ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-23030/09 от 18.03.2010 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-23030/2009

25 марта 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2010 г. Полный текст решения изготовлен 25 марта 2010 г.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Лошаковой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Коняевой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску ООО «Оленеводческое охотохозяйство «Гамовское» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение Дальневосточный морской биосферный государственный природный заповедник Дальневосточного отделения Российской Академии наук, Дальневосточное отделение Российской академии наук, администрация Приморского края об устранении нарушений права собственности на земельный участок.

В заседании приняли участие: от истца - адвокат Панчук А.В., доверенность от 17.11.2009, удостоверение № 1608 от 23.12.2008, от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: от Государственного учреждения Дальневосточный морской биосферный государственный природный заповедник Дальневосточного отделения Российской Академии наук – директор ФИО1 (постановление общего собрания от 01.12.2006 № 8, паспорт <...>), от Дальневосточного отделения Российской Академии наук - представитель ФИО2 (доверенность № 16024-240 от 18.03.2010, паспорт <...>), представитель ФИО3 (доверенность №16024-26 от 15.01.2010, удостоверение № 246 от 17.10.2007), от администрации Приморского края – ФИО4 (паспорт <...>, без доверенности).

В судебное заседание не явились представители ответчика и администрации Приморского края, поскольку указные лица были надлежащим образом уведомлены о дате судебного заседания, арбитражный суд рассмотрел спор в их отсутствие по имеющимся материалам дела в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Суд установил следующее: ООО «Оленеводческое охотохозяйство «Гамовское» (далее – ООО «Гамовское») обратилось в арбитражный суд Приморского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – Управление Росреестра по Приморскому краю), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение Дальневосточный морской биосферный государственный природный заповедник Дальневосточного отделения Российской Академии наук (далее - ГУ Дальневосточный заповедник), в котором просит суд обязать ответчика внести в государственный кадастр недвижимости запись об исключении обременения в виде охранной зоны Дальневосточного государственного морского заповедника с земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 25:20:03 04 01:55, площадью 4 402 572 кв. м (участок находится примерно в 10 км по направлению на северо-восток от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>).

Определением от 02.02.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом были привлечены администрации Приморского края, Дальневосточное отделение Российской академии наук (далее – ДВО РАН).

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении требований, указав, что в его собственности находится земельный участок площадью 4 402 572 кв.м. с кадастровым номером 25:20:03 04 01:55. В кадастровом паспорте земельного участка имеется запись об обременении части земельного участка площадью 3 710 139 кв.м. особым режимом использования в виде водоохраной зоны и охранной зоны Дальневосточного государственного морского заповедника (далее - заповедник). Истец считает, что охранная зона заповедника была установлена неуполномоченными лицами, после реорганизации заповедника документы, устанавливающие его границы и охранную зону, не претерпели изменений, правоустанавливающий документ на акваторию заповедника оформлен с отступлений от действующего в то время земельного законодательства. Установление охранной зоны заповедника без соблюдения норм права повлекло, как указывает истец, нарушение его законных прав и охраняемых законом интересов, создало препятствия для осуществления нормальной хозяйственной деятельности, возложило на него обязанности, не предусмотренные законом, в связи с чем истец обратился с настоящим негаторным иском в суд.

Ответчик в судебное заседание не явился, письменного отзыва на иск в суд не представил, доводы истца не оспорил.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ Дальневосточный заповедник в письменном отзыве с иском не согласилось, считает, что истец смешивает понятия границ заповедника и его охранной зоны. Считает, что, поскольку до 18.12.1991 нормативно-правовые акты не указывали на орган, полномочный принимать решение о создании охранной зоны, то вопрос об организации заповедника мог быть решен без участия Совета министров СССР. Истец, приобретая спорный земельный участок, знал или должен был знать о существующих обременениях этого земельного участка. ГУ Дальневосточный заповедник также сообщило суду, что иных документов об установлении охранной зоны заповедника, кроме как имеющихся в деле, не имеется, сослалось на постановление Президиума Приморского краевого суда от 06.07.2007 №44г-163, которым была признана законность существования охранной зоны заповедника.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ДВО РАН также с требованиями не согласилось.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Приморского края по иску возражала.

Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права (Серия 25-АБ 228388) от 20.11.2009 ООО «Гамовское» на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 4 402 572 кв.м., адрес объекта: участок находится примерно в 10 км. по направлению на северо-восток от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...> дом. 2, кадастровый номер: 25:20:030401:55 (далее - спорный земельный участок).

