет- ресурсах: https://motopodbor.com/912725.
В результате анализа официальных сайтов в сети Интернет «ВIКЕ О & COMPANY Ltd.» (https://8190.co.jp/en/) и ООО «Порт Мэй сервис» (https://import- moto.com/contact.html) таможенным органом установлено, что компания «ВIKE О & COMPANY Ltd.» специализируется на покупке и продаже мотоциклов на аукционах, а на официальном сайте в сети Интернет ООО «Порт Мэй сервис» для зарегистрированных пользователей реализована возможность получения информации по аукционам Японии, где в разделе «мото статистика» путем введения соответствующих данных (номер лота, номер рамы и т.д.) получена идентичная информация о спорном товаре.
Кроме того, необходимо отметить, что заявитель не опроверг вывод таможенного органа о приобретении спорного мотоцикла на указанном аукционе именно по цене 576 000 японских йен, тогда как нарушение прав и законных интересов в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
В обоснование своих доводов общество ссылается исключительно на незаконность и недостоверность сведений, размещенных на сайте https://auctions.aleado.ru.
Вместе с тем, доказательств, из которых возможно однозначно установить цену спорного мотоцикла, заявителем ни в таможенный орган, ни в суд не представлено.
Ссылки заявителя на судебную практику суд отклоняет, поскольку в данном деле речь идет о сайте https://yahoo.aleado.ru, порядок наполнения контента которого судами не анализировался, и имели место иные фактические обстоятельства.
Таким образом, позиция декларанта о невозможности использования в качестве источника ценовой информации сведений о цене спорного мотоцикла, размещенных на общедоступных Интернет-сайтах, в том числе на сайте https://auctions.aleado.ru, основана на ошибочных выводах.
Судом отклоняется как необоснованный довод общества о том, что у таможенного органа отсутствует право на выставление оспариваемого уведомления в адрес ООО «Таможенный портал» как таможенного представителя, поскольку он не являлся стороной внешнеэкономической сделки и не мог располагать информацией о недостоверности предоставленных физическим лицом сведений о стоимости мотоцикла в силу следующего.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 73 Закона № 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Частью 12 статьи 73 Закона № 289-ФЗ предусмотрено, что при солидарной обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов уведомления (уточнения к уведомлению) направляются одновременно плательщику и лицам, несущим солидарную обязанность, с указанием об этом в таких уведомлениях (уточнениях к уведомлению).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. Отношения таможенного представителя с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 404 ТК ЕАЭС при осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого им лица документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных названных Кодексом требований.
В силу положений пункта 4 статьи 405 ТК ЕАЭС в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате
таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Пунктом 5 статьи 405 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при наступлении предусмотренных в соответствии с настоящим Кодексом обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению, такая обязанность исполняется таможенным представителем солидарно с представляемым им лицом.
Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами, в свою очередь, не могут быть ограничены договором с представляемым лицом (пункт 7 статьи 405 ТК ЕАЭС).
Частью 7 статьи 346 Закона № 289-ФЗ определено, что в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, таможенных сборов в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных платежей, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 405 ТК ЕАЭС, а также в случае, если исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации на товары поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, и при условии, что таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, что будет установлено решением суда или таможенного органа.
Из анализа указанных норм права следует, что деятельность таможенного представителя, состоит в совершении таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению, причем осуществляется такая деятельность на постоянной, профессиональной основе (о чем свидетельствуют предъявляемые к таможенному представителю требования и необходимость их включения в соответствующий реестр), и на таможенного представителя возлагается ответственность за результат проведения таможенных операций, в том числе за уплату таможенных платежей.
Формальная подача таможенным представителем в таможенный орган полученных от гражданина документов без проверки их полноты и достоверности не может свидетельствовать о проявлении должной степени заботливости и осмотрительности, в том числе с учетом его статуса - лица, осуществляющего деятельность по таможенному декларированию на профессиональной основе.
ООО «Таможенный портал», действующее как таможенный представитель, то есть осуществляющее деятельность по таможенному декларированию на профессиональной основе, не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие, что оно приняло все необходимые меры для получения от гражданина и представления при таможенном декларировании товаров достоверных документов и сведений относительно заявленной стоимости товаров.
Вопреки утверждению заявителя, в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что таможенный представитель не имел возможности узнать у физического лица обстоятельства, связанные с условиями приобретения и ввоза спорного товара с учетом того, что сведения, полученные таможенным органом, носят общедоступный характер.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о невозможности в данном случае применить положения части 7 статьи 346 Закона № 289-ФЗ в части освобождения общества от солидарной обязанности по уплате таможенной пошлины ввиду того, что
он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое уведомление таможенного органа вынесено при наличии к тому правовых оснований и не нарушило прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, суд в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказывает заявителю в удовлетворения его требований и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относит на него судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
В удовлетворении требования отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России Дата 20.03.2023 1:40:00
Кому выдана Нестеренко Людмила Павловна