В соответствии с кадастровым паспортом (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 29.10.2009 №02-2009-2703 в отношении спорного земельного участка в государственном кадастре недвижимости зарегистрированы следующие обременения: 1) особый режим использования земли, прибрежная защитная полоса, площадь 280 893 кв.м., 2) Особый режим использования земли, водоохранная зона, охранная зона Дальневосточного государственного морского заповедника, площадь 3 710 139 кв.м.

В обоснование наличия в государственном кадастре недвижимости указанных обременений в отношении спорного земельного участка в материалы дела были представлены следующие документы.

24.03.1978 Советом министров СССР было издано постановление №228, которым было решено организовать в системе Академии наук СССР Дальневосточный государственный морской заповедник в заливе ФИО5 моря, площадь и границы заповедника было поручено определить Академии наук СССР и Министерству обороны СССР по согласованию с Советом министров РСФСР.

02.02.1979 президентом Академии наук СССР, а 20.02.1978 заместителем Министра обороны СССР главнокомандующим Военно-Морским Флотом было утверждено Положение о Дальневосточном государственном морском заповеднике Академии наук СССР, согласно которому Дальневосточный государственный морской заповедник Академии наук СССР был организован при институте биологии моря Дальневосточного научного центра Академии наук СССР.

Решением Исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных депутатов «Об установлении границ Дальневосточного государственного морского заповедника» от 30.05.1980 №450 были установлены границы Дальневосточного государственного морского заповедника в натуре, также за заповедником были закреплены три участка акватории общей площадью 63 000 га, охранная зона вокруг морских границ заповедника была утверждена три мили, вокруг сухопутных – пятьсот метров.

23.12.2004 постановлением Президиума Российской академии наук от 23.12.2004 №407 было принято решение о реорганизации Института биологии моря Дальневосточного отделения Российской академии наук путем выделения из него его структурного подразделения - Дальневосточного морского биосферного государственного природного заповедника и преобразования его в научное учреждение с правами юридического лица – Дальневосточный морской биосферный государственный природный заповедник Дальневосточного отделения Российской академии наук.

Во исполнение указанного постановления Российской академии наук Дальневосточное отделение Российской академии наук издало распоряжение от 17.01.2005 №16034-5 од.

11.04.2005 на общем собрании научных сотрудников Дальневосточного морского биосферного государственного природного заповедника Дальневосточного отделения Российской академии наук был принят устав образованного государственного учреждения.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Действительно, на момент издания государственными органами СССР и РСФСР документов, положенных в обоснование регистрации оспариваемого обременения, законодательство прямо не указывало на орган, полномочный принимать решения о создании охранной зоны.

Между тем, согласно Конституции (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. (далее - Конституция РСФСР), действующей в спорный период, на РСФСР, как и на СССР Конституцией (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) (далее – Конституция СССР), были возложены обязанности по принятию необходимых мер для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

  Во исполнение указанных задач, 24.03.1978 Советом Министров СССР - высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР было издано постановление №228 об организации Дальневосточного государственного морского заповедника.

Указанное постановление носило общий характер, фактически являлось поручением Академии наук СССР создать заповедник в заливе ФИО5 моря, без указания на его конкретное расположение, площадь и границы, в том числе и границы охранной зоны.

При этом, в постановлении №228 Совет министров СССР определил порядок организации заповедника, а именно, площадь и границы морского заповедника должны быть согласованы с Советом министров РСФСР.

В соответствии с п. 12 ст. 72 Конституции РСФСР к ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления относилось установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды.

Принимая во внимание, что конкретный орган, правомочный принимать решение об определении границ охранной зоны в действующем законодательстве в спорный период не был определен, между тем порядок создания заповедника был определен Советом министров СССР (с указанием на дальнейшее согласование его создания с Советом министров РСФСР), указанные полномочия по определению охранной зоны такого заповедника, исходя из общих начал и смысла законодательства, действующего в спорный период, принадлежали непосредственно органу, ответственному за его создание, а именно высшему исполнительному и распорядительному органу государственной власти РСФСР - Правительству РСФСР, т.е. Совету Министров РСФСР (ст. 122 Конституции РСФСР).

Указанные выводы сделаны судом с учетом постановления Совета министров СССР от 24.03.1978 №228, которым Академии наук СССР и Министерству обороны СССР было предписано определить границы и площадь морского заповедника и согласовать их именно с Советом министров РСФСР.

Доказательств того, что спорная охранная зона была образована по согласованию с Советом министров РСФСР в порядке, определенном Советом министров СССР в постановлении №228, в силу предоставленных Конституцией СССР полномочий, а также доказательств того, что Исполнительный комитет Приморского краевого Совета народных депутатов был наделен полномочиями по утверждению охранной зоны, суду в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.

Кроме того, выводы суда о том, что полномочия по установлению охранной зоны заповедников принадлежали непосредственно Правительству РСФСР, подтверждается правовыми актами спорного периода (постановление Совета министров РСФСР от 04.11.1972 №689, постановление Совета министров РСФСР от 13.04.1960 №510).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение от 30.05.1980 №450 было принято Исполнительным комитетом Приморского краевого Совета народных депутатов за пределами своих полномочий, в связи с чем не могло породить юридические последствия.

Исковые требования основаны на ст. 304 ГК РФ, согласно которой собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (негаторный иск).

Исходя из ст. 304 ГК РФ предметом доказывания по негаторному иску являются наличие у истца вещного права на спорное имущество, а также факт наличия обстоятельств, не связанных с лишением владения спорного имущества, вызванных деятельностью ответчика и нарушающих права истца.

Факт того, что спорный участок принадлежит истцу на праве собственности, подтвержден свидетельством о государственной регистрации права.

Наличие в государственном кадастре недвижимости записи об обременении спорного земельного участка, включенной в него на основании решения Исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных депутатов от 30.05.1980 №450 (письмо Территориального отдела №8 Управления Федерального агентства кадастра недвижимости объектов недвижимости по Приморскому краю от 20.05.2009 №264) в виде установления охранной зоны Дальневосточного государственного морского заповедника не лишает истца владением спорным имуществом, однако в соответствии с положением о заповеднике, Федеральным законом от 14.02.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ограничивает его в правах.

Учитывая, что решение об определении границ охранной зоны заповедников было принято Исполнительным комитетом Приморского краевого Совета народных депутатов за пределами своих полномочий, арбитражный суд при оценки доводов истца в силу ст. 12 ГК РФ не применяет вышеуказанное решение местного органа государственной власти и управления РСФСР в Приморском крае и приходит к выводу о том, что наличие в государственном кадастре недвижимости оспариваемой записи не лишает его права владения спорным имуществом, но нарушает его законные права, создает препятствия для осуществления нормальной хозяйственной деятельности и возлагает на него обязанности, не предусмотренные законом.

Ответчик - Управление Росреестра по Приморскому краю как территориальный федеральный орган исполнительной власти, наделенный на территории Приморского края функциями по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, землеустройства, государственного мониторинга земель (Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии") обязан устранить указанные нарушения прав истца, исключив из государственного кадастра недвижимости спорную запись об установлении обременения в виде охранной зоны заповедника.

Арбитражный суд отклоняет довод ДВО РАН о том, что постановлением Президиума Приморского краевого суда от 06.06.2007 №44г-163 суд уже признал законность существования охранной зоны заповедника, поскольку их текста данного судебного акта не следует, что судом исследовался вопрос о наличии у Исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных депутатов полномочий на установление спорной охранной зоны.

Довод ГУ Дальневосточный заповедник о том, что истец, приобретая спорный земельный участок, знал или должен был знать о существующих обременениях этого земельного участка, суд также отклоняет, как не влияющий на законность существования в кадастровом кадастре недвижимости охранной зоны заповедника.

Более того, суд также критически оценивает доводы ГУ Дальневосточный заповедник о том, что исключение записи об охранной зоне не будет способствовать сохранению заповедника, поскольку заповедник находится границах акватории и соответственно примыкает к береговой линией, которая в силу ст. 65 Водного кодекса РФ входит в водоохранную зону, в связи с чем на данной территории (ширина 500 метров) введены в силу указанной нормы дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Кроме того, исключение записи об охранной зоне, установленной с нарушением действующего законодательства, не препятствуют установлению данной зоны в предусмотренном законом порядке.

Руководствуясь ст. 167-170 АПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю внести в государственный кадастр недвижимости запись об исключении обременения в виде охранной зоны Дальневосточного государственного морского заповедника с земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 25:20:03 04 01:55, площадью 4 402 572 кв. м (участок находится примерно в 10 км по направлению на северо-восток от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>).

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья А.А. Лошакова